Открытый урок "Вежливость"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Никитина Надежда Михайловна

Открытый урок "Вежливость"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок "Вежливость"190.96 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

- совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;

- продолжить формирование умения анализировать произведения;

- развивать речевые умения, творческие способности, память и внимание;

- воспитывать уважение и доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: стихотворение А. Барто «Любочка»; рисунки учащихся; ребусы; иллюстрации к произведениям А. Барто; запись песни «Улыбка».

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

- Прочтите ребус:

             

ИC:\Users\1\Desktop\i.jpg,КА

(Игрушка.)

Рассказ на тему «Моя любимая игрушка»

- Какие правила надо выполнять в игре с друзьями?

- Можно ли проявлять упрямство в игре?

3. Постановка цели урока.

- Какого человека можно назвать вежливым?

- Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о вежливости И. Пивоваровой и А. Барто.

Звучит песня «Улыбка» ( сл. М. Пляцковского, муз. В.Шаинского).

- Какой же силой обладает улыбка?

4. Изучение нового материала.

А. Беседа о вежливых словах и поступках.

- Что значит быть вежливым?

- Какие правила вежливости вы знаете и должны выполнять?

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях .

- Какие вежливые слова вы знаете?

«Вежливые» слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», и др.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть вежливыми.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.

Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый человек, встань, чтобы с ним поздороваться.

Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

Если к тебе обратился взрослый человек, который стоит, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.

Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.

- Послушайте стихотворение А.Барто «Любочка»:

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе,

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае –

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

 Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

-Фу! Какая теснота! –

Говорит она старушке.

- Ну, садись! – вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот такая Любочка

Во всей ее красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

- Можно ли Любочку назвать вежливой? Почему?

-О каких правилах вежливого отношения к окружающим говорит А.Барто?

- Какие еще правила вежливости вы знаете?

Б. Речевая минутка.

- Прочтите скороговорку:

Дружно в оркестре

Играли дети:

Карл играл

На черном кларнете,

Кирилл – на валторне,

На арфе – Алла,

А на рояле Лара играла.

В. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик».

- Как называется стихотворение?

- Кто его автор?

- Как вы думаете, о ком это произведение?

- Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

Веж-ли-вый – вежливый

Вос-пи-тан-ный – воспитанный

Кла-нял-ся  - кланялся

От-хо-дил – отходил

Учащиеся читают стихотворение вслух.

Г. Анализ стихотворения.

- Объясните название произведения.

- Можно ли назвать героя стихотворения вежливым? Почему?

- Какой совет дает автор?

- Почему автор советует нам не брать пример с такого «вежливого» ослика?

- Прочтите строки, в которых ослик описывается вежливым и приветливым.

- Прочтите строки, где ослик изображен злым и невежливым.

- С какой интонацией надо прочесть эти строки?

- Как можно назвать поведение ослика?

- Что такое лицемерие?

Лицемерие – поведение того, кто скрывает свои недостойные чувства, намерения, убеждения за хорошими словами.

- Прочтите слова: добрый, злой, воспитанный, дерзкий, грубый, ласковый, лицемерный, честный, обманщик.

Какие из них можно использовать в характеристике героя этого произведения?

- Прочтите совет автора. С какой интонацией надо читать эти строки?

- Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.

Физкультминутка

Эй, ребята, что вы спите?

На зарядку становитесь!

Справа – друг и слева – друг!

Вместе все  - веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг! На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу

Правую дай другу руку,

Повернись налево к другу.

Левую дай другу руку,

Шаг – назад и два – вперед!

Вправо, влево поворот!

5. Продолжение изучения нового материала.

А. Знакомство со стихотворением А.Барто «Вот так защитник!»

На доске иллюстрации к стихотворениям А. Барто.

- Рассмотрите иллюстрации. Вспомните и расскажите стихотворения, к которым выполнены эти рисунки.

- Кто автор этих произведений? (А.Барто)

- Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением А.Барто. Прочтите название произведения.

- Объясните значение слова «защитник». (Это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь)

- Прочтите название стихотворения с восторгом, с удивлением, с гордостью.

- А с какой интонацией надо читать название этого стихотворения? Прочтите самостоятельно стихотворение А.Барто – и вы сможете ответить на этот вопрос.

Вот так защитник

Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в обиду!

Я живу с ней очень дружно,

Очень я ее люблю.

А когда мне будет нужно,

Я и сам ее побью.

Б. Анализ произведения.

- От чьего имени написано стихотворение?

- Любит ли брат сестренку Лиду?

- Из каких строк это видно? Прочтите.

- Можно ли мальчика назвать «защитником»?

- Объясните, почему автор так назвал стихотворение? Одобряет ли он действия мальчика?

- Сравните поведение героев стихотворений «Вежливый ослик» и «Вот так защитник!»

- Чем они похожи?

В. Игры Деда Буквоеда.

Игра « Плетенка».

C:\Users\1\Desktop\сканирование0002.jpg

- В этих буквенных головоломках слова переплетаются, как волокна в рогожке, как береста в корзинке-туеске. Вот потому они и названы плетенками.

В этой головоломке на каждой полоске открыты гласные, а закрыты согласные.

- Сколько слов вы прочитали?

6. Итог урока.

- С какими произведениями мы сегодня познакомились?

- Какие правила вежливости мы повторили?

- Одобряют ли авторы поведение героев стихотворений «Вежливый ослик» и «Вот так защитник!»?

- Чему учат нас эти произведения?

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: выразительное чтение произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"

Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...