Открытый урок "Вежливость"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цели:
- совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
- продолжить формирование умения анализировать произведения;
- развивать речевые умения, творческие способности, память и внимание;
- воспитывать уважение и доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: стихотворение А. Барто «Любочка»; рисунки учащихся; ребусы; иллюстрации к произведениям А. Барто; запись песни «Улыбка».
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Прочтите ребус:
И,КА
(Игрушка.)
Рассказ на тему «Моя любимая игрушка»
- Какие правила надо выполнять в игре с друзьями?
- Можно ли проявлять упрямство в игре?
3. Постановка цели урока.
- Какого человека можно назвать вежливым?
- Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о вежливости И. Пивоваровой и А. Барто.
Звучит песня «Улыбка» ( сл. М. Пляцковского, муз. В.Шаинского).
- Какой же силой обладает улыбка?
4. Изучение нового материала.
А. Беседа о вежливых словах и поступках.
- Что значит быть вежливым?
- Какие правила вежливости вы знаете и должны выполнять?
Правила вежливости
В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях .
- Какие вежливые слова вы знаете?
«Вежливые» слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», и др.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.
Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый человек, встань, чтобы с ним поздороваться.
Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
Если к тебе обратился взрослый человек, который стоит, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.
Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.
- Послушайте стихотворение А.Барто «Любочка»:
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе,
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае –
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
-Фу! Какая теснота! –
Говорит она старушке.
- Ну, садись! – вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот такая Любочка
Во всей ее красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.
- Можно ли Любочку назвать вежливой? Почему?
-О каких правилах вежливого отношения к окружающим говорит А.Барто?
- Какие еще правила вежливости вы знаете?
Б. Речевая минутка.
- Прочтите скороговорку:
Дружно в оркестре
Играли дети:
Карл играл
На черном кларнете,
Кирилл – на валторне,
На арфе – Алла,
А на рояле Лара играла.
В. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик».
- Как называется стихотворение?
- Кто его автор?
- Как вы думаете, о ком это произведение?
- Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
Веж-ли-вый – вежливый
Вос-пи-тан-ный – воспитанный
Кла-нял-ся - кланялся
От-хо-дил – отходил
Учащиеся читают стихотворение вслух.
Г. Анализ стихотворения.
- Объясните название произведения.
- Можно ли назвать героя стихотворения вежливым? Почему?
- Какой совет дает автор?
- Почему автор советует нам не брать пример с такого «вежливого» ослика?
- Прочтите строки, в которых ослик описывается вежливым и приветливым.
- Прочтите строки, где ослик изображен злым и невежливым.
- С какой интонацией надо прочесть эти строки?
- Как можно назвать поведение ослика?
- Что такое лицемерие?
Лицемерие – поведение того, кто скрывает свои недостойные чувства, намерения, убеждения за хорошими словами.
- Прочтите слова: добрый, злой, воспитанный, дерзкий, грубый, ласковый, лицемерный, честный, обманщик.
Какие из них можно использовать в характеристике героя этого произведения?
- Прочтите совет автора. С какой интонацией надо читать эти строки?
- Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.
Физкультминутка
Эй, ребята, что вы спите?
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все - веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг! На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой.
Повернись направо к другу
Правую дай другу руку,
Повернись налево к другу.
Левую дай другу руку,
Шаг – назад и два – вперед!
Вправо, влево поворот!
5. Продолжение изучения нового материала.
А. Знакомство со стихотворением А.Барто «Вот так защитник!»
На доске иллюстрации к стихотворениям А. Барто.
- Рассмотрите иллюстрации. Вспомните и расскажите стихотворения, к которым выполнены эти рисунки.
- Кто автор этих произведений? (А.Барто)
- Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением А.Барто. Прочтите название произведения.
- Объясните значение слова «защитник». (Это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь)
- Прочтите название стихотворения с восторгом, с удивлением, с гордостью.
- А с какой интонацией надо читать название этого стихотворения? Прочтите самостоятельно стихотворение А.Барто – и вы сможете ответить на этот вопрос.
Вот так защитник
Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я ее люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.
Б. Анализ произведения.
- От чьего имени написано стихотворение?
- Любит ли брат сестренку Лиду?
- Из каких строк это видно? Прочтите.
- Можно ли мальчика назвать «защитником»?
- Объясните, почему автор так назвал стихотворение? Одобряет ли он действия мальчика?
- Сравните поведение героев стихотворений «Вежливый ослик» и «Вот так защитник!»
- Чем они похожи?
В. Игры Деда Буквоеда.
Игра « Плетенка».
- В этих буквенных головоломках слова переплетаются, как волокна в рогожке, как береста в корзинке-туеске. Вот потому они и названы плетенками.
В этой головоломке на каждой полоске открыты гласные, а закрыты согласные.
- Сколько слов вы прочитали?
6. Итог урока.
- С какими произведениями мы сегодня познакомились?
- Какие правила вежливости мы повторили?
- Одобряют ли авторы поведение героев стихотворений «Вежливый ослик» и «Вот так защитник!»?
- Чему учат нас эти произведения?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: выразительное чтение произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"
Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....
Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"
Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий» ...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....