Иван Андреевич Крылов. Басни
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Степанова Наталья Анатольевна

Урок по литературному чтению для учащихся 3 классов по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_andreevich_krylov.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект урока по литературному чтению

«Жизнь и творчество И.А.Крылова»

Провела

учитель начальных классов

 Степанова Наталья Анатольевна

2017 год

Цель урока: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова;
  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность), находить мораль в произведении;
  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, инсценировать басню (навык выразительного и осознанного чтения),

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и
  • организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
  • Развитие речи, эмоций, логического мышления учащихся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной
  • познавательной деятельности.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: выставка книг И.А.Крылова, маска для инсценирования басни, ЦОР - презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Наших гостей поприветствует ….

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

2. Речевая разминка.

Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип. Архип осип.

Разбор текста:

- почему слова Осип и Архип написаны с заглавной буквой? (русские старинные имена)

- как вы понимаете понятия: охрип и осип? (потеряли голос)

-можно ли их назвать синонимами? (какое по значимости сильнее?)

-Определите литературный  жанр текста (скороговорка)

Прочитайте скороговорку

медленно,

с ускорением,

в быстром темпе,

хитрым, льстивым голосом

с огорчением

- Как вы думаете, что высмеивает народ этой скороговоркой? (неумение слушать друг друга)

- Как вы считаете, хорошо это или плохо, и почему? ( не услышишь мнение собеседника, не можем его понять, что приводит к ссоре)

- В каком литературном жанре мы можем встретить приём, когда высмеиваются плохие поступки, недостатки людей? (басня). Я помогу вам в этом. Отгадайте ребус( БАСНЯ)

- Как вы думаете , какая у нас с вами сегодня тема урока, о чем мы будем говорить?. (Басня)  Кого из  автора басен вы знаете?

 Сформулируйте тему урока: И.А.Крылов. Басни.

цель : познакомить с автобиографией Крылова,

- Давайте вспомним, что такое басня? Для этого предлагаю вам ответить на вопросы теста

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы

Б) волшебство

Г) мораль, сатира, диалог ( что такое МОРАЛЬ?- краткое нравоучительное заключение. )

- Прочитайте что вы выбрали. - Молодцы с заданием справились хорошо! А теперь соединим всё воедино и дадим определение – что такое басня.

Басня (по С. И. Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Мы определились, что такое басня, а теперь послушайте небольшой рассказ о баснописце И.А.Крылове, который приготовили несколько ребят нашего класса. (рассказ учеников с презентацией)

Откроем учебник на стр 30 и прочитаем , что нам расскажут авторы учебника о Крылове, может мы найдём в тексте то, о чём ребята нам не рассказали.(чтение текста)

- А теперь прочитайте ещё раз этот текст и составьте по нему, а также сообщение  одноклассников вопросы, записывая их в рабочую тетрадь. Даю на это 3 мин (проверка вопросов и ответов)

_ Ребята, а вы знаете, что первым баснописцем был Эзоп. Он жил в др.  Греции около 3.000 лет тому назад. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, которые обладали властью, поэтому он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзоп в том, что он показывает пороки человека.

- Перед вами лежит текст с басней Эзопа. Я предлагаю вам прочитать название («Муравей и цикада») (чтение басни хорошо читающим учеником)

-На какую басню похожа? ( «Стрекоза и муравей»)

- Кто может вспомнить басню «Стрекоза и Муравей»? ( чтение басни)

 - Иван Крылов заимствовал у Эзопа сюжеты басен и писал свои. Только у Крылова басни в стихах, а у Эзопа в прозе, в виде рассказа.

Закончить наш урок хочется стихотворением Вяземского

Забавой он людей исправил,
 Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
 Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Продолжите строчки:

Сегодня на уроке я узнал….

Мне понравилось……

Я хотел бы себя похвалить за…..

Приложение

И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье бедного армейского офицера, в городе Москва. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, используя  большую библиотеку книг своего отца.

 А позже, семья Крыловых  переехала в город Тверь и   Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми  богатого помещика Львова.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, его отец умер. Семья лишилась последних средств  к  существованию. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд - канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма.

Позже, в 1783 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет.. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочитать это имя справа налево, сразу все станет ясно.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками , которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были  басни. . Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях

Более 200 басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт создал всеми любимых персонажей басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив (демонстрирует на доске фотографию), а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен.

Муравей и цикада.

Нёс муравей сушить за свой порог зёрна, которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко и спросила, что не умереть, корму.

- Но чем же занималась ты, скажи, летом?

- Я, не ленясь, всё лето напролёт пела.

Расхохотался муравей и хлеб спрятал:

- Ты летом пела, так зимой в стужу пляши.

Муравей и цикада.

Нёс муравей сушить за свой порог зёрна, которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко и спросила корму, чтобы не умереть с голоду.

- Но чем же занималась ты, скажи, летом?

- Я, не ленясь, всё лето напролёт пела.

Расхохотался муравей и хлеб спрятал:

- Ты летом пела, так зимой в стужу пляши.

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы Г) мораль, сатира, диалог

Б) волшебство

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы             Г) мораль, сатира, диалог

Б) волшебство

Басня Стрекоза и муравей читать

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
https://deti-online.com/images/basni-krylova--strekoza-i-muravei.jpg

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иван Андреевич Крылов

проект по литературному чтению, созданный ученицей...

Иван Андреевич Крылов , Басни

Презентации и басни крылова...

Иван Андреевич Крылов. Басни

Материал представляет биографические сведения о баснописце, иллюстрации к басням "Мартышка и очки", "Зеркало и обезьяна"...

Иван Андреевич Крылов (басни)

Урок литературного чтения в 3 классе....

Иван Андреевич Крылов "Басни"

Презентация Иван Андреевич Крылов "Басни"...