И.Бунин «Листопад».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Овчинникова О.В.

Тема осени в творчестве И.Бунина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bunin.docx58.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : И.Бунин «Листопад».Тема осени в творчестве  И.А. Бунина.

Цель: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления учениками поэтического текста.

Задачи урока: 

- познавательные: знакомить учащихся с творчеством И. А Бунина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас;

- развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

- воспитывающие:  воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Планируемый результат:

Предметные  УУД:

- учащиеся научатся выразительно читать стихотворение;

- получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрацию;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

- извлекать из текста нужную информацию;

- отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные УУД:

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

  1. Оргмомент.
  2.  Введение в тему урока.
  • Начнем мы урок с небольшой разминки.
  • Перед вами ребус, отгадайте зашифрованное слово:

C:\Users\Ольга\Desktop\Листопад\rebus-osen1.gif = ОСЕНЬ

  • Правильно.
  • Дыханье осени ушедшей мы впустим в класс сегодня вновь…..
  • Ребята, какая бывает осень? Сколько у неё периодов? У осени 4 периода: ранняя осень (листва и трава становятся желтыми), золотая осень ( начинается листопад), глубокая осень (время холодных дождей и сильных заморозков) и предзимье (появляется первый снег и начинается ледостав)..
  • Осень - замечательное время года, которое волновало многих  великих людей нашей Родины. Таких художников  как Левитан, Поленов, Остроухов, (картины)  Конечно, тема осени ярко отображена и  в творчестве многих русских писателей и поэтов. Со многими произведениями мы с вами знакомились на уроках чтения. Сейчас нам некоторые из них напомнят дети. (чтение стихов).

Ф.Тютчев.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все-простор везде.

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь-

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

А. Толстой

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин...

А. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

  • А какое замечательное описание осени можно встретить у прозаиков. Например, описание осенней елочки у Н. Сладкова:

Осенняя ёлочка

Н. Сладков

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась.

Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красивые китайские фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И у всех на глазах становится ёлочка из колючей и хвойной, мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то, что зимой и летом — одним цветом.

  • Красота, не правда ли?

  1. Сообщение темы.
  • Вы догадались о чем, мы сегодня будем говорить?
  • Сегодня мы  поговорим о красоте осеннего леса. И поможет нам в этом  произведение И. А. Бунина «Листопад»
  • Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт, произведения которого воспевали простую жизнь русской деревни и обычных людей. Тема природы – одна из главных в творчестве Бунина.

Родился Бунин в обедневшей дворянской семье, свое детство и юность он провел в деревне в Орловской губернии, где полюбил природу, научился ценить ее красоту.

Первое стихотворение, которое принесло ему славу и литературную премию, называется «Листопад». В нем он точно передал образ осеннего леса. Мы словно видим глазами поэта разноцветный «терем расписной», чувствуем запах («Лес пахнет дубом и сосной»), ощущаем тишину, в которой можно «расслышать листика шуршанье», чувствуем, как перед морозами «лес стоит в оцепененье». Вслед за Пушкиным Бунин восторгается осенью.

Бунин – это поэт, воспевающий природу, продолжатель традиций Пушкина и Тютчева. Все его творчество – это выражение его тихой любви к родной природе. (7-8мин)

  1. Чтение стихотворения и его анализ.
  • Все вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своем прощальном уборе. Какие краски должен взять художник, чтобы написать картину и назвать ее « Осенний лес»?

Сегодня нам предстоит работа со стихотворением И.А. Бунина «Листопад», и мы узнаем, какие краски использовал поэт.

Прослушивание.

  • Какие цвета, краски использует автор, чтобы передать свое восхищение красотой осеннего леса? Золотой, багряный, желтый (березы), голубая лазурь, серебро,белый мотылек, синий (вышина)

Какие цвета вам незнакомы и вы не можете их представить? Багряный= багровый – темно-красный переходящий в фиолетовый 

Что напомнил осенний лес Бунину? терем

 Видели ли хотя бы на картинке терем? Терема строили в Древней Руси.

Кто жил в теремах? Князья, бояре, цари.

Сохранились каменные терема, но наши предки строили чаще деревянные. В селе Коломенском для царя был построен деревянный теремной дворец. Он был богато украшен резьбой. Вот осенний лист напомнил  поэту такие терема.

Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? листья березы.

Какие деревья напомнили ему вышки? Елочки

Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? просветы в небо между кленами.

Поэту, кажется, что в лесу пахнет так же, как и в деревянном тереме. Чем же там пахнет и почему? Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он солнца.

Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения. Найдите их в стихотворении. Лес, точно терем расписной; как вышки, елочки темнеют; просветы в небо, как оконца; воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра; мотылек, точно белый лепесток.

 Почему слово Осень автор пишет с заглавной буквы?

Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема.

Какой поэтический приём использует Бунин, рассказывая об осени? Олицетворение.

Какова осень в представлении автора : веселая или грустная? Как вы догадались? Поэт называет ее вдовой.

 Кого называют вдовой? Женщину, у которой умер муж. Грустят вдовы, грустит и Осень.

 Как вам кажется, о чем грустит она? О том, что скоро исчезнет красота.

Как можно догадаться, что осенняя красота недолговечная? Играет последний мотылек, молчание леса – мертвое.

Почему стало тихо в лесу? Птицы улетели.

Бунин восхищается красотой осеннего леса. Почему же он не выразил это восклицательной интонацией? Он будто хочет сохранить тишину осеннего леса.

 Какие слова помогают представить лесную тишину? Осень вступает в лес тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчание.

 Что нарушает тишину? Листика шуршание.

Прочитайте строки так, чтобы зашуршали листики. Как будем читать - громко или тихо?

Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вы
шине,
Что мо
жно в этой тишине
Расслы
шать листика шуршанье.

А теперь прочитаем последнюю строку так, чтобы обозначить аллитерацию:

Завороженный тишиной;

Какое слово поэт употребил трижды? Почему? Потому что осень непредсказуема, солнечная погода может смениться на пасмурную. Поэт хочет , чтобы любовались красотой осеннего леса сегодня.

Как надо читать это стихотворение  быстро или медленно? Не торопясь.

Какую половину будем читать громко, а какую – тише?
Вторую тише, т.к. там говорится о мертвом молчании.

 Нужно читать так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто нас заворожила красота осеннего леса.

  1. Работа в паре.

Задание. Выписать средства художественной выразительности из стихотворения :

  • -1 ряд - сравнение
  • - 2 ряд - олицетворение
  • -3 ряд -  эпитеты

  1. Работа в группе.
  • Составить синквейн к любому слову на выбор: лес, осень.
  1. Рефлексия

сегодня я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я понял, что… 
теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел… 
я научился… 

Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни.

Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.

Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.

Вдова – женщина, у которой умер муж.

Мотылёк – небольшая бабочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок И.А. Бунин "Листопад".

Урок был дан в 4 классе. Контингент учащихся отличается достаточно высоким (выше среднего) уровнем познавательных способностей. Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первон...

Презентация к открытому уроку И.А.Бунин "Листопад"

Презентацию пришлось немного изменнить (фотографии и картинки уменьшить), чтобы закачать. ...

И. А. Бунин. "Листопад"

Конспект урока по литературе в 4 классе....

Урок литературного чтения в 4 классе И. А. Бунин "Листопад"

Презентация к уроку литературного чтения , проведенного в 4 классе по теме: И. А. Бунин "Листопад"....

И.А.Бунин "Листопад"

Презентация к уроку литературного чтения по теме "И.А.Бунин. Листопад"...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме "И.А.Бунин "Листопад"

Данная презентация позволит более полно предпть содержание урока...

Конспект урока по чтению. И.Бунин "Листопад"

Конспект урока составлен  для слабослышащих учащихся 4 класса. Коррекция нарушенных функций обучающихся  осуществляется на протяжении всего урока и заключается в развитии слухового...