Разработка урока по литературному чтению 2 класс "Волшебное слово"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Миронова Ирина Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnoe_slovo.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В.Осеева "Волшебное слово"

Цель:

познакомить с новым произведением В. Осеевой, учить давать нравственную оценку поступкам, работать в группах;

развивать культуру речи, умение работать с текстом,   речевой этикет, совершенствовать навык осознанности чтения, способствовать развитию познавательных интересов, развивать внимание, мышление, образную память;

воспитывать в детях лучшие нравственные качества: доброжелательное отношение к окружающим, умение оценивать свою деятельность.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, книги В. А. Осеевой для выставки,

конверты со словами из пословиц.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

– Чтобы настроиться на урок, давайте потрём ладошки и передадим тепло друг другу.  Согрелись теплом друг друга? - Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.

2. Мотивация учебной деятельности.

1). - Как вы понимаете эти слова?

 Волшебное слово -  помочь всегда готово.

- Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет улучшить наше настроение. Каждый человек может выразить свое доброе отношение к людям при помощи определенных слов.

-Ребята, существует очень  много волшебных слов. Давайте вспомним их и поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду читать стихи, а вам необходимо будет досказать предложения, вставляя волшебные слова.

Растает даже ледяная глыба, от слова теплого СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень, когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Если больше есть не в силах; скажем маме мы: СПАСИБО.

Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь. ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости, говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

И во Франции, и в Дании, на прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.

-Какие еще добрые слова вы знаете и часто говорите?

– Как называются такие слова? (Вежливыми)

– Что такое вежливость? (Ответы учащихся)

2).

– Кто знает историю появления этого слова?

–История возникновения слова очень интересна. Дарьина Натали подготовила сообщение об этом слове. Давайте послушаем.

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слова «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. Позднее слово «вежество» превратилось в «вежливость».

3).

– Это качество важно для всех людей. Помогают нам быть вежливыми людьми.

Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого. (Слайд)

Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться.

– Верно. Это письмо прислал  писатель.

- Как вы думаете писатель был мужчиной или женщиной?

Сегодня мы познакомимся с автором этих строк, известной детской писательницей В. А. Осеевой.  ( Слайд)

- Ребята, а вы читали произведения В. Осеевой?

– О чём они? (КОРОТКО)

- Кто может кратко  пересказать прочитанные рассказы?

4)

Биография В.Осеевой.

– Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.

Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.

Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.

Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.

– Что интересного из жизни писательницы вы узнали?

4.     Сообщение темы и целей урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из её рассказов.

– Откройте учебники на странице 87. Прочитайте название.

– Попробуйте предположить, о чём мы будем читать? (ответы детей)

 -Чему будем учиться?

5. Работа по теме урока.

1).Словарная работа.

-Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте (слайд презентации)

Пробормотала – сказать быстро и невнятно.

Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовом шкафу.

Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил.

Стряпает – готовит пищу.

Мы много работали и ваши глаза устали. А теперь сделаем гимнастику для глаз.

Физкультминутка

2)Первичное чтение

- Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос: о каком волшебном слове идет речь в рассказе?

(Аудиозапись)

3)Проверка восприятия

-Так о каком волшебном слове идет речь?

-Понравился ли вам рассказ?

-Какой момент рассказа вам наиболее запомнился?

-Назовите главного героя.

-Понравился вам мальчик? Почему?

-Почему домочадцы мальчика не хотели выполнять его просьбы в начале рассказа?

-Кто помог мальчику?

-Какое волшебное слово старик открыл мальчику?

4) Повторное чтение  (по цепочке).

-А сейчас давайте прочитаем этот рассказ. А читать вы будете по очереди, играя в игру «А дальше…» Условия игры: первого читающего называю я. Он читает до тех пор, пока я не остановлю. Затем он говорит слова «а дальше…» и называет имя своего одноклассника, который продолжит чтение. Старайтесь  читать правильно, выразительно.

6. Закрепление изученного.

-Прочитайте отрывок, в котором говорится о встрече старичка с Павликом.

-Что случилось с Павликом?

-Почему старичок расспрашивал Павлика?

-Чем старичок помог Павлику?

- Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? А как можно назвать старичка? (добрым, вежливым)

-Как произошла встреча с бабушкой? (прочитайте)

-Как брат отреагировал на просьбу Павлика? (прочитайте)

- Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?

- Нравится ли вам Павлик? Почему?

- Каким мы его видим вначале? Как он разговаривает с окружающими?

- Как выглядел старик? Как он решил помочь мальчику?

- Рассмотрите картинку в учебнике. Какой момент изобразил художник?

- Найдите и прочитайте отрывок из рассказа, который подходит к этому рисунку.

- Почему Павлик поверил старику?

- Можно ли назвать старика волшебником? Почему?

-Изменилась ли жизнь Павлика после того, как он раскрыл тайну волшебного слова?

- Давайте посмотрим, как подействовало на окружающих волшебное слово. Каким становилось настроение людей, когда они слышали волшебное слово?

 Лена Бабушка

 Широко раскрыла глаза Засияло в каждой морщинке,

 Смущённо пробормотала в глазах, в улыбке

 Брат

 Громко засмеялся

 Потрепал по плечу

 Взъерошил волосы

7.Деление текста на части.

-А сейчас давайте поиграем в игру «Сделайте, пожалуйста». Вам необходимо поделить текст на части.

-На какие части можно разделить рассказ?

-Как вы думаете, о чем будет идти речь в 1 части?

-И где она закончится?

Хоровое чтение шепотом 1 части. (Разговор мальчика со стариком)

-Какие слова в тексте помогают нам определить настроение Павлика?

-Какая главная мысль в этой части? (Мальчик собрался убегать из дому)

-Какими словами текста можно озаглавить эту часть?

Чтение 2 части про себя. (Разговор Павлика с Леной)

-Какая главная мысль?

-Как Лена отреагировала на поведение брата?

-Каким тоном ответил сестре Павлик?

-Как озаглавим?

Чтение 4 части сильным учеником. (Разговор Павлика с бабушкой)

-Как бабушка отнеслась?  Озаглавьте!

Чтение 5 части в полголоса (Разговор Павлика с братом.)

-Как вел себя Павлик за обедом?

-Какие слова Павлика сыграли решающую роль?

-Кто еще помог этому?

-Прочитайте эти слова.

-Озаглавьте.

-А в чем главная мысль рассказа?

 (если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми)

-Волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.

Физкультминутка

6)Работа с пословицами в группах.

- Как вы думаете, какова главная мысль рассказа?

- При знакомстве с некоторыми произведениями мы стараемся главную мысль выразить с помощью пословиц и поговорок. Сейчас мы  с вами поработаем в группах. Каждой группе я предлагаю собрать разрезанные пословицы. Сначала вы должны их составить, а затем выбрать ту, которая подходит к содержанию рассказа.

 «Добрый человек добру и учит»

«Крепкую дружбу топором не разрубишь»

 «Под лежачий камень вода не течет»

«Волшебное слово всегда помочь готово»

- О чем эти пословицы? ( о взаимоотношениях между людьми)

- Какая из них по- вашему выражает  главную мысль  рассказа  «Волшебное слово»? (Добрый человек добру учит)

-Почему?

-А кто здесь добрый?

- Что помогло научить добру Павлика? (вежливое слово)

6.Подведение итогов.

- С каким рассказом познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Объясните, какую силу имеют волшебные слова?

Обзор книг Валентины Осеевой:

-Эти книги вы можете найти в библиотеке и прочитать рассказы В. Осеевой

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили себя?

7. Рефлексия.

-И в реальной жизни вежливые слова имеют волшебную силу. Народная мудрость гласит:

Доброе слово путь к сердцу откроет.

-Какие «волшебные слова» мы сегодня вспомнили?

-С какой целью надо употреблять «волшебные слова»?

-Как они действуют на людей?

Надеюсь, что и вы в своей речи будете пользоваться такими словами. И они помогут вам в жизни.

У меня на столе сердечки двух цветов.

Розовый – Меня взволновало, я сопереживаю

Белый – Мне было безразлично

Выберите нужное для себя.  (Наклеивают свои сердца на большое сердце)

Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.

8. Домашнее задание.  Подготовить  чтение по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению В. Осеева "Волшебное слово"

Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"...

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....