Слайд 6 Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. –Какое произведение В.Набокова начнём читать сегодня? – А что такое обида? – Так в чем же нам предстоит сегодня разобраться? – Какие задачи ставим перед собой? 1.Выяснить, что такое обида. 2. Проанализировать рассказ В. Набоков (понять, как переживает обиду главный герой). – Что означает буква Т перед названием произведения? (Будем обращаться к толковому словарю.) – На какие вопросы вы хотите получить ответы, прочитав рассказ «Обида»? Слайд 7 – Что же такое обида? (По словарю В. И. Даля и словарю С. И. Ожегова) Слайд 8
Работа с текстом во время чтения. 1) Прослушивание аудиозаписи 1 отрывка – Каким представили себе Путю? – Что можем сказать о характере героя? 2) Самостоятельное чтение 2-го отрывка текста. – Обратите внимание на литературные приёмы, которые использует автор, для того, чтобы мы ярко представили картину окружающей героя природы? ( Эпитеты, олицетворения, метафоры.) –Куда везут Путю? – Что означает фраза «…ещё несколько минут – конец»? Конец чему? 3) Чтение 3-6-го отрывков детьми. Слайд 9 Приём «Ромашка Блума» ( работа в группах, составление вопросов и ответы на них) Примеры вопросов: – Откуда и куда везут Путю Шишкова? – На какое мероприятие везут Путю? – Что творится в душе маленького мальчика? – Почему мальчик был готов пожертвовать своими главными сокровищами, лишь бы не ехать в гости? – Как принимают Путю ровестники? – С кем он приехал в гости? – Чего ждёт он от встречи с детьми? – Кто такой Яков Семёнович? 4) Комментированное чтение 7-9-го отрывков. (Приём «Чтение с остановками») После 7-го отрывка – Почему отказывался играть Яков Семёнович? – О каком орудии идёт речь?
После 8-го отрывка – Кого обычно называют «ломакой»? – Это обидное слово – ломака? – Справедливо ли, что Таня Корф назвала Путю ломакой?
После 9-го отрывка – Почему стал водить не Путя? – Какую игру напоминает игра «Палочка-стукалочка»?.
Работа с текстом после чтения. – Поняли, почему рассказ называется «Обида»? – Что явилось главной причиной Путиной обиды, то, что его назвали «ломакой» или что? (Герою обидно, потому что его незаслуженно забыли, не уделили внимания, которого так хочется маленькому человечку.) Слайд 6 1)Приём «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. Мы, бывает, чуть не плачем. Чтобы чувства не задеть, Нужно шляпы нам надеть. С шляпы спросу никакого. Но проблемы суть глаголя, Каждый выскажет свое, Не обидев никого. А венцом такой беседы Станет виденье проблемы, Всех этапов обсужденье И задачи всей решенье. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. Только то, что говорит автор. Жёлтая. Позитивное мышление. Всё хорошее, даже в отрицательном герое. Черная. Проблема. Как можно помочь, что сделать, как поступить. Красная. Эмоции. Ваши ощущения, чувства. Отношение. Зеленая. Творчество. Представь, вообрази и тогда… Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
2) Составление синквейна. (Пример) Обида Тяжёлая, горькая. Кипит,жжет, не отпускает. Обида вызывает тяжёлую боль.( Тяжёлая ноша в душе.) Несправедливость.(Огорчение.)
3)Практическое задание. - Как бы вы поступили, если бы в жизни случилась такая ситуация? (на месте Пути) - Что нужно делать, чтобы Добра в мире было больше? - А теперь с этой точки зрения проанализируйте себя. Разделите лист на две половины. С одной стороны напишите тех, кого вы обижали, с другой - тех, кто обижал вас. Какой столбик получился больше? Довольны ли вы результатом? Какой столбик вам хотелось бы убрать совсем? | 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |