Анализ произведения Путаница Чуковского
творческая работа учащихся по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Анализ произведения Корнея Ивановича Чуковского «Путаница».
Выполнила: Похожельская Тоня, ученица 4 класса
Учитель: Черноярова Н.С.
Корней Иванович Чуковский известен как автор множества произведений о детях и для детей. В основном это сказки, которые носят характер ненавязчивого поучения и призывают детей к послушанию, стремлению к чистоте, гигиене, учат быть смелыми и решительными в трудных ситуациях.
«Прежде чем написать первую сказку, - пишет Чуковский, - я лет пятнадцать изучал малышей…» В результате своего исследования Чуковский установил, что речь маленького ребенка строится почти целиком на глаголах, так как дети воспринимают в первую очередь действие, а не качество предмета. Отсюда он сделал вывод: «не загромождать стихов прилагательными», а использовать глаголы. Насыщена действенными глаголами и сказка «Путаница».
Корней Иванович считал, что детские стихи должны быть игровыми. «…Почти каждую свою тему поэт, пишущий для младших дошкольников, должен воспринимать как игру»,- убеждал писатель и подтверждал свои слова ссылкой на популярные народные песенки «Ладушки», «Каравай», порожденные игрой.
Чуковский пользовался приемом олицетворения, переносил человеческие свойства на вещи, животных, насекомых: и животные, и вещи ведут себя здесь, как люди, и, как люди, наделены даром речи. Но вдруг в этом привычном сказочном мире происходит что- то не похожее даже на сказку, разрушает обычные связи и отношения. Такие сюжеты – небылицы встречаются в фольклоре многих народов. Чуковский был первым, кто стал использовать их в своих произведениях. Он даже придумал для таких стихов – шуток название «перевёртыши».
Итак, стихотворение К.И.Чуковского «Путаница». Уже в названии можно увидеть, что стихотворение весёлое, озорное, запутанное. Начало действия в сказке совпадает с первой строкой. Сама завязка - это опасность, возникающая неожиданно, как в настоящей приключенческой повести.
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята,
Хрюкать!»
Движение не прекращается ни на минуту и развивается стремительно.
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква-ква-ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Во всех волшебных сказках животные говорят человеческим голосом - так уж у них там, в волшебных сказках, принято. Но воробышек, мычащий коровой, - где это видано, где это слыхано?
Развеселившиеся зверята всё больше и больше выходят из рамок нормального поведения.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
Читатели чувствует, что это обязательно должно привести к развязке, причём не очень хорошей. Герои стихотворения – весёлые зверята, непослушные и шаловливые. Им противопоставлен Заинька – серьёзный и умный. Он уговаривает зверят вести себя правильно, но непослушные котята, утята и другие зверята и не думают прислушиваться к голосу разума. И вот кульминация произведения:
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли
Случился большой пожар. Долго испугавшиеся звери тушили море пирогами и блинами, и сушёными грибами.
А когда они справились с опасностью, началось веселье, радость и ликование.
На страницах сказок Чуковского множество сцен неудержимо бурного веселья, и нет ни одной сказки, которая не заканчивалась бы весельем.
И в «Путанице» звери тоже радуются:
Вот обрадовались звери:
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
И мы, читатели, тоже рады, что зверята наконец – то одумались и стали вести себя правильно.
Вывод:
Стихотворение «Путаница» - это «перевёртыш», похожий на народную сказку своим волшебным сюжетом. В этой сказке, как и в любой другой есть положительный герой и в конце побеждает добро, благоразумие. Автор использует действенные глаголы, чтобы передать нарастающее напряжение сюжета. Сказка содержит ясное предупреждение и поучение для нас, детей, - если все будут вести себя правильно, то ничего страшного не случится.
Вместе с героями сказки мы, дети, переживаем, когда им грозит опасность, и радуемся, когда опасность исчезла. Такое предупреждение гораздо понятнее детям, чем долгие и нудные нотации взрослых.
Чуковский писал: «…Цель сказочников заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою… чтобы пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которой человек - не человек». (Чуковский К. «Об этой книжке» )
По – моему, в сказке «Путаница» Корнею Ивановичу Чуковскому ненавязчиво удалось не только призвать детей к послушанию, но и «пробудить в детской душе» человечность - «способность сопереживать, сострадать, сорадоваться…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Фантазия - театральный проект на тему стихов "Матушки Гусыни" и произведений К.Чуковского" 3 класс
Очень подробное описание детского спектакля-сказки на английском языке по мотивам произведений К.Чуковского и песен и стихов "Матушки Гусыни". Много музыки и песен, тацевальных миниа...
Литературная викторина по произведениям К.Чуковского
Методическая разработка к уроку литературного чтения. Современные дети всё реже берут книги в руки, а игра позволяет учителю заинтересовать учеников. Данная разработка представлена презентацией с разл...
Сценарий музыкального спектакля по произведению К.Чуковского «Муха-Цокотуха»
Сценарий музыкального спектакля по произведению К.Чуковского «Муха-Цокотуха» 2 "А" класс...
Викторина по произведениям Корнея Чуковского. (Презентация)
Презентация для начальных классов «Викторина по сказкам» посвящена творчеству К. И. Чуковского. Работа преследует цель познакомить школьников с творчеством и жизнью писателя, показать детям увлекатель...
Викторина по произведениям К. Чуковского в группе продленного дня (10.02.2014)
представлена викторина для 3х классов в группе продленного дня...
Литературная викторина по произведениям К.Чуковского для 1 класса
для уроков внеклассного чтения, внеурочной работы...
Внеклассное мероприятие для 1 класса по произведениям Корнея Чуковского.
Расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, артистические способности....