рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему

Сошонкова Нина Елпидифоровна

рабочая программа составлена согласно требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chtenie.docx74.1 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые  результаты:

Название

раздела

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

ученик

научится

ученик получит

возможность

научиться

Виды

 речевой и читательской деятельности

 

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации);

• читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов);

 • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только для художественных текстов);

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов)

 • ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов: 

 1) определять главную мысль и героев произведения;

  2) определять основные события и устанавливать их последовательность;

3) озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;  

4) находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;  

5) задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

 6) объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

— для научно-популярных текстов:

 1) определять основное содержание текста;  

2) озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;

 3) находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;  

4) задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

 5) объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и

 другой справочной литературы;

 • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:

 — для художественных текстов: 

 1) делить текст на части, озаглавливать их;

 2) составлять простой план;  3) устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: 

 1) делить текст на части, озаглавливать их;

 2) составлять простой план; 3)  устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

 • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

 • для художественных текстов:  

1) формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста

 2) интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;

3)  устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: 

 1) формулировать простые выводы, основываясь на тексте;  

2) устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

 • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

• участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;

• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

• различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

• высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

• составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Регулятивные универсальные

 учебные действия

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения;  работать   в соответствии с заявленным планом;
  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
  • выделения  ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные универсальные

учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
  • умения использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  • умения находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  • умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умения пользоваться  справочной и энциклопедической литературой.

Коммуникативные

универсальные действия

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  •  умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести», «Жить  с чистой совестью»;
  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
  • умения осознавать  роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • умения осознавать, что такое  «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
  • умение осознавать  нравственный  смысл понятий: поступок, подвиг.
  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».

.

Круг детского

 чтения

• осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;

• вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

• составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу

работать с тематическим каталогом;

 • работать с детской периодикой;

• самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая

пропедевтика

• распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

• отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

• различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений.

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

• находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);

• определять позиции героев

художественного текста, позицию

автора художественного текста.

Творческая деятельность

(только для художественных

текстов)

• создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

• восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

• составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

 • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

• вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевлённого предмета;  

• создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

• работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.

Содержание учебного предмета:

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга произведение, книга сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

69 часов

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

12 часов

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

15 часов

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

6 часов

ИТОГО

102 часа


Календарно-тематическое планирование

Климанова Л.Ф. Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение.

2 класс: Учебник. В 2-х ч - М.:Просвещение, 2016 г.

п/п

Изучаемый раздел,

тема урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

Основные виды  учебной деятельности обучающихся

план.

факт.

Любите книгу

Виды речевой и читательской деятельности - 4 ч

Круг детского чтения- 1ч

5 ч

Рассказы о любимых книгах. Обсуждение высказывания М.Горького.

Перечитывание текста целыми словами.

Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст.

Подготовка к выразительному чтению  стихотворений.

Обсуждение пословиц.

Разметка стихотворений, определение пауз и интонации, с которой нужно читать стихотворения.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Проект «Моя любимая книга»

Вводный урок. Ю. Энтин  «Слово про слово», В. Боков, Г. Ладонщиков, пословицы о книге.

1

02.09

Книги из далёкого прошлого.

 Н.Кончаловская «В монастырской келье»

1

05.09

Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Энциклопедии, справочная литература для детей.

1

06.09

Мои любимые художники-иллюстраторы: В.Лебедев, А.Пахомов, Е. Чарушин.

1

09.09

Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы  о добре.

1

13.09

Краски осени

Виды речевой и читательской деятельности - 4 ч

Круг детского чтения- 2ч

Литературоведческая пропедевтика-2ч

Осень в художественных произведениях А. Пушкина. С.Аксакова.

1

16.09

Формулировка вопросов, которые будут обсуждать на уроке.

 Создание небольшого текста об изменении в природе осенью.

Чтение стихотворения, ответы на вопросы, подготовка к выразительному чтению. Самостоятельное чтение произведения С.Аксакова, ответы на вопросы. Сравнение произведения А.С.Пушкина и  С. Аксакова. Знакомство с репродукциями живописи, определение того, почему картины названы по-разному.  

Чтение стихотворения, перечитывание повторно с дополнительными вопросами.

Инсценирование произведения.

самоконтроль

Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи. А. Майков «Осень»,  С Есенин «Закружились листья золотые…», Ф. Васильев «Болото в лесу».

1

19.09

И Токмакова. «Опустел скворечник…», А.Плещеев «Осень наступила».

1

20.09

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, приметы, загадки.

1

23.09

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

1

26.09

Цвета осени. С. Маршак «Сентябрь. Октябрь», Л.Яхнин «Осень в лесу»,

Н. Сладков «Сентябрь».

1

27.09

С. Образцов «Стеклянный пруд».  Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень».

1

30.09

Контрольная работа  по теме «Краски осени»

1

03.10

14.

Мир народной сказки

Виды речевой и читательской деятельности - 6 ч

Круг детского чтения- 1ч

Литературоведческая пропедевтика-3ч

Творческая деятельность учащихся-1ч

11ч

Знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н.Афанасьевым, В.И.Далем.

Работа с иллюстрациями к сказке.

Воспроизведение сказки по фрагментам. Коллективная игра «Собери все сказки о лисе». Инсценирование фрагментов различных сказок о лисе.

Выделение главных героев, сравнение их с другими героями сказки.

Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте. Прогнозирование содержания сказки «Хитрая лиса» по заголовку»

Исследование «Чему учит сказка»

Инсценирование сказки.

Сочинение. «Описания лисы».

Творческая работа  «Рисунок к сказке»

Работа над ошибками.

Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И. Даль.

1

04.10

Русские  народные сказки «Заячья избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк».

1

07.10

Корякская сказка «Хитрая лиса».Устное описание лисы.

1

10.10

Русские  народные сказки «Зимовье зверей», «У страха глаза велики»

1

11.10

Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок.

1

14.10

Мы идём в библиотеку. Русские  народные сказки.

1

17.10

Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога.

1

18.10

Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки.

1

21.10

Наш театр «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.

1

24.10

Обобщение по разделу. Сочинение. «Описания лисы».

1

25.10

Обобщение по разделу «Мир народной сказки».

1

28.10

Весёлый хоровод

Виды речевой и читательской деятельности - 3 ч

Круг детского чтения- 1ч

Литературоведческая пропедевтика-1 ч

Творческая деятельность учащихся- 1ч

Творческая работа

Прогнозирование содержания урока.

 Работа над лексическим значением непонятных слов.

 Работа с выставкой книг.

Работа с репродукцией картины                    Б.Кустодиева «Масленица».

Знакомство с малыми произведениями малых фольклорных жанров. Знакомство с закличками. Чтение приговорок, потешек, перевёртышей. Чтение произведений Э.Успенского и Ю.Мориц. Сравнение авторских произведений с фольклорными.

Работа над проектом. «Весёлый хоровод».

Б. Кустодиев «Масленица». Сочинение по картине. Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

1

07.11

Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи.

1

08.11

Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей.

1

11.11

Д. Хармс «Весёлый старичок», «Небывальщина». К. Чуковский «Путаница», «Небылица».

1

14.11

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

15.11

Обобщение по разделу.

Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод».

1

18.11

Мы – друзья

Виды речевой и читательской деятельности - 5ч

Круг детского чтения- 1ч

Творческая деятельность учащихся-1ч

Чтение рассказа Н.Носова «На горке». Воспроизведение рассказа по серии сюжетных картинок.

Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях.

Работа в группе: воспроизведение текста по иллюстрациям.

 Выбор лучшего рассказчика в группе. Знакомство с книжной выставкой.

 Чтение и рассказ о понравившейся книге.

Рассказ об особенностях басни, знакомых из прошлых уроков.

 Работа с выставкой книг И.А.Крылова. Знакомство с басней «Стрекоза и Муравей».  Подготовка к инсценированию басни.

Инсценировка басни.

Стихотворения  о дружбе. М. Пляцковский,

В. Орлов «Настоящий друг».

1

21.11

Н. Носов  «На горке» Подробный пересказ от имени героя.

1

22.11

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

25.11

С. Михалков «Как друзья познаются».

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

1

28.11

А. Гайдар «Чук и Гек»

1

29.11

Наш театр. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей» Инсценирование.

1

02.12

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

05.12

Здравствуй, матушка-зима!

Виды речевой и читательской деятельности - 5 ч

Круг детского чтения- 1ч

Литературоведческая пропедевтика-2ч

Творческая деятельность учащихся-2ч

10ч

Подготовка к проекту «Здравствуй, матушка-зима!»

Знакомство с особенностями поэтического произведения. Чтение стихотворения А.С.Пушкина, ответы по содержанию. Подготовка к выразительному чтению, и чтение стихотворения.

Знакомство с произведением Ф.Тютчева, ответы на вопросы, повторное перечитывание. Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов.

Знакомство с произведениями С.Есенина.  Знакомство с произведениями С.Чёрного и Ф.Фофанова.

Сравнение стихотворений. Знакомство со стихотворениями К.Бальмонта, С.Маршака, А.Барто, С.Дрожжина.

 Ответы на вопросы учебника.                            Сравнение стихотворений С.Маршака и С.Дрожжина.

Создание рабочей группы. Разработка заданий для проведения праздника: подбор стихотворений о зиме, новогодних игр и конкурсов; материалов для украшения класса; классной газеты; подбор подарков и призов. Распределение заданий между всеми участниками праздника.

самоконтроль

Проект. Готовимся к новогоднему празднику.

1

06.12

Лирические стихи о зиме: А. Пушкин,

Ф. Тютчев , С. Есенин . Сравнения, эпитеты.

1

09.12

Праздник Рождества Христова. С. Чёрный «Рождественское», К. Фофанов «Ещё те звёзды…»

1

12.12

К.Бальмонт «К зиме»

1

13.12

С. Маршак. Декабрь. Средства художественной выразительности.

1

16.12

А. Барто  «Дело было в январе» Сказочное в лирическом стихотворении.

1

19.12

С. Дрожжин «Улицей гуляет…» Выразительное чтение.

1

20.12

Загадки зимы. Соотнесение загадки и отгадки.

1

23.12

Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается.

1

09.01

Контрольная работа по теме «Здравствуй, матушка-зима!»

1

10.01

Чудеса случаются

Виды речевой и читательской деятельности - 9 ч

Круг детского чтения- 2ч

Литературоведческая пропедевтика-4ч

15 ч

Исследование «Что я знаю о Пушкине»

Творческая работа: составить кроссворд по сказке А. С. Пушкина.

Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки». Анализ представленных книг.

Чтение присказки, особенности присказки. Чтение сказки.

Сравнение зайца из сказки с зайцами в других сказках.

Составление портрета зайца из русских народных сказок.

Знакомство с книгой Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

Выразительное чтение.

Творческая работа – создание образа зайца по русским народным сказкам.

самоконтроль

Работа над ошибками.

Мои любимые писатели. Сказки А.С. Пушкина.

1

13.01

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

16.01

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?

1

17.01

Д. Мамин-Сибиряк  «Алёнушкины сказки»

1

20.01

Д. Мамин-Сибиряк  «Сказка про храброго зайца». Герои сказки, Особенности литературной сказки.

1

23.01

Д. Мамин-Сибиряк  «Сказка про храброго зайца». Чему учит сказка?

1

24.01

Дж. Харрис «Братец Лис и братец кролик. Особенности литературной сказки.

1

27.01

Д. Мамин-Сибиряк , Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

1

30.01

Э. Распэ. Из книги «Приключение барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

1

31.01

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

03.02

Мои любимые писатели. Сказки К.Чуковского.

1

06.02

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключение Бибигона».

1

07.02

Наш театр. К.Чуковский «Краденое солнце».

1

10.02

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

13.02

Контрольная работа  по теме «Чудеса случаются».

1

14.02

Весна, весна! И всё ей радо!

Виды речевой и читательской деятельности - 6 ч

Литературоведческая пропедевтика-2ч

8 ч

Работа с рубрикой «Читаем и наблюдаем» в «Творческой тетради»

Знакомство с темой урока: определение опорных слов, подбор слов-ассоциаций.

Чтение диалога Ани и Вани, чтение сообщения профессора Самоварова.

Чтение стихотворения Ф.Тютчева. Самостоятельное чтение стихотворений по группам.

Знакомство с произведением А.Чехова «Весной».

Перечитывание текста с дополнительными вопросами.

Сравнение произведения со стихотворениями А.Фета и А.Барто.

 Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне.

Подведение итогов конкурса, определение победителя.

«Двенадцать месяцев». Инсценирование.

самоконтроль

Работа над ошибками. Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». Приём контраста в лирическом стихотворении

1

17.02

Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева. Сравнение

произведений.

1

20.02

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто. Составление вопросов.

1

21.02

Стихи русских поэтов о весне. Самостоятельное чтение. С. Маршак, И. Токмакова, С. Чёрный.

1

24.02

Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна». А. Майков «Христос воскрес!»

1

27.02

Наш театр. С. Маршак

 «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

1

28.02

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

03.03

Контрольная работа по теме  «Весна, весна! И всё ей радо!»

1

06.03

Мои самые близкие  и дорогие

Виды речевой и читательской деятельности - 6 ч

6 ч

Знакомство с темой урока, чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова.  Рассматривание и беседа по фотографии. Представление своей домашней фотографии в классе.

 Чтение стихотворения Р.Рождественского «На земле хороших людей немало»

Представление письменных работ о маме. Создание коллективного текста о маме.

Работа в рубрике «Мастерская писателя» («Творческая тетрадь»). Знакомство со стихотворением А.Барто «Перед сном». Чтение пословиц.

 Чтение стихотворения Р.Сефа.

Создание иллюстраций к прочитанным стихотворениям.

Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе.

 Создание текста поздравительной открытки. Коллективное редактирование созданных текстов.

 Создание иллюстрации к поздравительной открытке.

Работа над ошибками.

Стихи о папе и маме. Р.Рождественский, Ю. Энтин, Б.Заходер. Выразительное чтение.

1

07.03

А.Барто. «Перед сном», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…», «Рассказ о маме». Дж. Родари «Кто командует?»

1

10.03

Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.

1

13.03

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…», «Разгром». Б.Заходер «Никто».

1

14.03

Л.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек». Наш театр. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить».

1

17.03

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

31.03

Люблю всё живое

Виды речевой и читательской деятельности - 12 ч

Литературоведческая пропедевтика-1ч

Творческая деятельность учащихся-1ч

14 ч

Знакомство с произведением Г.Снегирёва «Отважный пингвинёнок».

 Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами.

Составление таблицы вопросов по осмыслению художественного произведения.

Определение главной мысли произведения. Знакомство с произведением М.Пришвина «Ребята и утята».

Работа по вопросам учебника. Сравнение произведений.

Знакомство с текстом о зайце из энциклопедии и стихотворения Н.Рубцова.

Сравнение текстов, выяснение позиции автора.  

Знакомство с книгами В.Бианки на выставке. Определение, что объединяет эти книги. Деление книг на группы.

Выбор книги из представленных, рассказ о книге. Знакомство с жизнью и творчеством В.В.Бианки.

 Знакомство с произведениями В.Бианки на книжной выставке.

Чтение произведения «Хитрый лис и умная уточка». Определение жанра произведения.

Знакомство с произведениями Н.Сладкова. Самостоятельное чтение рассказов Н.Сладкова. Определение жанра произведений.

Чтение диалога ежа и лисицы по ролям. Знакомство с книгами Н.Сладкова, рассматривание.

самоконтроль

Саша Чёрный «Жеребёнок» . Авторское отношение к  изображаемому.

1

03.04

С. Михалков «Мой щенок». Дополнение содержания текста. Г.Снегирёв «Отважный пингвинёнок» .

1

04.04

М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана. Е.Чарушин «Страшный рассказ».

1

07.04

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Н.Рубцов «Про зайца». «Заяц»  

1

10.04

Проект. Создание фотоальбома о природе. В.Берестов «С фотоаппаратом».

1

11.04

Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В.Бианки.

1

14.04

В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка». Составление плана на основе опорных слов.

1

17.04

Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок.

1

18.04

В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?». Г. Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?».

1

21.04

Наш театр. В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Инсценирование.

1

24.04

Шутки-минутки. В. Берестов «Заяц-барабанщик», «Коза».

1

25.04

Оценка метапредметных результатов.

1

28.04

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

01.05

Контрольная работа по теме «Люблю всё живое».

1

02.05

Жизнь дана на добрые дела

Виды речевой и читательской деятельности - 9ч

Круг детского чтения- 3ч

12 ч

Знакомство с темой раздела. Какие дела можно назвать добрыми.

Работа с пословицей.

 

 Поиск добрых дел,  о которых говорится в стихотворении С.Баруздина «Стихи о человеке и его делах».

Знакомство с произведением Л.Яхнина «Пятое время года».

Коллективное редактирование текстов.

Представление письменных работ. Знакомство с пословицами и поговорками. Чтение рассказа Л.Яхнина «Силачи». Определение главной мысли. Чтение произведения В.Осеевой «Просто старушка». Сравнение произведений Л.Яхнина и В.Осеевой. Представление своих работ «Что такое совесть».

 Создание иллюстрации к сочинению.

Знакомство с выставкой, выбор книги из представленных книг.

 Определение, почему эти книги включены в раздел «Жизнь дана на добрые дела».

Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения С.Михалкова «Не стоит благодарности».

Чтение произведения.

Работа в группе. Распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа.

Выразительное чтение по ролям. Драматизация произведения. Сравнение произведения с басней И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Экскурсия

Работа над ошибками.

Какие дела самые важные. С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». Заголовок.

Л.Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок.

1

05.05

В. Осеева «просто старушка». Смысл заголовка.

1

08.05

Кого можно назвать сильным человеком. Э.Шим «Не смей!»

1

09.05

10.05

А. Гайдар «Совесть». Е.Григорьева «Во мне сидят два голоса».

1

12.05

В. Осеева «Три товарища»

1

15.05

И. Пивоварова «Сочинение». Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

1

16.05

Мы идём в библиотеку. Рассказы Н.Носова.

1

19.05

Самостоятельное чтение. Н. Носов «Затейники». Подбор заголовка.

Н.Носов «Фантазёры». Чтение по ролям.

1

22.05

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни.

1

23.05

Повторение  пройденного материала.  Мир сказок.

1

26.05

Повторение  пройденного материала.  Краски весны и лета.

1

29.05

Повторение  пройденного материала.  В мире художественной литературы.

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...