В. Бианки "Мышонок Пик"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Дата: Школа: Класс: 3 | Учитель: Методист: Студент: |
Тема урока: «Мышонок Пик».
Составление плана на основе названия глав»
Цели:
- знакомить с творчеством и произведениями В. Бианки;
- способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения;
- учить задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знакомить с произведением В. Бианки «Мышонок Пик»;
- анализировать текст, обобщать, делать выводы;
- составлять план на основе названия глав.
Личностные:
- знакомиться с общечеловеческими ценностями;
- воспитывать толерантность;
- формировать нравственные чувства и нравственного поведения.
Тип урока: открытия нового знания
Оборудование: УМК Школа России; Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, презентация, раздаточный материал
Этап урока Методы и приемы | Хро-номет-раж | Содержание урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1. Организационный момент | 1 мин. | Приветствие - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь Повернитесь к соседу лицом и улыбнитесь ему, пожелав хорошей работы. | Приветствовать учителя Настраиваться на работу | Л: Учить уважать себя, сверстников и старших |
2. Актуализация знаний Словесный: рассказ (слово учителя) Словесный: беседа | 9 мин. | - Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая для нас, самая прекрасная. Это планета – Земля! Природа планеты Земля богата всевозможными красками и ароматами. Глоток родниковой воды и дарующего жизнь воздуха, живительный солнечный луч и чарующий аромат растений, пение птиц и капли дождя - вот нити связывающие человека с природой. Красоту природы некоторые писатели описывают в своих произведениях. Как называют таких писателей? (Писатели-натуралисты) - А каких писателей-натуралистов вы знаете? (М. Пришвин, Н. Сладков, И.С.Соколов-Микитов, Э. Шим, Ю. Дмитриев, К. Паустовский) - Послушайте строки из произведения великого писателя-натуралиста. «Зимний лес. Тихо-тихо вокруг. Мороз щиплет лицо, но, если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка или выходит на прогулку барсук, терпи. Вот снег зашевелился. Дрогнула ветка. Ближе…ближе…» - Ребята, как вы думаете, кто автор этих строк? (автор этих замечательных строк о зимнем лесе В.В.Бианки) - Сегодня мы познакомимся с творчеством В.Бианки. - Но прежде давайте сделаем речевую разминку. | Слушать рассказ учителя Отвечать на вопросы | Р: принимать и сохранять учебную задачу П: осуществлять подведение под понятие П: строить речевое высказывание К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы; обмениваться мнениями; |
3. Постановка учебной задачи и ее решение Практический: артикуляционное упражнение | Речевая разминка Шли сорок мышей, Несли сорок грошей, Две мыши поплоше Несли по два гроша. - Грош – это старинная русская монета в 2 копейки. -Прочитайте скороговорку медленно. -Прочитайте, разделяя слова на слоги. -Прочитайте грустно. -Прочитайте весело. -Как вы думаете, ребята, о каком животном мы сегодня будем с вами говорить? (Мышонок) -Правильно, ребята, тема нашего урока: В.Бианки «Мышонок Пик». | Выполнять речевую разминку Читать, правильно артикулируя. Определять цели и пути их достижения. | П: читать вслух скороговорку П: осмысленно читать текст Р: принимать и сохранять учебную задачу | |
4. Открытие нового знания Словесный: рассказ (слово учителя) Практический: комбинированное чтение; Практический: беседа по тексту; | 12 мин. | - Ребята, прежде чем познакомиться с новым рассказом, нам необходимо познакомиться с автором – Виталием Валентиновичем Бианки, который родился в Санкт-Петербурге 30 января 1894 года. Необычную фамилию семья Бианки получила в наследство от прадеда, жившего в Италии. Отец Виталия был орнитологом, потому юность будущего писателя была богата увлечениями и походами в лес. Он отлично играл в футбол, читал литературу, любил охоту и путешествия. Писатель скрывался под фамилией Белянин, из-за чего до конца жизни у него была двойная фамилия. В Петрограде он познакомился с Чуковским, Маршаком и другими детскими писателями. Общение с литераторами положило начало сочинительской деятельности Виталия Валентиновича. В 1923 году увидели свет его первые работы: небольшое повествование «Путешествие красноголового воробья» и книга рассказов «Чей нос лучше?». В своих произведениях он раскрывал мир природы и учил проникать в ее тайны. Все рассказы Бианки были написаны легким и красочным языком. Наибольшую известность автору принесла знаменитая «Лесная газета», впервые изданная в 1928 году. Эту книгу он переписывал и дополнял на протяжении всей жизни. В ней описаны события, происходящие с лесными жителями в разные времена года. За свою жизнь он написал более 300 рассказов, сказок, повестей, 120 книг и т.д. Умер В. В. Бианки 10 июня 1959 года в Ленинграде. - Ребята, сейчас мы с вами прочитаем этот рассказ. Он большой по объему. Я начну, а вы следите и внимательно слушаете. Я могу спросить любого. Откройте учебники на стр. 79. Начинаем читать. - Прочитайте название I главы («Как мышонок Пик попал в мореплаватели») -Первую главу мы будем читать по ролям. (Автор, сестра, брат) -Каким мышонка Пика увидели ребята? -Как мышонок Пик оказался на корабле? -Как можно озаглавить первую часть? - Читаем вторую главу. - Мы должны ответить на вопросы II главы. – Умел ли мышонок защищаться от врагов? (нет, ему было две недели) - Кто хотел погубить Пика? (чайки, щука) - Какая птица спасла мышонка? (рыболов-скопа) - Удалось ли Пику выбраться из воды? -Как можно озаглавить вторую главу? | Слушать биографию Виталия Валентиновича Бианки Отвечать на вопросы. Читать бегло, правильно и выразительно . Анализировать рассказ. | П: строить речевое высказывание Р: оценивать характер героя, его поступки и их мотивы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; П: осмысленно читать текст П: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, -осуществлять поиск необходимой информации; - осознанно строить речевое высказывание; |
Физминутка Практический: физические упражнения | 1-2 мин | Физкультурная минутка Гимнастика для глаз | Выполнять физические упражнения | Л: ориентироваться на ЗОЖ |
5. Решение частных задач на основе текста Словесный: Ответы на вопросы Практический: Комбинированное чтение Словесный: Ответы на вопросы Практический: Работа над характеристикой героя | 12 мин. | - Читаем III часть и IV часть – Продолжаем путешествие с нашим героем. Следующая часть “Страшная ночь”. Читаем по цепочке по предложению, что же было дальше… -Как же мы можем озаглавить эту часть? - Итак, продолжаем чтение. Читаем по абзацам. - Чего боялся Пик? – Кто чуть было не лишил Пика жизни? - Что помогало Пику выжить в путешествии? – Путешествие нашего героя заканчивается в нашем учебнике этим сюжетом «соловей-разбойник».Я начинаю читать, а вы продолжаете по абзацам. - Что разбудило ранним утром Пика? - Почему «соловей-разбойник» не дождался Пика? - Давайте озаглавим последнюю 5 часть. – Как вы думаете, чем окончилось это путешествие? - Если хотите об этом узнать, возьмите этот сборник и прочтите. Очень интересно! - Ребята, давайте вспомним каким был Пик вначале путешествия? (Трусливый, неуверенный, слабый) - Изменился ли Пик? (да) – Каким стал Пик? (Осторожный, неутомимый, настойчивый, умный, сообразительный, ловкий) – А зачем Виталий Бианки сочинил эту сказку? (Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться) | Отвечать на вопросы Читать бегло, правильно и выразительно Анализировать рассказ Характеризовать героев Анализировать поступки героев произведения Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями Делать свой нравственный выбор Определять свою позицию по отношению к героям произведения | П: слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; |
6. Итог урока. Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | Предметная -Какой рассказ мы с вами читали на уроке? Как называется? - Кто автор? - Кто главный герой? - Какая главная мысль этого рассказа? Деятельностная -Что нового вы узнали? - Какие цели мы достигли сегодня на уроке? - Что смогли сделать? Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? - Спасибо за урок! | Делать нравственный выбор. Оценивать свои достижения Проводить самоанализ | П: строить речевое высказывание П: осуществлять синтез П: строить рассуждения Р: осуществляют итоговый контроль. |
7. Домашнее задание | 2 мин | Записывать домашнее задание | П: осмысливать информацию |