"А. С. Пушкин "Туча""
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цель урока: познакомить детей со стихотворением ; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.
Задачи урока: Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе.
Формировать УУД:
Личностные УУД: формирование волевых качеств личности на основе примеров из жизни В.А. Жуковского; познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: учебник Л. Ф. Климанова "Литературное чтение 4 класс 1 часть", презентация А.С.Пушкин "Туча" с аудиозаписью, презентация рефлексия, портрет писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a._s._pushkin_tucha.docx | 21.77 КБ |
a._s._pushkin_tucha._-_kopiya.pptx | 2.93 МБ |
a._s._pushkin_tucha._-_kopiya_3.pptx | 2.81 МБ |
a._s._pushkin_tucha._-_kopiya_2.pptx | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению с детьми ОВЗ в 4 классе.
Тема: А. С. Пушкин "Туча".
Цель урока: познакомить детей со стихотворением ; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.
Задачи урока: Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе.
Формировать УУД:
Личностные УУД: формирование волевых качеств личности на основе примеров из жизни В.А. Жуковского; познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: учебник Л. Ф. Климанова "Литературное чтение 4 класс 1 часть", презентация А.С.Пушкин "Туча" с аудиозаписью, презентация рефлексия, портрет писателя.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Речевая разминка.
- Прочитайте стих-ие самостоятельно. (Карточки со стих-ем у каждого учащегося на парте).
Ходит осенью по дорожке,
Промочили в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый - кленовый. (В. Авдиенко)
- Прочитаем медленно, с ускорением, с замедлением темпа, выразительно.
- Как бы вы его озаглавили? Почему?
III. Проверка домашнего задания.
- Выразительное чтение А. С. Пушкина "Няне".
IV.Сообщение темы урока.
- Посмотрите на иллюстрации картин.
- Как вы думаете, о чем будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?
- А теперь посмотрите на выставку книг. Со стихотворением какого автора мы познакомимся?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Правильно, сегодня на уроке мы будем читать стихотворение А. С. Пушкина об осени.
- Чему мы будем учиться, работая над этим стихотворением?
- Наши действия: определим тему; исследуем содержание; представим картины, нарисованные автором; будем учиться выразительно читать стих-ие, опираясь на свое отношение к прочитанному.
V. Работа по теме урока.
1. Знакомство со стих-ем А. С. Пушкина "Туча".
Презентация с сопровождением аудиозаписи стих-ия (слайд 1 - 11).
- Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?
- Какое настроение возникло у вас?
- Перечитайте стихотворение. В стих-ии встречаются слова, значение которых вам может быть непонятны, подчеркните их аккуратно карандашом.
2. Словарная работа. (Карточки со словами вывешиваю на доску)
Рассеять - разогнать в разные стороны, заставить разбежаться.
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
Ликовать - торжествовать, восторженно радоваться.
Обвить - обмотать что-то вокруг чего-нибудь.
Алчный - жаждущий воды, влаги.
Миновать - пройти, окончиться.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Первичная проверка понимания:
- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении
- Какую картину природы рисует поэт?
- Как изменения в природе влияют на настроение человека?
- Не кажется ли вам, что стихотворение имеет и другой скрытый смысл?
- В каких стихотворных строках эта мысль выражена наиболее ярко?
(Стихотворение Пушкина «Туча» проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом)
2. Дифференцированное задание.
- В лирической миниатюре А.С. Пушкина «Туча» мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов. Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных никому другому. Среди них выделяются следующие сочетания: “рассеянной бури”, “ясной лазури”, “унылую тень”, “ликующий день”. Заметьте: не радостный, не веселый, а именно «ликующий»(!) день. “Грозно обвивала”, “алчную землю”, “таинственный гром”, “успокоенных небес”.
Эпитет- образное определение, обычно выраженное сочетанием прилагательного с существительным (напр: ледяной взгляд, ясная лазурь и т.д.)
- Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?
- Давайте проведем небольшой эксперимент: из четверостишия удалим лишь эпитеты. Что получится?
Последняя туча … бури!
Одна ты несешься по небу,
Одна ты наводишь … тень,
Одна ты печалишь … день.
- Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий.
- Таким образом наше стихотворение проникнуто восторгом от ясного «ликующего» дня, от «ясной лазури», поэт в восхищении от природы. Да и недавнюю грозу описывает он ярко, красочно, что не менее характерно для поэта.
3. Выразительное чтение стих-ия. (Работа в группах.)
- Каждый участник группы должен прочитать стих-ие выразительно. Вы выбираете одного участника, который выйдет к доске и прочитает стих-ие выразительно.
- Давайте послушаем несколько человек и определим, у кого выразительное чтение получилось лучше?
VII.Рефлексия.
- Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (презентация 2 - рефлексия)
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
VIII.Подведение итогов урока.
- С произведением какого автора мы сегодня познакомились?
- Исследование какого стихотворения мы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали? (эпитет, различные новые слова)
- Удалось ли нам доказать, что в любом стихотворении очень важны изобразительно-выразительные средства, как эпитет и другие?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?(при изучении новых стихотворений)
Домашнее задание:
1.Выучить стихотворение наизусть (для всех)
2.На выбор:
-нарисуйте картину по стихотворению «Туча»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕФЛЕКСИЯ