2 | Актуализация знаний. | Учитель читает строки из сказки А.С. Пушкина - Ребята, скажите кто автор этих строк? «…Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна…» Дети вы познакомились с новой сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Давайте проверим насколько внимательно вы её читали. Перед вами на столах лежат кроссворды. Сосредоточьтесь и ответьте на вопросы работая в парах.
Вопросы к тесту:(Слайд 3-4) 1.Кому царица велела избавиться от царевны? 2.Где Чернавка оставила царевну? 3. Кто помог королевичу найти царевну? 4.Как звали жениха царевны? 5. В какой гроб уложили царевну богатыри? 6. Сколько было богатырей в сказке? 7. К кому обращалась за советом царица? 8. Как называлось место в котором жила царевна в тереме? | Внимательно слушают учителя. Решают кроссворды в парах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | с | | | | | | | | | | | | в | | | | | | | | | | | | е | | | | | | | | | | | | т | | | | | | | 5 | | | | | л | | | | | | | х | | | | | и | | | | 7 | з | е | р | к | а | л | ь | ц | е | | | | | | у | | | | | е | | | | | | 6 | с | е | м | ь | | | | | | | | | т | | | | | | | | | | | | а | | | | | | | | | | 2 | | л | | | | | | | | | | л | | ь | | 3 | | | | | | 1 | ч | е | р | н | а | в | к | а | | | | | | с | | о | | е | | | | | | | | у | | м | | т | | | | | | | | | | | 4 | е | л | и | с | е | й | | | | | | | р | | | | | |
| Личностные УУД: -проявление интереса к учебному материалу. Познавательные УУД: -понимание вопроса, построение ответа в соответствии с ним; выдвижение гипотез и их обоснование; Регулятивные УУД: -формулирование учебной задачи, планирование её выполнения. Коммуникативные УУД: Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
|
3 | Постановка целей и задач
| -Ребята, прежде чем преступать к работе с текстом давайте разберёмся к какому литературному жанру относится наше произведение? (сказка). - Вспомните, какие бывают сказки? К какой группе мы можем отнести нашу сказку? - В чём разница между этими двумя видами сказок? Разделимся на группы. Первая группа расскажет о авторских сказках, а вторая о народных.(Слайд 5) -А на какие группы мы можем поделить сказки по содержанию? К какой группе относится наша сказка? (Слайд 6)
-Какие признаки таких сказок вызнаете?
-Какие волшебные предметы или необычные помощники нам встречались в сказке?(Слайд 8-10) -Совершенно верно? Я уверена, что мы сможем вспомнить ещё несколько признаков. - Недавно мы читали сказку П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Сможете ли вы найти в ней троекратные повторы? - Всё верно: «…Три котла больших поставить И костры под них сложить. Первый надобно налить До краёв водой студёной, А второй - Водой варёной, А последний - молоком, Вскипятя его ключом…» -Найдите пожалуйста троекратный повтор в сказке Александра Сергеевича. -Ну и конечно ни одна сказка не может обойтись без борьбы добра со злом. Есть такая фраза «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Вопросы к тесту:(Слайд 3-4) 1.Кому царица велела избавиться от царевны? 2.Где Чернавка оставила царевну? 3. Кто помог королевичу найти царевну? 4.Как звали жениха царевны? 5. Сколько было богатырей в сказке? 6. Как называлось место в котором жила царевна в тереме? | -Сказка -Авторские и народные. Наша сказка авторская. 1 группа: Всегда известно кто их написал. Они существуют только в одном варианте. Нельзя определить когда была написана 2 группа: Автор неизвестен. Есть несколько вариантов, так как передавалась из уст в уста. Можно узнать когда была написана сказка.
- Бытовые, о животных. Наша сказка волшебная.
1. Зачин (Начало)(Слайд 7) 2. Наличие волшебных предметов, помощников. – Зеркальце царицы, отравленное яблоко, королевичу помогали Солнце, Ветер и Месяц 3. Троекратный повтор. - У старика было три сына: Данило, Гаврило, Иван. Три раза они выходили на караул. Кобылица обещает родить Ивану трёх коней, через три дня. Для омоложения нужно было искупаться в трёх котлах. - Царица расспрашивает зеркальце три раза, у королевича Елисея три помощника: Солнце, Месяц и Ветер. 4. Развязка. Обычно всё заканчивается свадьбой или пиром. 5. Добро побеждает зло. - Разбираться, что такое добро, что такое зло. Определить положительных и отрицательных героев.
| Познавательные: -анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге. Познавательные: Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогию и на ее основе строить выводы; Обучающийся получит возможность научиться: - устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; -делать обобщения, выводы.
|
5 | Изучение нового материала. Работа с текстом.
| -А кто скажет, что такое добро, а что такое зло? - Вспомните, что такое антонимы? -Можно ли сказать, что «добро» и «зло» являются антонимами? - Определите, добрых и злых героев сказки. - Наша с вами задача, сейчас определить, у кого из персонажей очень ярко видны положительные и отрицательные черты. - Да они можно сказать что они главные герои сказки. Ведь без них не получилось бы описать основные события в сказке. Начнём читать по цепочке начиная с первой колонки и отмечать карандашиком описание наших главных героинь. Ребята на чётном ряду отмечают описание Царицы, а на нечётном ряду описание Царевны.(Слайд 11-12) - Что значит ломлива? - Своенравна? Откройте свои тетрадки, разделите страничку на две части и запишите с одной стороны то какой была Царица. -Что значит кроткий нрав? Запишите в тетрадях с другой стороны какой была Царевна. -Какие средства выразительности использует авто, чтобы описать героинь? - Какие отношения были между ними? - Почему она не любила Царевну? - В каких строчках мы это можем увидеть? - Что значит «Чёрная» зависть? Завидовать по-чёрному? -А можно завидовать по- доброму? -Правильно, это мотивирует вас к тому, чтобы сделать первые шаги, к тому чего вы желаете. - Найдите в тексте к чему привела «чёрная» зависть Царицы? - Завершился ли план Царицы? - Почему Чернавка решила отпустить её? Что спасло Царевну? -Какая пословица подошла бы в данном случае? -Обе наши героини были очень красивы внешне. Можно ли сказать тоже самое о их внутренней красоте? -Давайте сделаем выводы. Как можно определить добрый человек или злой? Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. А сейчас обратите внимание на эпиграф. Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
| - Добро - что-то хорошее, положительное, добрые поступки, когда приносишь кому-нибудь счастье, радость, поддерживаешь близких. Зло – что-то нехорошее, отрицательные поступки, когда кого-нибудь обижаешь, делаешь больно, приносишь беды и страдания. - Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения. - Да, это противоположные по значению слова. - Добрые: Царь, Царевна, богатыри, королевич Елисей, Месяц, Солнце, Ветер. Злые: Царица, Чернавка. -Царевна и Царица. Царевна очень добрая, а Царица постоянно злится и обижает царевну. Определяют на каком ряду сидят. Читают по цепочке со страницы 71. 1.«…Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива…» -Капризна, упрямая - Взбалмошный, поступающий по своему Работают в тетрадях. Царица - гордая, злая, хитрая, своенравная, ломливая, ревнивая, капризная, завистливая. 2. «… Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого…» - Тихий, скромный, не вспыльчивый характер. Царевна - добрая, трудолюбивая, кроткая, милая, скромная. -Эпитеты. - Царица не любила Царевну. - Она ревновала. Царевна была молода, красива, её все любили. Царица ей завидовала. Она тоже была красивой, но злой. Любила только себя. - Так можно сказать только про Царевну, она положительный персонаж. А Царица – отрицательный персонаж, она «чёрной зависти полна». -По тому как он поступает. | Познавательные: - проводить аналогию и на ее основе строить выводы; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; Коммуникативные: - принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; - использовать в общении правила вежливости; - контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные: - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - выполнять действия в устной форме.
|