КИМ по литературе 4 класс
тренажёр по чтению (4 класс) на тему
Контрольно-измерительные материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim_literatura.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемые тесты по литературному чтению позволяют выявить, насколько знания, умения, полученные учащимися 4 классов, соответствуют основным программным требованиям за курс начальной школы, а также то, как выпускники начальной школы умеют использовать свои знания на практике.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу
В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать
- Названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов
- Уметь различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости)
- определять тему и главную мысль произведения
- пересказывать текст (объём не более 1,5 с.)
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
- создавать небольшой устный текст на заданную тему
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг 4
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)
Структура тестов
Тест содержит 15 заданий, которые делятся на три части.
Задания 1-8 (часть 1) — это задания с выбором ответа (варианты ответов приводятся).
В основном заложен один правильный ответ, но иногда ответы могут суммироваться (2 правильных ответа). В этом случае в задании есть указание на количество правильных ответов.
Задания 9-14 (часть 2) — это задания, требующие самостоятельного ответа.
Задание 15 (часть 3) — это задание повышенной сложности, имеющее творческий характер; ответ записывается несколькими предложениями.
Оценивание тестов
Успешность выполнения итогового теста можно оценить, исходя из следующих критериев:
За все правильно выполненные задания первой и второй частей (задания 1-14) ставится отметка «5»
За 11-13 верных ответов ставится отметка «4»
За 8-10 верных ответов ставится отметка «3»
Задание 15 оценивается отдельно, только отметкой «5» за правильное его выполнение.
Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность учащихся.
Учитель не должен помогать учащимся выполнять тестовые задания. Если учитель видит, что ученик затрудняется в выполнении какого-либо задания, можно предложить ему перейти к следующему заданию.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
(Инструкция для учащегося)
- Внимательно прочитай весь текст.
- Просмотри все тестовые задания.
- Выполняй тестовые задания последовательно, ответы некоторых заданий могут быть связаны между собой, заключая в себе в связи с этим некоторые подсказки.
- При выполнении задания можно карандашом делать пометки в тексте, пользоваться черновиками.
- Задания, предлагающие выбор правильного варианта ответа из нескольких предложенных, содержат, как правило, один верный ответ, но иногда они могут суммироваться (2 правильных ответа). В этом случае в задании указано количество правильных ответов.
- Определив правильный ответ, поставь в соответствующее окошко крестик (х).
- Ответы на вопросы второй и третьей частей впиши в предназначенные для этого строки.
Вариант - пробный.
Прочитай текст.
Два жадных медвежонка
В нехоженом, невиданном, густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать.
Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.
Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились.
Эх, братик, до чего же мне есть хочется, — пожаловался младший.
А мне и того пуще! — сокрушённо покачал головой старший.
Так они всё шли да шли, покуда вдруг не набрели на большую круглую головку сыра. Хотели было поделить её по справедливости, поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая часть.
Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса.
— О чём вы спорите, молодые люди? — спросила плутовка.
Медвежата рассказали лисице о своей беде.
— Какая же это беда! — сказала лисица. — Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший — всё одно.
— Вот это хорошо! — воскликнули с радостью медвежата. — Дели!
Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, что бы один кусок был больше другого.
Медвежата сразу закричали:
— Этот больше! Лисица успокоила их:
— Тише, молодые люди! И эта беда не беда. Малость терпения. Сейчас я всё улажу.
Она откусила добрый кусок от большей половинки и проглотила его. Теперь большим ста. меньший кусок.
— И так неровно! — забеспокоились медвежата.
Лисица посмотрела на них с укоризной.
— Ну, полно, полно! — сказала она. — 5 знаю своё дело!
И она откусила от большей части здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.
— И так неровно! — вскричали медвежата тревоге.
Так и шла делёжка. Медвежата только чёрными носами водили туда-сюда, туда-сюда — о большего к меньшему, от меньшего к большем; куску.
Покуда лисица не насытилась, она всё делила и делила.
К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти и сыра не осталось: две крошки!
— Ну что ж, — сказала лиса, — хоть и по малу, да зато поровну! Приятного вам аппетита медвежата! — захихикала лиса и, помахав хвостом, убежала.
Так-то вот бывает с теми, кто жадничает. (345 слов)
Часть 1
При выполнении заданий этой части (задания 1-8) зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой варианту ответа.
1. Где, в каком месте происходит начало событий, описанных в тексте?
1) на лугу 3) в деревне
2) в чащобе 4) в поле
2. Из-за чего у медвежат возникла ссора?
1) не знали, как поделить сыр
2) каждый боялся, что другому достанется большая часть
3) боялись обделить друг друга.
3. Выбери верный ответ значения слова плутовка.
1) ловкая и хитрая обманщица
2) простодушная
3) не могущая найти правильную дорогу
4. В какой сборник ты поместишь этот текст?
1) в сборник сказок 2) в сборник рассказов 3) в сборник басен
5. Какая это сказка?
1) бытовая 2) волшебная 3) о животных
6. Какой человеческий порок осуждает народ в этой сказке?
1) жадность 2) хитрость 3) трусость
7. Подумай, что вынесено в заглавие.
1) тема 2) основная мысль
8. Какой жанр напоминает эта сказка?
1) басня 2) рассказ 3) былина
Часть 2
При выполнении заданий этой части (задания 9-14) кратко запиши ответ.
9. Назови героев произведения.
Ответ:
10. С какой целью отправились медвежата в путь?
Ответ:
11. Какой наказ дала сыновьям старая медведица?
Ответ:
12. В этом произведении есть герой, поведение которого вызывает одобрение?
Ответ:
13. Кто из героев достоин осуждения?
Ответ:
14. Запиши название другого произведения, прочитанного тобой, в котором тоже осуждается жадность.
Ответ:
Часть 3
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос (задание 15).
15. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:
Вариант №1.
Прочитай текст.
Жемчужинка и жаба.
В давние времена жила в одной деревне вдова1, у которой было две дочери. Дочерей звали просто — Большая и Маленькая. Они обе были родными вдове, но она любила старшую больше, чем младшую. Сестры Большая и Маленькая были совсем разными. Большая была грубая и злая, да ещё и жадная. А Маленькая ко всем относилась с добротою и была кроткого нрава.
Однажды мать послала Маленькую по воду к колодцу, что был неблизко от дома. Та отправилась, не переча. Когда она дошла до колодца и стала набирать воду, вдруг увидела неподалёку нищенку, всю в лохмотьях. А на самом-то деле это была вовсе не нищенка, а волшебница. Она хотела узнать, добрая ли душа у девочки, и поэтому обратилась к ней, прикинувшись нищенкой:
Дитя моё, я очень хочу пить! Дай бабушке хотя бы капельку воды.
Подожди немножко, бабушка, — отозвалась Маленькая. — Я только вытащу ведро.
Девочка набрала воды и напоила старушку-нищенку.
— У тебя добрая душа, внучка, — сказала старушка, напившись. — За это бабушка даст тебе подарок. Пусть отныне, когда ты станешь смеяться, из твоего рта будут сыпаться жемчужины!
Сказала это старушка и исчезла. А у Маленькой с тех пор изо рта сыпались жемчужины всякий раз, когда она смеялась. За это люди прозвали её Ма Пале, что значит «жемчужинка».
Старшая сестра, Большая, выспросила у Маленькой, как всё было, и ей стало очень завидно. Однажды она сама решила пойти к колодцу по воду. Точно так же, как было с Маленькой, явилась к колодцу волшебница, чтобы испытать, добрая ли душа у девочки. Она снова прикинулась старой нищенкой, попросила у Большой напиться. Но в душе старшей сестры не было жалости к людям.
Когда нищенка обратилась к ней с просьбой, та лишь обругала старушку:
Вот ещё, буду я всякой нищенке воды подавать! Даже и не подумаю! И близко ко мне не подходи!
Ты злая и бессердечная девочка! К тому же завистлива — завидуешь своей сестре. Так пусть же всякий раз, как ты смеёшься, изо рта у тебя выскакивают жабы!
С тех пор старшей сестре проходу не стало от насмешек односельчан, и называли её теперь не иначе, как Ма Пха-пьоу, что значит «жаба». (338 слов)
1 Вдова — женщина, у которой умер муж.
Часть 1
При выполнении заданий этой части (задания 1-8) зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой варианту ответа.
1. Когда происходили события, описанные в тексте?
1) в давние времена 2) в наше время 3) триста лет назад
2. Где, в каком месте происходили эти события?
1) в деревне 2) в городе 3) в лесу
3. Сравни слова, объединенные в пары:
весёлая-грустная, злая—добрая, маленькая—большая.
Определи основной приём, который использовал автор, создавая образы девочек?
1) сравнение 2) противопоставление
4. Выбери вариант ответа, в котором приведено значение слова не переча.
1) не возражая 2) не отказывая 3) не избегая
5. С какой целью Большая отправилась к колодцу?
1) помочь нищенке 2) получить награду 3) из любопытства
6. Определи два выражения, которые помогают понять главную мысль текста.
1) по заслугам и награда 2) по Сеньке и шапка 3) как аукнется, так и откликнется
7. Определи тематику произведений, в которых концовка часто начинается со слов «с тех пор...»
1) о животных 2) о явлениях природы 3) о волшебстве и чудесах
8. В какой сборник ты поместишь это произведение?
1) в сборник сказок 2) в сборник рассказов 3) в сборник басен
Часть 2
При выполнении заданий этой части (задания 9-14) кратко запиши ответ.
9. Назови главных героев произведения.
Ответ:
10. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
A) Подарок волшебницы Маленькой
Б) Проживание вдовы с дочками в деревне
B) Награда волшебницы Большой
Г) Встреча Маленькой у колодца со старушкой
Д) Поход к колодцу по воду старшей сестры
Ответ:
11. Выпиши из текста, что означают прозвища, которые дали односельчане Большой и Маленькой после их встречи с волшебницей.
Ответ:
12. В каком облике предстала волшебница перед обеими девочками у колодца?
Ответ:
13. Почему волшебница прикинулась нищенкой при встрече с девочками?
Ответ:
14. Докажи, что Большая и Маленькая были совсем разными. Выпиши из текста слова, характеризующие их.
Ответ:
Часть 3
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос (задание 15).
15. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:
Вариант №2.
Прочитай текст.
Богатырский хлеб.
Мы живём на Куликовом поле. Шесть веков назад войска Дмитрия Донского разбили здесь завоевателей — ордынцев. И хлеб родит Куликово поле, и сказки. Вырастают на этом хлебе и сказках удивительные люди. Превыше всего они ставят два дела: пахать землю и защищать Родину. На всю жизнь с детства помнит куликовец материнскую сказку про богатырский каравай.
Ехал богатырь Пересвет на битву с ордынским ханом Мамаем и остановился в поле покормить коня. Приник он к тёплой земле, а над ним наклонились усатые колосья пшеницы, шелестят на ветру, будто что-то шепчут. Прислушался Пересвет — и взаправду услышал чей-то голос:
— Ух, ух... Осыпается в поле зерно, а жнецов не видать: на великое дело собрался русский народ — защитить от врага родную землю. Не снопы завтра в поле будут лежать, а воины, не колосьями станет играть ветерок, а русыми кудрями...
Открыл Пересвет глаза, а рядом с ним, точно золотой сноп, стоит старичок-полевичок — Житный1 Дед. Треплется на ветру его овсяная борода, топорщатся ячменные усы, а синие глаза-васильки смотрят печально.
— Не горюй, Житный Дед! — говорит ему богатырь. — Что было — видели, что завтра будет — увидим. А нынче мы поработаем!
Взял богатырь свой булатный меч, срубил молодую берёзку, сделал ручку-косовище, прикрепил к мечу — коса получилась. И пошёл он косить пшеничное поле! Раз взмахнёт — и колосьев не пучок, не сноп, а на целую копну скосит! Другой раз взмахнёт — ещё копна...
Остановился Пересвет на минутку, вытер со лба горячий пот, глядит, а сзади него снопы кувыркаются!
— Чудеса! — удивился богатырь. И опять за работу.
Оглянулся во второй раз, а снопы один за другим, как солдаты, шагают на соседний пригорок, прямо к ветряной мельнице. И рядом с ней в стог укладываются.
И только тут разглядел богатырь своих помощников. Это были деревенские ребятишки. У нас всегда так: когда отцы уходят биться с врагами, в поле их заменяют сыновья.
Докосил Пересвет ниву и вдруг почувствовал запах свежего хлеба. Словно только что вынули из печки горячий каравай. Пошёл он на хлебный запах — и, правда, увидал каравай. Да не простой — богатырский! Лежал он на двенадцати столах, на сорока полотенцах. А рядом были те, кто его испёк: беловолосые мальчишки, босоногие девчонки да одна древняя бабушка. И Житный Дед среди них.
Спасибо за помощь, богатырь, — сказала древняя бабушка, — от всей деревни спасибо. — И она повела рукой в сторону ребятишек.
Неужто так опустела деревня? Где остальные жители? — спросил Пересвет.
Там же, где и весь народ: готовятся вслед за тобой пойти на битву с ордынцами. Отведай-ка нашего хлеба-соли — силы прибавится. Да будет тебе во всём удача, добрый человек!
Отломил Пересвет от каравая поджаристую корочку, поклонился низко ребятишкам, древней бабушке и Житному Деду, сел на отдохнувшего коня и поехал своим путём-дорогою. Куликовская битва была ещё впереди...
Много по той дороге вслед за Пересветом прошло и проехало русских людей: и знатных князей, и грозных воинов, и простых деревенских мужиков. И каждый отламывал себе кусочек от богатырского каравая. Говорят, храбрый от того хлеба становился богатырём, слабый укреплялся духом, старики чувствовали себя молодыми, а юноши — мужчинами. И они победили Мамая.
И до сих пор у нас на Куликовом поле люди превыше всего ставят два дела: растить хлеб и защищать Родину. Так было, так есть, так и будет. (596 слов) (А. Логунов)
1 Жито — название овсяного хлеба в зерне или на корню.
Часть 1
При выполнении заданий этой части (задания 1-8) зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой варианту ответа.
1. На героев произведений какого жанра похож богатырь Пересвет?
1) басни 2) рассказа 3) былины
2. Сколько веков назад происходили события, описанные в этом тексте?
1) 4 века 2) 5 веков 3) 6 веков
3. Где, в каком месте, происходили эти события?
1) на Чудском озере 2) под селом Прохоровка 3) на реке Калка 4) на Куликовом поле
4. Какое отношение к этим событиям имеет автор-рассказчик?
1) живёт на Куликовом поле 2) читал об этих событиях 3) был там на экскурсии
5. Кто из жителей остался в деревне перед сражением с Мамаем?
1) мужчины 2) дети и старики 3) женщины и мужчины
6. Куда направился весь русский народ?
1) за грибами 2) на уборку урожая 3) на защиту Родины
7. Почему русский народ победил завоевателей-ордынцев?
1) освобождали свою землю 2) русского народа было больше, чем ордынцев
3) помогал Житный дед
8. Какие два дела жители Куликова поля ставят превыше всего? (выбери два варианта ответа)
1) выпекать сказочный каравай 2) растить хлеб 3) защищать Родину
Часть 2
При выполнении заданий этой части (задания 9-14) кратко запиши ответ.
9. Запиши начало сказочного повествования. (1 предложение)
Ответ:
10. Выпиши имя реального героя, который участвовал в Куликовской битве на стороне русских.
Ответ:
11. Назови сказочного персонажа из этого текста.
Ответ:
12. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
A) Сила богатырского каравая
Б) Остановка богатыря Пересвета на поле по пути на битву с ордынским ханом Мамаем
B) Печальные слова Житного деда
Г) Богатырский покос пшеничного поля
Д) Подмога деревенских мальчишек
Ответ:
13. Запиши название книги о защитниках Отечества, которую ты читал.
Ответ:
14. Каких героев, защищавших нашу Родину (два-три), ты ещё знаешь?
Ответ:
Часть 3
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос (задание 15).
15. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:
Вариант №3.
Прочитай текст.
С носом
Молодая ворона ходила по берегу реки, разыскивая себе среди камней пропитание. Ничего хорошего ей не попадалось — одни дохлые рачки да рыбки.
Наконец нашла крупную двухстворчатую раковину — беззубку. В этих раковинах превосходного вкуса слизняки — вроде прославленных устриц: свежие, прохладные и такие аппетитные на вид. Да как их достать? Раковина толстая, крепкая, створки плотно примкнуты, как на замок закрыты. Укупорка — первый сорт!
Молодая ворона уж и так и эдак: то на один бок повернёт раковину, то на другой, то на ребро её поставит да всё тюк да тюк по ней носом. А нет, не поддаётся раковина — скользит крючковатый вороний нос по гладким створкам. Тюк! — ив песок нос. Тюк! — ив песок.
Наглоталась молодая ворона песку. Сидит, хохлится. Не знает, что дальше делать.
Прилетел кулик-сорока. Тоже себе раковину разыскал. В пальцах зажал, нос уткнул в уголок, где створки не так крепко сошлись. А нос у кулика-сороки прямой да долгий, на конце, что твоё долото заострён-отточен. Рраз! Нажал — раковина так пополам и раскрылась!
Молодой вороне обидно. Подскочила она к кулику-сороке устрицу у него из-под носа выхватить. А он — глыть! — и нет устрицы: давно в горло к нему проскочила.
Молодая ворона скорей назад — к своей раковине.
Кра! — кричит. — Кража! Так всякий дурак раскупорит, раз такой инструмент — нос! Прочь кулика-сороку: он вороний нос позорит!
Ишь раскаркалась, — сказала, подлетая, старая ворона.— Не он, а ты вороний нос позоришь. Сказано ведь: «Всякая птица своим носом сыта».
Да хвать раковину у молодой вороны из-под носу!
Крепко, как клещами, зажала раковину своим крючковатым носом. Взвилась с ней на воздух — да и швырк её с высоты прямо на камни.
Раковина — вдребезги, а устрица — вот она! Молодая ворона от удивления и рот разинула. А старая уж на камнях. Проглотила устрицу и говорит:
— Ещё сказано: «Кто дальше носа не видит, тот с носом и останется». Спасибо за угощеньице.
(272 слова) (В. Бианки)
Часть 1
При выполнении заданий этой части (задания 1-8) зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой варианту ответа.
1. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?
1) на берегу реки 2) на берегу озера 3) на берегу моря
2. Какое значение вкладывает автор в определение молодая (ворона)?
1) не имеющая жизненного опыта
2) недавно появившаяся на свет 3) ещё не достигшая размера взрослой птицы
3. Какое значение вкладывает автор в определение старая (ворона)?
1) давно появившаяся на свет 2) имеющая большой жизненный опыт, мудрая
3) достигшая размера взрослой птицы
4. Определи художественный приём, объединяющий слова в пары: мороз и солнце, день и ночь,
старая и молодая.
1) сравнение 2) противопоставление
5. С помощью какого «инструмента» кулик-сорока раскрыл раковину?
1) с помощью носа (клюва) 2) с помощью хвоста
3) с помощью когтей
6. С каким инструментом сравнивает нос старой вороны автор?
1) с клещами 2) с молотком 3) с долотом
7. Объясни значение поговорки «Всякая птица своим носом сыта».
1) Тому удобнее, у кого длиннее нос.
2) Нужно умело пользовать тем, чем наградила природа.
3) Не засматривайся на чужое.
8. Выбери вариант ответа, в котором сформулирована главная мысль текста.
1) Как аукнется, так и откликнется.
2) Кто дальше носа не видит, тот с носом и останется.
3) Не задирай нос высоко — споткнёшься.
Часть 2
При выполнении заданий этой части (задания 9-14) кратко запиши ответ.
9. Назови героев произведения.
Ответ:
10. Восстанови последовательность действий, совершаемых молодой вороной с раковиной.
A) то на ребро поставит
Б) то на один бок навернёт, то на другой
B) всё тюк да тюк по ней носом
Ответ:
11. Восстанови последовательность действий, совершенных куликом-сорокой с раковиной.
А) рраз! — нажал
Б) в пальцах зажал
В) нос уткнул в уголок (раковины)
Ответ:
12. Выпиши из текста описание «инструмента», которым пользовался кулик-сорока.
Ответ:
13. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
A) Старая ворона учит уму-разуму молодую
Б) Находка
B) Попытка молодой вороны полакомиться за счёт кулика-вороны
Г) Первый опыт молодой вороны открыть раковину
Ответ:
14. Какую раковину нашла молодая ворона?
Ответ:
Часть 3
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос (задание 15).
15. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:
Вариант №4.
Прочитай текст.
Просчитался
Жил-был в своём логове один Волк. Своё жилище он никогда не чинил и не чистил. Оно было грязное, старое — того и гляди развалится!
Проходил как-то мимо волчьего логова Слон. Едва-едва задел за крышу, она и покосилась.
— Прости меня, пожалуйста, дружище! — сказал Слон Волку. — Я ведь нечаянно! Я её сейчас починю!
Слон был на все руки мастер и не боялся работы. Взял он молоток, гвозди и починил крышу. Стала крыша крепче, чем была.
«Ого! — подумал Волк. — Да он, видать, меня испугался! Сперва передо мной извинился, потом сам мне крышу починил. Заставлю-ка я его поставить мне новый дом! Раз боится, значит, послушается!»
— Стой! — закричал он на Слона. — Ты что же это? Ты думаешь, от меня так легко отделаться? Своротил мне крышу набок, кое-как её гвоздиками приколотил и хочешь удрать? Изволь построить мне новый дом! Да поживей, а то я тебя так проучу, что ты своих не узнаешь.
Ничего не ответил Слон, услышав такие слова. Он легко схватил Волка поперёк живота и швырнул его в яму с гнилой водой. А потом сел на волчий дом и раздавил его.
Вот тебе новый дом! — сказал Слон и ушёл.
Ничего не понимаю! — удивился Волк, придя в себя. — То он меня боялся, прощения просил, а потом так поступил... Ничего не понимаю!
— Дурачина ты! — прокаркал старый Ворон, который всё это видел. — Ты просто не видишь разницы между трусостью и хорошим воспитанием! (208 слов)
Часть 1
При выполнении заданий этой части (задания 1-8) зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой варианту ответа.
1. Где жил Волк?
1) в логове 2) в поле 3) в берлоге
2. Каково было жилище Волка? (выбери два варианта ответа)
1) грязное 2) уютное 3) старое
3. Почему Волк подумал, что Слон его испугался? (выбери два варианта ответа)
1) Слон починил ему крышу
2) Слон построил ему новый дом
3) Слон извинился перед ним
4. Как ты понимаешь выражение «на все руки мастер»?
1) не боящийся работы 2) умеющий все делать
3) не отказывающий в помощи другим
5. Как ты думаешь, какая характеристика наиболее подходит для Слона?
1) труслив
2) хорошо воспитан
3) нерешителен
6. Подумай, какое значение определения старый по отношению к Ворону наиболее важно для понимания этого образа?
1) имеющий большой жизненный опыт
2) дряхлый
3) давно живущий
7. Почему Слон рассердился на Волка?
1) не хотел строить Волку новый дом
2) возмутился поведением Волка
3) был сильнее Волка
8. Как ты понимаешь выражение Волк просчитался?
1) ошибся в подсчете
2) ошибся в своих предположениях
Часть 2
При выполнении заданий этой части (задания 9-14) кратко запиши ответ.
9. Назови героев басни.
Ответ:
10. Объясни, почему названия животных автор написал с большой буквы.
Ответ:
11. Восстанови верную последовательность действий Слона по отношению к волчьему логову.
A) задел
Б) проходил
B) починил
Ответ:
12. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее Слона.
Ответ:
13. Придумай своё название этой басни.
Ответ:
14. Дай совет Волку.
Ответ:
Часть 3
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос (задание 15).
15. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:
Вариант №5.
Прочитай текст.
Мамины руки
Такой это был несчастный, нехороший день! С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
Вечером мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка, и никакого сладу с ней нет. Мама спросила:
—Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.
Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые. На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
Ну вот! — удивилась мама. — Сколько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки. Маше показалось, — грустно.
— Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться. Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, да бабушка не пустила.
— Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит; полотном, которое мать наткала, пол-Земли устлать можно. Даром что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Встанешь к станкам на материно место — дай тебе Бог такой быть, обидчица!
Я её обидеть не хотела, — сказала Маша, плача.
Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала горячих... Надрала бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.
Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте...
Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю.
Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь — говори.
Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я ведь твои руки обидела.
Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.
Бабушка тоже говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.
Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.
(393 слова) (Б. Емельянов)
Часть 1
При выполнении заданий этой части (задания 1-8) зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой варианту ответа.
1. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?
1) в школе 2) на улице 3) дома
2. Как зовут главную героиню?
1) Даша 2) Саша 3) Маша
3. Сколько персонажей в произведении?
1) 3 2) 2 3) 4
4. В какое время суток пришла мама?
1) утром 2) днём 3) вечером
5. Какие слова Маши обидели маму?
1) «Фу, мамочка, какие у тебя руки нехорошие!.. Жёсткие... Царапаются».
2) «Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши».
3) «Я ведь твои руки обидела».
6. Из ряда словосочетаний выбери образное выражение.
1) рабочие руки 2) руки чуть шершавенькие 3) золотые руки
7. Какое значение автор вкладывает в это образное выражение?
1) руки из золота 2) красивые руки 3) умелые руки
8. Отметь пословицу, передающую главную мысль текста.
1) Не в свои сани не садись.
2) Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
3) Умей ошибиться, умей и исправиться.
Часть 2
При выполнении заданий этой части (задания 9-14) кратко запиши ответ.
9. Как автор показал демонстрацию Маши бабушке дурного настроения? Восстанови последовательность слов и сочетаний слов из текста.
А) сидела и хлюпала
Б) капризничала
В) ничего не писала
Г) ссорилась
Д) читать не училась
Е) убираться не стала
Ответ:
10. Как автор показал раскаяние, Машино отношение к маме?
Восстанови последовательность слов и сочетаний слов.
A) хотела бежать за ней (мамой)
Б) бросилась целоваться и обниматься
B) закричала неожиданно весело
Ответ:
11. Выпиши из текста образные определения к слову сердце.
Ответ:
12. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
A) Мир в доме
Б) Желание Маши загладить свою вину
B) Машины капризы с утра до вечера
Г) Обидные слова маме
Д) Отповедь бабушки
Ответ:
13. Каким положительным качеством обладает Маша?
Ответ:
14. Придумай свой заголовок к тексту.
Ответ:
Часть 3
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос (задание 15).
15. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:
Вариант №6.
Прочитай текст.
Синицы
Назвали их так за песенку: «сии-сии» или «ции-ции».
С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый куст.
Синицы — красивые птички, ростом с воробья. У них белые щечки и грудка, жёлтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые.
Ранней весной синица начинает вить гнездо. Ещё холодно, поэтому гнездо она делает из пуха перьев и шерсти животных. В таком гнезде синичка сидит, как на перине.
Гнёзда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или синицы сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы — многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнездышке лежит по 10-12 яиц. Пока синица сидит на яйцах, будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый час приносит еду.
К концу лета в одной синичьей стайке-семейке будет 20-25 птичек. Такими небольшими стайками они и будут летать по лесу.
Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в тёплые края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома. Они будут клевать всё, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
В длинные морозные ночи стайки птиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга. (200 слов)
Часть 1
При выполнении заданий этой части (задания 1-8) зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой варианту ответа.
1. В чём красота птичек?
1) ростом с воробья 2) ярко окрашены 3) красиво поют
2. В какое время года синица начинает вить гнездо?
1) в начале зимы 2) ранней весной 3) в начале лета
3. Почему птица вьёт гнездо из пуха, перьев и шерсти животных?
1) чтобы было мягко 2) чтобы было тепло 3) проще найти этот материал
4. Почему синиц называют многодетными матерями? (выбери два варианта ответа)
1) выводят птенцов дважды за весну
2) в кладке много яичек
3) синица тщательно выкармливает своих птенцов
5. Чьи дупла иногда используют синицы для устройства своих гнёзд?
1) дупла филина 2) дупла ворона 3) дупла дятла
6. С чем автор сравнивает гнездо синицы?
1) с подушкой 2) с матрасом 3) с периной
7. Куда прячутся синицы морозной ночью?
1) в скворечники
2) в дупла деревьев и щели домов
3) в трухлявые пни
8. Если тебе нужно получить достоверные, научные сведения о ближайших родственниках синиц, к какой книге (книгам) ты обратишься? (выбери два варианта ответа)
1) энциклопедия 2) справочник
3) сборник художественных рассказов о животных
Часть 2
При выполнении заданий этой части (задания 9-14) кратко запиши ответ.
9. Почему, по мнению автора, синицу так назвали?
Ответ:
10. Чем питаются синички летом?
Ответ:
11. Почему зимой синички прилетают к нашим домам? Выпиши ответ из текста.
Ответ:
12. Докажи словами из текста, что синицы всеядны.
Ответ:
13. Придумай и запиши вопросы (2-3), ответы на которые есть в тексте.
Ответ:
14. Какую новую информацию ты почерпнул из этого текста?
Ответ:
Часть 3
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос (задание 15).
15. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:
Вариант №7.
Прочитай текст.
* * *
Две с половиной тысячи лет назад жил царь Кир. Он покорил много земель и уничтожил тысячи вражеских воинов.
Об этом царе можно прочитать в каждом учебнике истории.
В это же время на маленьком острове посреди Средиземного моря правил своим народом король Пансо. Он ничего не завоёвывал, никого не уничтожал, и учебники истории не упоминают о нём. Только старая-старая притча донесла до нас его имя.
Однажды, рассказывает притча, разразилась буря, и корабль царя Кира поспешил укрыться в тихой бухте маленького зелёного острова. Царь Кир оказался во владениях короля Пансо. Киру захотелось узнать, по каким законам живет народ в этом королевстве. В это время к королю Пансо пришли двое жителей с просьбой рассудить их.
— Король Пансо! — сказал один из пришедших. — Я купил у этого человека пустошь, стал там рыть землю и нашёл клад. Возьми себе, — говорю я ему, — этот клад: я купил у тебя пустошь, а не золото.
Другой отвечал:
- Я, как и ты, боюсь греха присвоения чужого. Я продал тебе пустошь вместе со всем, что в ней находится, от недр земных до высот небесных.
- Имеешь ли ты сына? — спросил король одного из них.
- Имею.
- Ay тебя дочь есть?— спросил король другого.
- Есть.
- Пожените их, а клад отдайте им в приданое.
Видя удивление царя Кира, король Пансо спросил его:
- Разве плохо я рассудил этих людей? А как в вашей стране решили бы подобный спор?
- Я, — ответил Кир, — отрубил бы обоим жалобщикам головы, а клад забрал бы в царскую казну.
- Светит ли солнце в вашей стране? — спросил Пансо.
- Светит, — ответил Кир.
- И дожди идут?
- Идут.
- А есть ли скот у вас?
- Есть.
- Проклятья достойны ваши люди, и только ради животных солнце светит и дожди идут у вас, — тихо сказал Пансо, бесстрашно глядя в глаза грозному царю.
(254 слова) (А. Шаров)
Часть 1
При выполнении заданий этой части (задания 1-8) зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой варианту ответа.
1. Что говорится о царе Кире в тексте? (выбери два варианта ответа)
1) покорил много земель
2) уничтожил тысячи вражеских воинов
3) был справедливым правителем
2. Где жил и правил своим народом король Пансо?
1) на острове посреди Средиземного моря
2) в тёмных дремучих лесах
3) в безбрежной пустыне
3. Как мы узнали о короле Пансо?
1) завоевал много стран
2) уничтожил много народов
3) о нём упоминают учебники истории
4) старая-старая притча донесла до нас его имя
4. Как корабль царя Кира оказался во владениях короля Пансо?
1) царь решил узнать новые земли
2) царь пожелал познакомиться с королём Пансо
3) его корабль укрылся от бури в тихой бухте королевства Пансо
5. Почему жители острова просили короля Пансо их рассудить?
1) каждый хотел взять себе клад
2) каждый боялся взять себе клад, дабы не присвоить чужого
3) не доверяли друг другу
6. Почему решением короля Пансо был удивлён царь Кир?
1) король невежливо побеседовал с пришедшими
2) король не забрал золото себе
3) король дал им плохой совет
7. Выбери верный вариант значения слова проклятье.
1) крайнее, бесповоротное осуждение
2) крайнее, бесповоротное негодование
3) крайнее, бесповоротное пренебрежение
8. Почему, по мнению Пансо, солнце светит, и дожди идут только для животных в стране царя Кира?
1) люди в стране Кира недостойны солнца, дождей
2) люди царя Кира не нуждаются в солнце и дождях
Часть 2
При выполнении заданий этой части (задания 9-14) кратко запиши ответ.
9. Как давно жил царь Кир?
Ответ:
10. Откуда можно почерпнуть сведения о царе Кире?
Ответ:
11.Запиши начало притчи (1 предложение)
Ответ:
12. Назови персонажей этой притчи.
Ответ:
13. О чём хотелось узнать царю Киру, когда он оказался во владениях короля Пансо?
Ответ:
14. Придумай заглавие к этой притче.
Ответ:
Часть 3
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос (задание 15).
15. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:
Вариант №8.
Прочитай текст.
Волк и лошадь
Повадился волк ягнят в деревне таскать. Поймали его крестьяне и отдубасили палками за все проделки, но не убили.
А вскоре стал волка опять голод донимать. Поплёлся Серый добычу искать. Вдруг видит — пасутся на горном склоне лошадь с жеребёнком. Собрал волк все силы и мигом лошадь с жеребёнком настиг, не успела она от своего лютого врага убежать. Вот волк ей и говорит:
— На здешнем выгоне пастись запрещено — это всякий знает! Ты нарушила запрет, и в наказание я заберу твоего малолетку в залог. Я здесь сторож.
Стала лошадь волка просить, умолять не забирать жеребёнка. Но всё без толку!
- Ах, — заплакала лошадь, — бедный мой несмышлёныш! Он в темнице до смерти истомится!
- Сколько лет ему? — спрашивает волк.
- Точно не знаю, — отвечает лошадь. — День его рождения вместе с именем у меня на правом копыте записан. Вы, поди, читать умеете? Раз вы на выгоне в сторожах, стало быть, и грамоте обучены!
Не хотелось волку признаваться, что в грамоте он ничего не смыслит.
— Покажи-ка твоё копыто! — говорит. Подняла лошадь правое копыто да как волка
по лбу стукнет. Невзвидел он света белого, оглох, ослеп и во всю длину на земле растянулся.
Ну а лошадь, ясное дело, не стала ждать, пока он очнётся и на ноги встанет. Убежала вместе с жеребёнком.
С тех пор волк к лошади с опаской подходит. Боится, как бы она его снова не лягнула.
(210 слов)
Часть 1
При выполнении заданий этой части (задания 1-8) зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой варианту ответа.
1. Где, в каком месте происходят основные события, описанные в тексте?
1) на горном склоне 2) в деревне 3) в лесу
2. Выбери верный вариант значения слова выгон.
1) место, куда выгоняют ненужных животных
2) место, где пасётся скот
3. Используют ли волк и лошадь хитрость в разговоре друг с другом?
1) волк использует, а лошадь — нет
2) лошадь использует, а волк — нет
3) оба используют
4) оба не используют
4. За что крестьяне наказали волка?
1) нападал на людей 2) скот таскал
5. Кем представился волк лошади?
1) пастухом
2) крестьянином
3) сторожем
6. Как волк пытается объяснить то, что он хочет забрать жеребёнка?
1) из-за нарушения запрета пастись на этом выгоне
2) из-за того, что он очень голоден
7. Подумай, что вынесено в заглавие текста?
1) тема 2) основная мысль
8. В какой сборник следует поместить данное произведение?
1) в сборник сказок
2) в сборник басен
3) в сборник былин
4) в сборник рассказов
Часть 2
При выполнении заданий этой части (задания 9-14) кратко запиши ответ.
9. Назови героев произведения.
Ответ:
10. Объясни, почему слово Серый автор написал с большой буквы?
Ответ:
11. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
A) Урок на всю жизнь
Б) Наказание волка за кражу ягнят
B) Встреча Серого с лошадью
Г) Поиски лёгкой добычи
Ответ:
12. Какой наказ ты дашь волку?
Ответ:
13. Вспомни название произведения, где концовка также начинается со слов: «с тех пор...»
Ответ:
14. Запиши названия произведений (2-3), где персонажем является одно из упомянутых в тексте животных.
Ответ:
Часть 3
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос (задание 15).
15. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:
Вариант №9.
Прочитай текст.
Трусиха
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали — «трусиха». Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!.. Все обернулись.
— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!.. Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша — на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
— Пошёл вон!
— Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! — Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачон-ками.
Зато Валя плакала навзрыд.
- Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?
- Нет, — отвечала она, — он не укусил... Просто я очень испугалась... (236 слов)
Часть 1
При выполнении заданий этой части (задания 1-8) зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой варианту ответа.
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
1) летом 2) зимой 3) поздней осенью
2. Где происходят события, описанные в тексте?
1) на улице 2) во дворе 3) в доме
3. Почему Валю считали трусихой?
1) боялась быть дома одна
2) боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц
3) боялась отвечать у доски
4. Укажи близкое по значению сочетание слов к словосочетанию «бросились врассыпную».
1) в разные стороны
2) в укрытие
3) под защиту взрослых
5. Отметь пословицу, определяющую главную мысль текста.
1) Сам погибай, а товарища выручай.
2) Один за всех, а все за одного.
3) Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.
6. Подумай, что вынесено в заглавие текста.
1) тема 2) основная мысль
7. В какой раздел книги ты поместишь это произведение?
1) о братьях наших меньших
2) друзья познаются в беде
3) кто духом пал, тот пропал
8. Определи жанр произведения
1) сказка
2) рассказ
3) басня
4) былина
Часть 2
При выполнении заданий этой части (задания 9-14) кратко запиши ответ.
9. Назови героев произведения.
Ответ:
10. Восстанови с помощью цифр последовательность действий Вали после криков:
«Лохмач с цепи сорвался! ... К нам бежит!...»
А) встала Б) выбежала В) захлопнула Г) вбежала Д) взвизгнула Е) крикнула Ж) бросила 3) схватила
Ответ:
11. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
A) Запоздалый плач Вали
Б) Предупреждение об опасности
B) Спасительная помощь
Г) Игра детей на куче песка
Д) Лохмач
Ответ:
12. Считаешь ли ты Валю трусихой? Почему?
Ответ:
13. Запиши фамилии писателей (2-3), писавших о детях и про детей.
Ответ:
14. Назови героев произведений детских писателей, на которых ты хотел бы походить.
Ответ:
Часть 3
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос (задание 15).
15. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:
Вариант №10.
Прочитай текст.
Ссора птиц
Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в неё попались разные птицы. Стали они говорить:
- Соблазнила нас приманка, вот мы и попались, — сказали вороны.
- Давайте подумаем, как нам вырваться на волю, — предложили скворцы. — Будем стараться все как один, может, и освободимся.
Думали птицы, думали и придумали.
- Давайте, — заговорили голуби, — все разом взмахнём крыльями, — может, взлетим, поднимем сеть?
- Верно, — подхватили остальные птицы. — Может, поднимем сеть, если дружно возьмёмся.
Дружно взмахнули все птицы крыльями, подняли сеть и полетели. Увидел птицелов, что сеть с птицами летит, — диву дался и бросился вдогонку.
Наверху летят птицы вместе с сетью, внизу бежит за ним птицелов. Бежит, глаз не спускает со своей сети, а как подбежал поближе и разглядел птиц, так и подумал: «Птицы-то в сеть попались разные!.. Может, перессорятся? Тогда они так быстро лететь не смогут, и сеть потянет их к земле! Тут-то я их и поймаю...»
И действительно, некоторое время все птицы дружно махали крыльями, а потом вороны закаркали:
— Никто так не старается, как мы, вороны! Если бы мы так ленились, как все, сеть давно бы упала на землю! Услышали это голуби и рассердились:
— Будет вам бахвалиться! Мы стараемся не меньше вас!
Теперь пришла очередь обидеться скворцам. Вступили в спор и они.
Начали все птицы браниться, друг друга упрекать... Крыльями они уже махали еле-еле, и сеть тянула их к земле всё сильнее и сильнее. Вскоре они летели совсем низко, но не замечали этого. Когда дружба врозь, работа на лад не идёт. Как только птицелов смог дотянуться до верёвки, он крепко ухватился за неё и притянул сеть к земле. Унёс птицелов птиц да в клетки их пересажал. (304 слова)
Часть 1
При выполнении заданий этой части (задания 1-8) зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой варианту ответа.
1. Где происходят события, описанные в начале текста?
1) в деревне 2) в поле 3) в лесу
2. Почему попались птицы в сеть?
1) соблазнились приманкой
2) любопытно было узнать, что внутри
3) захотели попасть в клетку
3. Выбери верный вариант значения выражения «все как один».
1) дружно 2) весело 3) быстро
4. Что помогло птицелову поймать птиц во второй раз?
1) птицы выбились из сил
2) птицы затеяли вздорную ссору и потеряли высоту
3) птицы запутались в сети
5. Какое образное выражение помогает понять главную мысль текста?
1) дружно не грузно, а врозь хоть брось
2) друзья познаются в беде
3) долг платежом красен
6. Подумай, что вынесено в заглавие текста?
1) основная мысль 2) тема
7. В какой сборник можно поместить это произведение?
1) сборник сказок
2) сборник басен
3) сборник былин
4) сборник рассказов
8. Главная мысль какой басни созвучна с главной мыслью этого произведения?
1) И. Крылов «Лебедь, рак и щука»
2) И. Крылов «Мартышка и очки»
3) И. Крылов «Кот и повар»
Часть 2
При выполнении заданий этой части (задания 9-14) кратко запиши ответ.
9. Назови героев произведения.
Ответ:
10. Могут ли происходить события, описанные в тексте, зимой? Докажи — почему.
Ответ:
11. Объясни значение выражения «диву дался».
Ответ:
12. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
A) Снова в неволе
Б) Птицы держат совет: как вырваться на волю
B) Дружный полёт
Г) Соблазнившись приманкой, птицы попадают в сеть
Д) Вздорная ссора птиц
Ответ:
13. Выпиши предложение из текста, помогающее понять, о чём главном хотел сказать нам автор.
Ответ:
14. Вспомни названия произведений (1-2), героями которых тоже являются птицы, упомянутые в сказке.
Ответ:
Часть 3
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос (задание 15).
15. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ЧАСТЬ 1
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Задание1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1,2 | 1 | 1 | 3 |
Задание2 | 1 | 3 | 1 | 1,3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Задание3 | 2 | 4 | 2 | 1,3 | 1 | 2 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Задание4 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1,2 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Задание5 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 |
Задание6 | 1,3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Задание7 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Задание8 | 1 | 2,3 | 2 | 2 | 3 | 1,2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
ЧАСТЬ 2
Вариант 1
- Мне нравится (1)