Играем с детьми в загадки.
материал по чтению (2, 3, 4 класс) на тему

Шлык Татьяна Николаевна

  Среди  интеллектуально  развивающих  игр  на  поиск  логических  закономерностей  особой  популярностью  у  детей  пользуются  игры  в  загадки. Младшим  школьникам  очень  нравится  отгадывать  загадки. У  них  вызывает  интерес  как  сам  процесс, так  и  результат  этого  своеобразного  интеллектуального  состояния. Расширяя  кругозор  детей, знакомя  их  с  окружающим  миром, явлениями  природы; развивая  и  обогащая  речь, загадки  имеют  неоценимое  значение  в  формировании  интеллектуальных  компонентов  способности  к  творчеству:  логического  мышления (способность  к  анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов  эвристического  мышления (способность  выдвигать  гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность  мышления). Загадка, по  словам  К.Д.Ушинского, «доставляет  уму  ребёнка  полезное  упражнение». Процесс  отгадывания, является  своеобразной  гимнастикой, мобилизующей  и  тренирующей  умственные  силы  ребёнка, отгадывание  загадок  оттачивает  и  дисциплинирует  ум, приучая  детей  к  чёткой  логике, к  рассуждению  и  доказательству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Играем    с  детьми  в  загадки.

  Среди  интеллектуально  развивающих  игр  на  поиск  логических  закономерностей  особой  популярностью  у  детей  пользуются  игры  в  загадки. Младшим  школьникам  очень  нравится  отгадывать  загадки. У  них  вызывает  интерес  как  сам  процесс, так  и  результат  этого  своеобразного  интеллектуального  состояния. Расширяя  кругозор  детей, знакомя  их  с  окружающим  миром, явлениями  природы; развивая  и  обогащая  речь, загадки  имеют  неоценимое  значение  в  формировании  интеллектуальных  компонентов  способности  к  творчеству:  логического  мышления (способность  к  анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов  эвристического  мышления (способность  выдвигать  гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность  мышления). Загадка, по  словам  К.Д.Ушинского, «доставляет  уму  ребёнка  полезное  упражнение». Процесс  отгадывания, является  своеобразной  гимнастикой, мобилизующей  и  тренирующей  умственные  силы  ребёнка, отгадывание  загадок  оттачивает  и  дисциплинирует  ум, приучая  детей  к  чёткой  логике, к  рассуждению  и  доказательству.

    Отгадывание  загадок  младшими  школьниками  можно  рассматривать  как  процесс  творческий, а  саму  загадку – как  творческую  задачу.

     Рассмотрим  основные  типы  загадок  и  способы  их  конструирования.

  1. Загадки, в  которых  даётся  описание  предмета  или  явления  путём  перечисления  различных  его  признаков.

  1. Загадки, где  описание  предполагает  краткую  характеристику  предмета  или  явления  (по  одному – двум  признакам  восстановить  целостный  образ).

  1. В  загадку  включено  отрицательное  сравнение.

  1. Загадки, в  описании  которых  использованы  метафоры.

  1. Загадки, в  которых  представлено  описание  не  самого  предмета (явления), а  буквенного  (слогового)  состава  слова, его  обозначающего.

  Этот  тип  загадок  включает:

а) Шарады – слова-загадки, в  которых  несколько  букв, слогов  или  частей  слова  выделено  и  описано  самостоятельно. По  этим  описаниям  нужно  разгадать  целое  слово.

б) Метаграммы – загадки, в  которых  из  загаданного  слова  путём  замены  одной  буквы  другой  получается  новое  слово.

в) Анаграммы – это  слова, получающиеся  из  других  слов  при  обратном  чтении  или  при  перестановке  слогов  и  букв.

г) Логографы – слова-загадки, меняющие  своё  значение  при  отнимании  или  прибавлении  букв.

        Логографы.

Я  глубока  и  полноводна,

И  вся  страна  гордится  мной.

А  впереди  ты  И  прибавишь –

И  стану  птицей  я  лесной.

                             (Волга – иволга)

                                                                           Мы  всех – и  взрослых, и  детей –

                                                                           В  часы  досуга  развлекаем,

                                                                           Но  если  нам  приставить  т,

                                    Мы  их  ужасно  испугаем.

                                                                                                  (Игры  - тигры)

Я  с  Л  смягчённым – под  землёй –

Бываю  каменный  и  бурый,

А  с  твёрдым – в  комнате  моей

В  геометрической  фигуре.

                           (Уголь – угол)

                                                                           

                                                                            Несёт  меня  с  трудом  старик,

                                                                            Но  если  Ю  прибавить, вмиг

                                                                            К  нему  придёт  на  помощь  тот,

                                                                            Кто  без  труда  меня  несёт.

                                                                                                 (Ноша – юноша)

В  ранце  я  всегда  лежал,

Букву  как-то  потерял…

Если  руки  с  мылом  мыли,

То  меня  с  водою  смыли.

                          (Пенал  - пена)

                                                                           Пойди-ка  в  сад  и  погляди:

                                                                           Я  там  цвету, благоухая.

                                                                           Но  Г  приставишь  впереди –

                                                                           И  в  небе  я  загромыхаю.

                                                                                                  (Роза – гроза)

Известное  я  блюдо,

Когда  ж  прибавишь  м,

Летать, жужжать  я  буду,

Надоедая  всем.

                         (Уха – муха)

                                                                           Чтоб  поддерживать  скворечню

                                                                           Иль  антенну, я  гожусь.

                                                                           С  мягким  знакомя, конечно,

                                                                           Сразу  цифрой  окажусь.

                                                                                                 (Шест – шесть)

                                                              Шарады.

  • Мой  первый  слог – предлог,

И  во  втором  мы  проживём  всё  лето,

А  целое  от  нас  и  вас

Давно  уж  ждёт  ответа.   (За – дача.)

  • Мой  первый  слог  короткий -  нота.

Её  найти  легка  забота.

Люблю  второй  я  ранней  весной:

Цветущий  он  особенно  хорош!

Его  у  здания  найдешь. ( Фасад)

  • За  буквою  слово  тотчас  звучит,

Лишь  только  в  ворота  вдруг  шайба  влетит.

А  в  целом – фигуру  найдешь  средь  других,

Где  сходится  в  точке  лишь  пара  прямых.  (Угол)

  • Число  и  нота  рядом  с  ним,

Да  букву  припиши  согласную,

А  в  целом – мастер  есть  один,

Он  мебель  делает  прекрасную.  ( Сто-ля-р)

  • Первый  слог  метут  метлой,

Глазом  назову  второй,

Третий  резать  хлеб  годится,

А  четвертый  лишь  частица.

Целое  -  животное.  (Сор-око-нож-ка)

  • Названье  ноты  напиши,

Прибавить  имя  поспеши-

И  покачусь  я  по  дороге

Или  тебе  обую  ноги.  (Ре-зина)

  • Слог  первый- восклицание,

Второй – достоин  порицания.

А  целое – на  севере  бывает

И  жителей  тех  мест греет, и  питает. ( О-лень)

  • Начало – голос  птицы,

Конец – на  дне  пруда.

А  целое  в  музее

Найдете  без  труда.  (Кар – тина)

  • Всего  две  ноты  и  предлог

Построить  я  на  даче  смог. (До-ми-к)

  • Начало – нота,

Потом  оленя  украшение.

А  вместе - место

Оживленного  движения.  (До-рога)

  • Две  ноты, две  буквы, все  вместе – игра,

В  которую  любит  играть  детвора.  (До-ми-но)

  • Начало  деревом  зовется,

Конец -  читатели  мои.

Здесь,  в  книге,  целое  найдется,

И в  каждой  строчке  ведь  они.  (Бук-вы)

             Метаграммы.

С  Б – мучительной  бываю,

С  М – одежду  пожираю,

С  Р -  актёру  я  нужна,

С  С – для  повара  важна.

       (Боль – моль – роль – соль)

                                                                                            С  Д  я  к  жидкости  привык,

                                                                                            С  З – огромный  дикий  бык.

                                                                                                                (Бидон – бизон)

Я  в  горах  расту  обычно,

Крепок  я, боюсь  огня.

И  комод, и  шкаф  отличный

Можно  сделать  из  меня.

У  на  А  перемените,

И  тогда, коль  захотите,

Я  с  водой  стоять  могу.

С  Ы  пасусь  я  на  лугу.

     (Бук – бак – бык)                          

                                                                                           С  буквой  Ч  для  вас  я

                                                                                           Друг, приятель.

                                                                                           А  стоит  Ч  сменить  на  Г,

                                                                                           Как  перед  вами  встанет

                                                                                                                              неприятель.

                                                                                                                    (Врач – враг)

С  буквой  Л – в  игре  в  футбол

Часто  слышим  слово… .

С  Д  уж  в  слове  смысл  не  тот –

Мерой  стало – просто… .

         (Гол – год)                                                      С  буквой  Д  вперёд  шагаю

                                                                                  От  зари  и  до  зари.

                                                                                  С  П  торчу, зачем – не  знаю.

                                                                                  С  Т  я  людям  помогаю

                                                                                 Даже  в  самый  сильный зной.

                                                                                  С  Л  всегда  и  всем  мешаю,

                                                                                   Не  дружите  вы  со  мной.

                                                                                               (День – пень – тень – лень)

                                                         

Если  З  на  К  заменишь,

Смысл  во  мне  совсем  иной:

В  первом  классе  лишь  для  счёта

На  уроке  я твоём,

А  в  четвёртом  ты  охотно

Посчитаешь  мой  объём.

             (Зуб – куб)

                                                                  С  буквой  К  живу  в  лесу.

                                                                  С  буквой  Ч  овец  пасу.

                                                                               (Кабан – чабан)

Хоть  мала  я, но  взгляни:

Весь  мир  в  себе  я  отражаю.

Но  К  на  Ц  перемени –

Я  по  болоту  зашагаю.

            (Капля – цапля)

                                                                  С  К  я  в  школе  на  стене,

                                                                  Горы, реки  есть  на  мне.

                                                                  С  П – от  вас  не  утаю –

                                                                  Тоже  в  школе  я  стою.

                                                                                (Карта – парта)

С  глухим  согласным

Наливаюсь  в  поле,

Со  звонким –

Сам  звеню  я  на  раздолье.

             (Колос – голос)

                                                               Меня найдёшь  на  дереве,

                                                               На  клумбе  и  на  грядке,

                                                               В  журнале  и  в  альбоме,

                                                               И  в  книге, и  в  тетрадке.

                                                               Но  птицей  стать  я  захотел –

                                                               И  мне  не  надо  буквы  Л.

                                                               Мне  А  в  начале  напиши

                                                               И  как  зовут  меня - реши.

                                                                                 (Лист – аист)   

Чтоб  отгадать, имей  терпение:

С  Л  я – часть  лица,

А  с  Б – растение.  

             (Лоб – боб)    

                                                               

Я  цвет  одинаковый  часто  имею:

И  с  Г  зеленею, и с  К  зеленею.

Но  с  К  вам  со  мною  рискованно  быть:

Могу  и  до  слёз  довести, и  убить.                 

                      (Луг – лук)

                                                                С  Л  я  слёзы  вызываю,

                                                                С  Ж  по  воздуху  летаю.

                                                                               (Лук – жук)

С  Ы  мы  мчим  вас  что  есть  мочи,

С  У  мы  ноги  вам  промочим.

                     (Лыжи – лужи)

                                                               

                                                                             

                                                   Я  с  В – ночная  птица,

                                                    Но  замените  В  на  Д –

                                                    и  растворяюсь  я  в  воде.

                                                                    (Сова – сода)

С  Т  я  книга, с  С  я  рыба,

С  К  бесформенная  глыба,

С  Л  помог  колоть  я  лёд,

С  Д  народ  во  мне  живёт.

 (Том – сом – ком –лом – дом)

                                                   

                                               

                                                           

С  У – ползучий,

С  Е – колючий.

           (Уж, ёж)

                                                Я  приношу  с  собою  боль,

                                                 В  лице  большое  искажение,

                                                А  «ф»  на  «п»  заменишь  коль,

                                                То  превращаюсь  в  знак  сложения.

                                                                     (Флюс - плюс)

С  О – я  вам  рассказ  кончаю,

С  У – дождём  вас  поливаю,

С  А -  ваш  груз  перевожу,

С  К – с  волнами  я  дружу.

Если  я  случаюсь  в  море,

Рыбакам  со  мною  горе.

   (Точка – тучка – тачка – качка)

                                                                       С  Ч  над  морем  я  летаю,

                                                                       С  Г  в  машине  нахожусь,

                                                                        С  М  тебя  я  одеваю,

                                                                        С  Л  собачкою  зовусь,

                                                                        С  С  можешь  в  булочной  купить,

                                                                        С  Ш  в  бане  себя  мыть.

                                                                                      (Чайка – гайка – майка – лайка –

                                                                                                            сайка – шайка)

С  Ю  я  по  воде  скольжу,

А  с  Я  на  голове  сижу.

             (Шлюпка – шляпка)

                                                                      С  глухим  шипящим  я  числительное,

                                                                      Со  звонким – имя  существительное.

                                                                                                   (Шесть – жесть)

        Анаграммы.

Роли  я  играл  на  сцене,

Выступал  я  на  арене,

Буквы, видно, подшутили –

В  утварь  взяли  превратили,                                

 А  теперь  на  кухне  ловко

Натираю  я  морковку.

                       (Актёр – тёрка)

                                                                                   Задачу  ты  решил  свободно:

                                                                                  Я – небольшая  часть  лица.

                                                                                   Но  прочитай  меня  с  конца –

                                                                                   Во  мне  увидишь  что  угодно.

                                                                                                            (Нос – сон)

Я  дерево  с  цветом  душистым,

Даю  я  прохладную  тень,

Под  кроной  моей  отдыхают

В  безветренный, знойный  день.

Но  если  согласные  буквы

В  себе  переставлю  я,

Получится  новое  слово,

Несущее  смерть  для  меня.

                     (Липа – пила)                                       Читайте  слева  вы  меня,

                                                                                    И  псом  презлющим  буду  я.

                                                                                    Но  времени  я  буду  счет,

                                                                                    Когда  прочтёшь  наоборот.

                                                                                                            (Дог – год)

Я  дерево  в  родной  стране,

Найдёшь  в  лесах  меня  повсюду,

Но  слоги  переставь  во  мне –

И  воду  подавать  я  буду.

                      (Сосна – насос)                                   Я  по  полену  бью, звеня,

                                                                                    Дровами  на  зиму  снабжаю,

                                                                                    Когда  ж  с  конца  прочтут  меня,

                                                                                   Я  недовольство  выражаю.

                                                                                                             (Топор – ропот)

Слово  названье

Дорожке  даёт,

В  горы  и  лес  ею  каждый  пройдёт,

Слово  прочтёте  наоборот –

Сразу  узнаете  яблок  сорт.

                      (Тропа – апорт)                                 Лежу  я  на  земле,

                                                                                    Прибитая  к  железу.

                                                                                    Но  буквы  переставь –

                                                                                     В  кастрюлю  я  полезу.

                                                                                                           (Шпала – лапша)

 

        Загадки-трафаретки.

                             Десять  львов.

  1. * * * лев * *

Первый  лев – властитель  домны.

  1. Лев * * *

А  второй – цветочек  скромный.

  1. * ле * * в * *

Третий  лев  пасёт  оленей.

  1. Ле * в * *

Этот  острый  в  мыльной  пене.

  1.  * лев * *

Пятый – корм  для  лошадей.

  1.  * * лев * * * *

Лев – источник  новостей.

  1.  * лев

Здесь, в  седьмом, бычок  вздыхает.

  1.  * * лев * *

Этот  полю  помогает.

  1. * * лев * *

Этот  в  руки  взял  штурвал.

  1. Ле * * в * *

А  десятый – очень  вял,

На  рисунке  перед  вами

Мирно  дремлет  вверх  ногами!

Ответы:

  1. Сталевар                      9.рулевой
  2. левкой                          10. ленивец
  3. оленевод
  4. лезвие
  5. клевер
  6. телевизор
  7. хлев
  8. полевод

                                 Три  слона.

  1. С * ЛОН * *

Этот  слон  белоголовый

На  столе  живёт в  столовой.

  1. С * * * ЛО * Н * *

Этот  бдителен  всегда,

Он  разводит  поезда.

  1.  * * * * С * ЛОН

Этот  огненного  цвета

В  час  заката  и  рассвета.

    Ответы:

  1.  Солонка
  2. Стрелочник
  3. Небосклон