Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 136 ч. в год (4 часа в неделю).
Рабочая программа по литературному чтению имеет цели:
-совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению.
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного 06.10.2009 г. №373; основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ№13 с УИП эстетического цикла, утверждённой 31.08.2016 г. Приказом № 517-од; учебного плана; примерной программы по предметам первой ступени общего образования М.: «Просвещение» 2010 г.; авторской программы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение»: программа: 1-4 классы - 4-е изд. –М.: Просвещение, 2015.-223 с:
Рабочая программа ориентирована на использование учебника и учебно-методического комплекта:
Учебник Литературное чтение. 4 кл.нач.шк., в двух частях (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий;) -4-е изд. –М.: Просвещение, 2015.-223 с:
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 136 ч. в год (4 часа в неделю).
Рабочая программа по литературному чтению имеет цели:
-совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению.
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
И способствует решению следующих задач изучения литературного чтения на ступени начального образования:
-развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
-учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
-формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. Формы проведения уроков различны: уроки-сказки, уроки–игры, викторины, урок-проект.
Сопоставление Примерной и авторской программ по литературному чтению выявило, что все дидактические единицы, предусмотренные Примерной программой реализует программа, разработанная Л.Ф Климановой, М.В Бойкина.
В данном курсе предусматривается межпредметная связь со следующими образовательными областями: русским языком, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой.
Практическая полезность программы обусловлена тем, что параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе- писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка.)
Новизна рабочей программы состоит в том, что она разработана с использованием компьютерной поддержки и заключается в том, что компьютер может использоваться учителем начальной школы в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников в ежедневной педагогической практике, что будет способствовать всестороннему развитию личности младшего школьника. При реализации данной программы используются формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников; технология проектной деятельности, технология групповой работы.
Система оценки планируемых результатов проходит через текущий, итоговый контроль.
Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, оперативный (тесты, вопросы, схемы, рисунки, таблицы).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Письменные работы проводятся небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Используются и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку»
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения имеются задания разных видов:
-комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
-литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
-тесты по изученному произведению, теме, разделу;
-тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия).
Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально.
Контрольно-оценочная деятельность запланирована в форме комплексной работы, проектов, проверки читательских умений и проверки техники чтения. Контроль результатов обучения обучающихся осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: создание проектов, работа в парах, фронтальный опрос, устный опрос, самостоятельная работа, проверочная работа, тест.
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Е.В Бунеева, А.А Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А Козлова, Л.Н. Петрова, О.В. Пронина, А.Г. Рубин, О.В Чиндилова. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы. -М.: Баласс, 2012. -48с. Данная диагностика разработана для учащихся 3-4 – го классов.
Содержание программы реализуется по следующему учебно-методическому комплекту:
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Учебник для класса начальной школы. В 2-х частях. –М.: «Просвещение» 2015 г.
Промежуточная аттестация по литературному чтению в форме проверки понимания прочитанного текста.
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям литературным чтением, к школе;
– интерес к предметно исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успехов в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей этнической принадлежности.
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств одноклассников, учителей;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по литературному чтению.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
-вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Познавательные УУД:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщение в устной форме;
– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– воспринимать смысл предъявляемого текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
Коммуникативные УУД:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
-выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
-участвовать в учебном диалоге;
-принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого
различных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование следующих умений:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
- читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
- ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
- кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
- отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
- определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- выявлять авторское отношение к герою;
- находить портрет и пейзаж в произведении;
- видеть особенности юмористических текстов;
- соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.
Содержание учебного предмета
Былины. Летописи. Жития. Всего 12 часов О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского». «Ильины три поездочки». Картина В. Васнецова «Богатыри». Детство Варфаламея. Рассказ о битве на Куликовом поле. |
Чудесный мир классики. Всего 22 часов. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб» турецкая сказка; Л.Н. Толстой «Детство». Басня «Как мужик камень убрал». А. П. Чехов. «Мальчики». |
Поэтическая тетрадь. Всего 12 часов. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад». |
Литературные сказки. Всего 16 часов. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». |
Делу время — потехе час. Всего 9 часов. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Дра гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». |
Стран детства. Всего 8 часов. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка». |
Поэтическая тетрадь. Всего 5 часов. В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; Тема детства в произведениях Цветаевой. |
Природа и мы. Всего 12 часов. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Па устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». |
Поэтическая тетрадь. Всего 8 часов. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка». |
Родина Всего 8 часов. И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане». |
Страна Фантазия. Всего 7 часов. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». |
Зарубежная литература. Всего 17 ч. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете». |
:
Программно- методическое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Книгопечатная продукция | |
Программа. Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Москва,. «Просвещение»,2011. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
.«Литературное чтение». Учебник 4 класс в 2 частях.: 1 ч.. 2 ч. Составители: Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова В.Г.Горецкий. Москва,. «Просвещение», 2015. 3. Рабочие тетради. 1.Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Москва,. «Просвещение»2015. 4. Чтение. Работа с текстом: 4 класс./ О.Н. Крылова. М.: Издательство «Экзамен»,2016 | В программе определены цели начального обучения литературному чтению; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса. В содержание учебников включены задания для диагностики («Проверь себя»), а также материалы для проектной деятельности первоклассников. В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности. В тетрадях содержатся тесты и задания по произведениям программы. В пособии содержатся обучающие работы с текстом. |
Контрольно – измерительные материалы. | |
1.Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс/Сост.С.В. Кутявина.- 4 изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014.-80 с. | В пособии представлены тесты и задания по каждой теме. |
Технические средства обучения | |
| |
Экранно-звуковые пособия | |
Цифровые образовательные ресурсы: Электронное приложение к учебнику. Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова В.Г.Горецкий. Л.А. Виноградская. М.В. Бойкина. Литературное чтение. Диск 4 класс. ОАО Издательство «Просвещение» 2013. | Пособие содержит набор заданий, отвечающих требованиям программы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...