Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Аннотация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме: Н.А.Некрасов
"Мужичок с ноготок". Урок разработан по программе «Школа XXI века».
Урок направлен на совершенствование умений выразительного чтения поэтического произведения и понимание прочитанного текста, способствует развитию эмоционально-нравственному восприятию произведения, обогащению словарного запаса и развитию речи; содействует воспитанию интереса к чтению произведений о детях, их нелёгкой жизни в прошлом, как они с малых лет были приучены к труду и стойко переносили все невзгоды и тяготы жизни, работая наравне с взрослыми, зачастую выполняя за них нелёгкую работу, которая основывалась на значимости для семьи, для помощи родителям.
На уроке использовалась технология формирования выразительности чтения с применением аудиозаписи отрывка из поэмы Некрасова «Крестьянские дети». Дети научатся выразительно читать стихотворение с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций. Анализировать поэтическое произведение, работать с ним, ориентироваться в тексте, рассуждать.
Ведущие технологии урока: проблемный диалог, продуктивное чтение, анализ смысловых частей отрывка, задания развивающего и занимательного характера в групповой работе. На уроке используется компьютерная презентация. При взаимодействии с учащимися приоритетные формы работы: сотрудничество, дискуссия, коллективный поиск решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzhichok_s_nogotok.rar | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
СТИХОТВОРЕНИЯ О ДЕТЯХ. Н. А. НЕКРАСОВ «МУЖИЧОК С НОГОТОК».
Педагогическая цель | Учить детей анализировать и работать с поэтическим произведением, формировать представления об историческом прошлом из жизни крестьянских детей. Способствовать развитию эмоционально-нравственного восприятия произведения, обогащению словарного запаса и развитию речи; содействовать воспитанию интереса к чтению произведений о детях |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые Результаты (предметные) | Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического произведения, участвуют в его обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Сравнивают интонационные рисунки, выявляют позицию автора-рассказчика, автора-героя. |
Личностные результаты | Владеют знаниями основных моральных норм поведения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: обще учебные – осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют анализ, сравнение; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач |
Сценарий урока
Этапы урока | Цель деятельности | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемые результаты |
I. | Мотивирование к учебной деятельности | Приветствует учащихся. Прозвенел звонок. Работаем старательно, | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Актуализация знаний III. Проверка дом. задания. | - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Н.А. Некрасова. 1 Сл. (портрет) - Что интересного узнали из его жизни на прошлом уроке? Став взрослым, Н.А. Некрасов летом часто отправлялся в деревню, чтобы поохотиться и порыбачить. И каждый раз не мог отказать себе в удовольствии понаблюдать за сельской детворой, которая проявляла к нему не меньший интерес. Впоследствии эти наблюдения оформились в поэму под названием «Крестьянские дети», отрывок, из которой мы читали на прошлом уроке. - Вспомните, как проводили время крестьянские ребятишки? - Пойти, выразительно прочитать отрывок. (у доски 3 чел.) В этом отрывке автор искренне завидует своим юным героям, которые могут позволить себе, в отличие от барских детей, проводить свободное время так, как душа пожелает. | Рассказывают факты из жизни Н.А. Некрасова. Ходили в лес за грибами, ягод, купались в реке, играли в игры | Предметные: знают о творчестве поэта Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; | |
IV. Подготовка к основному этапу занятия | Антиципация Постановка учебной задачи. | Прочитайте обращение Н.А. Некрасова к детям 2 Сл. Играйте же, дети, растите на воле, - Как вы их понимаете? (Растите на свободе, играйте на поле, на реке, в лесу. Живите, радуйтесь жизни, наслаждайтесь беззаботным и счастливым детством) Давайте рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В. Е. Маковского «Крестьянские дети», 3Сл. - Такое ли уж счастливое и беззаботное детство было у крестьянских ребятишек в то время?
- Кого вы видите на картине? (Большую семью у бедного дома. Это крестьянская семья. Дети одеты бедно, худы. Жильё ветхое.) - Семьи были многодетные, родители работали весь день, с утра до позднего вечера, чтобы прокормить детей, но и дети чем могли, помогали взрослым. - Посмотрите на репродукции, 4, 5 Сл. - Чем вынуждены были заниматься дети в летнее время, чтобы помочь семьям? (Дары леса заготавливали впрок. Ягоды сушили, грибы сушили и засаливали.) Сегодня мы познакомимся еще с одним отрывком из поэмы, послушайте, в какое время года будет происходить событие? 6, Сл.
-Откройте учебник на стр. 125. Прочитайте заголовок. - Как вы думаете, кто будет там главным героем? - С чем его сравнивает автор, какой он ? ( с ноготок) - Как понимаете с ноготок? (очень маленький) - Раз очень маленький мужичок, скорей всего кто это был? (маленький мальчик) - Исходя из заголовка, поставьте себе цель на уроке при работе с этим отрывком, не забывайте, что действие происходило зимой. | Слушают учителя. Предугадывают предстоящее чтение. Формулируют учебную задачу. Цели: Узнать Что делал Как жил Почему его назвали мужичком? Научиться выраз. читать | Предметные: прогнозируют содержание текста по заглавию. Регулятивные: формулируют учебную задачу. Личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Коммуникативные: Описывают объект: передают его внешние характеристики, используют выразительные средства языка; |
V. Работа с текстом | Ознакомление с содержанием отрывка, образцом выраз.чтен | - Послушайте отрывок и подумайте, кто был прохожим, которого встретил мальчик. Клип Сл. 7 Беседа по содержанию прочитанного текста. (Конечно, это был Н., который очень любил детей, сочувствовал их трудной жизни, интересовался их судьбой и не мог пройти мимо маленького мальчика.) - Какое чувство вызвало у вас это стихотворение. Что вы почувствовали к Власу? (Жалость, сочувствие, уважение, восхищение) - Что делал маленький мальчик в лесу? | Слушают чтение отрывка | Личностные: эмоционально воспринимают произведение. |
VI. Работа | Совершенствование навыков выразительного чтения, поискового чтения. Анализ произведения | - Сколько ему было лет? Шестилетний мальчик в морозном лесу, наедине с лошадью, которой надо было управлять. - Можете ли вы себя представить на месте Власа? - Детское ли это занятие? - Но почему мальчик вынужден был этим заниматься? (некому было: всего мужиков то, отец мой, да я) Совершенствование навыков выразительного чтения, словарная работа. - Прочитайте описание времени года , когда происходят события. 8 сл. Однажды, в студёную зимнюю пору, - Что значит "студёная пора"? (очень холодно) - Прочитайте про себя эти строчки, подумайте, как их нужно читать, (быстро, медленно) расставьте логическое ударение. (Выразительно чтение детьми) Физкульт. минутка Сл. 9 - Прочитайте следующие две строчки, какие непонятные слова встретились? 10 сл. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. - Прочитайте слова. Среди данных слов (деревья, брёвна, сухие ветки) подберите объяснение слову "хворост" - Прочитайте выразительно, соблюдая паузы, выделяя голосом ключевые слова. - Прочитайте следующие 2 строчки. – Как Н. написал о походке мальчика. 11 сл. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок. - Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. - Кто может совершать эти действия? Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король… (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.) - Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений. (УЗДА- часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями. сл.12 - Прочитайте выразительно, показывая голосом, как не спеша, чинно, гордо шествует мальчик. - Прочтите следующие две строчки, к какому приёму здесь прибегает автор? (сравнение) В больших сапогах, в полушубке овчинном, сл.13 В больших рукавицах, … а сам с ноготок! - Скажите, что такое "полушубок"? (ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху). - Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.) - Прочитайте, выделяя голосом ключевые слова.. сл.14 - Прочитайте диалог между Н. А. и Власом.(читает 1 ученик) - Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте. ( Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!") - Почему он так разговаривает? (Ему некогда разговаривать, холодно, нужно скорей везти дрова домой) - Почему он сказал, что семья большая, но всего два человека. (В те давние времена радовались рождению мальчиков, так они считались работниками и кормильцами семьи, а девочки, подрастая, выходили замуж и уходили в другую семью, поэтому их не считали членами семьи.) Семья то большая…. Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом, Рванул под уздцы и быстрей зашагал… - Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.) Сейчас прочитаем вместе с диктором вслух всё стихотворение, обратите внимание на диалог, с какой интонацией разговаривает Влас с прохожим. . С какой интонацией надо говорить слова Власа? (важно, с гордостью) Чтение по ролям диалога. (работа в паре) - распределите роли. (можно нарядить ребёнка в большие рукавицы) Чтение у доски Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста. - Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.) - Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка") - Подумайте, почему Н.А. Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"? (Влас - маленький труженик он считал себя настоящим мужчиной, выполняющим взрослую тяжёлую работу) | Осмысленно, выразительно читают отрывок; читают по ролям. Отвечают на вопросы. Подтверждают ответ словами из текста выбирают понятие из нескольких предложенных. Логически мыслят, рассуждают. Делают вывод. воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; | Предметные: выразительно читают; осуществляют поисковое чтение. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата. Личностные: Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства; оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; |
IX. Рефлексия | Осуществление самооценки | Подводит итог - Понравилось ли вам стихотворение? Чем? - Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.) - Удалось ли нам выполнить поставленные перед собой цели? - Что узнали? Чему учились? "Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева. Сл. На своих картинах его изобразили В.А. Серов Сл. и Зиновьев Сл. Мужичок с ноготок есть даже на ковре. Сл. | Отвечают на поставленные вопросы | Регулятивные: в диалоге с учителем дают оценку своим умениям |
Домашнее задание | Развитие памяти. | Дает задание. – Выучите стихотворение Н. А. Некрасова «Мужичок с ноготок» | Записывают в дневник домашнее задание | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Предлагаю конспект открытого урока с презентацией по теме: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок». Урок прводился в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века»....
Произведения Н.А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» и «Мужичок с ноготок».
Наш урок литературного чтения начинается с проверки домашней работы. Вы получили творческое задание: подготовить свою страничку для книги-самоделки о Л.Н.Тол...
"Мужичок с ноготок" по произведению Некрасова "Крестьянские дети" отрывок
урок литературное чтение...
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения....
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения....
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» отрывок «Мужичок с ноготок»
Цель:- познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания о жизни детей в прошлом.Задачи:-создать условия для формирования познавательного интереса к лит...