И.Бунин «Листопад».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема : И.Бунин «Листопад».Тема осени в творчестве И.А. Бунина.
Цель: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления учениками поэтического текста.
Задачи урока:
- познавательные: знакомить учащихся с творчеством И. А Бунина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас;
- развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
- воспитывающие: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Планируемый результат:
Предметные УУД:
- учащиеся научатся выразительно читать стихотворение;
- получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрацию;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- извлекать из текста нужную информацию;
- отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные УУД:
регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные УУД: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
- Оргмомент.
- Введение в тему урока.
- Начнем мы урок с небольшой разминки.
- Перед вами ребус, отгадайте зашифрованное слово:
= ОСЕНЬ
- Правильно.
- Дыханье осени ушедшей мы впустим в класс сегодня вновь…..
- Ребята, какая бывает осень? Сколько у неё периодов? У осени 4 периода: ранняя осень (листва и трава становятся желтыми), золотая осень ( начинается листопад), глубокая осень (время холодных дождей и сильных заморозков) и предзимье (появляется первый снег и начинается ледостав)..
- Осень - замечательное время года, которое волновало многих великих людей нашей Родины. Таких художников как Левитан, Поленов, Остроухов, (картины) Конечно, тема осени ярко отображена и в творчестве многих русских писателей и поэтов. Со многими произведениями мы с вами знакомились на уроках чтения. Сейчас нам некоторые из них напомнят дети. (чтение стихов).
Ф.Тютчев.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все-простор везде.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
А. Толстой
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин...
А. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- А какое замечательное описание осени можно встретить у прозаиков. Например, описание осенней елочки у Н. Сладкова:
Осенняя ёлочка
Н. Сладков
Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась.
Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красивые китайские фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И у всех на глазах становится ёлочка из колючей и хвойной, мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то, что зимой и летом — одним цветом.
- Красота, не правда ли?
- Сообщение темы.
- Вы догадались о чем, мы сегодня будем говорить?
- Сегодня мы поговорим о красоте осеннего леса. И поможет нам в этом произведение И. А. Бунина «Листопад»
- Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт, произведения которого воспевали простую жизнь русской деревни и обычных людей. Тема природы – одна из главных в творчестве Бунина.
Родился Бунин в обедневшей дворянской семье, свое детство и юность он провел в деревне в Орловской губернии, где полюбил природу, научился ценить ее красоту.
Первое стихотворение, которое принесло ему славу и литературную премию, называется «Листопад». В нем он точно передал образ осеннего леса. Мы словно видим глазами поэта разноцветный «терем расписной», чувствуем запах («Лес пахнет дубом и сосной»), ощущаем тишину, в которой можно «расслышать листика шуршанье», чувствуем, как перед морозами «лес стоит в оцепененье». Вслед за Пушкиным Бунин восторгается осенью.
Бунин – это поэт, воспевающий природу, продолжатель традиций Пушкина и Тютчева. Все его творчество – это выражение его тихой любви к родной природе. (7-8мин)
- Чтение стихотворения и его анализ.
- Все вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своем прощальном уборе. Какие краски должен взять художник, чтобы написать картину и назвать ее « Осенний лес»?
⎯Сегодня нам предстоит работа со стихотворением И.А. Бунина «Листопад», и мы узнаем, какие краски использовал поэт.
Прослушивание.
- Какие цвета, краски использует автор, чтобы передать свое восхищение красотой осеннего леса? Золотой, багряный, желтый (березы), голубая лазурь, серебро,белый мотылек, синий (вышина)
⎯Какие цвета вам незнакомы и вы не можете их представить? Багряный= багровый – темно-красный переходящий в фиолетовый
⎯Что напомнил осенний лес Бунину? терем
⎯Видели ли хотя бы на картинке терем? Терема строили в Древней Руси.
⎯Кто жил в теремах? Князья, бояре, цари.
Сохранились каменные терема, но наши предки строили чаще деревянные. В селе Коломенском для царя был построен деревянный теремной дворец. Он был богато украшен резьбой. Вот осенний лист напомнил поэту такие терема.
⎯Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? листья березы.
⎯Какие деревья напомнили ему вышки? Елочки
⎯Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? просветы в небо между кленами.
⎯Поэту, кажется, что в лесу пахнет так же, как и в деревянном тереме. Чем же там пахнет и почему? Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он солнца.
⎯Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения. Найдите их в стихотворении. Лес, точно терем расписной; как вышки, елочки темнеют; просветы в небо, как оконца; воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра; мотылек, точно белый лепесток.
⎯Почему слово Осень автор пишет с заглавной буквы?
Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема.
⎯Какой поэтический приём использует Бунин, рассказывая об осени? Олицетворение.
⎯Какова осень в представлении автора : веселая или грустная? Как вы догадались? Поэт называет ее вдовой.
⎯ Кого называют вдовой? Женщину, у которой умер муж. Грустят вдовы, грустит и Осень.
⎯Как вам кажется, о чем грустит она? О том, что скоро исчезнет красота.
⎯Как можно догадаться, что осенняя красота недолговечная? Играет последний мотылек, молчание леса – мертвое.
⎯Почему стало тихо в лесу? Птицы улетели.
⎯Бунин восхищается красотой осеннего леса. Почему же он не выразил это восклицательной интонацией? Он будто хочет сохранить тишину осеннего леса.
⎯ Какие слова помогают представить лесную тишину? Осень вступает в лес тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчание.
⎯Что нарушает тишину? Листика шуршание.
⎯Прочитайте строки так, чтобы зашуршали листики. Как будем читать - громко или тихо?
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
⎯А теперь прочитаем последнюю строку так, чтобы обозначить аллитерацию:
Завороженный тишиной;
⎯Какое слово поэт употребил трижды? Почему? Потому что осень непредсказуема, солнечная погода может смениться на пасмурную. Поэт хочет , чтобы любовались красотой осеннего леса сегодня.
⎯Как надо читать это стихотворение быстро или медленно? Не торопясь.
⎯Какую половину будем читать громко, а какую – тише?
Вторую тише, т.к. там говорится о мертвом молчании.
Нужно читать так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто нас заворожила красота осеннего леса.
- Работа в паре.
Задание. Выписать средства художественной выразительности из стихотворения :
- -1 ряд - сравнение
- - 2 ряд - олицетворение
- -3 ряд - эпитеты
- Работа в группе.
- Составить синквейн к любому слову на выбор: лес, осень.
- Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни.
Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
Лазурь – светло-синий цвет, синева.
Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.
Вдова – женщина, у которой умер муж.
Мотылёк – небольшая бабочка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок И.А. Бунин "Листопад".
Урок был дан в 4 классе. Контингент учащихся отличается достаточно высоким (выше среднего) уровнем познавательных способностей. Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первон...
Презентация к открытому уроку И.А.Бунин "Листопад"
Презентацию пришлось немного изменнить (фотографии и картинки уменьшить), чтобы закачать. ...
И. А. Бунин. "Листопад"
Конспект урока по литературе в 4 классе....
Урок литературного чтения в 4 классе И. А. Бунин "Листопад"
Презентация к уроку литературного чтения , проведенного в 4 классе по теме: И. А. Бунин "Листопад"....
И.А.Бунин "Листопад"
Презентация к уроку литературного чтения по теме "И.А.Бунин. Листопад"...
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме "И.А.Бунин "Листопад"
Данная презентация позволит более полно предпть содержание урока...
Конспект урока по чтению. И.Бунин "Листопад"
Конспект урока составлен для слабослышащих учащихся 4 класса. Коррекция нарушенных функций обучающихся осуществляется на протяжении всего урока и заключается в развитии слухового...