Статья "Что лучше читать?"
статья по чтению по теме

Петрова Ольга Вячеславовна

В данной статье излагаются вопросы о том,что именно и какие книги  лучше читать,какое  влияние оказывает на организм человека чтение с экрана,положительные и отрицательные моменты чтения  с электронного носителя книги.Особое внимание уделяется тому,как по-разному влияет чтение с разных информационных носителей,чем важны сам процесс чтения и чтение именно печатных изданий.Представлены данные о путях  преодоления трудностей в развитии интереса к чтению,исследования ученых о пользе чтения,рекомендации безопасного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_luchshe_chitat.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Что лучше читать?

Жизнь движется вперед, чтобы не происходило вокруг. Люди читали, читают и будут читать книги. Книги сначала были очень просты , а теперь мы держим в руках электронную книгу. Все большую популярность завоевывают в последнее время электронные книги или ридерсы - устройства для прочтения электронных книг. Однако не стоит забывать ,  какое влияние оказывает на организм человека чтение с экрана и подобных электронных устройств.

Какие же существуют положительные моменты чтения с электронного носителя книги? Мобильность (меньше веса), портативность (меньше места), скорость(сразу получаете нужную информацию),удобно хранить много информации, можно читать почти везде. Доступно чтение в любой отдаленной  точке планеты, где есть  подключение к Интернету. Кроме этого не страдают деревья от вырубки на изготовление необходимого количества бумаги. Для людей с ограниченными возможностями можно изменить шрифт текста .  С дополнительной программой обеспечения можно слушать  в аудио-формате.

 Каковы же негативные моменты чтения книги с электронного носителя? Распространенное монохромное изображение усиливает нагрузку на глаза. После долгого сидения мышцы затекают, глаза устают. Здоровье подвергается опасности при слишком длительном пребывании перед экраном: вред глазам, осанке. Возникают неудобства пользования такой книгой и  при ярком солнечном освещении. Множество форматов может не открываться на устройстве. Подводит и ненадежность Интернета. Не каждая книга публикуется в электронном формате. Электронная книга требует частой  подзарядки. Ее легче повредить от падения. Читать детям электронные книги, по мнению офтальмологов, не стоит, так как вредны для ребенка, который находится в периоде роста и формирования рефракции.

 Темпы развития науки, техники опережают способность современного человека все осмыслить, освоить и разумно использовать на практике в современной технической и информационной среде. Развитие культуры, духовности, интеллектуальности , науки -будущее страны. «У цифровых аборигенов» нагрузка на мозг непрерывно снижается./Из монографии «Происхождение мозга» С.Савельева/Основной проблемой нашего века информационных технологий является экологическая безопасность мозга человека.

 Задавали ли вы себе вопрос: как влияет чтение текста на экране монитора от бумажного носителя? Оказывается, что чтение книги на обычном бумажном носителе или слушание музыки вживую по своим биоэнергоинформационным воздействиям отличается от восприятия информации в цифровом виде. Читать такие книги рекомендуют нейрофизиологи. Недавнее исследование ученых из Великобритании доказало, что это занятие приносит не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения человек упражняет весь мозг. В процессе эксперимента участников поместили в камеру аппарата МРТ и попросили прочитать текст на мониторе внутри камеры двумя способами: ради удовольствия и критически анализируя текст. То, что они обнаружили, оказалось просто удивительным. Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому восприятию происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровообращения. Каждый вид неврологической нагрузки несет свою пользу человеческому мозгу. Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект «погружения» в книгу, то есть начинают функционировать те области, которые в другое время не задействованы. Происходит стимулирование мозговой активности.

Процесс чтения имеет  и социальную функцию. Социологи убеждены ,что люди, которые читают книги, всегда будут  думать и руководить. Специалисты советуют 2 часа в день выделять на чтение хорошей литературы. Прочитанная книга лучше просмотренного фильма, так как чтение не ограничивает фантазию. Чем больше человек читает, тем меньше похож на других. Вместе с героями произведений у него формируется характер, индивидуальность, истинные критерии достойного поведения. Но культура человека зависит не от того, сколько прочитано, а от количества книг, которые он понял. Учеными доказано, что даже 6 минут чтения в 2 раза снижает уровень стресса. И этот процесс идет быстрее, чем от прослушивания музыки или прогулки пешком. Поэтому читайте книги сами и прививайте здоровую привычку к знаниям посредством книг и своим детям. Пусть книга для вас в жизни станет маяком знаний, к которому вы будете идти всю свою жизнь.

Россия перестала быть самой читающей страной. Современные школьники, живущие в период научно-технического прогресса , читают мало. Есть те, кто  и за год вообще ни разу не открывали книгу, давно позабыв  о том, что значит держать в руках печатное издание.

 «Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах , из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание…»(Ч.Диккенс)

Как приятно чувствовать на ощупь обложки разных книг или путешествовать по книгам или томам, переворачивать и шелестеть страницами , по своему желанию долго рассматривать и любоваться иллюстрациями или фотографиями в них. Книга переходит из рук в руки, радует добрым отзывом, автором, вопросами из нее. Так она приносит пользу, помогает людям в жизни, ждет своего читателя, который раскроет ее, внимательно прочитает и получит сокровища знаний, опыта многих поколений. Всякий раз когда, отложив книгу, читатель начнет собственные размышления –  тогда книга достигла своей важной цели.

Чтение книги с бумажного носителя безвредно  для здоровья, если соблюдать рекомендации безопасного чтения:

  • Не читать лежа;
  • Читать сидя;
  • Не читать при плохом освещении;
  • Читать с хорошим шрифтом;
  • Не читать в транспорте;
  • Соблюдать расстояние между глазами и книгой;
  • Следить за осанкой во время чтения.

Возможны пути  преодоления трудностей в развитии интереса к чтению и читательских умений:

  • Узнавать кто, как, что и где читает.
  • Слушать выступления детей, которые читают охотно, много книг дома.
  • Посещать районную библиотеку .
  • Викторины :«Мои первые книжки.», «Природа в произведениях…», «По страницам любимых сказок.» , «О каких произведениях идет речь в загадках?», «Книжка, с которой не грустно.», «Ребята в произведениях писателей и поэтов.», «Любимые книжки наших родителей.», «Писатель и его книги.»
  • Знать приоритеты в чтении младших школьников.
  • Определять темы, делать выбор произведений, вопросов.
  • Просмотр спектаклей.
  • Посещение музеев и выставок.

Чтение книги придумано не для развлечения. Оно такое же орудие борьбы человека с природой как укрощенный огонь, электрическая лампа. Это важный процесс  для постижения всех наук о хранении  и пользовании культурой человечества, его прошлым и настоящим. Современный человек не может жить без книги. В его жизни это возможность самообразования, самосовершенствования. Надо уметь пользоваться даром человеческой природы, ценить его, заботиться  в семье о приобщении к книгам , дать почувствовать радость познания, счастье общения, дружбу с ней. Как это сделать? Ребенок легче пристрастится к чтению книг, если вся семья проникнется этим, разыскивая новые книги, радуясь приобретению интересной книги, разговаривая о прочитанных книгах, ухаживая за книгами, устраивая семейные чтения. Надышавшись этой атмосферой, ребенок без особого труда настроится на чтение. Ребенок должен почувствовать вкус к чтению: уметь читать, понимать прочитанное.

 Между тем установлено, что литература благотворно влияет на развитие человеческого интеллекта. Классическая поэзия не только бальзам для души, но и тренировка для мозга. Так исследователи из Великобритании сравнили как реагирует ЦНС на обычный язык в прозе и в стихах. Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют на каждое слово, особенно на необычные поэтические обороты, вызывая избыточное возбуждение в мозгу, активируя зону автобиографического воспоминания и обращения к пережитому личному опыту от полученных впечатлений, переосмысливая собственное прошлое. Поэзия будит благородный поступок, высокую мысль, нежное ощущение и все, что выходит из наших действий.

Когда стихи сияют совершенством,

Они дарят читателя блаженством. (Джами)

Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался. Опыт людей  всех областей жизни хранится в книгах. Слово-инструмент общения. Людям, чей словарный запас мал, очень трудно выразить свои мысли, поэтому они заменяют общеупотребительные слова сленгом, не всем понятных слов. Таким необходимо читать авторов, которые хорошо пишут, тогда и говорить будут хорошо. Но из произведений писателя следует читать то, что достойно, что привело бы к большому вкусу у читателя, что было бы «насущным хлебом» ( А.А.Блок)для души.

В каждой книге найдется что-нибудь полезное и как создание мысли принадлежит всему человечеству. Нет ничего выше книг для сердца, для души. Любить чтение - значит любить менять часы скуки на часы большого наслаждения. Под влиянием ежедневного чтения хороших книг , словно на огне, тает всякого рода грубость. Люди и не подозревают, что научиться читать стоит больших трудов и времени в целую жизнь. И если хочешь приобрести мудрость, то не читай поверхностно -вдумывайся в прочитанное. Средство, помогающее лучше усвоить знания -беседовать друг с другом, читать немного, но много размышлять о прочитанном.

Книга умеет соединять приятное с полезным, одновременно развлекая читателя и давая ему совет. С чужого опыта разумно брать себе полезное. Примеры служат к исправлению. Много интересного можно узнать из книг. Новые произведения и издания можно приобрести в бумажной форме, читать. И слова не исчезнут случайно. Чтение книг с бумажного носителя развивает интерес к чтению,  эрудицию; формирует читательские умения, пристрастия, культуру, традиции, преодоление замкнутости, неуверенности, положительные эмоции, желание открыть прочитанную книгу снова и снова; способствует развитию интеллектуальных умений, кругозора; помогает развивать ум, смекалку, анализировать, поступать без вреда для  себя и других; воспитывает манеры, привычки; отвлекает от картинной реальности; включает в интересные события, любимое занятие, общение, заботу о животных; показывает примеры поведения, решения проблем и конфликтов. Сколько полезного может сделать ребенок в реальной жизни с познавательной творческой активностью!

Чего не знаешь, можно  добывать из любого безопасного  источника. Но есть вещи, которым учат лишь сама жизнь да время. В народе говорят: жизнь-река мудрости. Чем больше человек живет и  работает над собой, тем мудрее он становится.

Знание бесконечно,  жизнь коротка.(Гиппократ)

Чтобы не быть невеждами в разных областях, надо стремиться к тому, чтобы пополнять запасы знаний в этих областях. Всего знать никто не может, но стремиться к этому можно всю жизнь.

В одном из последних интервью Даниил Гранин говорил: « Книга теряет читателя. Я в это не верю. Ты остаешься один на один с ней. Происходит какое-то соавторство. Книга-это ее запах, ее вес, обложка. Чтобы писать для читателя, надо идти за ним , писать то что он еще не знает .Тот мир, с которым я его хочу познакомить.»

Иногда или часто  человеку надо побыть наедине с собой, прийти в себя, взять второе дыхание для дальнейшего следования вперед, осмыслить пройденное и в чем-то подвести итог, остановиться на мгновение для пополнения не только своего физического тела едой, но и своего  душевного сосуда  духовной пищей .А это можно осуществить в полноценном общении с верным другом и прекрасным собеседником -печатной книгой. И во времена новых технологий и технических привычек,  всегда будут те, кто понимает истинную бесценность печатных изданий, прошедших нелегкий путь до нашего времени.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии праздников: "Ты на свете лучше всех, мама!", "Вместе весело шагать"

Сценарии праздников: «Ты на свете лучше всех, мама!»  Игра-путешествие  "Вместе весело шагать…"   «...

Сценарий праздника "Что может быть лучше России?" 3-4 кл.

В сценарии представлены стихи и песни о Родине, а также конкурсы, несущие гражданскую и патриотическую направленность....

Классный час "Маленькое дело лучше большого безделья"

Классный час посвящен воспитанию трудолюбия....

Мастер - класс «Нет Земли лучше Родины своей, Лучше, чем на Родине, нет людей»

Интерактивные игры для развития патриотизма у детей младшего школьного возраста...

Сценарий праздника Почета «Лучшие из лучших»

Честование самых лучших учащихся....

Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (Направленность: «Мой лучший урок в системе воспитания школы»).

Урок окружающего мира был проведен в третьем классе по теме «Природа в опасности. Охрана природы». Урок был направлен на воспитание способности воспринимать, чувствовать и правильно понима...