Урок "Лев и собачка" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 3-м классе по теме "Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"
Цели урока:
- Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о жизни животных.
- Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным чтением.
- Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.
Оборудование:
– презентация Microsoft Power Point
– компьютер, проектор, экран;
– портрет Л.Н.Толстого;
– картинки льва и собачки;
-сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”
Ход урока
- Организационный момент (слайд 1)
Учитель: Прозвенел звонок на наш открытый урок.
Давайте скажем друг другу и нашим гостям доброе утро.
Придумано кем-то просто и мудро
С улыбкой здороваться: “Доброе утро!”
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Доброе утро пусть длится до вечера!
-Я желаю вам доброго дня, приятного общения друг с другом, успехов в совместной работе.
II. Проверка домашнего задания
III. Разминка
Учитель: Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.
А сейчас прочитайте стихотворение про себя (слайд 2)
Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог.
– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)
– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. (слайд 3)Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)
– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное.
4 Знакомство с новым произведением
1. Организация художественного восприятия произведения
Каждый человек в течение жизни испытывает разные чувства: радость, грусть, печаль..
Человек почувствовал радость и грусть и поведал об этом другим людям.
Сядьте поудобнее. Настройте свои сердца и постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели, никогда не слышали о нем, но который прислал вам звуковое письмо.
Звучит музыка Э.Грига "Смерть Озе" (слайд 6) (музыкальный отрывок)
- Какие чувства испытал автор, создавая это произведение?
(Ответы детей.)
Эдвард Григ показал сцену смерти пожилой женщины, которая была брошена собственным сыном. Она умирает одна от голода и холода.
- Покажите, какого цвета печаль? (Черная.)
- Вы очень чуткие. Это помогло мне понять, как вы прочувствовали это произведение.
Учитель:
- Приходилось ли вам читать грустные произведения? Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого (слайд)
Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)
- Как он относится к людям?
Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". (слайд 8)Прочитайте его про себя.
- Что помогают понять эти слова?
(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)
Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке
- С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев) (слайд 9)
А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать. (слайд 4)
Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. (слайд 5)
2.Летит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)
– Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
– О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).
– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? Прочитайте
– История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни.
– А видел кто – нибудь, как кормят зверей в зоопарке?
Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.
Словарная работа.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа.
Поджала хвост – испугалась, утратила самоуверенность.
Лев ощетинился – поднял шерсть дыбом.
Издохла – умерла
Засов – большая дверная задвижка.
- Чтение рассказа учителем.
Пауза.
Сейчас прочитайте текст самостоятельно ,а потом мы с вами поделимся своими мыслями.
3. Беседа после самостоятельного чтения.
1) Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?
– Грустный рассказ, собачку жаль, льва тоже жалко
2) В какие моменты они возникли?
– Когда собачка попала в клетку, когда умерла
3) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
– Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать собачку
4) Как выглядят животные на иллюстрации?
– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.
5) А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
– Дружба животных. Нам вместе очень весело.
6) Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
7) Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.
8) Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
– Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки.
9) Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?
– Ему стало её жалко, она ему понравилась.
10) В чём проявилась забота льва по отношению к собачке?
– Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого к ней не подпускал. Играл с ней.
11) Как вёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.
12) Отчего лев умер?
– Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.
13) Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
– Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.
Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились
ФИЗМИНУТКА
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
И тихонько все прогнулись
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
6. Организация художественного творчества
Творческие задания
Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.
Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый
7.Организация художественного анализа текста
1) Чтение первой части (начало)
- Какие чувства вызвал поступок этого человека?
Выслушиваются ответы детей.
- Что собачка чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)
На доске - слово "тревога".(слайд 10)
2) Чтение второй части
Лев хищник, царь зверей.
- Как ведет себя лев? Прочитайте.
- Какими словами автор показал, что он хищник? (Поделимся. Лев оторвал кусок.)
- Какое это чувство? (Забота.)
На доске - слово "забота".
Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча.
3) Чтение третьей части
В какие чувства переросла забота между львом и собачкой? (Вечером ... и сложила свою голову.)
- Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу
- Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)
На доске - слово "доверие".
4) Чтение четвертой части
Как ведёт себя лев после смерти собачки?
- Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)
На доске - слово "тоска"
Прочитайте до конца.
. - Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)
Даже животные испытывают глубокие, и сильные чувства,
- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)
Давайте еще раз обратимся к эпиграфу: «Чуткому сердцу откроются тайны»
Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)
(слайд 11) (Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)
А можете ли вы сказать, что у вас чуткое сердце и вы способны сопереживать?
Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!
8. Работа с пословицами (слайд 12)
– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?
- Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.
Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают печальные картины, а композиторы - печальную музыку. Зачем?
Да, эти произведения способны всколыхнуть наши чувства, мы сильнее переживаем чужую боль, она заставляет нас страдать, и поэтому мы хотим быть лучше и делать нашу жизнь счастливее.
Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа? (слайд 13)
– Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию.
Я уверена у нас в классе все ребята умеют жалеть наших младших бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженному и могут защитить их в трудный момент?
(звучит музыка)
– Значит у вас ребята большое и доброе сердце. Запомните, ребята (слайд 14)
“Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”
– Разрешите мне подарить вам на память сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”
9.Итог урока(релаксация)
10.Домашнее задание (слайд 15)
Нарисовать плакат, посвященный защите животных.
Попробуйте придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной, и запишите её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...
Коми литератураысь урок 3а класса велöдысьлöн -Димитриева Татьяна Леонидовналöн. ( öшым 10 лун 2015 во) Уроклöн тема: Куратова.Н.Н."Коз пула вöрö".
Шöр мог: лöсьöдны условиеяс Куратова.Н.Н. "Коз пула вöрö" висьтлысь тематическőй подувсö гöгöрвоöмлы; Куратова.Н.Н. "Коз пула вöрö" висьтлысь аслыспöлöслунсö аддзöмлы.Л...