Иван Андреевич Крылов. Басни
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок по литературному чтению для учащихся 3 классов по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivan_andreevich_krylov.docx | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект урока по литературному чтению
«Жизнь и творчество И.А.Крылова»
Провела
учитель начальных классов
Степанова Наталья Анатольевна
2017 год
Цель урока: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова;
- Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность), находить мораль в произведении;
- Формировать творческие способности детей: читать по ролям, инсценировать басню (навык выразительного и осознанного чтения),
Развивающие:
- Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и
- организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
- Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
- Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
- Развитие речи, эмоций, логического мышления учащихся.
Воспитательные:
- Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной
- познавательной деятельности.
- Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
- Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
- Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: выставка книг И.А.Крылова, маска для инсценирования басни, ЦОР - презентация к уроку.
Ход урока:
- Оргмомент. Наших гостей поприветствует ….
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
2. Речевая разминка.
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Кто кого переорёт?
Осип охрип. Архип осип.
Разбор текста:
- почему слова Осип и Архип написаны с заглавной буквой? (русские старинные имена)
- как вы понимаете понятия: охрип и осип? (потеряли голос)
-можно ли их назвать синонимами? (какое по значимости сильнее?)
-Определите литературный жанр текста (скороговорка)
Прочитайте скороговорку
медленно,
с ускорением,
в быстром темпе,
хитрым, льстивым голосом
с огорчением
- Как вы думаете, что высмеивает народ этой скороговоркой? (неумение слушать друг друга)
- Как вы считаете, хорошо это или плохо, и почему? ( не услышишь мнение собеседника, не можем его понять, что приводит к ссоре)
- В каком литературном жанре мы можем встретить приём, когда высмеиваются плохие поступки, недостатки людей? (басня). Я помогу вам в этом. Отгадайте ребус( БАСНЯ)
- Как вы думаете , какая у нас с вами сегодня тема урока, о чем мы будем говорить?. (Басня) Кого из автора басен вы знаете?
Сформулируйте тему урока: И.А.Крылов. Басни.
цель : познакомить с автобиографией Крылова,
- Давайте вспомним, что такое басня? Для этого предлагаю вам ответить на вопросы теста
Выберите правильный ответ
1.Басня- это:
А) лирическое стихотворение
Б) короткая сказочная история
В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?
2. Герои басни-это:
А) животные
Б) богатыри
В) дети
3. Басни писались с целью:
А) прославить русский народ
Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними
В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?
4.Особенности басни:
А) троекратные повторы
Б) волшебство
Г) мораль, сатира, диалог ( что такое МОРАЛЬ?- краткое нравоучительное заключение. )
- Прочитайте что вы выбрали. - Молодцы с заданием справились хорошо! А теперь соединим всё воедино и дадим определение – что такое басня.
Басня (по С. И. Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.
Мы определились, что такое басня, а теперь послушайте небольшой рассказ о баснописце И.А.Крылове, который приготовили несколько ребят нашего класса. (рассказ учеников с презентацией)
Откроем учебник на стр 30 и прочитаем , что нам расскажут авторы учебника о Крылове, может мы найдём в тексте то, о чём ребята нам не рассказали.(чтение текста)
- А теперь прочитайте ещё раз этот текст и составьте по нему, а также сообщение одноклассников вопросы, записывая их в рабочую тетрадь. Даю на это 3 мин (проверка вопросов и ответов)
_ Ребята, а вы знаете, что первым баснописцем был Эзоп. Он жил в др. Греции около 3.000 лет тому назад. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, которые обладали властью, поэтому он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзоп в том, что он показывает пороки человека.
- Перед вами лежит текст с басней Эзопа. Я предлагаю вам прочитать название («Муравей и цикада») (чтение басни хорошо читающим учеником)
-На какую басню похожа? ( «Стрекоза и муравей»)
- Кто может вспомнить басню «Стрекоза и Муравей»? ( чтение басни)
- Иван Крылов заимствовал у Эзопа сюжеты басен и писал свои. Только у Крылова басни в стихах, а у Эзопа в прозе, в виде рассказа.
Закончить наш урок хочется стихотворением Вяземского
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Продолжите строчки:
Сегодня на уроке я узнал….
Мне понравилось……
Я хотел бы себя похвалить за…..
Приложение
И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье бедного армейского офицера, в городе Москва. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, используя большую библиотеку книг своего отца.
А позже, семья Крыловых переехала в город Тверь и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми богатого помещика Львова.
Когда Ивану Крылову было 10 лет, его отец умер. Семья лишилась последних средств к существованию. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд - канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма.
Позже, в 1783 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет.. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочитать это имя справа налево, сразу все станет ясно.
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками , которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни. . Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях
Более 200 басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт создал всеми любимых персонажей басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив (демонстрирует на доске фотографию), а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен.
Муравей и цикада.
Нёс муравей сушить за свой порог зёрна, которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко и спросила, что не умереть, корму.
- Но чем же занималась ты, скажи, летом?
- Я, не ленясь, всё лето напролёт пела.
Расхохотался муравей и хлеб спрятал:
- Ты летом пела, так зимой в стужу пляши.
Муравей и цикада.
Нёс муравей сушить за свой порог зёрна, которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко и спросила корму, чтобы не умереть с голоду.
- Но чем же занималась ты, скажи, летом?
- Я, не ленясь, всё лето напролёт пела.
Расхохотался муравей и хлеб спрятал:
- Ты летом пела, так зимой в стужу пляши.
Выберите правильный ответ
1.Басня- это:
А) лирическое стихотворение
Б) короткая сказочная история
В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?
2. Герои басни-это:
А) животные
Б) богатыри
В) дети
3. Басни писались с целью:
А) прославить русский народ
Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними
В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?
4.Особенности басни:
А) троекратные повторы Г) мораль, сатира, диалог
Б) волшебство
Выберите правильный ответ
1.Басня- это:
А) лирическое стихотворение
Б) короткая сказочная история
В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?
2. Герои басни-это:
А) животные
Б) богатыри
В) дети
3. Басни писались с целью:
А) прославить русский народ
Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними
В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?
4.Особенности басни:
А) троекратные повторы Г) мораль, сатира, диалог
Б) волшебство
Басня Стрекоза и муравей читать
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
А, так ты...
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иван Андреевич Крылов
проект по литературному чтению, созданный ученицей...
Иван Андреевич Крылов , Басни
Презентации и басни крылова...
Иван Андреевич Крылов. Басни
Материал представляет биографические сведения о баснописце, иллюстрации к басням "Мартышка и очки", "Зеркало и обезьяна"...
Иван Андреевич Крылов (басни)
Урок литературного чтения в 3 классе....
Внеклассное занятие по литературному чтению «Иван Андреевич Крылов и его басни»
Знакомство с биографией и творчеством И.Крылова...
Урок литературного чтения на тему "Иван Андреевич Крылов басня «Мартышка и Очки»."
разработка урока по литературному чте6нию...
Иван Андреевич Крылов "Басни"
Презентация Иван Андреевич Крылов "Басни"...