К.И.Чуковский "Путаница"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект открытого урока литературного чтения с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
___________________________________________________________
306251, с.Быканово, ул. Молодежная,14 Обоянского района Курской области. Тел. 8 (471-41) 3 – 32 – 42
bickanovsсkaja @yandex.ru. www.obo-buk.
Открытый урок
литературного чтения
во 2 классе.
К. И. Чуковский «Путаница».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Кислова Н. В.
2017 г.
Тема урока: К.И. Чуковский «Путаница».
Цели: познакомить учащихся с небылицей К.И. Чуковского «Путаница», повторить сведения о малых жанрах устного народного творчества.
ПР: прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника; определять особенности юмористического произведения.
УУД: регулятивные: уметь понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
познавательные: уметь ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя, строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Личностные: способствовать формированию учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формированию мотивационной основы учебной деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, рисунки детей, выставка книг К. И. Чуковского.
Ход урока
I. Оргмомент. Приветствие.
II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
1.Речевая разминка (прочитать с разной интонацией).
«По поднебесью, братцы, медведь летит, Слайд 2
Медведь летит, хвостом вертит».
Определите жанр произведения. Перед нами быль или небылица? Слайд 3
Небылица - это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка.
Значит жанр нашего произведения – небылица, точнее сказать авторская небылица.
-Как вы думаете, что будет отличать её от народной небылицы?
- Раз это авторская небылица, значит, есть автор.
Угадайте автора по отрывкам из произведений.
Пошла Муха на базар Слайд 4
И купила самовар.
Ехали медведи Слайд 5
на велосипеде,
А за ними кот
Задом наперёд.
Ох, нелёгкая эта работа
Из болота тащить бегемота. Слайд 6
Вдруг из маминой из спальни, Слайд 7
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой.
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу: Слайд 8
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу»
-Узнали, кто автор этих строк. Слайд 9
- Конечно, это К.И. Чуковский.
Выставка книг и рисунков.
-Назовите тему урока. Какие задачи мы перед собой поставим?
К.И. Чуковский: «Небылица». Познакомиться с авторской небылицей.
III. «Открытие» детьми нового знания.
1. Биография Чуковского. Слайд 9
- Прежде чем познакомиться с небылицей Чуковского, давайте познакомимся с его биографией.
Кто может рассказать об этом авторе?
- Корней Иванович Чуковский (1882 – 1969) – русский писатель, переводчик, сказочник, критик. От рождения он – Николай Васильевич Корнейчуков. А Корней Иванович Чуковский – псевдоним. Родился в Петербурге 31 марта 1882 года в семье Эммануила Соломоновича Левенсона и полтавской крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчуковой.
Вскоре его мать переехала в Одессу. Мальчика отдали в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключён. Чуковский перепробовал много профессий. В 19 лет начал печататься в газете «Одесские новости».
Газета направила его в Англию. Там он самостоятельно выучил английский язык. Благодаря его переводам с английского все прочитали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, «Приключения Мюнхаузена» Распе.
У Корнея Ивановича было четверо детей. Общение с детьми он считал лучшим отдыхом. Сказочником он стал совершенно случайно. Заболел его сынишка. Мальчик плакал, стонал. Корней Иванович, чтобы его развлечь, стал на ходу сочинять сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Крокодил, Крокодил Крокодилович…
Это первые строчки его сказки «Крокодил».
И второй случай. Работая в своём кабинете, Чуковский услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться.
Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появился «Мойдодыр».
Важно отметить, что в русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почётное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. К.И.Чуковский прожил последние годы жизни в Подмосковье, в посёлке Переделкино. Умер от болезни в 1969 году.
Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Книги К. Чуковского будут жить долго…Почему?(Ответы детей, с.4 учебника)
- ЦИТАТА Слайд 10
2. Просмотр мультфильма и первичное закрепление. Видео (11)
Словарь: я предлагаю обратить внимание вот на эти слова, т.к. они редко употребляются в нашей речи.
Ковш - округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего. Слайд 12-13
Кадка - бочка с прямыми боками и одним дном.
Ушат - небольшая деревянная кадка с ушами (ручками).
-Понравился м/ф? - По какому произведению К.И. Чуковского он поставлен?
-Докажите, что это небылица.- Что необычного?
-А могу ли я сказать, что это сказка? ДА, см. определение.
IV. Физминутка «Бабочка».
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре – улетела, на цветочек села.
V. Совместное открытие (применение) знаний.
1.Чтение небылицы.
2. Работа по содержанию.
Вопросы к прочитанному:
- Назови персонажей сказки. Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?
Дайте характеристику героев(синквейны).
- А, как же, по вашему мнению, можно назвать остальных героев сказки?
- Почему герои сказки так поступили и что из этого вышло?
- Можно играть со спичками?
- Кто и как тушил пожар? Почему только бабочка смогла потушить горящее море?
Как можно справиться с бедой? (Только вместе.)
Вывод: В сказках К.И. Чуковского всё касается всех. Уж если беда, то вселенская, вплоть до светопреставления («Краденое солнце»), а если радость, то всемирная.
- Радуются ли звери успеху бабочки? Докажите.
- Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?
Д. Звери не шалите!
2. Прочитайте выразительно, стараясь передать настроение каждого героя..
3. Чтение по ролям (групповая работа).
4. Инсценирование (наизусть).
- В какой творческой форме можно представить сказку? (Инсценировать, рассказать, поставить спектакль, музыкальную сказку).
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
1. Решение кроссворда. Слайд 14-22
2. Какое произведение вы сегодня узнали? Выразите свое отношение к нему?
Синквейн
Слайд 23
Путаница
Интересная, поучительная
Радует, оберегает, наставляет
Будьте послушными, ребята!
Порядок.
У К. Чуковского есть замечательная сказка, которую автор написал для своей больной дочери Муры «Чудо - дерево».
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!
-Давайте украсим нашего Чудо - дерево сапожками разного цвета:
Урок прошёл плодотворно, всё понятно
Есть небольшие проблемы
Скучно, неинтересно
VII. Дома: написать отзыв о произведении в читательский дневник.