«Притча о Сеятеле».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Программа «Эльконин-Давыдов»
Тема урока: Чтение и анализ притчи «Притча о Сеятеле».
Тип урока: Урок чтения и анализа художественного произведения.
Цель урока: Раскрыть психологическую глубину притчи, увидеть красоту, образность литературного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pritcha_o_seyatele.docx | 83.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Эльконин-Давыдов»
Тема урока: Чтение и анализ притчи «Притча о Сеятеле».
Тип урока: Урок чтения и анализа художественного произведения.
Цель урока: Раскрыть психологическую глубину притчи, увидеть красоту, образность литературного текста.
Ожидаемые результаты:
А) Предметные
- Ученики узнают, что автор притчи показывает, что полученные знания дадут результат при условии работы над собой;
- Ученики смогут научиться раскрывать значение скрытого, символического подтекста в произведении;
- Ученики смогут развить навык интерпретации художественного произведения;
- Отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении.
Б) Метапредметные
- Ученики смогут устанавливать связь между частями притчи;
- Смогут обогатить словарный запас, расширить кругозор, развивать воображение;
- Развить навык анализа литературного произведения, формулировать свое читательское отношение к прочитанному.
В) Личностные
- Смогут увидеть красоту, образность литературного текста, формировать желание эстетической оценки окружающего мира.
Оборудование:
А) у учителя: Проектор, доска, учебник: Матвеева Е.И. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для 2 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова): А . В 2 ч. Книга 1. 5-е изд.- М.: Вита-Пресс, 2007 -160с.
Б) у учеников: учебник.
Школьная доска не задействована.
План урока:
Организационный момент – 1 минута;
Актуализация знаний – 4 минуты;
Подготовка к первичному восприятию – 7 минут;
Проверка первичного восприятия - 7 минут;
Анализ произведения – 10 минут;
Обобщение – 7 минут;
Подведение итогов – 4 минуты.
Страница из учебника:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование |
Орг. момент. | -Поверьте свою готовность к уроку, присаживайтесь. | Регулятивные: Самостоятельно организуют свое рабочее место. Осуществляют контроль своих действий. | |
Актуализация знаний Подготовка к первичному восприятию | - Мы с вами заканчиваем работу с первым разделом нашего учебника, вспомните, как он называется. - Мы уже можем ответить на этот вопрос, каким бывает слово? - Действительно, хотелось бы характеризовать слово, строяками советского поэта, прозаика, В.С..Шефнера. Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно предать, И продать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить. Слово обладает огромной силой! В этом разделе авторы в стихах, рассказах, волшебных историях рассказали нам о том, как они понимают слово. Они постарались показать его необычность, значимость в жизни каждого человека. И мы узнали, что у слова есть свои секреты, оно не всегда их так-то просто разгадать. У каждого слова есть значение. Это значение может выступать как в прямом, так и в переносном значении, давайте разведем эти понятия. Как вы думаете, в каком случае слово выступает в прямом, а каком в переносном значении? Слайд №2 Значение слова называется прямым, если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак. Например, если человек скажет слово море, у него и его собеседников возникает образ большого водного пространства с солёной водой. Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным. Море - много всего море игрушек, море идей. Какие примеры приведены на слайде? Как вы понимаете значение таких устойчивых словосочетаний как: золотые волосы, золотые руки, золотое сердце? Действительно, такие выражения являются украшением речи, за их значением автор скрывает более глубокий смысл и разгадать его может не каждый! Сегодня мы продолжим говорить о слове, его значении для нас, обратим пристальное внимание к слову, чтобы увидеть то, что хочет до нас донести автор. Мы познакомимся с притчей о Сеятеле (из Евангелия от Матфея. Гл.13). - Что такое притча? Притча - это маленький рассказ, несущий какое-либо поучение. Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями. В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин "притча" употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам. Притча о сеятеле является одной из евангельских притч. Слайд №3 Евангелие - часть библии, содержащая легендарные рассказы о жизни и учении Христа. Евангелие от Матфея — первая книга Нового Завета и первое из четырёх канонических Евангелий. За ним традиционно следуют Евангелия от Марка, от Луки и от Иоанна. - Смысл в притче зашифрован, чтобы его разгадать, нужно внимательно, медленно читать притчу. Автор думает об одном, но почему-то прячет свои мысли совершенно в других словах. Зачем он так делает? | - Каким бывает слово - Слово может звучать необычайно красиво, оно бывает добрым и злым, может выражать чувства и настроения. Слово выступает в прямом значении, когда оно точно указывает на то, о чем говорится. Например: черный лист – лист черного цвета. В переносном значении слово обозначает скрытый смысл, над которым нужно подумать. Например: черный день. Слово в прямом значении - Золотые монеты, серьги, кубок – это предметы, сделанные из золота. Слово в переносном значении –
Золотые волосы – волосы с блестяще-жёлтым отливом; Золотые руки – так говорят об умении хорошо что-то делать; Золотое сердце – так говорят о человеке, который делает добро. Притча – поучительный рассказ. -Чтобы мы сами разгадали смысл. | Личностные: Осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилием и внимательностью. Коммуникативные: Умение выразить свои чувства, мысли Познавательные: - извлечение необходимой информации из представленного на слайде текста. - обогащение словарного запаса. |
Проверка первичного восприятия Анализ | Ребята, сейчас я прочитаю притчу, вашей задачей будет внимательно слушать, чтобы ответить на вопрос: какая главная мысль этой притчи? Чтение притчи. Слайд №4. - Что почувствовали, когда слушали? Какие чувства переживали? - О чем эта притча? - Что вы представляли? - Встретились ли вам непонятные слова? если да, то какие? Объясняю значение непонятных слов - Каким словом мы можем заменить слово – «иное» - Кто главный герой притчи? Кого мы можем представить в образе сеятеля?
Слайд №5 - Посмотрите, какое задание нам предлагают: расположить рисунки в правильном порядке, но для начала перечитайте притчу. - Какую последовательность ты установил, Георгий и почему? У всех получилось так же? Молодцы! - Ребята, чтобы разобраться, какой потайной смысл зашифрован в этой притче, заменим слово «иное» – словом «слово», а сеятеля представим в образе самих себя. Послушайте и скажите, изменился ли смысл притчи? Чтение притчи учителем Слово дает знание, и потому оно является дивным семенем. Брошенное в человеческое сердце, оно при благоприятных условиях взрастает и приносит плоды — добрые дела и понимание. В настоящее время, как и девятнадцать веков тому назад, оно одинаково волнует и трогает, радует и утешает, затрагивая самые сокровенные струны человеческого сердца. Но, обладая всегда скрытой силе, слово не всегда дает одинаковый урожай. Это зависит от той почвы, в которую оно падает, и здесь притча приобретает для нас особенно жгучий, живой, личный интерес, почва эта — наш разум. Мы все, слушатели и читатели получаем свою долю семян; мы все, наверное, хотели бы, чтобы в нашем разуме была плодородная почва, приносящая стократный урожай, и вопрос, почему этого не бывает и почему всходы так чахлы, убоги и перемешаны с сорной травой, — вопрос этот, конечно, для нас далеко не безразличный. - Что нужно сделать, чтобы знания, которые мы получали, приносили пользу? - А как же подготовить себя? Действительно ребята, на каждом уроке вы узнаете что-то новое и от того как вы подготовите себя, зависит, усвоите вы новые знания или они пройдет мимо вас, зачахнут как семя брошенное в неплодородную почву. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: какая главная мысль этой притчи? Давайте подготовимся и сделаем так, чтобы каждый прожитый день, был прожит не зря, чтобы мы с вами получали и узнавали что-то новое каждый день. А начнем мы прямо сейчас. | Ответы детей - О сеятеле, о том, что он сеял зерна. - Как сеятель идет по полю и сеет зерна. -Словом - «семя» - Сеятель - Человека - земледельца, можем представить себя. Перечитывают притчу Последовательность: 3,1,4,2. Сначала семя упало на дорогу и птицы поклевали его, потом упало на каменистую почву, где было мало земли, после, упало в терние и сорная трава заглушила его.
- Да, теперь в притче говорится, о том, что если ты скажешь слово человеку и он не будет слушать, то слово не даст никакого результата. А если человек будет тебя слушать, то он откликнется, поможет и слово принесет пользу. - Нужно быть готовым к получению этих знаний. - Нужно делать все вовремя, заниматься самому, хорошо учиться. Главная мысль этой притчи заключается в следующем, знания которые мы получаем, не дадут своего результата, если мы сами не будем работать над собой. | Коммуникативные: Умение выразить свои чувства, мысли Познавательные: - извлечение необходимой информации из прослушанного текста. - обогащение словарного запаса. Регулятивные: проверка первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.
Коммуникативные: Умение выразить свои чувства, мысли. Познавательные: — смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Познавательные: выявление сущности, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Обобщение | На слайде представлены пословицы, прочитайте их, вашим заданием будет, посоветовавшись с соседом по парте, соотнести начало пословицы с ее продолжением, собрать пословицу, объяснить ее смысл. Слайд №6
Обсуждение значения пословиц | Работа в парах | Познавательные: Умение понимать, осмысливать текст. Выявление сущности, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: умение слушать друг друга. | ||
Подведение итогов | - Вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итоги. -С каким произведением мы познакомились сегодня? -Кто является автором этого произведения? - Какая главная мысль этой притчи? -Что полезного узнали для себя? - Сегодня на уроке давали замечательные ответы… – я ставлю им отметку – 5 . | - С притчей «О Сеятеле» - Эта притча из Евангелия от Матфея. Знания, которые мы получаем, не дадут своего результата, если мы сами не будем работать на собой. Ответы детей | Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: Анализ, выведение следствий; поиск и выделение необходимой информации. |
Список используемой литературы:
Ерина С.В. Конспект урока: «Притча о сеятеле» и стихотворения А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный…», Н.А. Некрасова «Сеятелям» и Д. Самойлова «Хлеб». Точка доступа: http://www.openclass.ru/node/145358
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как творить чудеса. Притча.
Эта притча поможет детям понять, как можно жить в мире и согласии со всем миром....
Притча "Разумное воспитание"
Разумное воспитание (Хинг Ши)Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?— Посмотри, женщина, на виноградную...
Притчи. Притча "Осёл и фермер".
"ПРИТЧА - нравственное поучение в аллегорической форме, отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно черпает из человеческой жизни" . Такое опрделение мы можем прочитать в Словаре лите...
Притчи. Притча о птице, которая не умела летать.
Притча о птице....
Притча о яблоках. Притча "Мальчик и морская звезда".
Ещё две мудрые притчи....
Притчи. Притча "Осёл и фермер"
Материал можно использовать на уроках ОРКСЭ, внеклассного чтения....
Притча о яблоках. Притча о птице, которая не умела лететь.
Интересные и поучительные притчи....