Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Аннотация к уроку  литературного чтения в 3 классе по теме: Н.А.Некрасов

"Мужичок с ноготок". Урок разработан по программе «Школа XXI века».

        Урок направлен на совершенствование умений выразительного чтения поэтического произведения и понимание прочитанного текста, способствует развитию эмоционально-нравственному восприятию произведения, обогащению словарного запаса и развитию речи; содействует воспитанию интереса к чтению произведений о детях, их нелёгкой жизни в прошлом, как они  с малых лет  были приучены к труду и стойко переносили все невзгоды и тяготы жизни, работая наравне с взрослыми, зачастую выполняя за них нелёгкую  работу, которая основывалась на значимости для семьи, для помощи родителям.

         На уроке использовалась технология формирования выразительности чтения с применением аудиозаписи отрывка из поэмы Некрасова «Крестьянские дети».  Дети научатся выразительно читать стихотворение с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций. Анализировать поэтическое произведение, работать с ним, ориентироваться в тексте, рассуждать.

Ведущие технологии урока: проблемный диалог, продуктивное чтение, анализ смысловых частей отрывка, задания развивающего и занимательного характера в групповой работе. На уроке используется  компьютерная презентация. При взаимодействии с учащимися приоритетные формы работы: сотрудничество, дискуссия, коллективный поиск решения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzhichok_s_nogotok.rar2.61 МБ

Предварительный просмотр:

СТИХОТВОРЕНИЯ О ДЕТЯХ. Н. А. НЕКРАСОВ «МУЖИЧОК С НОГОТОК».

Педагогическая цель

Учить детей анализировать и работать с  поэтическим  произведением, формировать представления об историческом прошлом из жизни крестьянских детей. Способствовать развитию эмоционально-нравственного восприятия произведения, обогащению словарного запаса и развитию речи; содействовать воспитанию интереса к чтению произведений о детях

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые

Результаты

(предметные)

Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического произведения, участвуют в его обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Сравнивают интонационные рисунки, выявляют позицию автора-рассказчика, автора-героя.

Личностные

результаты

Владеют знаниями основных моральных норм поведения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: обще учебные – осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют анализ, сравнение; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

Сценарий урока

Этапы урока

Цель

деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты

I.

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствует учащихся.

Прозвенел звонок.
Начинается урок.

Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место,

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация знаний

III.

Проверка дом. задания.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Н.А. Некрасова. 1 Сл.  (портрет)

- Что интересного узнали из его жизни на прошлом уроке?  

Став взрослым, Н.А. Некрасов летом часто отправлялся в деревню, чтобы поохотиться и порыбачить. И каждый раз не мог отказать себе в удовольствии понаблюдать за сельской детворой, которая проявляла к нему не меньший интерес. Впоследствии эти наблюдения оформились в поэму под названием «Крестьянские дети»,  отрывок, из которой мы читали на прошлом уроке.

- Вспомните, как проводили время крестьянские ребятишки?

- Пойти,  выразительно прочитать отрывок. (у доски 3 чел.)

В этом отрывке автор искренне завидует своим юным героям, которые могут позволить себе, в отличие от барских детей, проводить свободное время так, как душа пожелает.

Рассказывают факты из жизни Н.А. Некрасова.

Ходили в лес за грибами, ягод, купались в реке, играли в игры

Предметные: знают о творчестве поэта

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

IV. Подготовка к основному этапу занятия

Антиципация
(предугадывание предстоящего чтения).

Постановка учебной задачи.

 Прочитайте обращение Н.А. Некрасова к детям  2 Сл.

Играйте же, дети, растите на воле, 
На то вам и красное детство дано. 

- Как вы их понимаете? 

(Растите на свободе, играйте на поле, на реке, в лесу. Живите, радуйтесь жизни, наслаждайтесь беззаботным и счастливым детством)

Давайте  рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В. Е. Маковского «Крестьянские дети»,   3Сл.

- Такое ли уж счастливое и беззаботное детство было у крестьянских ребятишек в то время?

 

- Кого вы видите на картине?   (Большую семью у бедного дома. Это крестьянская семья. Дети одеты бедно, худы. Жильё  ветхое.) 

- Семьи были многодетные, родители работали весь день, с утра до позднего вечера, чтобы прокормить детей, но и дети чем могли, помогали взрослым.

- Посмотрите на репродукции, 4, 5 Сл.

- Чем  вынуждены были заниматься дети в летнее время, чтобы помочь семьям?

(Дары леса заготавливали впрок.  Ягоды сушили, грибы сушили и засаливали.)

Сегодня мы познакомимся  еще с одним  отрывком из поэмы, послушайте, в какое время года будет происходить событие? 6,   Сл.

 

-Откройте учебник на стр. 125.  Прочитайте заголовок.

 - Как вы думаете, кто будет там главным героем?

- С чем его сравнивает автор, какой он ? ( с ноготок)

- Как понимаете с ноготок? (очень маленький)

- Раз очень маленький мужичок, скорей всего кто это был? (маленький мальчик)

- Исходя из заголовка, поставьте себе цель на уроке при работе с этим отрывком, не забывайте, что действие происходило зимой.

Слушают учителя. Предугадывают предстоящее чтение. Формулируют учебную задачу.

Цели:

Узнать

Что делал

Как жил

Почему его назвали мужичком?

Научиться выраз. читать

Предметные: прогнозируют содержание текста по заглавию.

Регулятивные: формулируют учебную задачу.

Личностные:

проявляют интерес к культуре и

истории своего народа, родной

страны;

Коммуникативные:

Описывают  объект: передают его внешние характеристики,

используют выразительные средства языка;

V. Работа с текстом
во время чтения

Ознакомление с содержанием отрывка, образцом выраз.чтен

- Послушайте отрывок и подумайте, кто был прохожим, которого встретил мальчик.

Клип Сл. 7

Беседа по содержанию прочитанного текста.

(Конечно, это был Н., который очень любил детей, сочувствовал их трудной жизни, интересовался их судьбой и не мог пройти мимо маленького мальчика.)

- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение. Что вы почувствовали к Власу?

(Жалость, сочувствие, уважение, восхищение)

- Что делал маленький мальчик в лесу?

Слушают чтение отрывка

Личностные: эмоционально воспринимают произведение.

VI. Работа
с текстом
после чтения

Совершенствование навыков выразительного чтения, поискового чтения. Анализ произведения

- Сколько ему было лет?

Шестилетний мальчик в морозном  лесу, наедине с лошадью, которой надо было управлять.

- Можете ли вы себя представить на месте Власа?

- Детское ли это занятие?

- Но почему мальчик вынужден был этим заниматься?

(некому было: всего мужиков то, отец мой, да я)

Совершенствование навыков выразительного чтения, словарная работа.

- Прочитайте описание времени года , когда происходят события. 8 сл.

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.

- Что значит "студёная пора"? (очень холодно)

- Прочитайте про себя эти строчки, подумайте, как их нужно читать, (быстро, медленно) расставьте логическое ударение.

(Выразительно чтение детьми)

Физкульт. минутка Сл. 9

- Прочитайте следующие две строчки, какие непонятные слова встретились?

 10 сл.  Гляжу, поднимается медленно в гору

              Лошадка, везущая хворосту воз.

- Прочитайте слова. Среди данных слов (деревья, брёвна, сухие ветки)  подберите объяснение слову "хворост"

- Прочитайте выразительно, соблюдая паузы, выделяя голосом ключевые слова.

- Прочитайте следующие 2 строчки. – Как Н. написал о походке мальчика.  11 сл. 

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует.

- Кто может совершать эти действия?

Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…

 (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)

- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.

(УЗДА-  часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями. сл.12

- Прочитайте выразительно, показывая голосом, как не спеша, чинно, гордо шествует мальчик.

- Прочтите следующие две строчки, к какому приёму здесь прибегает автор? (сравнение)

В больших сапогах, в полушубке овчинном, сл.13

В больших рукавицах, … а сам с ноготок!

- Скажите, что такое "полушубок"?

(ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху).

- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

- Прочитайте, выделяя голосом ключевые слова..

сл.14

- Прочитайте диалог между Н. А. и Власом.(читает 1 ученик)

  - Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.

( Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!")

- Почему он так разговаривает?  (Ему некогда разговаривать, холодно, нужно скорей везти дрова домой)

- Почему он сказал, что семья большая, но всего два человека.

(В те давние времена радовались рождению мальчиков, так они считались работниками и кормильцами семьи, а девочки, подрастая, выходили  замуж и  уходили в другую семью, поэтому их не считали членами  семьи.) Семья то большая….

 Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

- Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так,  как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)

Сейчас прочитаем вместе с диктором вслух всё стихотворение, обратите внимание на диалог, с какой интонацией разговаривает Влас с прохожим.

. С какой интонацией надо говорить слова Власа? (важно, с гордостью)

Чтение по ролям диалога. (работа в паре)

- распределите роли. (можно нарядить ребёнка в большие рукавицы)

Чтение у доски

Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.

- Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)

- Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")

- Подумайте, почему Н.А. Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?

(Влас - маленький труженик он считал себя настоящим мужчиной, выполняющим взрослую тяжёлую работу)

Осмысленно, выразительно читают отрывок; читают по ролям. Отвечают на вопросы. Подтверждают ответ словами из текста

выбирают понятие из нескольких предложенных.

Логически мыслят, рассуждают. Делают вывод.

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

Предметные: выразительно читают; осуществляют поисковое чтение.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные:

удерживают цель деятельности до получения её результата.

Личностные:

Выражают положительное отношение к процессу познания:

проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;

Коммуникативные:

составляют небольшие устные монологические высказывания,

«удерживают» логику повествования, приводят убедительные

доказательства;

оформляют диалогическое высказывание в соответствии с

требованиями речевого этикета;

IX. Рефлексия

Осуществление самооценки

Подводит итог

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)

- Удалось ли нам выполнить поставленные перед собой цели?

- Что узнали? Чему учились?

"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева. Сл.   На своих картинах его изобразили В.А. Серов  Сл. и Зиновьев  Сл. Мужичок с ноготок есть даже на ковре. Сл.

Отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные: в диалоге с учителем дают оценку своим умениям

Домашнее задание

Развитие памяти.

Дает задание.

– Выучите стихотворение Н. А. Некрасова «Мужичок с ноготок»

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

Предлагаю конспект открытого урока с презентацией по теме: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок». Урок прводился в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века»....

Произведения Н.А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» и «Мужичок с ноготок».

Наш урок литературного чтения начинается с проверки домашней работы. Вы получили творческое задание: подготовить свою страничку для книги-самоделки о Л.Н.Тол...

Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

Познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения....

Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

Познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения....

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» отрывок «Мужичок с ноготок»

Цель:- познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом.Задачи:-создать условия для формирования познавательного интереса к лит...