Рабочая программа по литературному чтению 3 кл
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Мойсиевич Елена Михайловна

Программа составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit_cht_3_kl.docx61.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Алешковичская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Руководитель МО нач . классов

______В.С. Алипочкина

_______________________

Согласовано

Зам. директора по УВ

_______ А.П. Иванова        

_______________________

Утверждаю

И.о. директора школы

_______Т. Е. Чечуева

_____________________

Рабочая программа по литературному чтению

в   3   классе

УМК «Школа России»

Учитель  1  квалификационной категории

Мойсиевич Елена Михайловна

Алешковичи

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы  Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» Сборника рабочих программ  «Школа России» М.: «Просвещение», 2015г.  К учебникам    Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс в  2 частях, М: «Просвещение» 2015 г.

         Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

         Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Планируемые результаты:

            Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

-   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

-   формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-   воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художествен ной литературы;

-   развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственное отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-   овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

-   осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

-   восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

-   формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

                  У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:

-   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-   овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

-   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-   овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

              У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

-   овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

-   осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений э Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

-   достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

-   использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-   умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;

-   умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

-   умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

-   умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

-   умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.


                                                                                              СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     

            Тема

Количество часов

                                             Содержание

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система  условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Самое великое чудо на свете.

3

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество

13

Русские народные песни.   Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.  Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк».  Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Поэтическая тетрадь 1.

11

Проект: Как научиться читать стихи»  на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского .Ф.И.Тютчев « Весенняя гроза» , « Листья».. Сочинение – миниатюра «О чём расскажут листья»  

А.А.Фет «Мама! Глянь –ка из окошка.», «Зреет рожь над жаркой нивой ..»И.С. Никитин « Полно, степь моя, спать беспробудно…» ,«Встреча зимы» И.З. Суриков « Детство», « Зима» Утренник

 « Первый снег»

Великие русские писатели

21

 Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина», А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» , « Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода»,   «Опрятней модного паркета..», « Зимнее утро», « Зимний вечер». «Сказка о царе Салтане».     Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов   « Мартышка и очки», « Зеркало и Обезьяна», « Ворона и Лисица».

  М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.  « Горные вершины», « На севере диком..», « Утёс», « Осень».  Л.Н. Толстой .Детство Л.Н. Толстого . Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения  о жизни и творчестве  писателя. Рассказы Толстого: «Детство» ( отрывок), « Акула», « Прыжок», « Лев и собачка», « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» .

Поэтическая тетрадь 2

6

Н.А. Некрасов «Славная осень!», « Не ветер бушует над бором..». «Дедушка Мазай и зайцы» К.И. Бальмонт. «Золотое слово»; И.А.Бунин «Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги».

Литературные сказки

8

Д.Н.Мамин- сибиряк « Алёнушкины сказки» Присказка., « Сказка  про храброго Зайца – Длинные Уши , Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М.Гаршин «Лягушка –путешественница». В.Д.Одоевский

« Мороз Иванович».

Были - небылицы

10

МГорький « Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский. « Растрёпанный воробей» А.И.Куприн. « Слон»

Поэтическая тетрадь 1

6

С.Чёрный .Стихи  о животных : « Что ты тискаешь утёнка..», « Воробей», « Слон». А.А. Блок .» Ветхая избушка», « Сны», « Ворона « С.А.Есенин « Черёмуха».

Люби живое

16

М. М.Пришвин  « Моя Родина». И.С.Соколов- Микитов « Листопадничек».

В.И.Белов « Малька провинился», « Еще раз  про Мальку». В.В. Бианки « Мышонок Пик» Б.С. Житков « Про обезьянку»  В.П. Астафьев « Капалуха»  В.Ю.Драгунский « Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2

8

С.Я. Маршак « Гроза днём» , « В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто  « Разлука», « В театре»,

С. В. Михалков « Если». Е.А. Благинина « Кукушка» , « Котёнок»

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок  

12

Б.В. Шергин « Собирай по ягодке  - наберёшь кузовок». А.П. Платонов « Цветок на земле» , « Ещё мама». М.М.Зощенко. « Золотые слова», « Великие путешественники». Н.Н. Носов « Федина задача», « Телефон»  В.Ю.Драгунский « Друг детства»..

По страницам детских журналов

8

Ю.И. Ермолаев « Проговорился», « Воспитатели». Г.Остер « Вредные советы» , « Как получаются легенды». Р.Сеф. « Весёлые стихи» .Выразительное чтение

Зарубежная литература

13

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.

 Г. Х. Андерсен  « Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике

Итого

136

 Тематическое планирование по литературному чтению  3 класс (136 ч)

№ п\п

Тема

 Дата по факту

Кол-во часов

Дата по плану

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Содержание учебника.

Самое великое на свете чудо (3ч.)

2

Знакомство  с названием раздела.

Рукописные книги Древней Руси

3

Первопечатник  Иван Федоров

4

Обобщающий урок по разделу  «Самое великое чудо»

Устное народное творчество (13ч.)

5

Русские народные песни.

6

Шуточные  народные песни.

7

Докучные сказки.

8

Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда

9

Произведения прикладного искусств; дымковская и богородская игрушка

10

Русская народная сказка «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка».

11

Русская народная сказка «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка».

12

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

Проверка техники чтения

13

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

14

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

15

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

16

Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Презентация

17

Проверочная работа №1

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»

Поэтическая тетрадь 1 ( 11ч.)

18

Знакомство с названием раздела.

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной  статьи Я. Смоленского.

19

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

20

Ф. И. Тютчев «Листья».

21

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

22

А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»

23

И. С. Никитин

 «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

24

И. С. Никитин «Встреча зимы»

25

И. З. Суриков «Детство»

26

И. З. Суриков «Зима»

27

Контрольная работа № 1 по разделу:

28

Обобщающий урок  по разделу: « Поэтическая тетрадь 1»

Великие русские писатели (21ч.)

29

Знакомство  с названием раздела. Подготовка сообщения

« Интересное о жизни А. С. Пушкина».

А.С.Пушкин « За весной , красой природы…»

30

А.С. Пушкин

 « Уж небо осенью дышало»

31

А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета

32

А.С. Пушкин « Зимнее утро»

33

А.С. Пушкин «Зимнийвечер»

34

А.С. Пушкин

« Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

35

А.С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане , о сыне …». Герои литературной сказки

36

А.С. Пушкин

« Сказка о царе Салтане...»

Нравственный смысл сказки

37

А.С. Пушкин

« Сказка о царе Салтане,….»

Рисунки И.Билибина к сказке.

38

И.А. Крылов. Басни

И.А .Крылов

 « Мартышка и очки»

39

И.А. Крылов

«Зеркало и обезьяна»

40

И.А. Крылов

« Ворона и лисица»

41

М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова.

42

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…»,

 « На севере диком стоит одиноко..»

43

М. Ю. Лермонтов.«Утес», « Осень»

44

Детство Л.Н. Толстого( из воспоминаний писателя)

45

Л.Н. Толстой« Акула»

46

Л.Н. Толстой « Прыжок»

47

Л.Н. Толстой « Лев и собачка»

48

Л.Н. Толстой  

« Какая бывает роса на траве»,

« Куда девается вода из моря»

49

Проверочная работа №2 Обобщающий урок  по разделу « Великие русские писатели»

Поэтическая тетрадь 2 ( 6ч.)

50

Знакомство с названием  раздела.

Н.А. Некрасов «Славная осень!»

51

Н.А. Некрасов

«Не ветер бушует над бором»

52

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

53

К.Д. Бальмонт«Золотое слово»

54

И.А. Бунин «Детство»,

 «Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги»

55

Обобщающий урок  по разделу

 «Поэтическая тетрадь 2»

Литературные сказки     (8 ч).

56

Знакомство с названием  раздела.

Проверка техники чтения

57

Д. Н. Мамин- Сибиряк Присказка

 « Алёнушкины сказки»

58

Д. Н. Мамин – Сибиряк

«Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

59

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

60

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

61

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

62

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

63

Проверочная работа№3

Обобщающий урок  по разделу

«Литературные   сказки»

Были - небылицы (10ч.)

64

Знакомство с названием  раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой»

65

М. Горький «Случай с Евсейкой»

66

К.Г. Паустовский

 «Растрёпанный воробей»

67

К.Г. Паустовский«Растрёпанный воробей»

68

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

69-72

А.И. Куприн«Слон»

73

Контрольная работа №2

Обобщение по разделу«Были- небылицы»

Поэтическая тетрадь 1 (6ч.)

74

Знакомство с названием раздела

С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…»

75

С.Чёрный«Воробей». «Слон».

76

А.А. Блок «Ветхая избушка»

77

А.А. Блок «Сны» ,«Ворона»

78

С.А. Есенин «Черёмуха»

79

Обобщение по разделу«Поэтическая тетрадь 1»

Люби живое ( 16 ч.)

80

Знакомство с названием раздела

М.М. Пришвин « Моя Родина» ( из воспоминаний)

81-82

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»

83

В.И .Белов « Малька провинилась»

84

В.И .Белов  «Ещё раз про Мальку»

85-87

В.В. Бианки«Мышонок Пик»

88-90

Б.С. Житков  «Про обезьянку»

91

Б.С. Житков  «Про обезьянку»

92

В. Л. Дуров   «Наша Жучка»

93

В.П .Астафьев « Капалуха»

94

В.Ю. Драгунский « Он живой  и светится»

95

Обобщение по разделу« Люби живое »

Поэтическая тетрадь 2 ( 8 ч.)

96

Знакомство с разделом.С.Я. Маршак

« Гроза днём»

97

С.Я. Маршак«В лесу над росистой поляной»

98

А.Л. Барто « Разлука»

Проверка техники чтения

99

А.Л. Барто « В театре»

100

С.В. Михалков « Если»

101

Е.А. Благинина « Кукушка»,« Котёнок»

102

Проект « Праздник поэзии»

103

Проверочная работа №4

Обобщение по разделу« Поэтическая тетрадь 2 »

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.)

104

Знакомство с разделом

Б.В. Шергин

« Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»

105-106

А.П. Платонов « Цветок на земле»

107-108

А.П. Платонов « Ещё мама»

109

М.М Зощенко « Золотые слова»

110-111

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

112

Н.Н. Носов «Федина задача»

113

Н.Н. Носов « Телефон»

114

В.Ю. Драгунский « Друг детства»

115

Обобщение по разделу

« Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»

По страницам детских  журналов (8 ч.)

116

Знакомство с разделом.  Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

117

Ю.И. Ермолаев  « Проговорился»

118

Ю.И. Ермолаев  « Воспитатели»

119

Г.Б. Остер«Вредные советы»

120

Г.Б. Остер « Как получаются легенды»

121

Р. Сеф « Весёлые стихи»

122

Создание сборника  добрых советов

Проверка техники чтения

123

Итоговая контрольная работа№ 3

Обобщение по разделу

« По страницам детских журналов»

Зарубежная литература ( 13ч.)

124

Знакомство  с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

125

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

126-128

Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок»

129

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

130-136

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...