Виды работ с текстом
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды работы с текстом на уроке литературного чтения.
Мы живем в эпоху возрождения и возвращения к истокам, к изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами. Одну из них, поистине благородную и человечную, давно нам знакомую, но так и не претворенную в жизнь – всестороннее и гармоническое развитие личности, – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе
И в этом огромное значение приобретают предметы эстетического цикла, особенно уроки чтения. Это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности школьника. Чтение, как учебный предмет, имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.
Цель учителя - создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Стараться подчинить уроки литературного чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать разнообразные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
Виды работы с текстом:
- Чтение всего текста (по заданию учителя)
- Чтение и пометка непонятных слов.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
- Чтение, деление на части. Составление плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение, после чтения пересказывание.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение вполголоса.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
- Чтение с сокращением текста, (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.)
- Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение, ответы на вопросы.
- Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения, (позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения, (позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
- Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
- Чтение и установление, что правда, а что вымышлено (для сказки).
- Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
- Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
- Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
- Беседа с сопровождением выборочного текста.
- Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
- Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось
- Установление путем чтения причинно-следственных связей.
- Чтение названия рассказа. (Как еще можно, назвать?)
- Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
- «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
- Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
- Чтение стихотворения, расстановка пауз.
- Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
- Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
- Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
- Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
- Нахождение в рассказе самого длинного слова.
- Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
- Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное-прилагательное; б)существительное +глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).
- Чтение, пометка непонятных слов.
- Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
- Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
- Чтение слов, к которым даны сноски.
- Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
- Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.
- Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).
- Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.
- Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
- Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.
- Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
- Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.
- Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
- Чтение и пересказ от лица героя произведения.
- Чтение сказки и изменение хода событий.
- Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?
- Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
- Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту).
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работы над текстом
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чег...
виды работ с текстом на уроках литературного чтения
В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характерист...
Виды работ над текстом на уроках литературного чтения
Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже перво¬классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте¬ния считают одним из нелюбимых. ...

Виды работы над текстом на уроке чтени я в начальной школе
В данном материале перечислены виды заданий для работы с текстом на уроках чтения в начальной школе до начала чтения, которые можно предложить учащимся на уроке....

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."
Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний." В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде...