Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем»составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы внеурочной деятельности авторов Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова (образовательная система «Школа 2100»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
budu_nastoyashim_chitatelem.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
"Буду настоящим читателем", 3 класс
«Эффективно то чтение, к которому ребёнок
подготовлен, в котором он заинтересован…».
К.Д. Ушинский
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования заявляет деятельность ведущим направлением школьного образования. В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности.
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем»составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы внеурочной деятельности авторов Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова (образовательная система «Школа 2100»)
Программа обеспечена учебным пособием для детей «Буду настоящим читателем», ч. 1 (3–4 классы) из серии «Как мы учимся» (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова; М.: Баласс, 2012).
Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться,
социализация и воспитание учащихся.
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности
учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе
совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.
Задачи программы:
– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей
и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную
основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают.
В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются
практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы
с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же
время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной),
по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения
не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него,
эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры.
Общая характеристика технологии продуктивного чтения
Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися технологии продуктивного чтения, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению.
Этапы продуктивного чтения:
– подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);
– первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональнойокраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное
чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых
слов и др.);
– работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Виды деятельности: игровая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная, проектная, конструктивная.
Описание места курса «Буду настоящим читателем» в учебном плане
Каждый этап данной технологии взаимосвязан с возрастными особенностями интеллектуального развития детей 8–10 лет, но не имеет жёсткой привязки к определённой возрастной группе. Программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий в режиме второй половины дня образовательного учреждения со школьниками 3-го класса 1 раз в неделю.Срок реализации: 1 год.
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни –реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы- воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность семьи- формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества- формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества- сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов.
Познавательные УУД:
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные УУД:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
–высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Основные разделы программы внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем»
№ п/п
| Содержание | Теорет. часы
| Практ. часы
| Всего часов
|
1 | Раздел 1. Настоящий читатель | – | 10 | 10
|
2 | Раздел 2. Технология продуктивного чтения
| – | 17 | 17
|
3 | Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» | – | 7 | 7
|
| Итого | – | 34 | 34
|
Содержание разделов программы
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Ко-
решки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта
длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и
окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов.
Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение чело-
века в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.
Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.
Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации.
Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений.
Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула». Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках – подсказки и комментарии. Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений.
Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, при-
думать продолжение, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью
автора, его творчеством, историей создания книги.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга»,
«Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информа-
ции. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проек-
та. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
Календарно-тематический план занятий (34 ч)
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
№ п/п
|
Дата
| Тема занятия | Кол-во часов
|
1 |
| Введение. Кого можно считать настоящим читате- лем?
| 1
|
2–3 |
| Какой я читатель? Моя любимая книга | 2
|
4–5 |
| Экскурсия в библиотеку | 2
|
6 |
| Домашняя библиотека | 1
|
7 |
| Надо много читать | 1
|
8 |
| Быстрое чтение | 1
|
9 |
| Читаем всё, что задано | 1
|
10 |
| Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе»
| 1
|
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
№ п/п
|
Дата | Тема занятия | Кол-во часов
| |
11 |
| Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понима- ние текста
| 1
| |
12–13 |
| Шаг первый. Чтение до чтения | 2
| |
14 |
| Шаг второй. Чтение во время чтения | 1
| |
15 |
| Читаем и воображаем | 1
| |
16 |
| Читаем и чувствуем | 1
| |
17 |
|
Эмоции и чувства – главное при чтении стихов | 1
| |
18 |
| Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула» | 1
| |
19–20 |
| Читаем и думаем, размышляем | 2
| |
21 |
| Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное»
| 1
| |
22 |
| Читаем, мысленно рисуем, представляем | 1
| |
23 |
| Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот»
| 1
| |
24 |
| Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет» | 1
| |
25 |
| Шаг третий. Чтение после чтения
| 1 | |
26 |
| Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук»
| 1
| |
27 |
| Итоговое занятие | 1
| |
|
|
|
|
|
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)
№ п/п
|
Дата | Тема занятия | Кол-во часов
|
28 |
| Выбираем тему проекта | 1
|
29–30 |
| Работа с источниками | 2
|
31–32 |
| Подготовка проекта | 2
|
33 |
| Защита проекта | 1
|
34 |
| Праздник «Я – настоящий читатель!» | 1
|
Предполагаемые результаты реализации программы
Ученики научатся
- Результаты первого уровня
(ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни):
получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах раз-
метки текстов для ведения «диалога с автором».
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной
деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
приобретение опыта использования в практике основных читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования
своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.
Способы определения результативности программы:
беседа, наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование уровня читательских умений, качественное освоение учебного пособия для детей «Буду настоящим читателем» – пособия из серии «Как мы учимся» 3-4 классы (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова).
Формы подведения итогов реализации программы
· тесты,
· кроссворды,
· викторины,
· выставки рисунков,
· итоговая работа - защита проектов по теме «Дружим с книгой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....