Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению на тему
Рабочая программа по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_lit._chtenie.docx | 79.41 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_lit._chtenie.docx | 43.23 КБ |
Предварительный просмотр:
3.Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
(4 часа в неделю, 35 учебных недель – 140 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | ||
плани-руемая | факти-ческая | |||||
Ежеурочно | Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||
Вводный урок – 1 ч. | ||||||
Знакомство с учебником литературное чтение. | 1 | 3.09 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарем в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. | |||
Самое великое чудо на свете – 4 ч. | ||||||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | 5.09 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения | 1 | 6.09 | ||||
Первопечатник Иван Федоров | 1 | 7.09 | ||||
Урок – путешествие в прошлое. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | 10.09 | ||||
Устное народное творчество – 14 ч. | ||||||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | 12.09 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особеннсти. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Русские народные песни. Заклички. РР. Сочинение закличек | 1 | 13.09 | ||||
Докучные сказки. РР. Сочинение докучных сказок | 1 | 14.09 | ||||
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка | 1 | 17.09 | ||||
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 2 | 19.09 20.09 | ||||
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | 3 | 21.09 24.09 26.09 | ||||
Русская народная сказка «Сивка-Бурка» | 2 | 27.09 28.09 | ||||
Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин | 1 | 1.10 | ||||
КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») | 1 | 3.10 | ||||
Проект «Сочиняем волшебную сказку» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | 4.10 | ||||
Поэтическая тетрадь 1 – 11 ч. | ||||||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | 5.10 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Проект «Как научиться читать стихи» (На основе научно-популярной статьи Я.Смоленского) | 1 | 8.10 | ||||
Ф. Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | 10.10 | ||||
Ф. Тютчев «Листья» РР. Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | 1 | 11.10 | ||||
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | 12.10 | ||||
И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | 1 | 15.10 | ||||
И. Никитин «Встреча зимы» | 1 | 17.10 | ||||
И. Суриков «Детство» | 1 | 18.10 | ||||
И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении | 1 | 19.10 | ||||
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1») | 1 | 22.10 | ||||
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | 24.10 | ||||
Великие русские писатели – 24 ч. | ||||||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | 25.10 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина» | 1 | 26.10 | ||||
А. Пушкин. Лирические стихотворения | 1 | 29.10 | ||||
А. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | 31.10 | ||||
А. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | |||||
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 4 | |||||
Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом | 1 | |||||
И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове | 1 | |||||
И. Крылов «Мартышка и Очки» | 1 | |||||
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | 1 | |||||
И. Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | |||||
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | 1 | |||||
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 | |||||
М. Лермонтов «Утес», «Осень» | 1 | |||||
Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения | 1 | |||||
Л. Толстой «Акула» | 1 | |||||
Л. Толстой «Прыжок» | 1 | |||||
Л. Толстой «Лев и собачка» | 1 | |||||
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов | 1 | |||||
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | |||||
Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») | 1 | |||||
Поэтическая тетрадь 2 - 6 ч. | ||||||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | ||||
Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» | 1 | |||||
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | |||||
К. Бальмонт «Золотое слово» | 1 | |||||
И. Бунин «Детство», «Полевые цветы» | 1 | |||||
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | |||||
Литературные сказки – 8 ч. | ||||||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | ||||
Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка) | 1 | |||||
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» | 1 | |||||
В. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 2 | |||||
В. Одоевский «Мороз Иванович» | 2 | |||||
КВН (обобщающий урок по разделу «Литературные сказки»). Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | |||||
Были-небылицы - 10 ч. | ||||||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | ||||
М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | |||||
К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 3 | |||||
А. Куприн «Слон» | 3 | |||||
Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | |||||
Поэтическая тетрадь 1 - 6 ч. | ||||||
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||
С. Черный «Воробей», «Слон» | 1 | |||||
А. Блок «Ветхая избушка» | 1 | |||||
А. Блок «Сны», «Ворона» | 1 | |||||
С. Есенин «Черемуха» | 1 | |||||
Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | |||||
Люби живое - 16 ч. | ||||||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||
М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. РР. Сочинение на основе художественного текста | 1 | |||||
Соколов-Микитов «Листопадничек» | 2 | |||||
В. Белов «Малька провинилась» | 1 | |||||
В. Белов «Еще раз про Мальку» | 1 | |||||
В. Бианки «Мышонок Пик» | 2 | |||||
Б. Житков «Про обезьянку» | 3 | |||||
В. Дуров «Наша Жучка» | 1 | |||||
В. Астафьев «Капалуха» | 1 | |||||
В. Драгунский «Он живой и светится…» | 1 | |||||
Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое») | 1 | |||||
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | |||||
Поэтическая тетрадь 2 - 8 ч. | ||||||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||
C. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…» | 1 | |||||
А. Барто «Разлука» | 1 | |||||
А. Барто «В театре» | 1 | |||||
С. Михалков «Если», «Рисунок» | 1 | |||||
Е. Благинина «Кукушка», «Котенок» | 1 | |||||
Игра «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2») | 1 | |||||
Проект «Праздник поэзии» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | |||||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок - 12 ч. | ||||||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 1 | |||||
А. Платонов «Цветок на земле» | 2 | |||||
А. Платонов «Еще мама» | 2 | |||||
М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | |||||
М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | |||||
Н. Носов «Федина задача» | 1 | |||||
Н. Носов «Телефон» | 1 | |||||
В. Драгунский «Друг детства» | 1 | |||||
Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | |||||
По страницам детских журналов - 8 ч. | ||||||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | |||||
Ю. Ермолаев «Проговорился» | 1 | |||||
Ю. Ермолаев «Воспитатели» | 1 | |||||
Г. Остер «Вредные советы» | 1 | |||||
Г. Остер «Как получаются легенды» | 1 | |||||
Р. Сеф «Веселые стихи» | 1 | |||||
Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | |||||
Зарубежная литература - 12 ч. | ||||||
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). | ||||
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей» | 2 | |||||
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» | 3 | |||||
Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» | 1 | |||||
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | |||||
Итоговая контрольная работа | 1 | |||||
Повторение пройденного | 3 | |||||
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель _________ Цыповская С. А. Протокол № 1 от « 29» августа 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________ Авдеева И.В. «31» августа 2018 г. Рабочая программа по литературному чтению 3 Б класс
САРАНСК 2018 | «Утверждаю» Директор школы __________ Куликов Д.М. «31» августа 2018 г. Выполнила: Митюшина И. П. учитель высшей категории |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе примерной программы УМК «Школа России» (научный руководитель А.А.Плешаков. Москва «Просвещение» 2011г.), авторской программы «Литературное чтение» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова).
На изучение литературного чтения в третьем классе начальной школы согласно учебному плану МОУ «СОШ №1» отводится 140 часов (4 часа в неделю, 35 учебных недель).
Цели обучения чтению обусловлены общими целями образования, статусом и ролью литературы в культуре и жизнедеятельности общества, ценностями литературного образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Приоритетной целью обучения чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующихцелей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения чтению и уроках литературного чтения необходимо решать следующие задачи.
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
1.Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
Обучающийся научится:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
- формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме?Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
- записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные
Обучающийся научится:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
-- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
- находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
- самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
- делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием; - пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
- рассказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни;
- готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);
- участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;
- участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
2.Содержание учебного предмета( 140 часов)
Вводный урок – 1 ч.
Знакомство с учебником
Самое великое чудо на свете – 4 ч.
Рукописные книги древней Руси
Первопечатник Иван Федоров
Устное народное творчество – 14 ч.
Русские народные песни
Докучные сказки
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка»
Проект «Сочиняем волшебную сказку»
Поэтическая тетрадь 1 – 11 ч.
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»
И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»
И. З. Суриков. «Детство», «Зима»
Проект «Как научиться читать стихи»
Великие русские писатели – 24 ч.
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»
И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»
Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»
Поэтическая тетрадь 2 - 6 ч.
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»
К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»
И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...»
Литературные сказки - 8 ч.
Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
Были и небылицы -10 ч.
М. Горький. «Случай с Евсейкой»
К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»
А. И. Куприн. «Слон»
Поэтическая тетрадь 1 – 6 ч.
С. Черный. «Что ты тискаешь утёнка...», «Воробей», «Слон»
А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
С. А. Есенин. «Черемуха»
Люби живое -16 ч.
М. М. Пришвин. «Моя Родина»
И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»
В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»
В. В. Бианки. «Мышонок Пик»
Б. С. Житков. «Про обезьянку»
В. Л. Дуров. «Наша Жучка»
В. П. Астафьев. «Капалуха»
В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится»
Поэтическая тетрадь 2 – 8 ч.
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»
А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»
С. В. Михалков. «Если...»
Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок»
Проект «Праздник поэзии»
Собирай по ягодке — наберешь кузовок - 12 ч.
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»
А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»
М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»
Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»
В. Ю. Драгунский. «Друг детства»
По страницам детских журналов - 8 ч.
Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»
Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»
Р. Сеф. «Веселые стихи»
Зарубежная литература - 12 ч.
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...