Разработка урока по литературному чтению 2 класс "Волшебное слово"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: В.Осеева "Волшебное слово"
Цель:
познакомить с новым произведением В. Осеевой, учить давать нравственную оценку поступкам, работать в группах;
развивать культуру речи, умение работать с текстом, речевой этикет, совершенствовать навык осознанности чтения, способствовать развитию познавательных интересов, развивать внимание, мышление, образную память;
воспитывать в детях лучшие нравственные качества: доброжелательное отношение к окружающим, умение оценивать свою деятельность.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, книги В. А. Осеевой для выставки,
конверты со словами из пословиц.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
– Чтобы настроиться на урок, давайте потрём ладошки и передадим тепло друг другу. Согрелись теплом друг друга? - Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.
2. Мотивация учебной деятельности.
1). - Как вы понимаете эти слова?
Волшебное слово - помочь всегда готово.
- Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет улучшить наше настроение. Каждый человек может выразить свое доброе отношение к людям при помощи определенных слов.
-Ребята, существует очень много волшебных слов. Давайте вспомним их и поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду читать стихи, а вам необходимо будет досказать предложения, вставляя волшебные слова.
Растает даже ледяная глыба, от слова теплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень, когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
Если больше есть не в силах; скажем маме мы: СПАСИБО.
Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь. ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Когда нас бранят за шалости, говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
И во Франции, и в Дании, на прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.
-Какие еще добрые слова вы знаете и часто говорите?
– Как называются такие слова? (Вежливыми)
– Что такое вежливость? (Ответы учащихся)
2).
– Кто знает историю появления этого слова?
–История возникновения слова очень интересна. Дарьина Натали подготовила сообщение об этом слове. Давайте послушаем.
До XVI века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слова «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. Позднее слово «вежество» превратилось в «вежливость».
3).
– Это качество важно для всех людей. Помогают нам быть вежливыми людьми.
Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого. (Слайд)
Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться.
– Верно. Это письмо прислал писатель.
- Как вы думаете писатель был мужчиной или женщиной?
Сегодня мы познакомимся с автором этих строк, известной детской писательницей В. А. Осеевой. ( Слайд)
- Ребята, а вы читали произведения В. Осеевой?
– О чём они? (КОРОТКО)
- Кто может кратко пересказать прочитанные рассказы?
4)
Биография В.Осеевой.
– Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.
Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.
Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.
Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
– Что интересного из жизни писательницы вы узнали?
4. Сообщение темы и целей урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из её рассказов.
– Откройте учебники на странице 87. Прочитайте название.
– Попробуйте предположить, о чём мы будем читать? (ответы детей)
-Чему будем учиться?
5. Работа по теме урока.
1).Словарная работа.
-Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте (слайд презентации)
Пробормотала – сказать быстро и невнятно.
Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовом шкафу.
Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил.
Стряпает – готовит пищу.
Мы много работали и ваши глаза устали. А теперь сделаем гимнастику для глаз.
Физкультминутка
2)Первичное чтение
- Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос: о каком волшебном слове идет речь в рассказе?
(Аудиозапись)
3)Проверка восприятия
-Так о каком волшебном слове идет речь?
-Понравился ли вам рассказ?
-Какой момент рассказа вам наиболее запомнился?
-Назовите главного героя.
-Понравился вам мальчик? Почему?
-Почему домочадцы мальчика не хотели выполнять его просьбы в начале рассказа?
-Кто помог мальчику?
-Какое волшебное слово старик открыл мальчику?
4) Повторное чтение (по цепочке).
-А сейчас давайте прочитаем этот рассказ. А читать вы будете по очереди, играя в игру «А дальше…» Условия игры: первого читающего называю я. Он читает до тех пор, пока я не остановлю. Затем он говорит слова «а дальше…» и называет имя своего одноклассника, который продолжит чтение. Старайтесь читать правильно, выразительно.
6. Закрепление изученного.
-Прочитайте отрывок, в котором говорится о встрече старичка с Павликом.
-Что случилось с Павликом?
-Почему старичок расспрашивал Павлика?
-Чем старичок помог Павлику?
- Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? А как можно назвать старичка? (добрым, вежливым)
-Как произошла встреча с бабушкой? (прочитайте)
-Как брат отреагировал на просьбу Павлика? (прочитайте)
- Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?
- Нравится ли вам Павлик? Почему?
- Каким мы его видим вначале? Как он разговаривает с окружающими?
- Как выглядел старик? Как он решил помочь мальчику?
- Рассмотрите картинку в учебнике. Какой момент изобразил художник?
- Найдите и прочитайте отрывок из рассказа, который подходит к этому рисунку.
- Почему Павлик поверил старику?
- Можно ли назвать старика волшебником? Почему?
-Изменилась ли жизнь Павлика после того, как он раскрыл тайну волшебного слова?
- Давайте посмотрим, как подействовало на окружающих волшебное слово. Каким становилось настроение людей, когда они слышали волшебное слово?
Лена Бабушка
Широко раскрыла глаза Засияло в каждой морщинке,
Смущённо пробормотала в глазах, в улыбке
Брат
Громко засмеялся
Потрепал по плечу
Взъерошил волосы
7.Деление текста на части.
-А сейчас давайте поиграем в игру «Сделайте, пожалуйста». Вам необходимо поделить текст на части.
-На какие части можно разделить рассказ?
-Как вы думаете, о чем будет идти речь в 1 части?
-И где она закончится?
Хоровое чтение шепотом 1 части. (Разговор мальчика со стариком)
-Какие слова в тексте помогают нам определить настроение Павлика?
-Какая главная мысль в этой части? (Мальчик собрался убегать из дому)
-Какими словами текста можно озаглавить эту часть?
Чтение 2 части про себя. (Разговор Павлика с Леной)
-Какая главная мысль?
-Как Лена отреагировала на поведение брата?
-Каким тоном ответил сестре Павлик?
-Как озаглавим?
Чтение 4 части сильным учеником. (Разговор Павлика с бабушкой)
-Как бабушка отнеслась? Озаглавьте!
Чтение 5 части в полголоса (Разговор Павлика с братом.)
-Как вел себя Павлик за обедом?
-Какие слова Павлика сыграли решающую роль?
-Кто еще помог этому?
-Прочитайте эти слова.
-Озаглавьте.
-А в чем главная мысль рассказа?
(если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми)
-Волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.
Физкультминутка
6)Работа с пословицами в группах.
- Как вы думаете, какова главная мысль рассказа?
- При знакомстве с некоторыми произведениями мы стараемся главную мысль выразить с помощью пословиц и поговорок. Сейчас мы с вами поработаем в группах. Каждой группе я предлагаю собрать разрезанные пословицы. Сначала вы должны их составить, а затем выбрать ту, которая подходит к содержанию рассказа.
«Добрый человек добру и учит»
«Крепкую дружбу топором не разрубишь»
«Под лежачий камень вода не течет»
«Волшебное слово всегда помочь готово»
- О чем эти пословицы? ( о взаимоотношениях между людьми)
- Какая из них по- вашему выражает главную мысль рассказа «Волшебное слово»? (Добрый человек добру учит)
-Почему?
-А кто здесь добрый?
- Что помогло научить добру Павлика? (вежливое слово)
6.Подведение итогов.
- С каким рассказом познакомились на уроке?
- Кто его автор?
- Объясните, какую силу имеют волшебные слова?
Обзор книг Валентины Осеевой:
-Эти книги вы можете найти в библиотеке и прочитать рассказы В. Осеевой
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили себя?
7. Рефлексия.
-И в реальной жизни вежливые слова имеют волшебную силу. Народная мудрость гласит:
Доброе слово путь к сердцу откроет.
-Какие «волшебные слова» мы сегодня вспомнили?
-С какой целью надо употреблять «волшебные слова»?
-Как они действуют на людей?
Надеюсь, что и вы в своей речи будете пользоваться такими словами. И они помогут вам в жизни.
У меня на столе сердечки двух цветов.
Розовый – Меня взволновало, я сопереживаю
Белый – Мне было безразлично
Выберите нужное для себя. (Наклеивают свои сердца на большое сердце)
Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.
8. Домашнее задание. Подготовить чтение по ролям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Разработка урока по литературному чтению В. Осеева "Волшебное слово"
Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"...
Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....