по теме «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Агузарова Ивета Георгиевна

Урок литературного чтения в 4 классе формирует  категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”

· учит элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh._karta_lit._chteniya_aguzarova_i.g.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока литературного чтения

в 4 «Д» классе

по теме «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

                         Составила: Агузарова Ивета Георгиевна

                                   учитель начальных классов

                                 МАОУ БСОШ  №7 им. А.С. Пушкина г. Владикавказ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дата: 21.10.17

Класс, учитель: 4 «Д» , Агузарова Ивета Георгиевна

Количество учащихся в классе: 32

Присутствовали на уроке: 31

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Дидактическая задача урока: Познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Цели урока:

Образовательные:

  • обучать грамотному, выразительному чтению;
  • определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”
  • учиться  элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

  • формировать прочные нравственные позиции на определение истинной красоты;
  • воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Развивающие:

  • развивать речевые умения и творческие способности;
  • формировать осознанное чтение целыми словами.

Планируемые  результаты:

Предметные:

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Познавательные УУД: Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Личностные:

Формирование системы нравственных ценностей, уметь отличать добро от зла, уметь ценить доброе отношение к ближнему.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные УУД:

 -положительное отношение к учебной деятельности.

2

Актуализация знаний.

Учитель читает строки из сказки А.С. Пушкина

- Ребята, скажите кто автор этих строк?

«…Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна

Села ждать его одна…»

Дети вы познакомились с новой сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Давайте проверим насколько внимательно вы её читали. Перед вами на столах лежат кроссворды.

Сосредоточьтесь и ответьте на вопросы работая в парах.

Вопросы к тесту:(Слайд 3-4)

1.Кому царица велела избавиться от царевны?

2.Где Чернавка оставила царевну?

3. Кто помог королевичу найти царевну?

4.Как звали жениха царевны?

5. В какой гроб уложили царевну богатыри?

6. Сколько было богатырей в сказке?

7. К кому обращалась за советом царица?

8. Как называлось место в котором жила царевна в тереме?

Внимательно слушают учителя.

Решают кроссворды в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

х

 

 

 

 

и

 

 

 

7

з

е

р

к

а

л

ь

ц

е

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

6

с

е

м

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

ь

 

3

 

 

 

 

 

1

ч

е

р

н

а

в

к

а

 

 

 

 

 

с

 

о

 

е

 

 

 

 

 

 

 

у

 

м

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

е

л

и

с

е

й

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

-проявление интереса к учебному материалу.

Познавательные УУД:

-понимание вопроса, построение ответа в соответствии с ним; выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные УУД:

-формулирование учебной задачи, планирование её выполнения.

Коммуникативные УУД: Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

3

Постановка целей и задач

-Ребята, прежде чем преступать к работе с текстом давайте разберёмся к какому литературному жанру относится наше произведение? (сказка).

- Вспомните, какие бывают сказки? К какой группе мы можем отнести нашу сказку?

- В чём разница между этими двумя видами сказок? Разделимся на группы. Первая группа расскажет о авторских сказках, а вторая о народных.(Слайд 5)

-А на какие группы мы можем поделить сказки по содержанию? К какой группе относится наша сказка?

(Слайд 6)

-Какие признаки таких сказок вызнаете?

-Какие волшебные предметы или необычные помощники нам встречались в сказке?(Слайд 8-10)

-Совершенно верно? Я уверена, что мы сможем вспомнить ещё несколько признаков.

- Недавно мы читали сказку П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Сможете ли вы найти в ней троекратные повторы?

-  Всё верно:

«…Три котла больших поставить

И костры под них сложить.

Первый надобно налить

До краёв водой студёной,
А второй -
Водой варёной,
А последний - молоком,
Вскипятя его ключом…»

-Найдите пожалуйста троекратный повтор в сказке Александра Сергеевича.

-Ну и конечно ни одна сказка не может обойтись без борьбы добра со злом. Есть такая фраза «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Вопросы к тесту:(Слайд 3-4)

1.Кому царица велела избавиться от царевны?

2.Где Чернавка оставила царевну?

3. Кто помог королевичу найти царевну?

4.Как звали жениха царевны?

5. Сколько было богатырей в сказке?

6. Как называлось место в котором жила царевна в тереме?

-Сказка

-Авторские и народные. Наша сказка авторская.

1 группа:

Всегда известно кто их написал. Они существуют только в одном варианте. Нельзя определить когда была написана

2 группа:

Автор неизвестен. Есть несколько вариантов, так как передавалась из уст в уста. Можно узнать когда была написана сказка.

- Бытовые, о животных. Наша сказка волшебная.

1. Зачин (Начало)(Слайд 7)

2. Наличие волшебных предметов, помощников.

Зеркальце царицы, отравленное яблоко, королевичу помогали Солнце, Ветер и Месяц

3. Троекратный повтор.

- У старика было три сына: Данило, Гаврило, Иван. Три раза они выходили на караул. Кобылица обещает родить Ивану трёх коней, через три дня. Для омоложения нужно было искупаться в трёх котлах.

- Царица расспрашивает зеркальце три раза, у королевича Елисея три помощника: Солнце, Месяц и Ветер.

4. Развязка. Обычно всё заканчивается свадьбой или пиром.

5. Добро побеждает зло.

- Разбираться, что такое добро, что такое зло.

Определить положительных и отрицательных героев.

Познавательные:

 -анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Познавательные: Обучающийся научится:

- строить  сообщения в устной форме;

- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

 -делать обобщения, выводы.

4

Физминутка

Читает стихотворение показывая движения

«Царь Горох»
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.

Повторяют движения за учителем

5

Изучение нового материала.  Работа с текстом.

-А кто скажет, что такое добро, а что такое зло?

- Вспомните, что такое антонимы?

-Можно ли сказать, что «добро» и «зло» являются антонимами?

- Определите, добрых и злых героев сказки.

- Наша с вами задача, сейчас определить, у кого из персонажей очень ярко видны положительные и отрицательные черты.

- Да они можно сказать что они главные герои сказки. Ведь без них не получилось бы описать основные события в сказке.

Начнём читать по цепочке начиная с первой колонки и отмечать карандашиком описание наших главных героинь. Ребята на чётном ряду отмечают описание Царицы, а на нечётном ряду описание Царевны.(Слайд 11-12)

- Что значит ломлива?

- Своенравна?

Откройте свои тетрадки, разделите страничку на две части и запишите с одной стороны то какой была Царица.

-Что значит кроткий нрав?

Запишите в тетрадях с другой стороны какой была Царевна.

-Какие средства выразительности использует авто, чтобы описать героинь?

- Какие отношения были между ними?

- Почему она не любила Царевну?

- В каких строчках мы это можем увидеть?

- Что значит «Чёрная» зависть? Завидовать по-чёрному?

-А можно завидовать по- доброму?

-Правильно, это мотивирует вас к тому, чтобы сделать первые шаги, к тому чего вы желаете.

- Найдите в тексте к чему привела «чёрная» зависть Царицы?

- Завершился ли план Царицы?

- Почему Чернавка решила отпустить её? Что спасло Царевну?

-Какая пословица подошла бы в данном случае? 

 -Обе наши героини были очень красивы внешне. Можно ли сказать тоже самое о их внутренней красоте?

-Давайте сделаем выводы. Как можно определить добрый человек или злой?

Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

- Добро - что-то хорошее, положительное, добрые поступки, когда приносишь кому-нибудь счастье, радость, поддерживаешь близких.

Зло – что-то нехорошее, отрицательные поступки, когда кого-нибудь обижаешь, делаешь больно, приносишь беды и страдания.

- Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения.

- Да, это противоположные по значению слова.

- Добрые: Царь, Царевна, богатыри, королевич Елисей, Месяц, Солнце, Ветер.

Злые: Царица, Чернавка.

-Царевна и Царица. Царевна очень добрая, а Царица постоянно злится и обижает царевну.

Определяют на каком ряду сидят. Читают по цепочке со страницы 71.

1.«…Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»

-Капризна, упрямая

- Взбалмошный, поступающий по своему

Работают в тетрадях.

Царица - гордая, злая, хитрая, своенравная, ломливая, ревнивая, капризная, завистливая.

2. «… Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…»

- Тихий, скромный, не вспыльчивый характер.

Царевна - добрая, трудолюбивая, кроткая, милая, скромная.

-Эпитеты.

- Царица не любила Царевну.

- Она ревновала. Царевна была молода, красива, её все любили. Царица ей завидовала. Она тоже была красивой, но злой. Любила только себя.

- Так можно сказать только про Царевну, она положительный персонаж. А Царица – отрицательный персонаж, она «чёрной зависти полна».

-По тому как он поступает.

Познавательные:

 - проводить аналогию и на ее основе строить выводы; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

Коммуникативные:

- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

- использовать в общении правила вежливости;

- контролировать свои действия в коллективной работе.

Регулятивные:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- выполнять действия в устной форме.

5

Закрепление. Самостоятельная работа с текстом.

-Мне кажется, что мы с вами поторопились когда отнесли Чернавку лишь в отрицательные персонажи. Найдите пожалуйста отрывок когда Чернавка заводит Царевну в лес. Подумайте Можем ли мы найти доброту в это девушке?

Работают с текстом. Понимают, что чернавка пожалела Царевну и отпустила. Это является добрым жестом.

Регулятивные УУД:

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

6

Рефлексия.

-  Сказка — ложь, да в ней намек. Чему вас научила эта сказка?

Сегодня на уроке:

Я   познакомился…

Я понял…

У меня получилось…

Делают выводы.

Личностные УУД:

-представление о границах собственного «знания» и «незнания»;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-осуществление контроля по результату; принятие и сохранение учебной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтическая сказка А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

Занимательный материал по литературе (3-4 классы)....

Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.

Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки....

Тест по сказке А.С.Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Тест по сказке А.С. Пушкина, который поможет обобщить знания данного произведения....

Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема « Герои сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Урок по литературному чтению в 4 классе.Тема « Герои сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»....