«Притча о Сеятеле».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Абакумова Дарья Алексеевна

Программа «Эльконин-Давыдов»

Тема урока: Чтение и анализ притчи «Притча о Сеятеле».

Тип урока: Урок чтения и анализа художественного произведения.

Цель урока: Раскрыть психологическую глубину притчи, увидеть красоту, образность литературного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pritcha_o_seyatele.docx83.78 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Эльконин-Давыдов»

Тема урока: Чтение и анализ притчи «Притча о Сеятеле».

Тип урока: Урок чтения и анализа художественного произведения.

Цель урока: Раскрыть психологическую глубину притчи, увидеть красоту, образность литературного текста.

Ожидаемые результаты:

А) Предметные

  1. Ученики узнают, что автор притчи показывает, что полученные знания дадут результат при условии работы над собой;
  2. Ученики смогут  научиться раскрывать значение скрытого, символического подтекста в произведении;
  3. Ученики смогут  развить навык интерпретации художественного произведения;
  4. Отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении.

Б) Метапредметные

  1. Ученики смогут устанавливать связь между частями притчи;
  2. Смогут обогатить словарный запас, расширить кругозор, развивать воображение;
  3. Развить навык анализа литературного произведения, формулировать свое читательское отношение к прочитанному.

В) Личностные

  1. Смогут увидеть красоту, образность литературного текста, формировать желание эстетической оценки окружающего мира.

Оборудование:

А) у учителя: Проектор, доска, учебник: Матвеева Е.И. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для 2 класса начальной школы  (Система Д.Б. Эльконина  -В.В. Давыдова): А . В 2 ч. Книга 1.  5-е изд.- М.: Вита-Пресс, 2007 -160с.

Б) у учеников: учебник.

Школьная доска не задействована.


План урока:

Организационный момент – 1 минута;

Актуализация знаний – 4 минуты;

Подготовка к первичному восприятию – 7 минут;

Проверка первичного восприятия  - 7 минут;

Анализ произведения – 10 минут;

Обобщение – 7 минут;

Подведение итогов – 4 минуты.

Страница из учебника:

https://pp.vk.me/c624819/v624819621/2822e/UfvaK_kz5h8.jpg 


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

Орг. момент.

-Поверьте свою готовность к уроку, присаживайтесь.

Регулятивные: Самостоятельно организуют свое рабочее место. Осуществляют контроль своих действий.

Актуализация знаний

Подготовка к первичному восприятию

- Мы с вами заканчиваем работу с первым разделом нашего учебника, вспомните, как он называется.

- Мы уже можем ответить на этот вопрос, каким бывает слово?

-  Действительно, хотелось бы характеризовать слово, строяками  советского поэта, прозаика, В.С..Шефнера.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно предать,

И продать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Слово обладает огромной силой! В этом разделе авторы в стихах,  рассказах, волшебных историях рассказали нам о том, как они понимают слово. Они постарались показать его необычность, значимость в жизни каждого человека. И мы узнали, что у слова есть свои секреты,  оно не всегда их так-то просто разгадать.

У каждого слова есть значение. Это значение может выступать как в прямом, так и в переносном значении, давайте разведем эти понятия.

Как вы думаете,  в каком случае слово выступает в прямом, а   каком в переносном значении?

Слайд №2

Значение слова называется прямым, если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак. Например, если человек скажет слово море, у него и его собеседников возникает образ большого водного пространства с солёной водой.

Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.

Море - много всего море игрушек, море идей.

Какие примеры приведены на слайде?

Как вы понимаете значение таких устойчивых словосочетаний как: золотые волосы, золотые руки, золотое сердце?

Действительно, такие выражения являются украшением речи, за их значением автор скрывает более глубокий смысл и разгадать его может не каждый!

Сегодня мы продолжим говорить о слове, его значении для нас, обратим пристальное внимание к слову, чтобы увидеть то, что хочет до нас  донести автор.

Мы познакомимся с притчей о Сеятеле (из  Евангелия от Матфея. Гл.13).

- Что такое притча?

Притча - это маленький рассказ, несущий какое-либо поучение. Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями.

В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин "притча" употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам. Притча о сеятеле является одной из евангельских притч.  Слайд №3

Евангелие - часть библии, содержащая легендарные рассказы о жизни и учении Христа.

Евангелие от Матфея — первая книга Нового Завета и первое из четырёх канонических Евангелий. За ним традиционно следуют Евангелия от Марка, от Луки и от Иоанна.

-  Смысл  в притче зашифрован, чтобы его разгадать, нужно внимательно, медленно читать притчу. Автор думает об одном, но почему-то прячет свои мысли совершенно в других словах. Зачем он так делает?

- Каким бывает слово

- Слово может звучать необычайно красиво, оно бывает добрым и злым, может выражать чувства и настроения.

Слово выступает в прямом значении, когда оно точно указывает на то, о чем говорится. Например:  черный лист – лист черного цвета. В переносном значении слово обозначает скрытый смысл, над которым нужно подумать. Например: черный день.

Слово в прямом значении - Золотые монеты, серьги, кубок – это предметы, сделанные из золота.

Слово в переносном значении –

  • Золотые волосы 
  • Золотые руки 
  • Золотое сердце 

Золотые волосы – волосы с блестяще-жёлтым отливом;

Золотые руки – так говорят об умении хорошо что-то делать;

Золотое сердце – так говорят о человеке, который делает добро.

Притча – поучительный рассказ.

-Чтобы мы сами разгадали смысл.

Личностные: Осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилием и внимательностью.

Коммуникативные: Умение выразить свои чувства, мысли

Познавательные:

- извлечение необходимой информации из представленного на слайде текста.

- обогащение словарного запаса.

Проверка первичного восприятия

Анализ

Ребята, сейчас я прочитаю притчу, вашей задачей будет внимательно слушать, чтобы ответить на вопрос: какая главная мысль этой притчи?

Чтение притчи. Слайд №4.

- Что почувствовали, когда слушали? Какие чувства переживали?

- О чем эта притча?

- Что вы представляли?

- Встретились ли вам непонятные слова? если да, то какие? Объясняю значение непонятных слов

- Каким словом мы можем заменить слово – «иное»

- Кто главный герой притчи?

Кого мы можем представить в образе сеятеля?

 

Слайд №5

 - Посмотрите,  какое задание нам предлагают: расположить рисунки в правильном порядке, но для начала перечитайте притчу.

- Какую последовательность ты установил, Георгий и почему?

У всех получилось так же? Молодцы!

- Ребята, чтобы разобраться, какой потайной смысл зашифрован  в этой притче,  заменим слово «иное»  – словом «слово», а сеятеля представим в образе самих себя.

Послушайте и скажите, изменился ли смысл притчи?

Чтение притчи учителем

Слово дает знание, и потому оно является дивным семенем. Брошенное в человеческое сердце, оно при благоприятных условиях взрастает и приносит плоды — добрые дела и понимание.

В настоящее время, как и девятнадцать веков тому назад, оно одинаково волнует и трогает, радует и утешает, затрагивая самые сокровенные струны человеческого сердца.

Но, обладая всегда скрытой силе, слово  не всегда дает одинаковый урожай. Это зависит от той почвы, в которую оно падает, и здесь притча приобретает для нас особенно жгучий, живой, личный интерес,  почва эта — наш разум. Мы все, слушатели и читатели получаем свою долю семян; мы все, наверное, хотели бы, чтобы в нашем разуме была плодородная почва, приносящая стократный урожай, и вопрос, почему этого не бывает и почему всходы так чахлы, убоги и перемешаны с сорной травой, — вопрос этот, конечно, для нас далеко не безразличный.

- Что нужно сделать, чтобы знания, которые мы получали, приносили пользу?

- А как же подготовить себя?

 Действительно ребята, на каждом уроке вы узнаете что-то новое и от того как вы подготовите себя, зависит, усвоите вы новые знания или они пройдет мимо вас, зачахнут как семя брошенное в неплодородную почву.

Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: какая главная мысль этой притчи?

Давайте подготовимся и сделаем так, чтобы каждый прожитый день, был прожит не зря, чтобы мы с вами получали и узнавали что-то новое каждый день. А начнем мы прямо сейчас.

Ответы детей

- О сеятеле, о том, что он сеял зерна.

-  Как сеятель идет по полю и сеет зерна.

-Словом  - «семя»

- Сеятель

- Человека - земледельца, можем представить себя.

Перечитывают притчу

Последовательность: 3,1,4,2. Сначала семя упало на дорогу и птицы поклевали его, потом упало на каменистую почву, где было мало земли, после, упало в терние и сорная трава заглушила его.

 

- Да, теперь в притче говорится,  о том, что  если ты скажешь слово человеку и он не будет слушать, то слово не даст никакого результата. А если человек будет тебя слушать, то он откликнется, поможет и слово принесет пользу.

- Нужно быть готовым к получению этих знаний.

- Нужно делать все вовремя,  заниматься самому, хорошо учиться.

Главная мысль этой притчи заключается в следующем, знания которые мы получаем, не дадут своего результата, если мы сами не будем работать над собой.

Коммуникативные: Умение  выразить свои чувства, мысли

Познавательные:

- извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

- обогащение словарного запаса.

 Регулятивные: проверка первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.

 

Коммуникативные: 

Умение

выразить свои чувства, мысли.

Познавательные:

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Познавательные:  выявление сущности, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез,

формулирование аргументов,

контраргументов. Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Обобщение

На слайде представлены пословицы, прочитайте их, вашим заданием будет,  посоветовавшись с соседом по парте, соотнести начало пословицы с ее продолжением,  собрать пословицу, объяснить ее смысл. Слайд №6

  • От знаний уйдёшь - в хвосте пойдёшь.
  • Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка всё только рот разевает.
  • Больше узнаешь - сильнее станешь.
  • У пространства нет размера, а у знаний нет предела.
  • Кончил курс науки, а знает аз да буки.

Обсуждение значения пословиц

Работа в парах

Познавательные:

Умение понимать, осмысливать текст. Выявление сущности, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать друг друга.

Подведение итогов

- Вот и подходит  к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

-С каким произведением мы познакомились сегодня?

-Кто является автором этого произведения?

-  Какая главная мысль этой притчи?

-Что полезного узнали для себя?

- Сегодня на уроке давали замечательные ответы… – я ставлю им отметку – 5 .

- С притчей «О Сеятеле»

- Эта притча из Евангелия от Матфея.

Знания, которые мы получаем, не дадут своего результата, если мы сами не будем работать на собой.

 Ответы детей

Регулятивные:

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: Анализ, выведение следствий; поиск и выделение необходимой информации.

Список используемой литературы:

Ерина С.В. Конспект урока: «Притча о сеятеле» и стихотворения А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный…», Н.А. Некрасова «Сеятелям» и  Д.  Самойлова «Хлеб». Точка доступа: http://www.openclass.ru/node/145358 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как творить чудеса. Притча.

Эта притча поможет детям понять, как можно жить в мире и согласии со всем миром....

Притча "Разумное воспитание"

Разумное воспитание (Хинг Ши)Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?— Посмотри, женщина, на виноградную...

Притчи. Притча "Осёл и фермер".

"ПРИТЧА - нравственное поучение в аллегорической форме, отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно черпает из человеческой жизни" . Такое опрделение мы можем прочитать в Словаре лите...

Притчи. Притча "Осёл и фермер"

Материал можно использовать на уроках ОРКСЭ, внеклассного чтения....