Рабочая программа по учебному курсу "Читательская компетентность"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Планируемые метапредметные и предметные результаты изучения
учебного курса
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chit._kompet.doc | 462 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые метапредметные и предметные результаты изучения
учебного курса
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643)
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений. Аргументации, иной информации);
- Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно- популярный, учебный, справочный) определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно- популярному и художественному тексту;
- Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- Вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- Работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющую осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- Читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- Ориентироваться в специфике научного - популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора) определяющие отношение автора к герою, событию;
- Использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержание в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять)их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и жанр, структуру, язык;
- Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно- популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- Ориентироваться в книге в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема, книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- Самостоятельно пользоваться алфавитном каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- Осмыслять эстетические и нравственные ценности художественно текста и высказывать собственное суждение;
- Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное. поисковое) в зависимости от цели чтения;
- Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование- создание текста по аналогии, рассуждение, письменный ответ на вопрос, описание-характеристика героя)
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Обучающийся научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
Раздел Литературоведческая пропедевтика»
Обучающийся научится:
- Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- Отличать прозаический текст от поэтического;
- Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
Обучающийся получит возможность научиться:
- Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафору);
- Определять позиции героев и автора художественного текста
- Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)
Раздел « Творческая деятельность»
Обучающийся научится:
- Читать по ролям литературное произведение;
- Использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно- следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- Создать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Творчески пересказывать текст от лица героя. От автора дополнять текст;
- Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
Содержание учебного предмета
- Место предмета в Учебном плане
На изучение курса «Читательская компетентность» в 3 классе – 34 часа в год, по 0, 25 часу в неделю, согласно Учебному плану МКОУ «ООШ № 9».
По плану: 1 четверть –2 часа; По календарно – учебному графику: 1 четверть – 2 часа;
2 четверть – 2 час; 2 четверть – 2 час;
3 четверть – 3 часа; 3 четверть – 3 часа;
4 четверть – 2 часа. 4 четверть – 2 часа.
ИТОГО 9 ч 9 ч
2. Наименования разделов учебной программы и характеристика основных видов деятельности
Круг детского чтения
Введение в курс «Прощание с летом» (1 ч.). К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского.
«Летние путешествия и приключения» (2 ч.). Рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, М. Твена о летних поездках походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
«Природа летом» (2 ч.). Рассказы В. Бианки о красоте и поэзии летней природы. и отрывки повести И. А. Чехова.
«Уроки и переменки» (2 ч.). Стихи О. Григорьева, отрывки из повестей Л.Герасимова, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада...» (1 ч.). Стихи, Г. Сапгира и Пастернака.
«И кот учёный свои мне сказки говорил...» (1 ч.). Русская и арабская народные сказки, литературные сказки А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
Приёмы понимания прочитанного при чтении и слушании,
виды читательской деятельности
Работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Прогнозировать содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельно придумывать заглавия.
Выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли.
Самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно).
Составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана - повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста).
Сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
Самостоятельно составлять план рассказа о герое;
Отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
Самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
Использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного, элементы анализа
Самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые
использует автор для описания или характеристики.
Работать над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:
- портрет;
- детали биографии (что известно о его жизни);
- черты личности (какой он; как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах);
- речь героя как средство его характеристики;
- отношение автора к герою;
- собственное отношение к герою, его обоснование.
понимать образные выражения, использованные в нём, представлять картину, нарисованную
автором.
Высказывать свое отношение к написанному автором.
Высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика
Знать понятия:
- рассказ, расширение и углубление понятия о рассказе;
- соотношение понятий «герой» - «рассказчик» - «автор»;
- повесть, её отличие от рассказа;
- пьеса, признаки драматического произведения;
- сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте;
Творческая деятельность учащихся на основе литературных произведений,
развитие устной и письменной речи
Подробно и кратко пересказывать текст по плану.
Выборочно пересказывать текст.
Словесно рисовать картины к художественным текстам.
Составлять устные рассказы о героях с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана
Составлять устные рассказы от имени одного из героев;
Составлять устные и письменные описания – миниатюры.
Заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения, небольшие отрывки прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Выполнять письменные работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений;
иллюстрирование, инсценирование.
Календарно- -тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Раздел 1 «Введение. Прощание с летом» | 1 | |||
1 | Знакомство с курсом «Читательская компетентность». Составление характеристики главного героя рассказа В.Драгунского «Англичанин Павля». Анализ стихотворения К. Бальмонта «Капля». | 1 | 28.09 | |
Раздел 3 «Летние путешествия и приключения» | 2 | |||
2 | Составление цитатного плана к произведению С. Голицына «Сорок изыскателей». Составление плана пересказа повести И.Дика «В дебрях Кара-Бумбы». | 1 | 26.10. | |
3 | Составление рассказа – характеристики главного героя повести М.Твена «Приключение Тома Сойера». Краткий пересказ повести К. Паустовского «Жильцы старого дома». | 1 | ||
Раздел 4 «Природа летом» | 1 | |||
4 | Выявление основной мысли и идеи произведения А.Чехова «Степь». Распределение ролей в рассказе В. Бианки «Неслышимка». | 1 | ||
5 | Р/р. Обучающее сочинение на тему «Природа летом». | 1 | ||
Раздел 5 «Уроки и переменки» | 2 | |||
6 | Определение авторского замысла произведения Э.Успенского « Школа клоунов» Диалог с автором: видеть прямые и скрытые вопросы в повести Г. Куликова «Как я влиял на Севку». | 1 | ||
7 | Инсценировка отрывка из сказки Л. Герасимова «В стране невыученных уроков». Декламация стихотворения О. Григорьева «Витамин роста». | 1 | ||
Раздел 6 «Глухая пора листопада» | 1 | |||
8 | Анализ стихотворения Г. Сапгира «Четыре конверта». Определение эмоционального характера стихотворения Б. Пастернака «Иней». Обобщение изученного. Заключительный урок «Мы – читатели». | 1 | ||
Раздел 7 «И кот ученый свои мне сказки говорил…» | 1 | |||
9 | Театрализация сказки С. Маршака «Сказка про козла». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. М. Конышевой «Технология» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...