Русская народная сказка «Морозко»
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Сорвина Татьяна Францевна

Тип урока: изучение нового материала. Урок построен с использованием технологии развития критического мышления,  обучение в сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka_morozko.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка «Морозко»

Класс: 3

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное, обогащать словарный запас, развивать внимание, память, творческие способности.

Программа обучения: УМК   «Перспектива» (учебник Л.Ф. Климановой, М.В.Бойкиной  «Литературное чтение»)

Технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Задачи:

  • углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею;
  • формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действий.

Оборудование: аудиозапись «Звуки зимы», материал для составления синквейна, карточки с текстом для инсценировки, реквизит для инсценирования отрывка.

Планируемые результаты: 

Личностные умения

• Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать сказки;

— эмоционально-ценностное отношение к героям сказок;

— позитивное отношение к своей роли при инсценировке сказки;

Познавательные умения:

— определять структуру бытовой сказки и обосновывать своё мнение;

— определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение;

— определять особенности бытовой сказки и обосновывать своё мнение;

— определять порядок действий при инсценировке сказки и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— работать с текстом сказки, используя алгоритм;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— излагать понятно для партнёра содержание произведения;

— взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности

Ход урока.

Организационный момент.

Слайд 1

  1. Мотивационный этап.

С неба звездочка упала, 
Я желанье загадала, 
А желанье вот такое: 
(хором)

Будем думать и читать 
И пятерки получать, 
И небесная звезда 
Всем сказала «Да, да, да!» 

Слайд 2

-Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске висят два облака:грустное и веселое).

- Какое облачко вам больше нравится? Поднимите облачко, которое соответствует вашему настроению.

- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Но, есть ребята у которых плохое настроение. А как можно улучшить настроение своего товарища? (сказать добрые слова своему товарищу)

  1. Подведение итогов работы над проектом «Картинная галерея».

- Какую сказку мы изучили на прошлых уроках?

- Над созданием какого проекта мы работали? (картинная галерея)

- Какое у вас было задание? (сделать иллюстрацию к отрывку и подготовить выразительное чтение этого отрывка)

- Сегодня мы подведем итоги этой работы. Внимание на экран…

- Хочу отметить, что эта галерея у нас получилась лучше, чем предыдущая. Чем она лучше?

- Над чем надо ещё поработать? (над выразительным чтением)

Слайд 3

Сегодня работать вы будете в группе. Вспомните правила работы в группе.

  1. В группе должен быть ответственный
  2. Работать должен каждый на общий результат
  3. Один говорит, другие слушают.
  4. Свое несогласие высказывай вежливо.
  5. Если не понял, переспроси.
  1. Актуализация знаний.

-Ребята, закройте глаза и послушайте…(аудиофайл)
(Прослушивание звуков зимы: метель, хруст снега, ветер…) 

- Что вы услышали?

- Как назвать одним словом? (зима)

- Отгадайте загадку

У этого дедушки много внучат.

Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает:

За пальцы хватает, за уши дерет.

- О ком загадка?

- Определите цели урока. Чему мы будем учиться, чем бы вам хотелось заниматься?

- Сегодня мы познакомимся с новой сказкой «Морозко», продолжим учиться составлять синквейн, инсценировать фрагменты сказки,

- Что вы знаете о Морозе?

Слайд 4

- Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович.

  1. Работа по теме урока.
  1. Словарная работа. 
    - Прежде чем мы начнём читать новое произведение, узнаем значение слов, которые встретятся в тексте.

Слайд 5.

Соедините слово и его значение.
– Мачеха – не родная мать. 
– Падчерица – не родная дочь. 
– Затужил – опечалился. 
– Озноб – замерзла до дрожи. 
– Окостенеть – замерзнуть до смерти. 
– Сжалился – пожалел. 
– Заголосила – громко закричала, заплакала. 

Слайд 6.

- А сейчас давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

  1. Чтение сказки хорошо читающими учениками.
  1. Физминутка.

Вот студеною зимой                              

Ветер дует ледяной.

(Дети машут руками.)

На дворе у нас мороз.                                                                                                                                        

Чтобы носик не замерз,                                    

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

(Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами)

А вокруг лежат сугробы,                      

Потягивания — руки в стороны.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,                  

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте с высоким подниманием колен).

Мы идем, идем, идем                            

(Ходьба на месте).

И к себе приходим в дом.  

  1. Продолжение работы по теме урока.

1. Беседа по прочитанному.

- Понравилась ли вам сказка?

-Назовите признаки сказки. (зачин, троекратный повтор, добро побеждает зло)

- Определите какая это сказка? (бытовая) (волшебная)

- Обоснуйте свой выбор.

- Бытовая сказка в первую очередь содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Герои бытовой сказки - это обычные люди, в данном случае крестьянин и его семья.

-Как жилось дочери деда? Прочитайте.

- Как жилось дочери бабы? Прочти.

- Как дочь деда оказалась в лесу?

- А кто испытывает девочку в этой сказке?

- Как падчерица разговаривает с Морозкой?

- Хотел ли Морозко ее заморозить? (он хотел испытать падчерицу)

- Почему Морозко решил одарить девочку? Чем она ему понравилась?

- Сделайте вывод.

Вывод: будешь добрым, работящим, приветливым и будешь вознагражден.

- Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.

- Почему Морозко не дал подарков мачехиной дочке?  
- Так давайте же сделаем вывод? Чему нас учит сказка? 
Вывод:Добро вознаграждается, а зло наказывается. 

  1. Работа над созданием проекта.

-  С какими персонажами встретились?(падчерица, мачеха, мачехина дочь, старик, Морозко)

- Каждой группе необходимо составить синквейн на своего героя.

- Что такое синквейн?

Синквейн — это короткое стихотворение, написанное по определённым правилам.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

Возьмите конверт №1, прочитайте слова и выберите 2 прилагательных, которые подходят вашему герою, впишите их в таблицу.

3 строка – три глагола, описывающие действия вашего героя.

Возьмите конверт №2, прочитайте слова и выберите 3 глагола, которые подходят вашему герою, впишите их в таблицу.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

- Составьте короткое предложение о вашем персонаже и запишите его.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Презентация синквейна.
  2. Инсценировка отрывка.

(Морозко и падчерица)

(Морозко и мачехина дочь)

  1. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Что было трудным?

- Что нового узнали?

- А мне понравилось… и я поставлю оценки следующим ученикам…

- А теперь вновь обратимся к нашим облачкам, которыми вы выразили своё настроение вначале урока. Покажите, пожалуйста, своё настроение на конец урока. Делаем вывод….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий по русской народной сказке "Морозко"

Сценарий выступления на Фестивале искусств учащихся...

внеклассное мероприятие "Рождественский Дед" (по мотивам русской народной сказки "Морозко")

внеклассное мероприятие "Рождественский Дед" (по мотивам русской народной сказки "Морозко")...

Русская народная сказка «Морозко»

Инсценировка на конкурс театральных коллективов...

Русская народная сказка "Морозко"

Конспект урока литературного чтения для 3 класса, УМК "Школа России"  "Галерея сказочных героев. Морозко". Составила Седнева Татьяна Павловна, учитель  высшей квалификационной категории ГБОУ...

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...