Формирование читательской деятельности
презентация к уроку по чтению по теме
Данная презентация для учителей начальных классов. В ней показано как формировать умение работать с текстом и информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekstern._rabota_s_tekstom_i_informatsiey.pptx | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативные правовые документы, определяющие систему работу по формированию информационных умений (умение работать с информацией): Основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования (протокол № 1, /15 от 8 апреля 2015 года). Программа формирования универсальных учебных действий. Программа «Чтение. Работа с текстом », «Смысловое ч тение». Программы учебных предметов . Рабочая программа педагога.
Информационные учебные действия - общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. На основании этого можно рассматривать три группы информационных умений: умения работать с письменными текстами, умения работать с устными текстами, умения работать с реальными объектами как источниками информации.
Виды информационной деятельности Сбор, запись информации, презентация. Поиск информации, организация информации. Исследование и анализ информации, моделирование и конструирование.
Что такое информационная грамотность Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (текстом). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: – находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; – определять тему и главную мысль текста; – делить тексты на смысловые части, составлять план текста; – вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; – сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; – понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); – понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; – понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; – использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; – ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: – пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; – соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; – формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; – сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; – составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; – оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; – на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; – участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Понятие: учебный текст П од учебным текстом мы рассматриваем именно текстовый материал учебной литературы, организованный в виде: теоретической части (непосредственно обучающие тексты, излагающие научный материал в соответствии с психолого-педагогическими требованиями данной возрастной группы учащихся); тренировочной части (упражнения); диагностической части (контролирующие вопросы для проверки или самопроверки, тесты). Также к учебным текстам относятся и материалы, созданные учащимися, это - конспекты, планы лекций, схемы, шпаргалки. Умение анализировать логическую структуру текста, выделять и соотносить его составные элементы позволяет лучше понять и усвоить его.
Прочитай задание. Определи опорные слова задания (прочитай, спиши, подчеркни). Расскажи, в какой последовательности ты будешь выполнять. Расскажи, как ты будешь выполнять. Какой самый трудный этап в выполнении задания: как ты определишь глаголы. Прочитай задание. Определи опорные слова задания (прочитай, отгадай, спиши, определи, укажи). Расскажи, в какой последовательности ты будешь выполнять.
Развитие умения работать с учебным текстом на уроке. Умение распознавать ключевые слова-действия в тексте задания, определять их последовательность при выполнении задания. 1 класс 2 класс Умение самостоятельно составлять план работы над упражнением, опираясь на ключевые слова-действия авторского текста задания.
Развитие умения работать с учебным текстом на уроке. 3 класс 4 класс Умение определять целостность и последовательность плана работы над учебным заданием. Умение выполнять упражнения по самостоятельно составленному плану работы при выполнении заданий, предложенных авторами учебника.
1 класс Задание к упражнению: Прочитайте слова с парными согласными звуками. Различаете ли вы значения слов ? C пишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначаются парные согласные звуки. План работы над упражнением: 1. Прочитайте. 2. Различите. 3. Спишите. 4. Подчеркните.
2 класс Задание к упражнению: Прочитай текст. Определи пропущенную букву. Впиши её. Обозначь приставки. План работы над упражнением: 1. Прочитай. 2. Определи букву. 3. Впиши её. 4. Обозначь приставки. План учителя: 1. Определи букву. 2. Обозначь приставки. 3. Впиши её. 4. Прочитай. Задание: Прочитай план, предложенный учителем. Внеси в него необходимые изменения.
3 класс Задание к упражнению: Определите подлежащее и сказуемое в каждом предложении. План работы по учебнику: 1. Определи подлежащее. 2. Определи сказуемое. План, составленный самостоятельно: 1. Прочитай. 2. Вставь пропущенную букву, обосновав свой ответ. 3. Спиши. 4. Подчеркни подлежащее. 5. Подчеркни сказуемое. 6. Выполни проверку.
4 класс Задание к упражнению: Образуйте от неодушевлённых имён существительных одушевлённые имена существительные. Какая часть слова вам поможет ? План работы над упражнением: 1. Прочитай. 2. Вспомни, как образуются одушевлённые имена существительные из неодушевлённых. 3. Образуй одушевлённые имена существительные. 4. Запиши слова парами. 5. Обозначь в парах слов общую часть. 6. Обозначь ту часть, которая появилась в одушевлённых именах существительных.
Работа с текстами правил Прочитать правило. Найти понятия, объяснить их смысл. Определить непонятные слова и выражения. Объяснить смысл непонятных слов и выражений. Преобразовать данный текст в другой вид текста: алгоритм, схему, рисунок (для алгоритма – установить последовательность действий на основе опорных слов, для схемы- понятия и основные положения этих понятий; для рисунка – понятия, отбор метафорических объектов для объяснения понятий; примеры изобразить посредством рисунка).
Работа с учебным текстом: правилом, определением. Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о животных) скрываются нравственные и общественные проблемы. 1. Прочитай. Укажи, какие другие знакомые и незнакомые понятия встретились в тексте. Рассказ, стихи, сатирический, иносказательный, персонажи. 2. Укажи, что обозначают данные определения с помощью 1 – 2 слов. Рассказ – событие, повествование; стихи – поэтический жанр, сатирический – злой смех; иносказательный – скрытый смысл, персонажи - герои. 3. Дополни данные слов до предложения: рассказ – это повествование о событиях, героях….. 4. Восстанови текст определения на основе составленных предложений.
19 О каком понятии идет речь? Найдите в тексте. Найдите высказывание, которое объясняет это понятие: произносятся по –разному, по смыслу одинаковые. На основе опорных слов закончите объяснение понятия «синонимы»: синонимы – это слова…. Как это показать в схеме? Синонимы По смыслу одинаковые По разному произносятся
Работа с текстами памяток. Работа с учебным текстом. Определить цель данной памятки. Определите последовательность действий. Составьте, какие действия будете выполнять вы:? Какими другими действиями необходимо будет дополнить данный текст. Преобразуйте алгоритм действий в информационную карту, в которой будут представлены только действия, закодируй с помощью знаков.
Планируемый метапредметный результат: Определять учебную задачу, планировать её выполнение, оценивать результат; Анализировать схему, находить нужную информацию для ответа на вопрос, представлять информацию. Методика работы: Прочитай задание. Определи опорные слова задания. Составь план выполнения задания. Какие понятия рассматриваются? Какую учебную задачу можем решить? Составь на основе схемы план ответа на вопрос: что такое главные члены предложения? Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?
Работа с планом урока. Рассмотри план урока литературного чтения. Определи последовательность действий на уроке. Читает текст учитель. Перечитываем текст, выполняем задания к нему. Выполняем творческие задания по тексту. Определяем вопросы, на которые нужно будет ответить на уроке: Какой увидели осень авторы стихотворений? Какие слова текста помогли увидеть осень в авторских произведениях? Какое настроение создают эти слова? Составим план прошедшего урока: С чего начался урок? Какие действия выполняли потом? Какие задания?
«Грамотно читать» – понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном (в различных ситуациях). О полном понимании текста свидетельствует: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; выявление информации; развитие интерпретации; рефлексия на содержание текста; рефлексия на форму текста. Грамотность чтения – способность к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Продуктивное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое.
Формирование типа правильной читательской деятельности ( основа природосообразной технологии продуктивного чтения ) Комфортно, когда процесс обучения чтению реально приближен к естественному процессу чтения. Присвоение системы приёмов самостоятельного освоения текста (дома читаешь так же, как в саду, школе). Проверка умений чтения в той же системе, в которой учим. Перенос умений (работа с текстом на разных занятиях, уроках).
ознакомительное чтение (извлечение основной информации или выделение основного содержания текста); изучающее чтение (извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста); поисковое/просмотровое чтение (нахождение конкретной информации, конкретного факта). Виды чтения в учебниках
рефлексивное чтение (прогнозирование содержания текста до чтения и в процессе чтения); диалоговое чтение (диалог с автором через текст: постановка вопросов к автору по ходу чтения, прогнозирование ответов на вопросы автора и т.д.); комментированное чтение (усиление эмоций читателя, включение воображения, вычитывание подтекстовой информации и др.). ( на основе теории читательской деятельности)
3) После чтения текста – рефлексивное чтение. Результат: понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации. Три этапа работы с любым текстом 2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение. Результат: интерпретация текста. До чтения текста – ознакомительное чтение – просмотровое чтение. Результат: включение механизма антиципации.
Виды и приемы чтения Просмотровое Ознакомитель-ное Изучающее Рефлексивное - анализ заголовка - просмотр рисунков, схем - знакомство со структурой - знакомство с оглавлением / ан-нотацией - чтение по абзацам - выделение значимой информации - расстановка условных графических знаков - выделение смысловых частей - поиск ключевых слов - выявление деталей, подтекстовой информации - составление вопросов - составление плана, графической схемы - возврат к заглавию, иллюстрациям - обобщающая беседа - сведения об авторе - творческие задания
Анализ текста с целью получения информации: Прочитайте. Можно ли сказать, речь идет об утесе и тучке. Найдите слова в тексте (использование приёма выборочного чтения, просмотрового чтения), которые характеризуют тучку. Выпишем их: золотая, тучка, умчалась, весело, играя. Подберем слова – ассоциации. Какую картину представили? Радостную? Грустную? Найдем слова которые характеризуют утес. Выпишем их: утес – великан, морщине, влажный след, задумался глубоко, тихонько плачет.. Какую картину представили? Можно ли сказать, что стихотворение об утесе и тучке, о молодости и старости, о любви, о счастье…. Можно ли сказать, что для того, чтобы увидеть картину (представить её) мы должны были выбрать слово? Как выбирать слова. Можем ли с помощью опорных слов создать свою картину? Как мы это будем делать?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Пути совершенствования уроков литературного чтения в начальных классах....
Формирование читательской деятельности младших школьников
В статье раскрываются способы, направленные на формирование читательской деятельности на основе работы с художественным текстом....
Формирование читательской деятельности младших школьников
Конкурсное задание...
Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления
Выступление на РМО по теме "Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления" ( + фрагмент урока)...
Формирование читательской деятельности через творческие работы младших школьников.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потре...
Формирование читательской деятельности
В статье дается описание опыта работы по формированию читательской деятельности в 1 классе...
Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями
Статья. Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями...