В. Бианки "Мышонок Пик"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Дутковская Алина Александровна

Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bianki._myshonok_pik.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Дата:

Школа:

Класс: 3

Учитель:

Методист:

Студент:

Тема урока: «Мышонок Пик».

Составление плана на основе названия глав»

Цели:

  • знакомить с творчеством и произведениями В. Бианки;
  • способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения;
  • учить задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте.

Планируемые результаты:

Предметные:  

  • знакомить с произведением В. Бианки «Мышонок Пик»;
  • анализировать текст, обобщать, делать выводы;
  • составлять план на основе названия глав.

Личностные: 

  • знакомиться с общечеловеческими ценностями;  
  • воспитывать толерантность;
  • формировать нравственные чувства и нравственного поведения.

Тип урока: открытия нового знания

Оборудование: УМК Школа России; Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, презентация, раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хро-номет-раж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

1 мин.

Приветствие

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь

Повернитесь к соседу лицом и улыбнитесь ему, пожелав хорошей работы.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Л: Учить уважать себя, сверстников и старших

2. Актуализация знаний

Словесный: рассказ (слово учителя)

Словесный: беседа

9 мин.

- Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая для нас, самая прекрасная. Это планета – Земля! Природа планеты Земля богата всевозможными красками и ароматами. Глоток родниковой воды и дарующего жизнь воздуха, живительный солнечный луч и чарующий аромат растений, пение птиц и капли дождя - вот нити связывающие человека с природой. Красоту природы некоторые писатели описывают в своих произведениях. Как называют таких писателей?   (Писатели-натуралисты)                                  

- А каких писателей-натуралистов вы знаете?                                                                       (М. Пришвин, Н. Сладков, И.С.Соколов-Микитов, Э. Шим, Ю. Дмитриев, К. Паустовский)                                                     - Послушайте строки из произведения великого писателя-натуралиста.

«Зимний лес. Тихо-тихо вокруг. Мороз щиплет лицо, но, если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка или выходит на прогулку барсук, терпи. Вот снег зашевелился. Дрогнула ветка. Ближе…ближе…»

- Ребята, как вы думаете, кто автор этих строк? (автор этих замечательных строк о зимнем лесе В.В.Бианки)    

 - Сегодня мы познакомимся с творчеством  В.Бианки.

- Но прежде давайте сделаем речевую разминку.

Слушать рассказ учителя

Отвечать на вопросы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: осуществлять подведение под понятие

П: строить речевое высказывание

К: участвовать в учебном диалоге;

формулировать

ответы;

обмениваться мнениями;

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: артикуляционное упражнение

Речевая  разминка

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше

Несли по  два гроша.

- Грош – это старинная русская монета в 2 копейки.

-Прочитайте скороговорку медленно.

-Прочитайте, разделяя слова на слоги.

-Прочитайте грустно.

-Прочитайте весело.

-Как вы думаете, ребята, о каком животном мы сегодня будем с вами говорить?   (Мышонок)

-Правильно, ребята, тема нашего урока:

В.Бианки «Мышонок Пик».

Выполнять речевую разминку

Читать, правильно артикулируя.

Определять цели и пути их достижения.

П: читать вслух скороговорку

П: осмысленно читать текст

Р: принимать и сохранять учебную задачу

4. Открытие нового знания

Словесный: рассказ (слово учителя)

Практический:

комбинированное чтение;

Практический:

беседа по тексту;

12 мин.

- Ребята, прежде чем познакомиться с новым рассказом, нам необходимо познакомиться с автором – Виталием Валентиновичем Бианки, который родился в Санкт-Петербурге 30 января 1894 года. Необычную фамилию семья Бианки получила в наследство от прадеда, жившего в Италии. Отец Виталия был орнитологом, потому юность будущего писателя была богата увлечениями и походами в лес. Он отлично играл в футбол, читал литературу, любил охоту и путешествия. Писатель скрывался под фамилией Белянин, из-за чего до конца жизни у него была двойная фамилия. В Петрограде он познакомился с Чуковским, Маршаком и другими детскими писателями. Общение с литераторами положило начало сочинительской деятельности Виталия Валентиновича. В 1923 году увидели свет его первые работы: небольшое повествование «Путешествие красноголового воробья» и книга рассказов «Чей нос лучше?». В своих произведениях он раскрывал мир природы и учил проникать в ее тайны. Все рассказы Бианки были написаны легким и красочным языком. Наибольшую известность автору принесла знаменитая «Лесная газета», впервые изданная в 1928 году. Эту книгу он переписывал и дополнял на протяжении всей жизни. В ней описаны события, происходящие с лесными жителями в разные времена года. За свою жизнь он написал более 300 рассказов, сказок, повестей, 120 книг и т.д. Умер В. В. Бианки 10 июня 1959 года в Ленинграде.

- Ребята, сейчас мы с вами прочитаем этот рассказ. Он большой по объему. Я начну, а вы следите и внимательно слушаете. Я могу спросить любого. Откройте учебники на стр. 79. Начинаем читать.

- Прочитайте название I главы («Как мышонок Пик попал в мореплаватели»)    

-Первую главу мы будем читать по ролям. (Автор, сестра, брат) 

-Каким мышонка Пика увидели ребята?

-Как мышонок Пик оказался на корабле?

-Как можно озаглавить первую часть?

- Читаем вторую главу.     

- Мы должны ответить на вопросы II главы.

– Умел ли мышонок защищаться от врагов? (нет, ему было две недели)

- Кто хотел погубить Пика? (чайки, щука)  

- Какая птица спасла мышонка? (рыболов-скопа)                                                                   - Удалось ли Пику выбраться из воды?

-Как можно озаглавить вторую главу?

Слушать биографию Виталия Валентиновича Бианки

Отвечать на вопросы.

Читать бегло, правильно и выразительно .

Анализировать рассказ.

П: строить речевое высказывание

Р: оценивать характер героя, его поступки и их мотивы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

П: осмысленно читать текст

П: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, -осуществлять поиск необходимой информации;

- осознанно строить речевое высказывание;

Физминутка

Практический: физические упражнения

1-2 мин

Физкультурная минутка

Гимнастика для глаз

Выполнять физические упражнения

Л: ориентироваться на ЗОЖ

5. Решение частных задач на основе текста

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Комбинированное чтение

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Работа над характеристикой

героя

12 мин.

- Читаем III часть и IV часть

– Продолжаем путешествие с нашим героем. Следующая часть “Страшная ночь”.  Читаем по цепочке по предложению, что же было дальше…

-Как же мы можем озаглавить эту часть?

- Итак, продолжаем чтение. Читаем по абзацам.

- Чего боялся Пик?

– Кто чуть было не лишил Пика жизни?

- Что помогало Пику выжить в путешествии?

– Путешествие нашего героя заканчивается в нашем учебнике этим сюжетом «соловей-разбойник».Я начинаю читать, а вы продолжаете по абзацам.

- Что разбудило ранним утром Пика?

- Почему «соловей-разбойник» не дождался Пика?

- Давайте озаглавим последнюю 5 часть.

– Как вы думаете, чем окончилось это путешествие?

- Если хотите об этом узнать, возьмите этот сборник и прочтите. Очень интересно!

- Ребята, давайте вспомним каким был Пик вначале путешествия? (Трусливый, неуверенный, слабый)

- Изменился ли Пик? (да)

– Каким стал Пик? (Осторожный, неутомимый,  настойчивый, умный, сообразительный, ловкий)

– А зачем Виталий Бианки сочинил эту сказку? (Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться)

Отвечать на вопросы

Читать бегло, правильно и выразительно

Анализировать рассказ

Характеризовать героев

Анализировать поступки героев произведения

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями

Делать свой нравственный выбор

Определять свою позицию по отношению к героям произведения

П: слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

6. Итог урока. Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

Предметная

-Какой рассказ мы с вами читали на уроке? Как называется?

- Кто автор?

- Кто главный герой?

- Какая главная мысль этого рассказа?

Деятельностная

-Что нового вы узнали?

- Какие цели мы достигли сегодня на уроке?

- Что смогли сделать?

Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

- Спасибо за урок!

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения

Проводить самоанализ

П: строить речевое высказывание

П: осуществлять синтез

П: строить рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.

7. Домашнее задание

 2 мин

Записывать домашнее задание

П: осмысливать информацию