Пояснительная записка по литературному чтению 4 класс.
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Пояснительная записка по чтению в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_lit.chteniyu_novaya.docx | 56.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ
ПЛАНИРОВАНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Рабочая программа курса литературного чтения для 4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; авторской программой В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» (Самара: Издательский дом «Федоров», 2012), входящей в учебно-методический комплект «Система Л.В.Занкова», составленной на основе примерной программы по литературному чтению; основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Гимназия № 34».
Литературное чтение – предмет воспитания компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели. Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению, составляющие основу федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), предполагают установление взаимосвязи между эмоционально-прочитанным текстом и отзывом на прочитанное, высказывание своей точки зрения и при этом умение уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, даст осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.
Основные цели курса литературного чтения – воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как в средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
В основе данного курса лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности.
В процессе изучения литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы.
Задачами курса литературного чтения, ориентированного на требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
- расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
- развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как к средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- расширение представления детей о российской истории и культуре;
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации (выразительное чтение, устные и письменные высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.
Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, экскурсии-наблюдения.
Технологии, используемые в обучении:
- развивающего обучения;
- обучения в сотрудничестве;
- проблемного обучения;
- развития исследовательских навыков;
- информационно-коммуникационные,
- Здоровья-сбережения и др.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, тестов ( «Проверь себя»).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Интегрированный характер курса является одним из важных условий достижения планируемых в ФГОС НОО результатов обучения литературному чтению.
Личностные: заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами; интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения; основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
Метапредметные: отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.); находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.; практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования; различать средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор); создавать собственные небольшие тексты с использованием некоторых средств художественной выразительности по аналогии с изученными произведениями;
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по литературному чтению в связи с учебным план МОУ «Гимназия № 34» отводит на изучение литературного чтения в 4 «А» классе по 4 урока в неделю, что составляет 136 часов (34 недели) в учебный год. Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне. Срок реализации программы – 1 год. Она рассчитана на обучающихся 4 «А» класса МОУ «Гимназия № 34». Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Интегрированный характер курса является одним из важных условий достижения планируемых в ФГОС НОО результатов обучения литературному чтению:
Личностные результаты: заинтересовать обучающихся к литературному чтению, создать внутреннюю мотивацию обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами; привить интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения; основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности; воспитать чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан; осознанно и произвольно уметь строить сообщения в устной и письменной формы устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств;
Предметные результаты: читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; выразительно читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в т.ч. стихотворения любимого поэта; эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему произведения; кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе; выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении; сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ; давать характеристику литературному произведению;
Метапредметные результаты: уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; сочетать в процессе обучения разные организационные формы: наряду с индивидуальной работой работу в группе и парами, опыт по поиску и фиксации необходимой информации, ориентироваться в источниках информации (учебниках, учебных пособиях, в дополнительной литературе, Интернете, общении с одноклассниками, учителем, другими взрослыми); приобретут умение работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова); понимать, анализировать, преобразовывать и дополнять информацию, а также представлять свою информацию устно, в письменной форме, в виде презентации и др.; овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по литературному чтению к концу четвёртого года обучения
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
- основы для принятия культурных традиций своей страны;
- основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
- осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;
- умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.
- потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;
- ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;
- способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;
- понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств – вины, совести как основы морального поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- осознавать этапы организации учебной работы;
- вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
- самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);
- осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
- осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
- осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;
- обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
- отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;
- находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д., а также в контролируемом пространстве Интернета);
- соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
- использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
- учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
- сотрудничать с учителем и сверстниками;
- грамотно формулировать вопросы;
- используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;
- принимать участие в коллективных проектах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
- адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;
- использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- выразительно читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в т.ч. стихотворения любимого поэта;
- эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему произведения;
- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
- выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
- сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
- давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
- находить известные средства художественной выразительности;
- отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;
- осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;
- самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках;
- вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;
- самостоятельно читать тексты большого объема;
- выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
- осознавать деление литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
- воспринимать юмор, иронию в литературе;
- воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
- воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения в разных видах повествования.
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги;
- отличать сборник произведений от книги одного автора;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Обучающийся получит возможность научиться:
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
- отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.);
- находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;
- распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.;
- практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя;
- различать средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);
- видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении;
- видеть развитие настроения;
- создавать собственные небольшие тексты с использованием некоторых средств художественной выразительности по аналогии с изученными произведениями;
- знать о существовании «бродячих сюжетов» в мировой литературе;
- понимать особенности жанра басни, былинного повествования;
- эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин;
- называть основных героев русских былин.
- Творческая деятельность учащихся
Обучающийся научится:
- выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров;
- участвовать в чтении по ролям литературных произведений;
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
- реконструировать текст, восстанавливая последовательность событий;
- передавать свое впечатление о литературном произведении в творческой форме, в т.ч. создавая иллюстрации;
- описательно рассказывать о любимом писателе, поэте;
- писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
- писать небольшие по объему сочинения по картине.
Обучающийся получит возможность научиться:
- пересказывать текст, передавая при этом чувства героя и главную мысль автора произведения;
- самостоятельно определять интонационные средства выразительного чтения, участвовать в конкурсах чтецов;
- участвовать в инсценировках литературных произведений;
- писать сочинения-рассуждения на свободную тему, сочинения – описания природы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Волшебная старина (28ч.)
Чтение произведений и понимание чувств других людей, сопереживание и помощь им, этических чувств — вины, совести как основы морального поведения. основы для принятия культурных традиций своей страны;основы моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение; способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества; понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви. интерес к содержанию и форме художественных произведений; интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; уметь ориентироваться в учебнике: различать форзацы, титульный лист, оглавление; понимать систему значков,структуру учебника: деление содержания на главы, их названия; представлять по обложке, названиям глав, рисункам, оглавлению.
Осознанно воспринимать вступительную статью автора.
Эмоционально и осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического текста, его характер, оттенки чувств, эмоциональный тон, особенности передачи этого тона.
Соотносить впечатления от стихотворения с жизненным опытом. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Уметь отвечать на вопросы по тексту, осмысливать систему поэтических образов стихотворения. Воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения. Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.
Обсуждать образ, созданный художником, основную идею картины. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства. Декламировать стихотворение .Осознанно воспринимать учебный текст, информацию, представленную в виде пиктограммы, осмысливать систему заданий. Овладевать навыками осознанного, правильного, свободного и беглого чтения, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное. Участвовать в диалоге при обсуждении учебного текста и ответов на вопросы.
Осознанно воспринимать текст старинного календаря. Актуализировать, углублять представление о мифологическом объяснении смены времен года у древних славян.
II.Пленительные напевы (30ч.)
Отличать художественный текст от научного и научно-популярного ; произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; пересказывать текст по плану; структурировать знания при сопоставлении текстов; применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; искать информацию, представлять найденную информацию; уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста.Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Анализировать стихотворение через словесное рисование картин.Анализировать сюжет, средства выразительности: метафоры, эпитеты, использованные в нем, особое построение стихотворения, требующее переноса интонации.Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.Иметь навык подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста (определение логических ударений, слов для выделения голосом, пауз).
Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения; декламировать стихотворение,выразительно читать на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических). Осознанно воспринимать содержание текста стихотворения.Понимать, что разные виды рифм создают разное настроение.
Актуализировать ранее полученные знания о видах рифм и их возможностях в создании ритма и настроения стихотворения.Сравнивать настроение стихотворений, обнаруживатьих различие.Осознавать подчиненность системы образов, настроения тому,какую главную мысль несет стихотворение.
Осмысливать эстетическую и нравственную ценность поэтического текста, высказывать собственное суждение. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения на основе эмоционального восприятия. Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Сравнивать образы города, переданные средствами разных видов искусства.
III.Огонь волшебного рассказа (38ч.)
Выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии задачей высказывания;проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
участвовать в учебном диалоге; принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих. Толковать образы богов и богинь в тексте. Рассматривать и объяснять символику, использованную в оформлении текста. Углублять представление о пословице, различать пословицы и поговорки. Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенные в учебнике. Сравнивать пословицы и поговорки, разделять на группы по тематике, времени возникновения. Формулировать, с опорой на конкретные пословицы, простые выводы о художественных средствах, используемых в пословицах и поговорках, об особенностях их построения, повторах, приеме контраста.
Ориентироваться в содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Актуализировать, углубить знания о законах народной волшебной сказки: наличие волшебных предметов, волшебные числа, особенности героев. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.
IV.Всё, что сердцу мило. (40ч.)
Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Анализировать поэтические образы. Рисовать словесные картины с целью осознания точности и важности (невозможно заменить, не разрушив стихотворения) каждого поэтического слова. Анализировать средства художественной выразительности, использованные поэтом. Анализировать ритм стихотворения, рисунок рифм, связь настроения стихотворения и способа рифмовки. Осознавать созвучие изображенного в стихотворении и состояния поэта. Осмысливать образы стихотворения: зрительные, звуковые, тактильные. Воспринимать оттенки чувств, отраженных в поэтическом произведении, многообразие способов выражения авторского отношения. Подготовиться к выразительному чтению на основе эмоционального восприятия стихотворения Рисовать словесные картины с целью осознания точности и важности (невозможно заменить, не разрушив стихотворения) каждого поэтического слова. Осознавать созвучие изображенного в стихотворении и состояния поэта. Подготовиться к выразительному чтению на основе эмоционального восприятия. Формулировать простые выводы. Знакомиться с выставкой книг, сравнивать книги одинакового содержания, но разного художественного оформления.
Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся.
Особенности организации контроля по литературному чтению.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные
работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется
соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- –отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
- Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше
удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4
недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия
вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема раздела | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Рекомендуемое кол-во учебных часов |
1. Волшеб-ная старина | Пословицы, поговорки. Русские народные сказки. | Дать ответы на вопросы по содержанию стихотворного текста. Нахождение в тексте ответов на вопросы. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Вычленение системы образов стихотворения, нахождение средств, которые использовал автор для передачи своего отношения к описываемому. Определение настроения живописного произведения. Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства. Участие в диалоге. Выучить стихотворение Наизусть. | 28 |
2.Пленительные напевы | Стихи А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, И.А.Бунина, Ф.И.Тютчева, М.Я.Бородицкой | Упражнение в восприятии учебной информации. Выделение главного, того, что необходимо запомнить. Рассматривание картины, определение настроения живописного произведения. Уяснение смысла символики, использованной в картин.Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины). Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя или учении ков. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста. Выразительное чтение стихотворения по желаниювыучитьнаизусть. | 30 |
3.Огонь волшебного рассказа | Стихи А.С.Пушкина,Д.Б.Кедрина, сказки П.П.Бажова, рассказы А.П.Чехова, А.И.Куприна, М .М.Пришвина, Л.А.Кассиля, А.П.Гайдара, В.Драгунского, М.Твена, Н.Носова | Упражнение в восприятии текста вступительной статьи автора учебника. Упражнение в восприятии поэтического текста на слух и при самостоятельном чтении. Ответы на вопросы по содержанию стихотворного произведения. Нахождение в тексте ответов на вопросы. Вычленение системы образов стихотворения, нахождение средств, которые использовал автор для передачи своего отношения к описываемому. Определение настроения живописного произведения. Понимание, что хотел выразить художник, анализ выразительных средств изобразительного искусства. Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства. Участие в диалоге. чтение стихов. | 38 |
4.Всё, что сердцу мило. | Стихи А.Фета, Н.Матвеевой, К.Д. Бальмонта , М.И. Цветаевой, М.Ю. Лермонтова Рассказы В.П. Крапивина. | Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Определение в тексте способов создания такого настроения: рисунок рифмы, точность, яркость, выбранных поэтом слов. Анализ поэтических образов стихотворения. Самостоятельный поиск в тексте известных средств художественной выразительности. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе эмоционального восприятия стихотворения. | 40 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Учебник:
В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» (Самара: Издательский дом «Федоров», 2012),
Тетради:
С.В. Самыкина. Рабочая тетрадь для 4 класса : в 2 частях – Самара, Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Федоров», 2013.
Дополнительная литература для учителя и учащихся
Контрольные работы по системе Л.В.Занкова. 1-е полугодие/2-е полугодие.
Сост.С.Г.Яковлева. – Самара, Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Федоров», 2010.
В.Ю.Свиридова Литературное чтение : учебник для 4 класса : в 2 ч. – Самара, Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова. Хрестоматия по литературному чтению. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2010.
Перечень образовательных дисков
1. Проверь себя» Материалы для текущего и тематического контроля.
2. Электронное приложение к учебнику « Литературное чтение 4класс»
3. Компакт-диск «Родная речь» 1 -4 класс
Интернет ресурсы.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. ПК;
2. мультимедийный проектор;
3. Интерактивная доска
Календарно- тематическое планирование
по литературному чтению
Класс: 4 «А»
Учитель: Ичитовкина Т.В.
Количество часов:136 часов; в неделю 4 часа.
Плановых контрольных уроков 3(в т.ч.административных контрольных срезов), тестов – 1
Итоговая комплексная работа на межпредметной основе – 1ч.
Планирование составлено на основе федерального государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературному чтению, в соответствии с авторской программой В.Ю.Свиридова «Литературное чтение» УМК «Система Л.В.Занкова».
Учебник:
В.Ю.Свиридова Литературное чтение : учебник для 4 класса : в 2 ч. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по литературному чтению. Л.Ф. Климанова. 3 класс.
УМК "Перспектива"...
Пояснительная записка по литературному чтению 3 класс по ПНШ
Пояснительная записка по предмету "Литературное чтение" УМК ПНШ...
пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"
пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"...
Пояснительная записка по литературному чтению 1-4 класс
Пояснительная записка к учебнику Климановой по литературному чтению 1-4 класс...
Пояснительная записка по литературному чтению 2 класс УМК "Гармония"
Материал содержит пояснительную записку к рабочей программе по литературному чтению для 2 класса по УМК "Гармония" в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Пояснительная записка по литературному чтению 1 класс УМК "Гармония"
В материале содержится пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению для 1 класса УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....
Пояснительная записка по литературному чтению по программе "Школа России" Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011)...