Литературно-игровая площадка как форма активного продвижения книги и чтения, развития читательского интереса детей и подростков.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Литературно - игровая площадка — это комплекс игр, объединенных одной темой. Арсенал игр велик. Целый блок их традиционно связан с ответами на вопросы: «Что? Где? Когда? Как? Почему?» Другие игры ориентированы на развитие прогностических умений, ассоциативного мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Педагогику, ориентированную на саморазвитие и самораскрытие ребенка, невозможно представить без игры. В основе игровой библиотечно-педагогической деятельности — всегда книга. «Игры в чтении — это школа мотивации, актуализации читательского опыта и культуры, школа восприятия, внимания, воли, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств, лексического опыта, общения, рефлексии» - отмечает В. А. Бородина, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры.

        Чтобы ребенок потянулся к книге, надо развивать его мотивацию, то есть побуждать. Из всех мотивов чтения самым сильным двигателем является интерес. Интерес порождает, с одной стороны, стремление расширить круг знаний,  раздвинуть образовательные горизонты, с другой - получить удовольствие, удовлетворить любопытство, организовать досуг. Переход от «надо» к «хочется»:  «Чем больше я знаю, тем интереснее узнавать новое» - необходимое условие читательского развития.

        Участнику литературных игр и конкурсов важно ощущение личной успешности в достижении результата. Если литературные конкурсы и игры разработаны грамотно, с учетом психологии ребенка, то у него не возникает чувство страха перед результатом, а появляется желание узнать, прочитать, послушать и обсудить новую для него информацию. Учащийся получает импульс к самостоятельной читательской деятельности.

        Предлагаем познакомиться с содержанием некоторых литературно-игровых площадок, подготовленных для праздников книги сотрудниками библиотеки ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»: Жировой Н.И. (методист), Парамоновой О.Н. (библиотекарь ведущей категории) , Николаевой Е.С. (библиотекарь ведущей категории).

        Литературно-игровая площадка «Загадки мира природы»

        Литературно - игровая площадка — это комплекс игр, объединенных одной темой.  Арсенал игр велик. Целый блок их традиционно связан с ответами на вопросы: «Что? Где? Когда? Как? Почему?» Другие игры ориентированы на развитие прогностических умений, ассоциативного мышления. Использование разнообразных игровых приемов и методов привносит в процесс игры-викторины элемент эмоциональной приподнятости, радости от участия, а не только результата. Каждый участник может проявить свой читательский талант в соответствии своего читательского опыта, природных и психологических возможностей, интеллектуального уровня.  

        Мы обязательно оформляем тематическую книжно-иллюстративную выставку, задача которой раздвинуть образовательные горизонты учащихся, зарядить их читательским любознанием, стимулировать к активной читательской деятельности.

                Материалы к выставке «Наш дом - Земля»

                        > >  Подзаголовок «В ответе за тех, кого приручил»

        

        «Человечность определяется не по тому, как мы обращаемся с другими людьми,  а по тому, как мы обращаемся с животными»

                                                                  Чак Паланик (1962 г. р.), американский писатель.        

          Молитва

Услышь нашу смиренную молитву, Господи!

Мы молим за всех наших друзей — зверей,

Особенно за тех, кто страдает,

За всех, на кого охотятся, кто потерялся,

Кого бросили, кто напуган или голоден;

За всех, кто должен быть усыплен.

Сжалься над ни>ми, будь милостив!

А тем, кто должен о них заботиться,

Даруй сердца, полные сострадания,

Дай им добрые руки, подскажи ласковые слова.

Да будем мы истинными друзьями для зверей!

Да разделим с ними милость твою и благодать! Аминь!

                          Альберт Швейцер (1875-1965 гг.), лауреат Нобелевской премии мира,                                                                         врач, философ.

                        > > Подзаголовок «Всемирный день собак».

Цитата:

        «Собака так предана, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви»

                И. Ильф

             

        «Нам до собак ещё расти,

        Чтоб вровень встать с их благородством,

        А им вовек не доползти

        До человеческого скотства»

                                               Омар Хайам

        «Если бы только люди могли любить как собаки, мир стал бы раем»

                                                                                                     Джеймс Дуглас.

        >Информационный листок «Что Вы знаете о собаках?»

        Собаки — самые разнообразно выглядящие млекопитающие. На самом деле пород очень много и все отличаются, порой очень сильно друг от друга. Самые древние породы собаки: шарпей, пекинес, сибирская лайка. Египтяне боготворили не только кошек, но и собак.

        На Дальнем Востоке у пекинесов и японских хинов были слуги. Индейцы майя и ацтеки посвящали каждый 10-й день собаке. Древние индейцы Южной Америки считали, что собаки помогли людям, жившим под землей, выйти на свет.

        Платон считал, что собаки имеют душу философа.

        Самая крупная собака имеет рост 2 метра ( в вертикальном положении). Собака слышит звуки в 4 раза лучше, чем человек. У собаки три пары век. Собаки легко считывают эмоции человека по выражению его лица.

        Собак, как и кошек, можно идентифицировать по отпечатку носа. Нос собак в 1000 раз чувствительнее, чем у человека.  Собака различает 500 000 запахов.

        У людей, гладящих собак снимается артериальное давление. По данным опросов, около 50% собак (домашних) спят в хозяйской постели.

        Самым большим аппетитом среди собак отличаются покер-спаниели.

        Первой собакой, полетевшей в космос и облетевшей вокруг Земли в 1957 году, была Лайка. К сожалению, она не вернулась из того путешествия.

        Когда в мире празднуется праздник День собак?

        В Японии - 11 января (собака Хатико).

        В США День собак - 26 августа.

        В Великобритании — в последнее воскресенье апреля.

                27 апреля — Всемирный день собак поводырей, который отмечается в 60 странах мира (и в России).

        >  Литературная игра «Знаешь ли ты?»

                                                     

  1. 1. Назовите клички собак, которые первыми полетели в космос
  2.         а) Белка и Стрелка +
  3.         б) Бобик и барбос
  4.         в) Пальма и Верный
  5.         г) Бим и Бурка
  6. 2.   В названии какой породы скрывается столица Китая?
  7.         а) Бассет
  8.         б) Доберман
  9.         в) Сеттер
  10.         г) Пеникес

3. Какая порода собак использовалась как пастушья при Вильгельме Завоевателе,         а сегодня является любимой породой королевы Елизаветы II?

        а) вельш корги пемброк +

        б) такса

        в) вельш — терьер

        г) манчестерский терьер

        Первую собаку королева получила в подарок в 1944 году. С тех пор  у нее было более 30 пемброков, потомков первой собаки. Они сопровождают королеву повсюду, даже на официальных приемах.

        4. Как переводится с японского кличка собаки «Хатико», поразившей нас своей верностью и преданностью?

        а) первый

        б) верный

        в) преданный

        г) восьмой + (восьмерка - бесконечность)

   

      5. Как звали собаку из «Сказки о мертвой царевне»?

            а) Му-Му

            б) Бим

            в) Каштанка

            г) Соколко +

      6. Как звали собаку барона Мюнхгаузена?

        а) Дина

                б) Дианка +

         в) Дамка

            г) Думка

      7. Какие цветы расцветают в желудке у сытой собаки из стихотворения Ю.Мориц «Собака   бывает кусачей»?

        а) маки

        б) розы

        в) тюльпаны

        г) незабудки +

 

      8. Кто из перечисленных персонажей мультфильмов У. Диснея является собакой?

        а) Микки Маус

        б) Дональд Дик

        в) Плуто +

        г) Бэмби

        

        9. Чем увлекался Шарик из Простоквашино?

  1.         а) рыбалкой
  2.         б) охотой
  3.         в) фотоохотой +

        г) коллекционированием марок

        10. Какой породы была собака Соня из сказки А. Усачева «Умная собачка Соня»?

        а) такса

               б) «королевская дворняжка» +

        в) пудель

        г) болонка

 

           11. Чем угощал Барбос друга Бобика в рассказе Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса»?

        а) компотом

        б) квасом

        в) чаем

        г) киселем +

Литература:

  1. Владимов Г. Н. Верный Руслан: Повесть, рассказ. - СПб., 2007.

  1. Гэллико Пол. Дженни. Томасина. Ослиное чудо. /Пер. с англ. - М., 1995.

  1. Заславский Р.З. Тяпа: Маленькая повесть. - М., 1991.

  1. Заянчковский И.Ф. Памятники животным. - К., 1983.

  1. Збышевская Л. Её собачество. - СПб., 1977.

  1. Зоопарк в моей квартире: Рассказы о домашних питомцах. - М., 2013.

  1. Казаков Ю. П. Арктур — гончий пёс: рассказы для средн. и старш. возраста. М., 1966.

  1. Пеннак, Даниэль. Собака Пёс: для средн. шк. возраста. - М., 2012.

  1. Про хвост, усы, лапы и носы: рассказы о животных. - М., 2013.

  1. Цветаева А. И. Непостижимые: Рассказы о животных. - М.,1992.
  2. Яковлев Ю. А. У человека должна быть собака: Рассказы. - М., 1977.

         > >  Подзаголовок «Кто в море живет?»

                (книги С. В. Сахарнова)

        Интересен опыт работы с книгой конкретного писателя. Литературная игра в данном случае может проводиться в начале изучения творчества детского писателя с целью пробудить интерес учащихся или стать заключительным аккордом в их самостоятельной читательской деятельности.

        С. В. Сахарнов пришел в детскую литературу уже сформировавшимся  человеком. Однажды торпедный катер, которым командовал Сахарнов, повредил винт, и ему пришлось спуститься вместо водолаза на морское дно. Моряк был  настолько поражен разнообразием красок, причудливостью подводных обитателей, что начал писать рассказы. Его книга «Зеленая рыбка» (1958) была одобрена В.В. Бианки. С тех пор С. В. Сахарнов написал более 50 книг для детей младшего и среднего возраста о море и людях морских профессий.

        

                > Литературное лото «Кто в море живет?»

        В книге С. Сахарнова «Кто в море живет» все рассказы познавательны. Дети узнают о том, где живет, чем питается, как прячется от опасности морской обитатель. По материалам этой книги для учащихся 2-3 классов можно провести литературное лото.

         Чрезвычайно важным является процесс подготовки вопросов - загадок.  На основе текста книги создается словесная картинка (образ) подводного жителя.         Учащимся предлагается яркая, запоминающаяся информация, помогающая определить, о ком идет речь. Картинка (ответ) визуально подтверждает полученную информацию.

        Для участников игры оформляется книжная выставка по данной теме, что позволяет каждому участнику продолжить путешествие в подводном мире, узнавая все больше и больше о его обитателях.

        Оборудование: таблица с вопросами, карточки с изображениями подводных жителей.

Колючий комочек. Ползет по камню. Следом – чистая полоска тянется. Это он так ест. Рот и 5 зубов у него – на животе. Глаз вообще нет. Всю жизнь ползает на ощупь.

    

  Морской еж

Колючий житель моря. Умеет хорошо ходить по дну пешком, обследуя песок и камни. Хороший охотник. Плавает задом наперёд.

   Омар

   Удивительная рыба. На носу диковинная костяная пила с зубьями. Опустится на дно и давай пилой ил ковырять, ракушек–молюсков выкапывать. Выкопает и в рот.

   Рыба-пила

  Не рыба, но в море живет. Фонтаны пускает большой пароход. Самое большое животное на земле. Весит несколько тонн. Почти не имеет врагов.

     Кит

  Большое полено с усами. Это рыба, но без чешуи. Замечательный охотник. Усами приманивает рыбёшку, любит полакомиться утёнком или гусёнком.

    Сом

 Узкая, длинная, как лента. Живет в воде, ядовита. Рыбаки ее опасаются:  

 вдруг хватит за руку! Ее сухопутные собратья живут в лесах и на болотах.

 Будьте осторожны!

      Рыба-змея

 Живет в зарослях морской травы. Рот — трубочкой. Зовут этого морского  

  жителя так же, как героя сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок»

     Морской конек

   Взад-вперед плавают они у берега или у кораллового рифа, качая стеклянными  

   колпаками. Только волна да ветер поднимутся — их уже нет. От берега

  отплыли, на глубине спрятались... Теперь им никакой шторм не страшен!

      Медузы

  Плывет через океан темный выпуклый панцирь, блестит среди волн. Велик

  океан,  не сбиться бы с пути. Нет не собьется. В пути помогают, звезды, вкус и

  запах воды. Эти морские жители часто живут дома у детей.

Черепаха

   Самая большая рыба-хищница в мире. В пасти у нее зубы растут во много  

  рядов: острые, как бритва. Кусает, рвет, режет ими. Для человека опасна!

Акула.

  Головоногий морской житель не так уж мал — 2 метра в размахе щупальцев!

  Но они тонкие и слабые. Человеку не опасен. Герой многих фильмов, где  

  угрожает не только людям, но и кораблям. Это выдумка.

Осьминог

  Близкая родня морскому ежу. Глаз нет, рот снизу. Живет в море, а называется

 так же, как то, что мы видим на ночном небе.

  Морская звезда.

                           

            > >   Подзаголовок «Мы все в ответе за свою планету»

        Экология — это наука, изучающая взаимодействия живых организмов между собой и средой обитания. Экологические викторины помогают детям лучше узнать растительный и животный мир, осознать важность бережного отношения к природе. От знания экологических законов и процессов во многом зависит будущее нашей планеты, а значит само существование человека на Земле. Для учащихся 5-7 классов можно оформить книжную выставку: книги, материалы периодики, иллюстративный и фото материал, вопросы викторины «Мы все в ответе за свою планету» .

        Задача: акцентировать внимание учащихся на важных экологических проблемах, мотивировать к самостоятельной работе с литературным материалом.

        

        Примерные вопросы викторины «Мы все в ответе за свою планету»

.

        1. Какое море вскоре вскоре умрет и исчезнет с лица земли?

        Аральское море. Площадь моря уменьшилась втрое. На реках, которые вливались в Аральское море, были построены сеть каналов для отвода воды. Почти за 50 лет объем воды в море снизился в несколько раз, увеличилась концентрация соли, погибли вся рыба и растения, которые были в море. Исправить эту экологическую катастрофу, созданную руками человека уже невозможно.

        2. Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на Земле?

        Самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека — Антарктида. На огромной территории, покрытой толщей льда, растет 810 видов растений и проживают множество видов птиц и животных.

        3. Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды?

        Нефть не разбавляется в воде, а скапливается на поверхности, образуя огромную многокилометровую пленку. В местах разлива нефти гибнут рыбы, птицы и морские животные. Человек научился уничтожать масляные пятна на воде с помощью искусственно выведенной бактерии-нефтееда.

        4.   Почему некоторые лесные животные и птицы едят ядовитые мухоморы?

        Лось, белки, сороки едят мухоморы для того, чтобы избавиться от глистов. При этом животные интуитивно выбирают оптимальное количество грибов, чтобы излечится от паразитов и не отравиться.

        5. Инфракрасное или ультрафиолетовое излучение наиболее опасно для всех видов живых организмов на Земле?

        Ультрафиолетовое. Это излучение невидимое для человеческого глаза отличается высокой химической активностью. Особенно ультрафиолет опасен для кожи и сетчатки глаз. Это излучение может спровоцировать развитие и рост онкологических опухолей.

        6. Какая ягода созревает осенью и хорошо сохраняется зимой под снегом, являясь источником питания для многих лесных животных и птиц?

        Брусника. Это вечнозеленое растение не сбрасывает листья, а ягоды. Которым не страшен мороз, к весне становятся сладкими и сочными.

        7. Зачем крокодилы вылезают на берег, разыскивают на нем камни и проглатывают их?

        Камни нужны для того, чтобы увеличивать массу тела и глубже нырять под водой.

        

        8. Чем опасна синтетическая химия?

Стиральные порошки, шампуни, гели для душа и другие химические вещества способны изменять натяжение воды, уничтожая микроорганизмы и полезные бактерии, которые живут в воде. Также химия является ядовитой для человека, птиц, рыб и животных. Изготовленные из синтетических соединений моющие средства не разлагаются в воде, а накапливаются.

        9. Какова причина возникновения кислотных осадков?

        В кислотных осадках, со шкалой значения pH от 0,2 до 5, выявляется присутствие серной и азотной кислоты. В природе эти кислоты попадают в атмосферу из-за вулканической деятельности и лесных пожаров. Вредные и опасные химические производства, сжигание топлива в автомобилях нарушили нормальную природную концентрацию этих кислот в атмосфере и увеличили их концентрацию. Чаще всего кислотные дожди идут над крупными городами, в которых находится много машин и заводов.

        10. Что способствует изменению климата?        

        Парниковый эффект, возникающий из-за повсеместной вырубки деревьев и осушения болот.

               

Литературно-игровая площадка «Поймай свою звезду»

        

        Придумывая конкурсы и игры библиотекарю (педагогу) часто трудно воплотить свои идеи в жизнь.  Педагог сам создает игровые пособия.

        Для проведения литературной игры «Поймай свою звезду» подготовлено оборудование: круг с изображением неба, звезды; звезда (2 изображения с вложенной внутрь металлической кнопкой), удочка с магнитом-наконечником.

         Задача участника: поймать с помощью удочки звезду с названием задания. Названия: «Умница», «Веселый математик», «Неугомонный грамотей», «Соображайка».

Задача педагога (библиотекаря): пробудить интерес к книгам по занимательным наукам.  

Литературная игра «Поймай свою звезду» проводится для учащихся 3-4 классов.

Для участников игры оформляется книжная выставка «Думаем и соображаем!» На выставке представлены книги, иллюстративный материал, материалы периодики по занимательным наукам.

После того, как играющий правильно ответил на 5 вопросов-звезд, он может на выставке среди книг найти поощрительный жетон «Молодец» или приз  (книгу выбирает сам)

Звезда

        Вопросы к з

    > > Вопросы к звездам «Умница»

  1. Эта утренняя гимнастика нужна каждому живому существу. Ее делают как люди, так и животные. Она помогает стать бодрым, крепким, выносливым. Но делать ее нужно каждый день. О чем идет речь? (зарядка)
  2. Небольшой сундучок, в котором хранятся сокровища школьников. Без них во время урока ученик чувствует себя несчастным. Это слово произошло от слова перо. Раньше в нем хранились гусиные перья. Что это такое? (пенал)
  3. Этот предмет изобрели древние египтяне. Они наполняли небольшую тростинку темной жидкостью. Тростинку вставляли в медный стержень. Черкнешь тростинкой и останется след. Назови этот предмет. (Карандаш, ручка)
  4. Ее имя означает «сложенный вчетверо». Ее делали из воска. Глины, металла, бумаги. Каждый ученик ею пользуется в школе и дома. Она нужна учителю,чтобы проверить знания ученика. Что это такое? (тетрадь)
  5. Это слово означает для детей всего мира «желанный отдых». В древности этим словом называли самую яркую звезду в созвездии Большого пса — Сириус. С ее появлением на небе начиналась жара и школьников отпускали на отдых. Назовите это слово. (каникулы)
  1. Этому предмету уже 300 лет. Раньше его называли «индейской стиралкой». Его делают из каучука. Он есть у каждого школьника. Назовите этот предмет. (ластик)
  2. Слову алфавит 400 лет. Славянский алфавит придумали болгарские монахи Кирилл и Мефодий. На Руси первая буква этого алфавита стала называться «аз», вторая - «буки». Родилось новое слово. Какое? (азбука)
  3. Уже 1000 лет люди его шлепают, толкают, ударяют. Индейцы Южной Америки первыми сделали его из резины. Другие народы — из кожи, полотна, из бычьего пузыря. Его мучают, при этом любят. Что это такое? (мяч)
  4. Они бывают разными: карлики и гиганты, колбасные, молочные, конфетные. Среди них есть такие, которые раздуваются от воды и приобретают форму бутылки. Что это такое? (деревья)
  5. Как звали самую древнюю женщину -летчицу? (баба Яга)

> > Вопросы к звездам «Неугомонный грамотей»

  1. Что это такое ?

Белый, чёрный, пышный, румяный, свежий, чёрствый, ржавый, пшеничный....? (хлеб)

  1. Что это такое?

Летающая, глубокая, мелкая, фарфоровая, детская...? (тарелка)

  1. Что это такое?

Полярная, белая, тёмная, звездная, бессонная...? (ночь)

  1. Что это такое?

Пуще стрелы разит. Не воробей вылетит — не поймаешь. Оно — серебро, а противоположное — золото. (слово)

  1. Что это такое?

Оно дороже богатства. Его сгубишь — новое не купишь. Чистота — залог его. (здоровье).

  1. Кто это? (реши задачу).

Согласная + часть лица = животное (крот)

  1. Кто я на самом деле? (назови пернатых и крылатых).

Беззаводной будильник (петух). Лесной доктор (дятел). Летающий цветок (бабочка). Пернатая кошка (сова).

  1. Кто я на самом деле? (назови животное).

Пешеходный переход (зебра). Транспортный безбилетник (заяц). Любитель зимнего плаванья (морж).

  1. Подумай и ответь.

О добром человеке говорят, что он даже (кого?) не обидит? (муху).

Писать неразборчиво, то есть, как.... (курица лапой).

  1. Подумай и ответь.

Опытного моряка называют — морской ...(волк).

Сколько надо взять букв «Г», чтобы получилась большая куча сена? (сто).

Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).

            11.      Подумай и ответь.

У трусливого человека душа (чья?) (зайца).

Говорит громко, трещит, как....(кто?) (сорока).

> > Вопросы к звезде «Веселый математик»

  1.  1.      Как число 10 можно записать пятью цифрами, соединив их знаками действий? (2+2+2+2+2)
  2. 2.        В 2 часа дня в Петербурге шел дождь. Можно ли ожидать солнечную

Погоду через 10 часов? (нет — ночь).

        3.        Отец имел 3 -х дочек. У каждой дочки по 3 брата. Сколько детей в семье? (6 детей)

        4.        На столе горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось на столе?  (7 свечей)                                                                                                                                         5.         Волк = 1, корова = 2 (мычит 2 звука «МУ»), кошка = 3 (мяучит 3 звука «МЯУ»), лошадь = 5 (ИГОГО), петух= 8 (КУКАРЕКУ).

Чему = осел? (осел = 2, он говорит «ИА»)

Волк воет один звук «У»; корова -МУ; кошка- МЯУ; лошадь — ИГОГО; петух — КУКАРЕКУ;

        6.         Одно яйцо варится всмятку 3 минуты. Сколько нужно потратить времени, чтобы сварить всмятку 5 яиц? (3 минуты)

        7.         Женщина встретила 2-х ребят и сказала: «Добрый день, братья!» Один ответил: «Мы не родные братья. Тетя этого мальчика мне не тетя, а его дядя и мне дядя». Кем приходятся друг другу мальчики? (двоюродные братья)

  1. 8.        Шел Кондрат в Ленинград,

                А навстречу — двенадцать ребят,

                У каждого по три лукошка,

                В каждом лукошке — кошка,

                У каждой кошки — 12 котят,

                У каждого котенка в зубах по 4 мышонка.

                Задумался старый Кондрат:

                Сколько мышат и котят

                Ребята несут в Ленинград?         (К.И. Чуковский)

      (Нисколько; ребята шли навстречу, то есть из Ленинграда)

        9.        Запуск 1-го искусственного спутника земли был произведен на 4 года раньше первого полета человека в космос. В какой году это произошло?                             (1961- 4= 1957 год)

  1. 10.        Что становится легче, когда его надувают? (шарик). Кто становится выше, когда садится? (собака). Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка)

        > > Вопросы к звездам «Соображайка»

  1. 1.         Что идет вперед и никогда назад? (Время)

                Какая птица из сорока букв? (сорока)

        2.        От чего гусь плавает? (от берега)

                За чем во рту язык? (за зубами)

        3.        Что сушит, когда мокнет? (полотенце)

                Что говорит стенка стенке? (встречаемся в углу)

        4.         Чем больше вы от меня берете, тем больше я становлюсь. (яма)

                Что совсем дырявое, а держит воду? (губка)

        5.        Что есть у гиппопотама, чего нет у других животных?                                          (гиппопотамчики)        

        6.        Почему человек оглядывается назад? (у него нет глаз на затылке)

        7.        У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (гриб)

                Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

        8.        Крохотный вертолет в доме? (вентилятор)

                Маленький Северный полюс в доме?  (холодильник)

        9.        Прибор, высушивающий растительность на голове? (фен)

                Грызун, управляющий компьютерами? (мышка)

        10.        Бегает в галошах быстрее, чем лошадь? (машина)

                Заверчу, закружу — в небеса улечу. Что это? (вертолет)

        

                Литературно-игровая площадка «Звездная страна».

Оформление: книжная выставка «В мире далеких солнц»; выставка экспонатов: модель космического корабля «Буран», искусственного спутника, ракета, луноход, плакат «Космонавт в скафандре»; плакаты: «Небесный зоопарк», «Космическое адресное бюро».

Приходилось ли тебе видеть ясное ночное небо? Какое чудо! Особенно где-нибудь на юге. Там ночи темные, и от этого звезды кажутся особенно яркими. А почему звезды горят? И сколько их на небе? Или возьмем Луну. Отчего она то круглая, то на серп похожа? Много вопросов, много загадок.

Участникам предлагаются игры-викторины.

 > > Игра «Космические загадки»

Раскинут ковер,

рассыпан горох,

ни ковра не поднять,

ни гороха не собрать. (звездное небо)

За бесчисленной отарой

Ночью шел пастух усталый.

А когда пропел петух –

Скрылись овцы и пастух. (звезды и месяц)

Егорка-Егорка

Упал в озерко,

Сам не потонул

И воды не всколыхнул. (месяц)

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только –

От него осталась долька. (луна)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печет. (солнце)

Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук –

Станет вдруг светло вокруг. (солнце)

Хозяин спит –

Овцы на выгоне.

Хозяин выглянет –

овец не видно.

Хозяин спрячется -

Овцы опять обозначатся. (солнце и звезды)

         > > Игра «Адресное бюро».

Вы, конечно, знаете, свой адрес и можете сказать, в каком доме, на какой улице, в каком городе вы живете. Мы живем в Солнечной системе. В самом ее центре находится Солнце. У Солнца девять планет, которые живут на Кольцевых улицах. Этих улиц  тоже девять: 1-я Кольцевая, 2-я Кольцевая и так до 9-ой Кольцевой самой удаленной от Солнца.

Оборудование: большой плакат с нарисованным Солнцем на фоне звездного неба и 9-ю орбитами планет, на отдельных карточках названия 9-ти планет: Меркурий , Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Задание: Попробуйте правильно расположить планеты на те улицы, где они живут.        

        Ответ: Меркурий (1-я кольцевая улица), Венера (2-я кольцевая улица), Земля (3-я кольцевая улица), Марс (4-я кольцевая улица), Юпитер (5-я кольцевая улица), Сатурн (6-я кольцевая улица), Уран (7-я кольцевая улица), Нептун (8-я кольцевая улица), Плутон (9-я кольцевая улица).

> > Игра-викторина «Знаешь ли ты своих соседей?»

А хорошо ли вы знаете наших соседей по Солнечной системе? Чем интересны и что особенного есть на каждой из планет, окружающих нашу Землю? Планеты:

- Самая близкая к Солнцу планета, сплошь покрытая кратерами. Она обращена к Солнцу только одной стороной. Поэтому на одной стороне у нее нестерпимая жара, а на другой – нестерпимый холод. (Меркурий)

- Планета бурь, окруженная плотной атмосферой с большим количеством электричества. Беспрерывно бушуют грозы. (Венера)

- Самая красивая планета, единственная, на которой есть жизнь. (Земля)

- Планета красного цвета, на которой, как раньше думали земляне, жили разумные существа. На ней несколько раз побывали космические корабли. (Марс)

- Самая большая  планета. Планета разноцветных вихрей, у которой 2. Игра «Адресное бюро».есть неразгаданная тайна – великое красное пятно. (Юпитер)

- Внешность этой планеты украшает уникальная достопримечательность – окружающие кольца. (Сатурн)

- Страшный холод на этой планете. Это единственная планета, которая обращается вокруг Солнца «лежа на боку». (Уран)

- Эта планета названа именем царя морей. (Нептун)

  • Самая дальняя от Солнца планета и самая маленькая. Вечный космический мрак и холод. (Плутон).

> > Игра-викторина «Космические вопросы – почемучки»

  • Где в нашем городе была открыта первая обсерватория?

    (В кунсткамере в 1727 году. Она оставалась самой большой в России в течение 40 лет).

  • Кто из ученых первым стал наблюдать за небом, глядя в телескоп? (Галилей в 1610 году).
  • Какую обсерваторию стали называть «астрономической столицей мира»?

(Пулковскую обсерваторию).

  • Что такое галактики? В какой галактике мы живем?

(Галактики – это гигантские скопления звезд, разбросанные во Вселенной. Наша галактика – Млечный путь).

> > «Что бы это значило?» (фразеологические обороты)

 - «Путеводная звезда» - то, что направляет, определяет чью-либо жизнь, деятельность.

- «Звезда первой величины» - известный, прославившийся в какой-либо области знаний, деятельности человек.

- «Восходящая звезда» - человек, начинающий приобретать славу, получать известность в какой-либо области знаний или деятельности.

- «Звездный час» - переломный, решающий момент в жизни человека.

- «Родиться под счастливой звездой» - быть удачливым, счастливым, везучим во всем.

- «Хватать звезды с неба» - отличаться выдающимися способностями, дарованием, умом и т. д.

- «Между небом и землей» - быть в неопределенном положении, без жилья, без крова, без пристанища.

- «Как небо и земля» - ничего похожего, полная противоположность.

- «Небо коптить» - жить бесцельно, без пользы для других, не делать ничего полезного.

- «Занять место под солнцем» - прочное высокое положение в обществе.

- «Как с луны свалился» - не понимает того, что очевидно, что понятно всем.

- «Как будто с неба свалился» - неожиданно, внезапно появился.

> > Космическая викторина

  • Можно ли назвать Гагарина пионером и почему?
  • Когда он полетел в космос?
  • Сколько времени был в полете?
  • Кто еще до человека побывал в космосе?
  • Кто первым из космонавтов вышел в открытое пространство?
  • Кого из женщин- космонавтов вы знаете?
  • Как называется советский космодром?
  • Как называется городок космонавтов?
  • Зачем нужны скафандры?
  • От чего они защищают?
  • Можно ли принять ванну в доме на орбите?
  • Как моются космонавты?
  • Почему у космонавтов особая пища в тюбиках?
  • Почему хлеб – крошечными буханками?
  • Какие летающие объекты встречаются в русских народных сказках?

> > Игра «Небесный зоопарк»

Оборудование: большой плакат звездного неба, с наиболее известными созвездиями животных, на отдельных карточках изображения этих животных: Пегас, Лев, Кит, Змея, Лебедь, Скорпион, Телец, Большая Медведица, Овен.

Задание: Попробуйте правильно расположить изображения этих животных на соответствующие им созвездия.        

        

         Литературно-игровая площадка «Здравствуй, страна Кис-Кис»

 Оформление: книжная выставка «Семейство кошачьих»; плакат «Киска, я тебя знаю!»

   Уважаемы путешественники, вы прибыли на планету «Кис-кис». Все жители нашей планеты чем-то похожи друг на друга. Характер гордый, независимый. Замечательные охотники. Охотиться любят ночью. Обожают точить свои когти. Малыши мурлычут, а большие частенько рычат. Многие из них хорошо лазают по деревьям. Все очень чистоплотны, не раз в день вылизывают себя языком. Они красивые и умные.

        История жителей планеты «Кис-кис» началась давно. На Земле они появились намного раньше, чем люди, примерно 50 миллионов лет назад. Правда, выглядели иначе, похожи были на маленьких белочек и жили на деревьях. От них произошли первые хищники.

        Давайте познакомимся с современными жителями-хищниками (животные изображены на плакате «Киска, я тебя знаю!»)

                > > Загадки

                        (для учащихся 1-ых классов)

        Мордочка усатая,

             Шубка полосатая,

 Часто умывается,

А с водой не знается. (кошка)

  • Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти –рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь. (рысь)

  • Это что за зверь таёжный

Полуночный любит мрак

И, как все на свете кошки,

Ненавидит злых собак? (тигр)

  • У ручья схватил косулю,

С ней легко по лесу мчу.

И на дерево в лесу я

Даже вепря затащу. (леопард)

  • Горностай гордится мехом,

Барс – отвагою своей.

Кто своим прекрасным бегом

Удивляет всех зверей? (гепард)

  • Уж очень вид у них чудной:

У папы – локоны волной,

А мама ходит стриженой.

На что она обижена? (лев)

  • В нужный час легко, свободно,

Твердо, веруя в успех,

Это кто же из животных

Может прыгнуть выше всех? (пума)

> >Игра «Что это за кошка?»

                                         Для учащихся 2-3 классов

        Это слово к нам пришло из Северной Африки. Там её называли словом «кадис».       В

Древнем Египте ее звали «мау», китайцы – «мао». О ком идет речь? (кошка)

        Похожа на домашнюю кошку, но крупнее. Хвост, ноги, уши короче. Живет в лесу

или степи. На собак сама кидается. Лисиц, барсуков не боится, ловит зайцев, мышей

белок, прыгает даже на косуль и оленей.  (дикий кот)

        Живет в лесу. Хвост короткий, словно обрубленный. На ушах кисточки, не морде -

бакенбарды. Зайцы, тетерева, куропатки – любимая добыча. Легко приручается. (рысь)

        Вид царственный, величественный. Рев страшный. Самый сильный из семейства

кошачьих. Охотится стаями. (лев)

        Самый умный и хитрый зверь, прячется в зарослях. Умеет подражать голосом другим

животным. Когда нападает, то рычит: джентльмен. Добычу сначала потрошит, а затем

съедает. Очень чистоплотен. Переплывает большие реки. Весь полосатый. (тигр)

        Дождь не любит, никогда не купается. Шкура вся в пятнах, в листве его не видно.

Мастер подкрадываться. Любит жить на деревьях. (леопард)

        Черный леопард. По характеру «невежа»: крадется тихо, нападает молча сзади. Очень

сильная. Нападает на человека. (пантера)  

            Живет высоко в горах, похож на леопарда. Часами караулит на горе или под    

  горой добычу. Людей не трогает. Любит валяться и играть в снегу. (снежный барс)

         Живет в Америке, в болотистом лесу и в степях. Пятна на шкуре, как у  

леопарда, только крупнее и с маленьким черным пятнышком внутри. Отлично бегает, лазает, плавает. Искусный рыболов, ловит даже крокодилов.  (ягуар)

     

        Самый быстрый зверь на земле. Никто его не обгонит: 120 км. в час! Хорошо

приручается: люди с ним охотятся на антилоп. Единственная кошка, которая не  

может когти втянуть в лапы, так как когти тупые, как у собаки. Ноги длинные.         (гепард)

> >  Игра «Киска, я тебя знаю!»        Мех у нее бурый, желтый или серебристо-серый. Ловко лазает по деревьям. Лучший

прыгун: вверх может прыгнуть на 5 метров, вниз - спрыгнуть с шестого этажа и не

разбиться. На людей не нападает. (пума)

        > >  Игра «Киска, я тебя знаю!»

        На плакате нарисованы места обитания животных из семейства кошачьих. На отдельных больших карточках нарисованы звери: дикий кот, рысь, тигр, лев,  леопард, гепард. Участникам игры предстоит определить любимое место отдыха или охоты для каждого из них (на дереве, в зарослях ) и прикрепить карточку с рисунком животного.

        > >  Лото «Семейство кошачьих»

        На столе разложены рисунки – портреты животных из семейства кошачьих, карточки с их названиями и «прозвищами».

Задание:

        Конечно, вы знаете, дети,

        Как много кошачьих на свете!

        Попробуйте нас угадать

        И каждому «прозвище» дать!

Ответы: кошка – «живая мышеловка», рысь – «лесная разбойница», лев – «царь зверей», пантера – «черный леопард», снежный барс – «хозяин гор», леопард – «убийца – одиночка».

        > > Игра «Усатый - полосатый» (домашние кошки)

а) Загадки:

Выгнул спинку он дугой,

Замяукал. Кто такой?

Потянулся сладко –

Вот и вся зарядка. (кошка)

Двое глядят,

Двое слушают. (глаза и уши)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (мышка)

Сидит кошка.

И хвост, как у кошки,

И нос, как у кошки,

И уши, как у кошки,

А не кошка. Кто это?  (кот)

б) Вопросы – почемучки.

        Первыми кошку приручили египтяне. Они считали кошку священным

животным. У египтян была даже кошка-богиня по имени Бастет. В честь этой богини возводили храмы. В одном из храмов жили тысячи кошек, их никто не обижал. За ними ухаживали. Их берегли и лелеяли. Как вы думаете, почему? - Зачем кошке когти? Для красоты? Чтобы поймать жертву? Лазать по деревьям? Защищаться в драке?  Кошка охотится ночью. Видит ли кошка в темноте? Почему все кошки умываются?

        - Что бы это значило?

Кошка размахивает хвостом... (кошка недовольна)

Кошка распушила шерстку и выгнула спину...(внушает уважение)

Кошка ласково касается лапой... (хочет привлечь внимание)

Кошка трется о ноги (хочет кушать)

                  Лото «Кошки – мышки»

        Оборудование: даны 2 подборки карточек: начало пословицы и конец пословицы.

        Задание: сложить правильно пословицы о кошках и мышках. Например:

        Кошки грызутся /  мышам раздолье;

        Спящему коту / мышь в рот не забежит.

        Сытая кошка / с мышью играет.

        Кошке – игрушки, / а мышке – слезки

                Игра «Подумай и скажи» (фразеологические обороты)

        

        «Кот в мешке»

        «Тянуть кота за хвост»

        «Кошки скребут на сердце»

        «Черная кошка пробежала»

        «Кот наплакал»

                   «Литературные коты»

Оборудование: иллюстрации из книг.

Задание: узнать литературного героя, вспомнить автора и название книги.

  • Мурлыка – П. Бажов «Серебряное копытце»
  • Базилио – А. Толстой «Золотой ключик»
  • Матроскин – Э. Успенский «Дядя Федор, кот и пес»
  • Геркулес – «Приключения Пифа»

                                     Желаем творчества и удачи!!

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса у детей.

Памятка для родителей по развитию читательского интереса у детей....

Памятка для родителей «Как развивать читательский интерес у детей»

Памятка для родителей «Как развивать читательский интерес  у детей»...

Памятки для родителей по развитию читательского интереса у детей.

Вниманию родителей предложены памятки по развитию читательского интереса удетей, а также "Как обсуждать прочитанное с ребёнком" и о  правилах чтения для учащихся....

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

Памятка облегчит работу родителей по развитию читательского интереса у детей...

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

Материал даёт практические рекомендации родителям по развитию у детей интереса к чтению....

доклад "Развитие читательских интересов у детей с ОВЗ"

В данном выступлении я делюсь опытом работы по воспитанию интереса у обучающихся.воспитанников с ОВЗ к чтению....