М.М.Зощенко "Ёлка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Разработка содержит подробную технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В приложении карточки для групповой работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn_karta_uroka_m.m.zoshchenko_elka_4_kl.doc | 702 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1»
Технологическая карта урока
литературного чтения в 4 классе
по теме М.М.Зощенко «Ёлка».
Овчинникова Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория.
г. Вилючинск
2018 год
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК «Школа России»
Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Триединая цель:
- дидактическая: познакомить учащихся с новым произведением М.М.Зощенко «Ёлка»; совершенствовать навык чтения, его правильность, беглость, осознанность и выразительность на примере этого произведения;
- развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также оценивать прочитанное, сопереживать; развивать познавательные и исследовательские навыки, наблюдательность, внимание, речь учащихся;
- воспитательная: воспитывать нравственные качества ученика, уважение к окружающим людям, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор; презентация; листочки с карточками для парной работы; задания в конвертах для групповой работы; учебник по чтению, солнышки для самооценки и рефлексии.
План – конспект урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | Вид контроля | Примечание |
| Проверка готовности к уроку. Учитель: Чтоб книги открыли свои странички, Чтобы героев лица увидеть, Чтоб разобраться во всем и понять Нужно внимательно книги читать. Нужно работать, нужно трудиться, Упорным быть и ничуть не лениться. Если мы будем работать сознательно, Урок, как всегда, пройдет замечательно. - Посмотрите за окно. За окном у нас зима. Чего порой не хватает в такие морозные зимние дни? Зимой, порой, так хочется солнечного света и тепла. На столах у каждого из вас лежит солнышко, мы будем пририсовывать ему лучи, как только что – то новое узнаем или чему – то научимся на уроке. И в конце урока ваши солнышки порадуют нас своим светом и теплом. | Проверяют своё рабочее место. | Личностные качества: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация | Самоконтроль. | Применение ИКТ на протяжении всего урока с соблюдением СЭС. |
| - Ребята, как называется сказочная, удивительная и прекрасная страна, по которой мы сейчас путешествуем? (Страна детства) - Вспомним, с какими произведениями и каких авторов мы уже познакомились? (Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков», Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками») - С какими мыслями мы перевернем последнюю страницу произведения «Корзина с еловыми шишками»? (Приятно получать подарки, а дарить ещё приятнее. Приятнее отдавать, чем брать. Нужно стараться жить не только для себя, но и для других. Почаще радовать других, чтобы жизнь была счастливее). - Кто главные герои в этом произведении? (Эдвард Григ, Дагни Педерсен) - Какое домашнее задание вам было задано? (составить синквейн) - Мы уже знакомы с порядком составления синквейна, вспомним. - Зачитайте, что у вас получилось? - Кто научился составлять синквейн пририсуйте к своему солнышку лучик. | Отвечают на поставленные вопросы, размышляют, активизируются. | Познавательные УУД: умение представлять информацию в виде схемы (синквейна); умение обобщать. Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | Самооценка. | Слайд 1 (памятку по синквейну) |
1) подготовительная работа; | - Сегодня мы продолжаем путешествовать по стране детства вместе с героями, которые нам уже давно знакомы. О ком идёт речь? Однажды они решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком Стёпкой. А еще эти дети очень любили ужины, когда к родителям приходили гости, так как им нравилось узнавать забавные факты из жизни, ну и, конечно, лакомиться вкусными блюдами. - Так о ком идёт речь? (Минька и Лёлька). Герои произведений какого автора? (М.М.Зощенко) - Что вы помните об этом писателе? (Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше) - Я думаю, что вы помните также, что из мальчика Миньки впоследствии вышел замечательный писатель Михаил Михайлович Зощенко, а события и приключения, которые случились с ним в детстве, не прошли для него бесследно, многие он запомнил на всю жизнь, из многих извлек урок. - Назовите особенности произведений М.М.Зощенко? (Основная тема всех детских книг М.Зощенко – это формирование высокой нравственной культуры. Писатель учит детей быть добрыми, честными, смелыми, сильными и умными.) - Кто узнал что-то новое пририсуйте к своему солнышку лучик. - А как называется произведение, над которым мы сегодня поработаем, вы узнаете, разгадав шифровку. Как звери порой запутывают свои следы на снегу, так и наши буквы запутались. У вас на карточках набор букв. Найдите среди букв слово, подчеркните его (кжщнаскуёлкайтсакнедгывц) Работа в парах на карточках. | Размышляют, анализируют, делают выводы; отвечают на поставленные вопросы, опираясь на имеющиеся знания. | Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; отделять известное, от еще неизвестного; умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | Фронтальная работа Самоконтроль Самопроверка по презентации | Слайд 2 |
2) формулировка темы и цели; | - Так какая же тема нашего сегодняшнего урока? (М.М.Зощенко «Ёлка») - Какие цели поставим? (познакомиться с произведением; проанализировать произведение и поступки детей; выяснить главную мысль, понять какой урок извлек автор; поработать с текстом; продолжить формировать умение красиво, грамотно, выразительно читать) - Как вы думаете, что поможет нам в достижении этих целей? | Прогнозируют результат своей работы. | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и целей урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.. | Самоконтроль. | Слайд 3 |
3) работа до чтения; | - Откройте с. 59 вашего учебника. Рассмотрите иллюстрацию. - В какое время года происходят события? Почему вы так решили? - Что вы видите на переднем плане? - А какое настроение у ребят? Почему вы так решили? Чтение пословицы. Доска: Не было бы счастья, да несчастье помогло. - Как вы понимаете значение пословицы? | Размышляют, анализируют, предполагают. | Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать по признакам. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию | Фронтальная работа | Слайд 4 |
4) прогнозирование (создание проблемной ситуации); | - А теперь соотнесите название текста, иллюстрацию, пословицу и ПРЕДПОЛОЖИТЕ, о чем пойдет речь в произведении, учитывая особенности творчества автора? (О том, как Леля и Минька праздновали Новый год. Произведение будет юмористическое, в нем будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно) - Почему мнения разделились? Как узнать, кто был прав? | Выдвигают гипотезы. | Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и делать выводы. Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные УУД: оценка действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||
5) словарная работа; | - В тексте встретятся слова, значение которых может быть не ясно, поэтому обратим на них внимание до чтения. Чтение слов. Доска: Крымские яблоки – яблоки, привезённые с Крыма …. Длинновязая – высокая, рослая. Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара Не буду церемониться – не буду стесняться Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины Золотушный ребёнок – больной ребенок Не ручаюсь – не уверена - Встретились ли вам слова, значение которых вы не знали? - Чем мы сейчас занимались? (пополняли свой словарный запас) Кто пополнил свой словарный запас: солнце – луч | Работают над значением слов. | Познавательные УУД: ориентироваться в своих знаниях. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников. | Слайд 5 | |
6) первичное знакомство с произведением (беседа по содержанию); | Мы определили с вами цель … и для ее достижения прочитаем произведение. Чтение I части текста до слов "...и поглядим, что там делается" - От чьего лица идёт повествование? (автор-40 лет, о своём детстве) – Где и когда происходят события? (в доме семьи Зощенко, в канун праздника Нового года) - Кто главные герои? (Лёлька и Минька) - Как относились дети к этому празднику? Докажите словами из текста. (Ждали с нетерпением. Подглядывали в щелочку.) - Как дальше будут разворачиваться события? Чтение II части текста до слов "Много детей с их родителями" - Как праздновали Новый год в их семье? (наряжали елку, готовили для всех подарки и приглашали гостей) – Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки) - Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате? (Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям) - Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? (Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть) - А как вы думаете, почему они так поступили? Что их подтолкнуло к этому? (Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть) - Как дальше будут разворачиваться события? Чтение III части текста до слов "Но вдруг в комнату вошёл наш папа" - Какой сюрприз приготовили родители для гостей? (Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение) - Чем закончился праздник? И почему? (Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика) - Как дальше будут разворачиваться события? Чтение IV части текста до конца. - Какое решение принял папа? Почему? Правильно ли он поступил? (Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки) Вывод: родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное - подавать пример правильного поведения. - Оправдались ли ваши предположения? Кто был ближе к истине? - Назовите жанр данного литературного произведения? (Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе) Кто был ближе к истине: солнце – луч – Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым? – А рассказ получился весёлым? – Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение? - Всегда ли наши идеи (поступки) приносят пользу? | Читают выразительно текст: используют интонацию. Описывают свои наблюдения и переживания. Ориентируются в учебнике. Объясняют (характеризуют, поясняют) поступки героев. Включаются в работу, связанную с общением. Анализируют поступки и последствия опираясь на общепринятые нормы. | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации; выделять существенную информацию из текста; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; вносить необходимые коррективы. Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию. Личностные качества: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | Самоконтроль, самопроверка. | |
Физ.минутка | Физ.минутка в виде игры «Идеи» (плохая идея – топают; хорошая - хлопают) Идеи: 1. Лучше поставить и нарядить на Новый год искусственную ёлку, а лес сохранить. (Х) 2. Хорошо бы одному без взрослых запускать на Новый год петарды и фейерверки. (П) 3. Надо учить стихи на Новый год и рассказывать их Деду Морозу. (Х) 4.На Новый год дарить родным и близким подарки. (Х) 5. На ёлке зажечь свечи. ( П) 6. Дать младшему брату повесить на ёлку стеклянную игрушку. (П) 7. Раскрыть не только свои, но и чужие подарки. (П) 8. Дарить людям радость и хорошее настроение. (Х) Вывод: прежде чем совершить какой – то поступок, подумай, не навредит ли он тебе и окружающим. Кто умеет отличать хорошие поступки от плохих и научился понимать, что хорошо и что плохо: солнце – луч. | Личностные качества: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | |||
7) анализ произведения (работа в группах); | Следующая цель была … и для ее достижения поработаем в группах. - Для анализа содержания рассказа разделимся на 6 групп. Каждая из групп получит свое задание, которое записано на карточке. Вспомним правила работы в группах. Задания: 1 группа – восстановить последовательность событий. 2 группа – составить картинный план (к рисункам найти в тексте соответствующие слова, указать страницу и подготовиться прочитать те предложения, которые соответствуют каждому рисунку) 3 группа – выбрать пословицы подходящие к данному произведению и объяснить своё мнение. 4 группа – составить по таблице сравнительную характеристику главных героев и сделать вывод, почему с ними произошла данная ситуация. 5 группа – опираясь на текст, выяснить как повлияла данная ситуация на их жизнь в дальнейшем, извлекли ли урок дети; поразмышлять, какими они стали, когда выросли опираясь на слова: жадные - щедрые своенравные - послушные жестокие – милосердные капризные - покладистые злые - добрые эгоистичные - альтруистические невежливые, грубые - вежливые 6 группа – помочь Лёльке и Миньке исправить ситуацию; поразмышлять, что можно исправить в рассказе, чтобы праздник состоялся. Группы работают 5 минут, потом представляют свои проекты и выводы. - Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте? (Я не хочу… Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.) - Как вы понимаете эти слова? (Грубость, жадность, злость …. приводят к ссорам, конфликтам. Людей, которые так поступают, ждёт одиночество) - Вернемся к пословице, прозвучавшей в начале урока. Как же она связана с текстом рассказа? (Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и исправиться, т. е извлечь урок) - Ребята, с какой целью мы поработали в группах? (чтобы проанализировать рассказ, понять главную мысль и сделать для себя выводы) - Какие выводы сделали? Какой урок извлекли? (Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству) - Достигли поставленных целей? Кто отметил для себя что-то новое: солнце – луч | Включаться в групповую работу, связанную с общением. Контролируют этапы своей работы, оценивают процесс и результат выполнения задания. Представляют результат работы обосновывая его и делая выводы с опорой на текст. | Познавательные УУД: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: определение способов взаимодействия, оценка действий партнеров, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, доказывать своё мнение; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор) | Самоконтроль и взаимоконтроль, самопроверка по презентации. | (Проверка) Слайд 6 - 7 Слайд 8 - 9 Слайд 10-12 Слайд 13-14 Слайд 15-18 Слайд 19 Слайд 20 |
Домашнее задание. |
Домашнее задание (диф-ое, на выбор): - подготовить выразительное чтение; - подготовить пересказ от лица Миньки; - подготовить пересказ от лица Лельки. | Отличают новое от уже известного. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи. Регулятивные УУД: осущ-ть итоговый контроль по рез-ту деят-ти; вносить необходимые коррективы. | ||
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Наш урок подходит к концу и нам осталось узнать, каким для вас стал этот урок. Доска: Урок интересный, потому что… Взволновал… Заставил задуматься… Дал понять… Навел меня на мысль… . Закрасьте свои солнышки: Жёлтый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Оранжевый - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Красный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!
Итоги, выводы и цели Достигли мы, чего хотели. Спасибо классу за урок. Всем отдыхать звенит звонок. | Дают эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. | Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса и самого себя на уроке. | Самооценка ученика по принятым формам. | Слайд 21 |
Приложение 1.
Солнышки для самооценки.
Приложение 2.
Карточки для парной работы (шифровка).
кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц |
кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц |
кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц |
кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц |
кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц |
кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц |
кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц |
Приложение 3.
Карточки для групповой работы.
ГРУППА 1
Задание: восстановите последовательность событий.
8 | Ссора взрослых. |
7 | Мама обнаружила испорченные подарки. |
10 | Папа потушил ёлку. |
1 | Подготовка к Новому году. |
4 | Испорченная кукла. |
5 | Мама вошла в комнату. |
9 | Мама удивилась, что мы остались одни. |
3 | Поедание сладостей с ёлки. |
2 | Мы с Лёлей вошли в комнату, где стояла ёлка. |
6 | Пришли гости. |
ГРУППА 2
Задание: к рисункам найдите в тексте соответствующие слова; укажите страницу и подготовьтесь прочитать те предложения, которые соответствуют каждому рисунку.
ГРУППА 3
Задание: выберите пословицы подходящие к данному произведению и объясните своё мнение.
Дружба правдой крепнет. | |
Будь добр и к тебе будут добры. | |
Старый друг лучше новых двух. | |
Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами. | |
Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. | |
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны. | |
Того не уважают, кто не уважает других. | |
Маленькое дело лучше большого безделья. | |
Не имей сто рублей, а имей сто рублей. | |
Человек без семьи, что дерево без плодов. | |
Не рой другому яму, сам в неё попадешь. |
ГРУППА 4
Задание: составьте по таблице сравнительную характеристику главных героев и сделайте вывод, почему с ними произошла данная ситуация.
| Лёля | Минька |
Возраст | Было 7 лет | Ударило 5 лет |
Рост | Высокая, длинновязая | Удивительно маленького роста |
Характер | Исключительно бойкая | Тихий |
Что могут достать ёлке? | Могла высоко достать | Ничего нельзя достать |
Как ест? | Моментально съедает | Откусываю |
Поведение | Не церемонится | Чуть не заревел |
ГРУППА 5
Задание: опираясь на текст, выясните как повлияла данная ситуация на жизнь детей в дальнейшем, извлекли ли они урок; поразмышляйте, какими они стали, когда выросли опираясь на слова.
жадные - щедрые |
своенравные - послушные |
жестокие – милосердные |
капризные - покладистые |
злые - добрые |
эгоистичные - альтруистические |
невежливые, грубые - вежливые |
ГРУППА 6
Задание: помогите Лёльке и Миньке исправить ситуацию; поразмышляйте, что можно исправить в рассказе, чтобы праздник состоялся.