Презентация "А.П. Пырерка"
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

Хэно Марина Михайловна

Собирал и исследовал ненецкий фольклор, участвовал в создании письменности ненецкого языка. Автор более десятка учебников и учебных пособий для ненецких школ, первого русско-ненецкого словаря "Оленеводческая терминология". По словарям, учебникам А. Пырерки, по "Очеркам грамматики ненецкого языка", которые были подготовлены им как диссертация, учились ненцы всех тундр от Канина до Таймыра.  Занимался также переводческой деятельностью: перевел на ненецкий язык сказки А. С. Пушкина

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района ЯН АО Подготовила: Хэно Марина Михайловна, учитель КНЯ с. Самбург

Слайд 2

Пырерка – означает «Щучий род» . Мать нарекла его именем " Сярати ", то есть "беспокойный". А весной уже подросшего мальчика окрестил священник, окунув в купель из оленьих шкур. Воду для таинства натопили из снега в старом и закопченном медном чайнике. Имя батюшка дал младенцу по святцам: 7 декабря праздновался день преподобного Антония Сийского , весьма почитаемого на Архангельском Севере. ". Антон Петрович Пырерка 1905 - 1941

Слайд 3

"Влияние отца на крошечного сына было несомненным -нельзя было не любить этого широкоплечего, сильного человека, с лицом, почерневшим от свирепых ветров, опоясанного широким кожаным поясом, с ножом в ножнах, отделанных медью. Старший сын Неть (Семен) ушел от хозяина за Урал: " Сясько обидел его, выделив из своего двухтысячного стада лишь четырех худосочных оленей да двух важенок слабоногих ". А вскоре шестилетний Сярати и его маленькая сестра Еване осиротели. Сначала умер старый Пат, лишь нарты со сломанными головками полозьев отметили его могилу. Через несколько дней скончалась и мать. Из книги Юрия Викторовича Канева «Прыжок через десятилетие» отрывок:

Слайд 4

1905-1926 гг. - сиротское детство. Почти через три десятилетия, в 1937 году, Антон Петрович с горечью отметил в автобиографии: "Хозяин оставил меня с трехлетней сестрой в Пустозерской волости в деревне Екуше ". Крошечной девочке повезло, ее взяла к себе сердобольная старушка. Антон же стал беспризорником, собирающим милостыню. В меру своих силенок он пытался зарабатывать на жизнь: делал луки и стрелы для деревенских детишек в обмен на хлеб и рыбу, тетиву пачками связывал, заборы ставил.

Слайд 5

Горькие воспоминания сиротского детства остались в памяти на всю жизнь: "Летом жил на мусоре позади лавки "моленных сухотников " (торгашей) Павловых с сыновьями. А зимой - в лесных штабелях, в отверстиях между бревен, за семь километров от села, у концессионного лесозавода. В 1913 году маленький самоед подружился с 10-летним зырянином Левкой - вдвоем полегче. Жить "гадкие утята" стали вместе, просили "Христа ради", подворовывали, терлись около лавок и богатых домов в нижнепечорских селах, летом удили рыбу. Левка был песенник, ему охотно подавали милостыню. Наш герой имел другие успехи: "... Антон танцевать был ловчее и разные штуки умел с хореем показывать и дарили ему за это кусочки хлеба".

Слайд 6

В 1925 году Антон Петрович становится пастухом кооператива. На Югорском Шаре, где Пырерка пас оленей, поселилась группа зимовщиков. Зимовщики дружески относились к пастуху-ненцу, давали ему читать книги, говорили о больших городах, о революции, о Ленине, рассказывали о комсомоле. Антон подружился с коммунистом Михайловым, который советовал ему учиться. Советы Михайлова не прошли даром. Мечта об учёбе глубоко запала в душу молодого пастуха. Эта мечта сбывается.

Слайд 7

1926-1931 гг. - начало большого пути малограмотного "самоеда" В 1926 году Антон Пырерка по направлению комсомольской организации поступает в Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ) в Москве. Поначалу не легко давалось учение в КУТВе , ведь у него за плечами было только три класса в церковно-приходской школе. Приходили мысли бросить учёбу и уехать в тундру, но была огромная жажда знаний и упорство. Антон Петрович начал изучать и ненецкий язык, он не был ещё изучен и исследован. Кроме этого, он очень быстро изучил коми язык и говорил на нём.

Слайд 8

В 1932 году А.П.Пырерка стал аспирантом Института народов Севера В аспирантуре Антон Петрович под непосредственным руководством Георгия Николаевича Прокофьева активно изучает и исследует ненецкий язык и принимает деятельное участие в разработке и создании ненецкой письменности. Перевёл на ненецкий язык три сказки А. С. Пушкина (Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о царе Салтане …, "Сказка о попе и работнике его Балде ") и первую Советскую Конституцию.

Слайд 9

Собирал и исследовал ненецкий фольклор, участвовал в создании письменности ненецкого языка. Автор более десятка учебников и учебных пособий для ненецких школ, первого русско-ненецкого словаря "Оленеводческая терминология". По словарям, учебникам А. Пырерки, по "Очеркам грамматики ненецкого языка", которые были подготовлены им как диссертация, учились ненцы всех тундр от Канина до Таймыра. Занимался также переводческой деятельностью: перевел на ненецкий язык сказки А. С. Пушкина.

Слайд 10

1941 год - защитник Отечества А.П. Пырерка уходит добровольцем на фронт действующей армии рядовым бойцом 10-й стрелковой дивизии, которая сражалась у стен Ленинграда в районе Стрельны. В сентябре 1941 году ополченцы были брошены в бой. Есть несколько версий гибели этого замечательного сына ненецкого народа. Профессор Федот Петрович Филин встретил Пырерку 15 сентября 1941 г. на передовой: "Глядя на него, я бы ни за что не подумал, что Антон Петрович только что из боя. Свежий после умывания, в чисто выстиранной гимнастёрке с белым подворотничком". По мнению Ф. П. Филина, Пырерка погиб в бою при прорыве немцами фронта 16 сентября.

Слайд 11

Несколько по-иному описываются обстоятельства гибели Антона Петровича 20-21 сентября по воспоминаниям участников обороны Ораниенбаумского плацдарма: "Командир взвода сапёров лейтенант Овсяников с тремя бойцами уничтожил более десятка гитлеровцев. Сам был ранен в ногу, а Антон Пырерка и двое других, фамилии которых не помню, погибли в рукопашной схватке". Наталья Митрофановна Терещенко, жена Антона Петровича, датой его гибели считает 15 октября. 12 октября она получила письмо, где он обещал не позднее, чем через два дня, выслать нужную бумагу, которая так и не была получена.

Слайд 12

Всю его жизнь можно разделить на три основных периода: 1905-1926 гг. - жизнь в тундре, сиротское детство, окончание Тельвисочной церковно-приходской школы, батрачество, работа пастухом-оленеводом кооператива "Кочевник"; 1926-1931 гг. - учеба в Коммунистическом университете трудящихся Востока, работа в организационной комиссии по образованию Ненецкого округа; 1931-1941 гг. - научная деятельность в Институте народов Севера и Институте языка и мышления имени Марра АН СССР, командировки в Ненецкий округ и на Ямал, подготовка ряда научных трудов, учебных пособий и кандидатской диссертации.

Слайд 13

Первый ненецкий учёный, писатель, переводчик. Он принадлежит к тому поколению северян, которое застало дореволюционный уклад жизни, на себе испытал всю его жестокость и беспросветность и потому со всей страстью молодости принял Советскую власть и её политику. Антон Петрович первый из ненцев получил высшее образование и написал диссертацию, активно участвовал в создании округа и разработке ненецкой письменности, много и плодотворно помогал молодым учителям.

Слайд 14

Список использованной литературы и источников Лебедева Е.П./ Подготовк научных кадров из народа Севера/ Учпедгиз , л., 1958, с. 235-250 Талеева В.А./ Пырерка Антон Петрович/ ученые североведы , СПБ 2001, с. 148 -151 Пырерка В./ Пыреркахат Ӈэда ненэць (человек из рода Пырерка) / Учпедгиз , Ленинград, 1960 Материалы научно-практической конференции «Ненецкая письменность и развитие национальных традиций народа» Нарьян-Мар, 2003. http :// www . lexicon 555. com / voina 2/ pyrerka . html http :// www . nvinder . ru / archive /2005/ dec /08/02. html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Был я назван именем Вэсака , Что по-русски значит «Старец мудрый». Очень я гордился — ведь не всякий Получает это имя в тундре… Леонид Васильевич Лапцуй 1932-1982 Учитель начальных классов МКОУ «ШИСОО» с . Самбург Пуровского района: Хэно М.М.

Слайд 2

Тундра лучится.

Слайд 3

Отгадай загадку. На болоте я расту Тоненькая ножка Ягода-фонарик Сладостью подарит.

Слайд 4

Посреди болота женщина в красном (желтом) платке сидит.

Слайд 5

Морошка – лесная ягода, растет на Севере, в болотистых местах.

Слайд 6

Ягода морошка немного похожа на белую малину. Кажется, это маленькие малинки растут среди мха.Но морошка не такая сладкая и душистая, как малина. А всё – таки морошку на малину я не поменяю. Северный таёжный у неё вкус, и сравнить её не с чем, разве со вкусом росы. Морошка вобрала в себя всю свежесть сырого леса, всю сладость мохового болота, и свежести оказалось много, а сладости – чуть – чуть . Но кому сколько надо: один пьёт чай вприкуску, другой – внакладку. Когда устанешь под мешком после долгого пути, когда в горле у тебя пересохло, морошка кажется мёдом – моховым и прохладным болотным мёдом.

Слайд 7

Ягодники морошки соседствуют с брусникой , рядом часто растет багульник , много сфагнового мха . Такие места — излюбленные пастбища белых куропаток и токующих глухарей. В древности называли «болотный янтарь», «очи болотного», «болотный стражник». Народные названия: моховая смородина, глошина , северный апельсин, арктическая малина .

Слайд 8

Наб – лю – да- ет * наблюдает Сто – рож – ко * сторожко Глаз * гла – зё – нок * глазёнок Ле – пест – ках * лепестках Воз – душ – ных * воздушных С бла – го – дар – но – стью Кла – ня – юсь кланяюсь Про – пах – ли пропахли

Слайд 9

Лучится – светиться Алеть – краснеть Тугой – упругий, натянутый Сторожко – чутко Ложбинка – неглубокий овраг Багровый – темно-красный Щедрый – не скупой, не жадный, бескорыстный дар. Карниз – продольный выступ над окном, дверью вдоль верхней части стены.

Слайд 10

Какой рисует морошку автор? Алая Красная Багровая Звенящая Кустики, словно утята. Как относится к морошке автор?

Слайд 11

Как вы понимаете выражения? За мной наблюдает сторожко, В сто тысяч глазёнок своих! Морошка … Чуть слышно звенит в тишине. Морошки – хоть век собирай! Тебе с благодарностью снова я кланяюсь, Щедрый мой край …

Слайд 12

Морошка (Н.Ермакова) Ягода морошка попала мне в лукошко, Глазом жёлтым подмигнула И тихонько мне шепнула: - Ты меня, морошку, бери понемножку, Оставляй птицам, зверятам Да малым ребятам.

Слайд 13

Иван-чай

Слайд 14

Голубика.

Слайд 15

Рябина – эти плоды созревают к январю и служат питанием для птиц зимой.

Слайд 16

Используемая литература: Историко-научно-популярный журнал « Ямальский Меридиан» № 7-8 2003.; № 3 (191) март 2012. Фёдорова Л.В. Учебник « Северный родник» изд-во Тюмень Институт проблем освоения Севера СО РАН. 2001. Сусой Е. Г. Из глубины веков. – Институт проблем освоения Севера СО РАН – Тюмень, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному краеведению для 3 класса "По следам биографии А. П. Пырерко"

Пояснительная записка     Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формиру...