Сергей Радонежский
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Багратуни Эльвира Хачмануковна

Технологическая карта 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название                УМК «Школа России»                          

Предмет         литературное чтение                  

Класс      4

Тема урока:          Н Соловьёв.  "Сергей  Радонежский"

Дата урока:___________

Цель урока:

  • всесторонне формировать навык чтения учащихся;
  • познакомить учащихся с новым автором и его произведением;
  • с помощью приема словесного рисования развивать воссоздающее воображение, речь;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • прививать интерес к чтению;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

Оборудование:  Проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник. Литературное чтение.  

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Универсальные

учебные действия

1

2

3

4

5

I. Организационный этап

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

а) Считалочка:

На уроке будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

б) Слова учителя (к классу):

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

2. Проверка домашнего задания

а) Проводится лексическая работа по составленному в тетрадях

словарику.

б) Рассказывая о князе Владимире, дети могут пользоваться планом, записанным ими в тетрадях.

Учащиеся могут пользоваться планом, записанным ими в тетрадях.

Личностные :

- развивать волевые усилия и желание учиться

3. Подготовка к восприятию

Определение мотива поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных,

Учитель  демонстрирует учащимся изображение Сергия Радонежского, поясняя, что этот святой

почитается народом как заступник земли Русской.

Непосредственно перед чтением текста для со здания соответствующей произведению атмосферы учитель рассказывает:

– Сергий Радонежский жил очень давно, в XIV веке, однако он не только не забыт, но необычайно почитаем и сегодня. Чистая жизнь

и духовные подвиги Сергия Радонежского вдохновили многих художников и писателей. Его лик передают тысячи икон и десятки кар-

тин. Сергию посвящено много религиозных рассказов и повестей.

В одной из летописей святой Сергий назван учителем и наставником всей Русской земли. С давних времён на Руси тот, кто желает добиться успехов в учении, обращается с молитвой к Сергию

Радонежскому, потому что именно святой Сергий – покровитель

школьников. Благодарные россияне хранят память о духовных подвигах святого Сергия. Он благословил московского князя Дмитрия

Донского на великую битву с предводителем монголов Мамаем.

Во время кровавой битвы на Куликовом поле, не выходя из стен монастыря и беспрерывно молясь, Сергий рассказывал братьям-мона-

хам о том, как идёт бой и кто уже пал смертью храбрых. Такова была

сила его духовного зрения. Сергий Радонежский – основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря. Люди из разных стран восхищаются удивительной

гармонией Троице-Сергиевой лавры, созданной учениками преподобного Сергия. Одним из них был великий русский иконописец

Андрей Рублёв. Он украсил храмы лавры бессмертными росписями и иконами. Здесь в драгоценной раке (рака – это гроб-усыпальница святого) хранятся мощи (нетленные останки) святого Сергия Радонежского.

Личностные :

проявление познавательного интереса к литературному чтению при знакомстве с произведением " Сергей Радонежский"

4.Актуализация знаний

Знакомство с текстом, обсуждение читаемого, перечиты-

вание произведения и работа с ним

Знакомство с текстом, обсуждение читаемого, перечитывание произведения и работа с ним проводятся в соответствии с

материалами учебника. Текст в учебнике разделён на относительно завершённые по содержанию смысловые части. Каждую из них сопровождает блок вопросов и заданий, которые формируют приёмы изучающего чтения, а именно: прогнозирование содержания читаемого, выборочное чтение, выделение в содержании главного, умение составлять план и кратко пересказывать прочитанное.

Задания в рамке на с. 120–121 направлены на обучение детей краткому пере-

сказу. Последовательность этой работы описана в задании учебника.

Представленный здесь алгоритм помогает учащимся освоить этот непростой для них вид работы – сокращение текста.

Прочитав последнюю часть произведения, учащиеся дают ей примерно такое название: «Великая судьба».

Во время уроков, отведённых на изучение произведения, учащиеся выполняют столько заданий, сколько успеют.

План записывается в тетрадях.

В связи с работой над репродукциями (задание учебника № 7)

учитель предлагает детям поделиться впечатлением от картин.

Выслушав высказывания учащихся, учитель может дополнить их:

Русский живописец Михаил Васильевич Не стеров посвятил

Сергию Радонежскому несколько замечательных картин. Наиболее известная из них – «Видение отроку Варфоломею». Она находится

в Москве, в Третьяковской галерее. На картине изображена встреча мальчика Варфоломея с по сланцем Бога, который принял облик старого монаха. О святости старца можно догадаться по сиянию вокруг его головы (нимбу). Старец передаёт мальчику шкатулочку – ларец

знаний.

Позже М. В. Нестеров создал «Сергиевский цикл», в который

ещё вошли картины «Юность преподобного Сергия Радонежского», «Труды преподобного Сергия», «Преподобный Сергий Радонежский».

Прочитав первую часть текста (до первого методического блока), учащиеся выполняют первое задание, выбирая заголовок, наиболее полно отражающий содержание прочитанной части («Жизньв семье»).

После чтения второй части дети отвечают на вопрос учебника

и озаглавливают прочитанное примерно так: «Вдали от людей».

Третья часть произведения озаглавливается примерно так:

«Монастырская жизнь». Четвёртая часть озаглавливается «Русь в опасности».

Краткий пересказ делают несколько учащихся, затем его анализируют с точки зрения критериев, изложенных во втором задании

(с. 121

Личностные :

знакомство с элементами книги и ее назначением, историей создания книги,

-определении мотивов поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных,

Регулятивные:

Определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками  при ознакомлении с произведением Определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками  при ознакомлении с произведением

Домашнее задание

Дома учащиеся завершают начатую на уроке работу над произведением, выполняя те задания, которые не были сделаны во время урока.

Учащиеся задают вопросы по заданию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Житие преподобного Сергия Радонежского

Этот материал можно использовать  на уроке литературного чтения в 4 классе ("Школа России" авторы Климанова и др.) Фото на слайдах я уменьшила, чтобы уложиться в 2 МГ. Вы можете фото увеличить и колич...

Урок литературного чтения "Житиё Сергия Радонежского"

Материал содержит разработку двух уроков и презентацию ко второму уроку. Первый урок - знакомство с житиём, на втором уроке поиск ответа на вопрос:«Почему преп. Сергия называют светилом светлым?»...

конспект урота по внеклассному чтению «Житие Сергия Радонежского»

Знакомство учащихся с жанром жития и особенностями главного героя жития....

Урок нравственности "Как учился Сергий Радонежский"

Материал для уроков нравственности, занятий по православной культуре, этике, внеурочных занятий по программе "Истоки"...

Классный час на тему: "Преподобный Сергий Радонежский"

Беседа о появлении на свет святого человека. История духовного развития.Можно использовать на уроках в 4 классе в дисциплине Основы религиозной культуры и на классном часе....

Презентация к классному часу по теме:"Сергий Радонежский"

Сопровождение  и дополнительная информация к беседе о Сергии Радонежском....

Сочинение к 700-летию Сергия Радонежского "Жизнь Преподобного Сергия"

Сочинение посвящено 700-летию Преподобного Сергия Радонежского....