М.М.Зощенко "Ёлка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Овчинникова Светлана Геннадьевна

Разработка содержит подробную технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В приложении  карточки для групповой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_karta_uroka_m.m.zoshchenko_elka_4_kl.doc702 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1»

Технологическая карта урока

литературного чтения в 4 классе

по теме М.М.Зощенко «Ёлка».

Овчинникова Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория.

г. Вилючинск

2018 год


Урок литературного чтения в 4 классе по УМК «Школа России»

Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Триединая цель: 

- дидактическая: познакомить учащихся с новым произведением М.М.Зощенко «Ёлка»; совершенствовать навык чтения, его правильность, беглость, осознанность и выразительность на примере этого произведения;

- развивающая: развивать умение  анализировать, делать выводы, обобщать, а также оценивать прочитанное, сопереживать;  развивать познавательные и исследовательские навыки, наблюдательность, внимание, речь учащихся;

- воспитательная: воспитывать нравственные качества ученика, уважение к окружающим людям, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая. 

Оборудование: компьютер, проектор; презентация; листочки с карточками для парной работы; задания в конвертах для групповой работы; учебник по чтению, солнышки для самооценки и рефлексии.


План – конспект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Вид контроля

Примечание

  1. Орг. момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку.

Учитель:

Чтоб книги открыли свои странички,

Чтобы героев лица увидеть,

Чтоб разобраться во всем и понять

Нужно внимательно книги читать.

Нужно работать, нужно трудиться,

Упорным быть и ничуть не лениться.

Если мы будем работать сознательно,

Урок, как всегда, пройдет замечательно.

- Посмотрите  за  окно.   За окном у нас зима. Чего порой не хватает в такие морозные зимние дни?  Зимой, порой, так хочется солнечного света и тепла. На столах у каждого из вас  лежит солнышко,  мы будем пририсовывать   ему лучи, как только что – то новое узнаем или чему – то научимся на уроке. И в конце урока ваши солнышки порадуют нас своим светом и теплом.

Проверяют своё рабочее место.

Личностные качества: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация

Самоконтроль.

Применение ИКТ на протяжении всего урока с соблюдением СЭС.

  1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, как называется  сказочная, удивительная и прекрасная страна,  по которой мы сейчас путешествуем? (Страна детства)

- Вспомним, с какими произведениями и каких авторов мы уже познакомились? (Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков», Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

- С какими мыслями мы перевернем последнюю страницу произведения «Корзина с еловыми шишками»? (Приятно получать подарки, а дарить ещё приятнее. Приятнее отдавать, чем брать. Нужно стараться жить не только для себя, но и для других. Почаще радовать других, чтобы жизнь была счастливее).

- Кто главные герои в этом произведении? (Эдвард Григ, Дагни Педерсен)

- Какое домашнее задание вам было задано? (составить синквейн)

- Мы уже знакомы с порядком составления синквейна, вспомним.

- Зачитайте, что у вас получилось?

-  Кто научился составлять синквейн пририсуйте к своему солнышку лучик.

Отвечают на поставленные вопросы, размышляют, активизируются.

Познавательные УУД: умение представлять информацию в виде схемы (синквейна);  

умение обобщать.

Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Самооценка.

Слайд  1 (памятку по синквейну)

  1. «Открытие» нового знания.

1) подготовительная работа;

- Сегодня мы продолжаем путешествовать по стране детства вместе с героями, которые нам уже давно знакомы. О ком идёт речь?

Однажды они решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком Стёпкой. А еще эти дети очень любили ужины, когда к родителям приходили гости, так как им нравилось узнавать забавные факты из жизни, ну и, конечно, лакомиться вкусными блюдами.

- Так о ком идёт речь? (Минька и Лёлька). Герои произведений какого автора? (М.М.Зощенко)

- Что вы помните об этом писателе? (Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше)

- Я думаю, что вы помните также, что из мальчика Миньки впоследствии вышел замечательный писатель Михаил Михайлович Зощенко, а события и приключения, которые случились с ним в детстве, не прошли для него бесследно, многие он запомнил на всю жизнь, из многих извлек урок.

- Назовите особенности произведений М.М.Зощенко? (Основная тема всех детских книг М.Зощенко – это формирование высокой нравственной культуры. Писатель учит детей быть добрыми, честными, смелыми, сильными и умными.)

-  Кто узнал что-то новое пририсуйте к своему солнышку лучик.

- А как называется произведение, над которым мы сегодня поработаем, вы узнаете, разгадав шифровку. Как звери порой запутывают свои следы на снегу, так и наши буквы запутались.

У вас на карточках набор букв. Найдите среди  букв слово, подчеркните его (кжщнаскуёлкайтсакнедгывц)

Работа в парах на карточках.

Размышляют, анализируют, делают выводы; отвечают на поставленные вопросы, опираясь на имеющиеся знания.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; отделять известное, от еще неизвестного; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Фронтальная работа

Самоконтроль

Самопроверка по презентации

Слайд  2

2) формулировка темы и цели;

- Так какая же тема нашего сегодняшнего урока? (М.М.Зощенко «Ёлка»)

- Какие цели поставим? (познакомиться с произведением; проанализировать произведение и поступки детей; выяснить главную мысль, понять какой урок извлек автор; поработать с текстом; продолжить формировать умение красиво, грамотно, выразительно читать)

- Как вы думаете, что поможет нам в достижении этих целей?

Прогнозируют результат своей работы.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и целей урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей..

Самоконтроль.

Слайд  3

3) работа до чтения;

- Откройте с. 59 вашего учебника. Рассмотрите иллюстрацию.

- В какое время года происходят события? Почему вы так решили?

- Что вы видите на переднем плане?

- А какое настроение у ребят? Почему вы так решили?

Чтение пословицы.

Доска: 

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

- Как вы понимаете значение пословицы?

Размышляют, анализируют, предполагают.

Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать по признакам.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию

Фронтальная работа

Слайд  4

4) прогнозирование (создание проблемной ситуации);

- А теперь соотнесите название текста, иллюстрацию, пословицу и ПРЕДПОЛОЖИТЕ, о чем пойдет речь в произведении, учитывая     особенности творчества автора? (О том, как Леля и Минька       праздновали Новый год. Произведение будет юмористическое, в нем будут высмеиваться недостатки детей,  и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно)

- Почему мнения разделились? Как узнать, кто был прав?

Выдвигают гипотезы.

Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и  делать выводы.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные УУД: оценка действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5) словарная работа;

- В тексте встретятся слова, значение которых может быть не ясно, поэтому обратим на них внимание  до чтения.

Чтение слов.

Доска: 

Крымские яблоки – яблоки, привезённые с Крыма ….

Длинновязая   высокая, рослая.

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Не буду церемониться – не буду стесняться

Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины

Золотушный ребёнок – больной ребенок

Не ручаюсь – не уверена

- Встретились ли вам слова, значение которых вы не знали?

 - Чем мы сейчас занимались? (пополняли свой словарный запас)

Кто пополнил свой словарный запас: солнце – луч  

Работают над значением слов.

Познавательные УУД:  ориентироваться в своих знаниях.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников.

Слайд  5

6) первичное знакомство с произведением (беседа по содержанию);

Мы определили с вами цель … и для ее достижения прочитаем произведение.

Чтение I части текста до слов "...и поглядим, что там делается"

- От чьего лица идёт повествование? (автор-40 лет, о своём детстве)

– Где и когда происходят события? (в доме семьи Зощенко, в канун праздника Нового года)

- Кто главные герои? (Лёлька и Минька)   

- Как относились дети к этому празднику? Докажите словами из текста. (Ждали с нетерпением. Подглядывали в щелочку.)

- Как дальше будут разворачиваться события?

Чтение II части текста до слов "Много детей с их родителями"

- Как праздновали Новый год в их семье?  (наряжали елку, готовили для всех подарки и приглашали гостей)

– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки) 

- Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате? (Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям)

- Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? (Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть)

- А как вы думаете, почему они так поступили? Что их подтолкнуло к этому? (Их подтолкнуло любопытство, жадность и  зависть) 

- Как дальше будут разворачиваться события?

Чтение III части текста до слов "Но вдруг в комнату вошёл наш папа"

 - Какой сюрприз приготовили родители для гостей? (Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение)

- Чем закончился праздник? И почему? (Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика)

 - Как дальше будут разворачиваться события?

 Чтение IV части текста до конца.

- Какое решение принял папа? Почему? Правильно ли он поступил? (Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки)

Вывод: родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное - подавать пример правильного поведения.

- Оправдались ли ваши предположения? Кто был ближе к истине?

- Назовите жанр данного литературного произведения?

(Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе)

Кто был ближе к истине: солнце – луч  

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

- Всегда ли наши идеи (поступки) приносят пользу?

Читают выразительно текст: используют интонацию.

Описывают  свои наблюдения и переживания.

Ориентируются в учебнике.

Объясняют (характеризуют, поясняют) поступки героев.

Включаются в работу, связанную с общением.

Анализируют поступки и последствия опираясь на общепринятые нормы.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации; выделять существенную информацию из текста; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные качества: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Самоконтроль, самопроверка.

Физ.минутка

Физ.минутка в виде игры «Идеи» (плохая идея – топают; хорошая - хлопают)

Идеи:

 1. Лучше поставить и нарядить  на Новый год искусственную ёлку, а лес сохранить. (Х)

2. Хорошо бы одному без взрослых  запускать на Новый год петарды  и фейерверки. (П)

3. Надо  учить  стихи на Новый год и рассказывать их Деду Морозу. (Х)

4.На Новый год дарить родным и близким подарки. (Х)

5. На ёлке зажечь свечи. ( П)

6. Дать младшему брату повесить на ёлку стеклянную игрушку. (П)

7. Раскрыть не только свои, но и чужие подарки. (П)

8. Дарить людям радость и хорошее настроение. (Х)

Вывод: прежде чем совершить какой – то поступок, подумай, не навредит ли он тебе и окружающим.

Кто умеет отличать хорошие поступки от плохих и научился понимать, что хорошо и что плохо: солнце – луч.

Личностные качества: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

7) анализ произведения (работа в группах);

Следующая цель была … и для ее достижения поработаем в группах.

 - Для анализа содержания рассказа разделимся на 6 групп. Каждая из групп получит свое задание, которое записано на карточке.  

Вспомним правила работы в группах.

Задания:

1 группа – восстановить последовательность событий.

2 группа – составить картинный план (к рисункам найти в тексте соответствующие слова, указать страницу и подготовиться прочитать те предложения, которые соответствуют каждому рисунку)

3 группа – выбрать пословицы подходящие к данному произведению и объяснить своё мнение.

4 группа – составить по таблице сравнительную характеристику главных героев и сделать вывод, почему с ними произошла данная ситуация.

5 группа – опираясь на текст, выяснить как повлияла данная ситуация на их жизнь в дальнейшем, извлекли ли урок дети; поразмышлять, какими они стали, когда выросли опираясь на слова:

жадные - щедрые                                        

своенравные - послушные

жестокие – милосердные                          

капризные - покладистые

злые - добрые                                            

эгоистичные -  альтруистические

невежливые,  грубые - вежливые                                    

6 группа – помочь Лёльке и Миньке исправить ситуацию; поразмышлять, что можно исправить в рассказе, чтобы праздник состоялся.

Группы работают 5 минут, потом представляют свои проекты и выводы.

- Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте?  (Я не хочу… Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.)

- Как вы понимаете эти слова? (Грубость, жадность, злость …. приводят к  ссорам, конфликтам. Людей, которые так поступают, ждёт одиночество)

- Вернемся к пословице, прозвучавшей в начале урока. Как же она связана с текстом рассказа? (Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и исправиться, т. е извлечь урок)

- Ребята, с какой целью мы поработали в группах? (чтобы проанализировать рассказ, понять главную мысль и сделать для себя выводы)

- Какие выводы сделали? Какой урок извлекли?  (Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству)

- Достигли поставленных целей?

Кто отметил для себя что-то новое: солнце – луч  

Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Контролируют этапы своей работы, оценивают процесс и результат выполнения задания.

Представляют результат работы обосновывая его и делая выводы с опорой на текст.

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

определение способов взаимодействия, оценка действий партнеров, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, доказывать своё мнение; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

Самоконтроль и взаимоконтроль, самопроверка по презентации.

(Проверка)

Слайд  6 - 7

Слайд  8 - 9

Слайд  10-12

Слайд  13-14

Слайд  15-18

Слайд  19

Слайд  20

  1.  Итог урока.

Домашнее задание.

  1. Какая тема урока была?
  2. Какие цели ставили?
  3. Достигли поставленных целей?
  4. Почему у нас все получилось? Что помогло нам достичь поставленных целей? (взаимопомощь, внимательность, дружба)

Домашнее задание (диф-ое, на выбор):

- подготовить выразительное чтение;

- подготовить пересказ от лица Миньки;

- подготовить пересказ от лица Лельки.

Отличают новое от уже известного.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи.

Регулятивные УУД: осущ-ть итоговый контроль по рез-ту деят-ти; вносить необходимые коррективы.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Наш урок подходит к концу и нам осталось узнать, каким для вас стал этот урок.

Доска: 

Урок интересный, потому что…

Взволновал…

Заставил задуматься…

Дал понять…

Навел меня на мысль… .

Закрасьте свои солнышки:

Жёлтый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Оранжевый - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

Красный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

 

Итоги, выводы и цели

Достигли мы, чего хотели.

Спасибо классу за урок.

Всем отдыхать звенит звонок.

Дают эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса и самого себя  на уроке.

Самооценка  ученика по принятым формам.

Слайд  21


Приложение 1.

Солнышки для самооценки.

Приложение 2.

Карточки для парной работы (шифровка).

кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц

кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц

кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц

кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц

кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц

кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц

кжщнаскауёлкайтсакнедгавывц


Приложение 3.

Карточки для групповой работы.

ГРУППА 1

Задание: восстановите последовательность событий.

8

 Ссора взрослых.

7

 Мама обнаружила испорченные подарки.

10

Папа  потушил ёлку.

1

Подготовка к Новому году.

4

Испорченная кукла.

5

Мама вошла в комнату.

9

Мама удивилась, что мы остались одни.

3

Поедание сладостей с ёлки.

2

Мы с Лёлей вошли в комнату, где стояла ёлка.

6

Пришли гости.


ГРУППА 2

Задание: к рисункам найдите в тексте соответствующие слова; укажите страницу и подготовьтесь прочитать те предложения, которые соответствуют каждому рисунку.

ГРУППА 3

Задание: выберите пословицы подходящие к данному произведению и объясните своё мнение.

Дружба правдой крепнет.

Будь добр и к тебе будут добры.

Старый друг лучше новых двух.

Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Того не уважают, кто не уважает других.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не имей сто рублей, а имей сто рублей.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Не рой другому яму, сам в неё попадешь.

ГРУППА 4

Задание: составьте по таблице сравнительную характеристику главных героев и сделайте вывод, почему с ними произошла данная ситуация.

 

Лёля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать ёлке?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел


ГРУППА 5

Задание: опираясь на текст, выясните как повлияла данная ситуация на  жизнь детей в дальнейшем, извлекли ли они урок; поразмышляйте, какими они стали, когда выросли опираясь на слова.

жадные - щедрые

своенравные - послушные

жестокие – милосердные

капризные - покладистые

злые - добрые

эгоистичные -  альтруистические

невежливые,  грубые - вежливые

ГРУППА 6

Задание: помогите Лёльке и Миньке исправить ситуацию; поразмышляйте, что можно исправить в рассказе, чтобы праздник состоялся.