Русская народная сказка «Морозко»
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала. Урок построен с использованием технологии развития критического мышления, обучение в сотрудничестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение.
Тема: Русская народная сказка «Морозко»
Класс: 3
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное, обогащать словарный запас, развивать внимание, память, творческие способности.
Программа обучения: УМК «Перспектива» (учебник Л.Ф. Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение»)
Технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Задачи:
- углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею;
- формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действий.
Оборудование: аудиозапись «Звуки зимы», материал для составления синквейна, карточки с текстом для инсценировки, реквизит для инсценирования отрывка.
Планируемые результаты:
Личностные умения
• Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— желание читать сказки;
— эмоционально-ценностное отношение к героям сказок;
— позитивное отношение к своей роли при инсценировке сказки;
Познавательные умения:
— определять структуру бытовой сказки и обосновывать своё мнение;
— определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение;
— определять особенности бытовой сказки и обосновывать своё мнение;
— определять порядок действий при инсценировке сказки и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— работать с текстом сказки, используя алгоритм;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать собственное мнение и позицию;
— излагать понятно для партнёра содержание произведения;
— взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— согласовывать позиции и находить общее решение;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд 1
- Мотивационный этап.
С неба звездочка упала,
Я желанье загадала,
А желанье вот такое:
(хором)
Будем думать и читать
И пятерки получать,
И небесная звезда
Всем сказала «Да, да, да!»
Слайд 2
-Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске висят два облака:грустное и веселое).
- Какое облачко вам больше нравится? Поднимите облачко, которое соответствует вашему настроению.
- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Но, есть ребята у которых плохое настроение. А как можно улучшить настроение своего товарища? (сказать добрые слова своему товарищу)
- Подведение итогов работы над проектом «Картинная галерея».
- Какую сказку мы изучили на прошлых уроках?
- Над созданием какого проекта мы работали? (картинная галерея)
- Какое у вас было задание? (сделать иллюстрацию к отрывку и подготовить выразительное чтение этого отрывка)
- Сегодня мы подведем итоги этой работы. Внимание на экран…
- Хочу отметить, что эта галерея у нас получилась лучше, чем предыдущая. Чем она лучше?
- Над чем надо ещё поработать? (над выразительным чтением)
Слайд 3
Сегодня работать вы будете в группе. Вспомните правила работы в группе.
- В группе должен быть ответственный
- Работать должен каждый на общий результат
- Один говорит, другие слушают.
- Свое несогласие высказывай вежливо.
- Если не понял, переспроси.
- Актуализация знаний.
-Ребята, закройте глаза и послушайте…(аудиофайл)
(Прослушивание звуков зимы: метель, хруст снега, ветер…)
- Что вы услышали?
- Как назвать одним словом? (зима)
- Отгадайте загадку
У этого дедушки много внучат.
Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристает:
За пальцы хватает, за уши дерет.
- О ком загадка?
- Определите цели урока. Чему мы будем учиться, чем бы вам хотелось заниматься?
- Сегодня мы познакомимся с новой сказкой «Морозко», продолжим учиться составлять синквейн, инсценировать фрагменты сказки,
- Что вы знаете о Морозе?
Слайд 4
- Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович.
- Работа по теме урока.
- Словарная работа.
- Прежде чем мы начнём читать новое произведение, узнаем значение слов, которые встретятся в тексте.
Слайд 5.
Соедините слово и его значение.
– Мачеха – не родная мать.
– Падчерица – не родная дочь.
– Затужил – опечалился.
– Озноб – замерзла до дрожи.
– Окостенеть – замерзнуть до смерти.
– Сжалился – пожалел.
– Заголосила – громко закричала, заплакала.
Слайд 6.
- А сейчас давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…
- Чтение сказки хорошо читающими учениками.
- Физминутка.
Вот студеною зимой
Ветер дует ледяной.
(Дети машут руками.)
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
(Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами)
А вокруг лежат сугробы,
Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте с высоким подниманием колен).
Мы идем, идем, идем
(Ходьба на месте).
И к себе приходим в дом.
- Продолжение работы по теме урока.
1. Беседа по прочитанному.
- Понравилась ли вам сказка?
-Назовите признаки сказки. (зачин, троекратный повтор, добро побеждает зло)
- Определите какая это сказка? (бытовая) (волшебная)
- Обоснуйте свой выбор.
- Бытовая сказка в первую очередь содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Герои бытовой сказки - это обычные люди, в данном случае крестьянин и его семья.
-Как жилось дочери деда? Прочитайте.
- Как жилось дочери бабы? Прочти.
- Как дочь деда оказалась в лесу?
- А кто испытывает девочку в этой сказке?
- Как падчерица разговаривает с Морозкой?
- Хотел ли Морозко ее заморозить? (он хотел испытать падчерицу)
- Почему Морозко решил одарить девочку? Чем она ему понравилась?
- Сделайте вывод.
Вывод: будешь добрым, работящим, приветливым и будешь вознагражден.
- Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.
- Почему Морозко не дал подарков мачехиной дочке?
- Так давайте же сделаем вывод? Чему нас учит сказка?
Вывод:Добро вознаграждается, а зло наказывается.
- Работа над созданием проекта.
- С какими персонажами встретились?(падчерица, мачеха, мачехина дочь, старик, Морозко)
- Каждой группе необходимо составить синквейн на своего героя.
- Что такое синквейн?
Синквейн — это короткое стихотворение, написанное по определённым правилам.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
Возьмите конверт №1, прочитайте слова и выберите 2 прилагательных, которые подходят вашему герою, впишите их в таблицу.
3 строка – три глагола, описывающие действия вашего героя.
Возьмите конверт №2, прочитайте слова и выберите 3 глагола, которые подходят вашему герою, впишите их в таблицу.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
- Составьте короткое предложение о вашем персонаже и запишите его.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Презентация синквейна.
- Инсценировка отрывка.
(Морозко и падчерица)
(Морозко и мачехина дочь)
- Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- Что было трудным?
- Что нового узнали?
- А мне понравилось… и я поставлю оценки следующим ученикам…
- А теперь вновь обратимся к нашим облачкам, которыми вы выразили своё настроение вначале урока. Покажите, пожалуйста, своё настроение на конец урока. Делаем вывод….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Рождественский Дед" (по мотивам русской народной сказки "Морозко")
внеклассное мероприятие "Рождественский Дед" (по мотивам русской народной сказки "Морозко")...
Русская народная сказка "Морозко"
Конспект урока литературного чтения для 3 класса, УМК "Школа России" "Галерея сказочных героев. Морозко". Составила Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ...

Сценарий рождественского спектакля для детей 7-11 лет ( по мотивам русской народной сказки «Морозко»).
Сценарий рождественского спектакля для детей 7-11 лет....

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)
Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...