"Черемуха" С.А. Есенин
план-конспект урока по чтению на тему
План-конспект по литературному чтению по программе «Школа России» 3 класс 2 часть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lch.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект по литературному чтению по программе «Школа России» 3 класс 2 часть
Тема: «Черемуха» С.А. Есенин.
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с творчеством С.А. Есенина и средствами художественной выразительности в стихотворении «Черемуха».
Предметные задачи: способствовать формированию навыка эстетического слушания и восприятия поэтического текста, развитию творческого воображения и фантазии, развитию умений находить в тексте образные средства и определять их авторское назначение; выражению личностного отношения к прочитанному; развитию выразительности чтения; формированию умений объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому; воспитанию трепетного отношения к родной земле, своему Отечеству и к окружающей природе.
Планируемые результаты: содействовать формированию личностных УУД – умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности; основ для самовыражения в творческой деятельности.
Метапредметные – содействовать формированию УУД:
а) регулятивных – принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарем учебника, произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;
б) познавательных – определять тему и главную мысль литературного произведения, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;
в) коммуникативных – использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления, выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий; презентация.
Ход урока
Этапы урока | Время | Содержание деятельности на уроке | Формы и приемы деятельности |
Организационный момент | 3 мин. | 1) Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. - По дороге к вам школьной спешила, любовалась, как жизнь хороша! Солнце ласково в небе светило и моя улыбалась душа. Свое хорошее настроение хочу передать вам и предлагаю начать урок с улыбки. Возьмите за руку своего соседа, улыбнитесь и выскажите ему свои пожелания. - Да, действительно, нам понадобиться сегодня и желание, и терпение, и умение слушать и слышать друг друга. 2) Речевая разминка: а) постановка правильного речевого дыхания; б) развитие интонации, выразительной речи: «Шуршат на дереве листы, Шуршит камыш И дождь шуршит, И мышь, шурша в нору спешит» - Прочитайте это четверостишие шепотом - Какие звуки вы слышали? - Как вы думаете, что помогло нам представить картину, о которой говорится в этом четверостишие? - Какие звуки в нем преобладают? | 1) Работы в парах. Опорная фраза «Сегодня на уроке я тебе желаю…». Учащиеся делятся пожеланиями. 2) Правило речевого дыхания: говорим всегда на выдохе. Упражнение «задуй свечу». Слайд №1 с текстом четверостишия. Работы над четкостью произношения звука [ш]. Соблюдение логического ударения по образцу учителя и выделенных слов в четверостишие. |
Самоопределение к деятельности: формулирование темы урока, постановка задач деятельности на уроке | 2-3 мин. | 1) Работа с загадкой: «Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала, А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна» - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой, оно голубое-голубое, воздух прозрачный, чистый и влажный. И вдруг в эту картину врывается запас цветущей черемухи. - Весне многие поэты посвящали свои произведения и, конечно же, цветение черемухи не осталось без их внимания. Отгадайте, какой же автор в своем творчестве отразил особенности цветения черемухи? Е Н С Н И Е 3 4 2 6 5 1 - Мы с вами уже знакомились с творчеством Есенина. Кто помнит, как его зовут? - Проверьте себя и найдите формулировку темы в содержании учебника. - Найдите это произведение в учебнике. 2) Формулирование задач урока | Работа в парах Слайд №2 (с буквами), слайд №3 (имя поэта). Работы с учебником. Работы в парах, рассматривание материалов урока на стр. 55-56. |
Подготовительная работа перед чтением текста | 5-7 мин. | 1) Рассказ о творчестве С.А. Есенина. 2) Работа с выставкой книг поэта. Беседа по вопросам. - Рассмотрите книги с произведениями С.А. Есенина - Что их объединяет? - Какие особенности творчества Есенина вы можете назвать? Как его называли коллеги? (певец родной природы) - Можно ли по обложкам книг С.А. Есенина определить особенности его творчества? 3) Беседа на тему произведения. - Сергея Есенина называли певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки своих настроений, своих чувств. Есенина отличают необыкновенная искренность и удивительная чуткость к зеленым краскам. Поэт был влюблен в родные поля и леса, в свое деревенское небо, деревья, цветы, поэтому еще в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо и чувствовать силу и нежность окружающей природы. | Подготовленные учащиеся. Прослушивание докладов. Слайд № 3. Мотивация самостоятельного чтения. |
Первичное чтение текста | 1 мин. | Варианты: а) прослушивание в аудиозаписи в исполнении актера б) выразительное чтение учителя (при закрытых книгах у учащихся) - Послушайте произведение С.А. Есенина и постарайтесь почувствовать то настроение, которое автор передал в своем стихотворении. | |
Беседа после первичного чтения текста | 3-4 мин. | 1) Беседа по вопросам (эмоционально-оценочного характера): - Какие чувства вы испытывали, когда слушали это стихотворение? - Какое настроение передал автор в этом стихотворении? - О каких образах рассказывает С.А. Есенин в стихотворении? | Фронтальный опрос |
Повторное чтение по частям и анализ каждой части | 7-8 мин. | - Как автор описывает черемуху? - С кем сравнивает черемуху Есенин? - Почему вы так решили? - Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор для описания черемухи? - Какая картина предстает в вашем воображении при чтении этих строк? - Как вы думаете, ребята, а какое время суток отражено в этом стихотворении? - Как вы понимаете выражение «роса медвяная», «зелень пряная»? - Как вы понимаете выражение «развесившись стоит»? - А почему автор называет зелень золотистой? - Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в этом четверостишие? - Как вы понимаете выражение «волной гремучею»? - Найдите в словаре и объясните значение слова «вкрадчиво». - А что означает слово «кручею»? - Как вы думаете, можно ли слово «вкрадчиво» заменить словами осторожно, доверительно? Прочитайте, что получится. - Как все-таки красивее звучит? | Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка: эпитетом, метафорой, сравнением. Словарная работа, объяснение значения выражений. Словарная работа: медвяная – запах меда, черемуха медоносное растение; гремучая – шумная, издающая громкие звуки; обдает – окатывает водой, брызгами; проталинка – место, где стаял снег; вкрадчиво – осторожно, доверительно; под кручею – под обрывом. Стилистический эксперимент.
|
Анализ произведения | 10-11 мин. | 1) Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнения задания №1 стр.56. - Как вы считаете, ребята, зачем автор написал это стихотворение? - При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? - Как называются такие слова: душистая, …? Что такое эпитет? - Придумайте эпитеты к слову черемуха. 2) Работа над образами черемухи и ручья. - Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые? - Попробуйте доказать, что черемуха – центральный образ в стихотворении. - Чем привлекла внимание поэта черемуха, которая «с весною расцвела»? - Рассмотрите иллюстрации и найдите троки к ней в стихотворении - О ком же можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? Какой образ олицетворяет черемуха? - Как вы думаете, ребята, кого подразумевает поэт под образом ручья? - Нравится ли ручью черемуха? - Хочется ли ручейку понравиться черемухе? 3) Словесное иллюстрирование (задание №6 на стр.56) 4) Работа над выразительностью чтения: - Какие слова в стихотворении помогают нам представить яркие картины, нарисованные поэтом? (ветки золотистые, сияют в серебре, серебряный ручей, зелень золотистая) - Сколько золота и серебра, сколько света и блеска представлено в стихотворении. Когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили блеск и сияние, то они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки [з-з-з], [с-с-с]. - Воспользовался ли этим приемом С.А. Есенин? - Прочитайте первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки. - Прочитайте строки про черемуху в 4 четверостишие и подчеркните звуки [з], [с]. - Прочитайте 3 четверостишие и постарайтесь понять, какие звуки помогают нам представить движение маленького, но быстрого ручейка? - Прочитайте 3 четверостишие и постарайтесь, выделив эти звуки передать движение воды в ручье. - Как вы думаете, как надо читать это стихотворение – быстро или неторопливо? - А какие строки, по-вашему, нужно читать чуть-чуть быстрее? - А сейчас постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства. 5) Творческая работа по прочитанному стихотворению: - На столе у вас лежат стикеры. Представьте, что вы художники, каким бы цветом вы закрасили каждое четверостишие? - Приклейте цвета на каждую строчку. Какие цвета у вас получились? - Почему? Какой вывод вы можете сделать? | Слайд с разными ответами учащихся: 1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха; 2.Чтобы передать свою радость; 3.Чтобы привлечь читателя к красоте весенней природы; 4.Чтобы вызвать сопереживание. Работа с текстом стихотворения. Выборочное чтение. Ответы детей: «черемуха душистая», «роса медвяная», «серебряный ручей», «зелень золотистая». Литературоведческая пропедевтика. Эпитет – это образное художественное определение свойств предметов. Эпитеты: пушистая, белоснежная, веселая, задорная, весенняя. Работа в парах Слайд со 2 и 4 четверостишием и выделенными буквами з, с в словах Звуки [пр], [р], [т], [стр], [бр]. Введение определения «аллитерация» (повторение одинаковых согласных) Работа со стикерами. |
Обобщающая беседа | 5 мин. | 1) Беседа по вопросам: - О каких образах рассказывает С.А. Есенин в стихотворении? - Назовите изобразительно-выразительные средства языка, которые использует автор для описания черемухи. - Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые? - Какие слова в стихотворении помогают нам представить яркие картины, нарисованные поэтом? 2) Работа с пословицами: - Прочитайте пословицы на слайде и выберите ту, которая подходит по содержанию к стихотворению. 3) Беседа по вопросам и формулировка основной мысли произведения: - Какой вывод мы можем сделать для себя после прочтения стихотворения? - На чем заостряет внимание читателей автор стихотворения? - К чему он нас призывает? | 1) Фронтальная работа. 2) Слайд №4: - Душистая черёмуха…Она не раз воспета поэтами. Зацветает черёмуха — это значит, царствует весна, наряжается природа, преображается мир. - Цветёт черёмуха – улов лещей. - Когда цветёт черёмуха, всегда живёт холод. Выражают свое мнение. 3) Высказывают свое мнение: любить, наслаждаться ее красотой, видеть прекрасное даже в обычных вещях. |
Домашнее задание | 1 мин. | - Выучить стихотворение наизусть. - Для сильных учащихся написать сочинение о том, как вы видите черемуху в своем воображении. - Остальные учащиеся тоже могут присоединиться к выполнению задания по желанию | |
Рефлексия | 1 мин. | Беседа по вопросам: 1) Закончить фразу - Что вам показалось на уроке самым интересным - Что оказалось трудным 2) Продолжи фразу - Сегодня я узнал… - Мне было интересно… - Мне было трудно… | |
Итог | 1 мин. | Учитель оценивает работу учащихся: -Ребята, как вы думаете, какую тему автор затрагивает в своем произведении? - Как прекрасна природа в эту пору, а особенно, когда расцветает черемуха, она наполняет воздух чудесным ароматом, радует своими яркими красками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.Есенина.
Урок-мастерская в 4 классе....
"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(1 часть)
Материал данного урока охватывает наиболе интересеные для учащихся аспекты жизни Великого Русского поэта, благодаря которым учащиеся могут гораздо лучше узнать поэта, его жизнь и творчество....
"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(2 часть)
Благодаря наличию презентации, учащиеся могут не только услышать, но и увидеть некоторые фрагменты и факты из биографии Великого Русского поэта, что позволит усвоть материал гораздо лучше, ведь как из...
Праздник в начальной школе «Знакомый Ваш, Сергей Есенин», посвящённый 120-летию С.А. Есенина, 03.10.2015
Праздник в начальной школе «Знакомый Ваш, Сергей Есенин», посвящённый 120-летию С.А. Есенина, 03.10.2015...
Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»
Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...
С. А. Есенин «Черёмуха». Тема Родины в творчестве С.Есенина
Тема Родины в творчестве С.Есенина....
Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина
Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...