Статья "Что лучше читать?"
статья по чтению по теме
В данной статье излагаются вопросы о том,что именно и какие книги лучше читать,какое влияние оказывает на организм человека чтение с экрана,положительные и отрицательные моменты чтения с электронного носителя книги.Особое внимание уделяется тому,как по-разному влияет чтение с разных информационных носителей,чем важны сам процесс чтения и чтение именно печатных изданий.Представлены данные о путях преодоления трудностей в развитии интереса к чтению,исследования ученых о пользе чтения,рекомендации безопасного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_luchshe_chitat.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Что лучше читать?
Жизнь движется вперед, чтобы не происходило вокруг. Люди читали, читают и будут читать книги. Книги сначала были очень просты , а теперь мы держим в руках электронную книгу. Все большую популярность завоевывают в последнее время электронные книги или ридерсы - устройства для прочтения электронных книг. Однако не стоит забывать , какое влияние оказывает на организм человека чтение с экрана и подобных электронных устройств.
Какие же существуют положительные моменты чтения с электронного носителя книги? Мобильность (меньше веса), портативность (меньше места), скорость(сразу получаете нужную информацию),удобно хранить много информации, можно читать почти везде. Доступно чтение в любой отдаленной точке планеты, где есть подключение к Интернету. Кроме этого не страдают деревья от вырубки на изготовление необходимого количества бумаги. Для людей с ограниченными возможностями можно изменить шрифт текста . С дополнительной программой обеспечения можно слушать в аудио-формате.
Каковы же негативные моменты чтения книги с электронного носителя? Распространенное монохромное изображение усиливает нагрузку на глаза. После долгого сидения мышцы затекают, глаза устают. Здоровье подвергается опасности при слишком длительном пребывании перед экраном: вред глазам, осанке. Возникают неудобства пользования такой книгой и при ярком солнечном освещении. Множество форматов может не открываться на устройстве. Подводит и ненадежность Интернета. Не каждая книга публикуется в электронном формате. Электронная книга требует частой подзарядки. Ее легче повредить от падения. Читать детям электронные книги, по мнению офтальмологов, не стоит, так как вредны для ребенка, который находится в периоде роста и формирования рефракции.
Темпы развития науки, техники опережают способность современного человека все осмыслить, освоить и разумно использовать на практике в современной технической и информационной среде. Развитие культуры, духовности, интеллектуальности , науки -будущее страны. «У цифровых аборигенов» нагрузка на мозг непрерывно снижается./Из монографии «Происхождение мозга» С.Савельева/Основной проблемой нашего века информационных технологий является экологическая безопасность мозга человека.
Задавали ли вы себе вопрос: как влияет чтение текста на экране монитора от бумажного носителя? Оказывается, что чтение книги на обычном бумажном носителе или слушание музыки вживую по своим биоэнергоинформационным воздействиям отличается от восприятия информации в цифровом виде. Читать такие книги рекомендуют нейрофизиологи. Недавнее исследование ученых из Великобритании доказало, что это занятие приносит не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения человек упражняет весь мозг. В процессе эксперимента участников поместили в камеру аппарата МРТ и попросили прочитать текст на мониторе внутри камеры двумя способами: ради удовольствия и критически анализируя текст. То, что они обнаружили, оказалось просто удивительным. Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому восприятию происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровообращения. Каждый вид неврологической нагрузки несет свою пользу человеческому мозгу. Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект «погружения» в книгу, то есть начинают функционировать те области, которые в другое время не задействованы. Происходит стимулирование мозговой активности.
Процесс чтения имеет и социальную функцию. Социологи убеждены ,что люди, которые читают книги, всегда будут думать и руководить. Специалисты советуют 2 часа в день выделять на чтение хорошей литературы. Прочитанная книга лучше просмотренного фильма, так как чтение не ограничивает фантазию. Чем больше человек читает, тем меньше похож на других. Вместе с героями произведений у него формируется характер, индивидуальность, истинные критерии достойного поведения. Но культура человека зависит не от того, сколько прочитано, а от количества книг, которые он понял. Учеными доказано, что даже 6 минут чтения в 2 раза снижает уровень стресса. И этот процесс идет быстрее, чем от прослушивания музыки или прогулки пешком. Поэтому читайте книги сами и прививайте здоровую привычку к знаниям посредством книг и своим детям. Пусть книга для вас в жизни станет маяком знаний, к которому вы будете идти всю свою жизнь.
Россия перестала быть самой читающей страной. Современные школьники, живущие в период научно-технического прогресса , читают мало. Есть те, кто и за год вообще ни разу не открывали книгу, давно позабыв о том, что значит держать в руках печатное издание.
«Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах , из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание…»(Ч.Диккенс)
Как приятно чувствовать на ощупь обложки разных книг или путешествовать по книгам или томам, переворачивать и шелестеть страницами , по своему желанию долго рассматривать и любоваться иллюстрациями или фотографиями в них. Книга переходит из рук в руки, радует добрым отзывом, автором, вопросами из нее. Так она приносит пользу, помогает людям в жизни, ждет своего читателя, который раскроет ее, внимательно прочитает и получит сокровища знаний, опыта многих поколений. Всякий раз когда, отложив книгу, читатель начнет собственные размышления – тогда книга достигла своей важной цели.
Чтение книги с бумажного носителя безвредно для здоровья, если соблюдать рекомендации безопасного чтения:
- Не читать лежа;
- Читать сидя;
- Не читать при плохом освещении;
- Читать с хорошим шрифтом;
- Не читать в транспорте;
- Соблюдать расстояние между глазами и книгой;
- Следить за осанкой во время чтения.
Возможны пути преодоления трудностей в развитии интереса к чтению и читательских умений:
- Узнавать кто, как, что и где читает.
- Слушать выступления детей, которые читают охотно, много книг дома.
- Посещать районную библиотеку .
- Викторины :«Мои первые книжки.», «Природа в произведениях…», «По страницам любимых сказок.» , «О каких произведениях идет речь в загадках?», «Книжка, с которой не грустно.», «Ребята в произведениях писателей и поэтов.», «Любимые книжки наших родителей.», «Писатель и его книги.»
- Знать приоритеты в чтении младших школьников.
- Определять темы, делать выбор произведений, вопросов.
- Просмотр спектаклей.
- Посещение музеев и выставок.
Чтение книги придумано не для развлечения. Оно такое же орудие борьбы человека с природой как укрощенный огонь, электрическая лампа. Это важный процесс для постижения всех наук о хранении и пользовании культурой человечества, его прошлым и настоящим. Современный человек не может жить без книги. В его жизни это возможность самообразования, самосовершенствования. Надо уметь пользоваться даром человеческой природы, ценить его, заботиться в семье о приобщении к книгам , дать почувствовать радость познания, счастье общения, дружбу с ней. Как это сделать? Ребенок легче пристрастится к чтению книг, если вся семья проникнется этим, разыскивая новые книги, радуясь приобретению интересной книги, разговаривая о прочитанных книгах, ухаживая за книгами, устраивая семейные чтения. Надышавшись этой атмосферой, ребенок без особого труда настроится на чтение. Ребенок должен почувствовать вкус к чтению: уметь читать, понимать прочитанное.
Между тем установлено, что литература благотворно влияет на развитие человеческого интеллекта. Классическая поэзия не только бальзам для души, но и тренировка для мозга. Так исследователи из Великобритании сравнили как реагирует ЦНС на обычный язык в прозе и в стихах. Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют на каждое слово, особенно на необычные поэтические обороты, вызывая избыточное возбуждение в мозгу, активируя зону автобиографического воспоминания и обращения к пережитому личному опыту от полученных впечатлений, переосмысливая собственное прошлое. Поэзия будит благородный поступок, высокую мысль, нежное ощущение и все, что выходит из наших действий.
Когда стихи сияют совершенством,
Они дарят читателя блаженством. (Джами)
Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался. Опыт людей всех областей жизни хранится в книгах. Слово-инструмент общения. Людям, чей словарный запас мал, очень трудно выразить свои мысли, поэтому они заменяют общеупотребительные слова сленгом, не всем понятных слов. Таким необходимо читать авторов, которые хорошо пишут, тогда и говорить будут хорошо. Но из произведений писателя следует читать то, что достойно, что привело бы к большому вкусу у читателя, что было бы «насущным хлебом» ( А.А.Блок)для души.
В каждой книге найдется что-нибудь полезное и как создание мысли принадлежит всему человечеству. Нет ничего выше книг для сердца, для души. Любить чтение - значит любить менять часы скуки на часы большого наслаждения. Под влиянием ежедневного чтения хороших книг , словно на огне, тает всякого рода грубость. Люди и не подозревают, что научиться читать стоит больших трудов и времени в целую жизнь. И если хочешь приобрести мудрость, то не читай поверхностно -вдумывайся в прочитанное. Средство, помогающее лучше усвоить знания -беседовать друг с другом, читать немного, но много размышлять о прочитанном.
Книга умеет соединять приятное с полезным, одновременно развлекая читателя и давая ему совет. С чужого опыта разумно брать себе полезное. Примеры служат к исправлению. Много интересного можно узнать из книг. Новые произведения и издания можно приобрести в бумажной форме, читать. И слова не исчезнут случайно. Чтение книг с бумажного носителя развивает интерес к чтению, эрудицию; формирует читательские умения, пристрастия, культуру, традиции, преодоление замкнутости, неуверенности, положительные эмоции, желание открыть прочитанную книгу снова и снова; способствует развитию интеллектуальных умений, кругозора; помогает развивать ум, смекалку, анализировать, поступать без вреда для себя и других; воспитывает манеры, привычки; отвлекает от картинной реальности; включает в интересные события, любимое занятие, общение, заботу о животных; показывает примеры поведения, решения проблем и конфликтов. Сколько полезного может сделать ребенок в реальной жизни с познавательной творческой активностью!
Чего не знаешь, можно добывать из любого безопасного источника. Но есть вещи, которым учат лишь сама жизнь да время. В народе говорят: жизнь-река мудрости. Чем больше человек живет и работает над собой, тем мудрее он становится.
Знание бесконечно, жизнь коротка.(Гиппократ)
Чтобы не быть невеждами в разных областях, надо стремиться к тому, чтобы пополнять запасы знаний в этих областях. Всего знать никто не может, но стремиться к этому можно всю жизнь.
В одном из последних интервью Даниил Гранин говорил: « Книга теряет читателя. Я в это не верю. Ты остаешься один на один с ней. Происходит какое-то соавторство. Книга-это ее запах, ее вес, обложка. Чтобы писать для читателя, надо идти за ним , писать то что он еще не знает .Тот мир, с которым я его хочу познакомить.»
Иногда или часто человеку надо побыть наедине с собой, прийти в себя, взять второе дыхание для дальнейшего следования вперед, осмыслить пройденное и в чем-то подвести итог, остановиться на мгновение для пополнения не только своего физического тела едой, но и своего душевного сосуда духовной пищей .А это можно осуществить в полноценном общении с верным другом и прекрасным собеседником -печатной книгой. И во времена новых технологий и технических привычек, всегда будут те, кто понимает истинную бесценность печатных изданий, прошедших нелегкий путь до нашего времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии праздников: "Ты на свете лучше всех, мама!", "Вместе весело шагать"
Сценарии праздников: «Ты на свете лучше всех, мама!» Игра-путешествие "Вместе весело шагать…" «...
Сценарий праздника "Что может быть лучше России?" 3-4 кл.
В сценарии представлены стихи и песни о Родине, а также конкурсы, несущие гражданскую и патриотическую направленность....
Классный час "Маленькое дело лучше большого безделья"
Классный час посвящен воспитанию трудолюбия....
Мастер - класс «Нет Земли лучше Родины своей, Лучше, чем на Родине, нет людей»
Интерактивные игры для развития патриотизма у детей младшего школьного возраста...
Сценарий праздника, посвящённого 8 марта, "Лучшие из лучших"
Сценарий праздника...
Сценарий праздника Почета «Лучшие из лучших»
Честование самых лучших учащихся....
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (Направленность: «Мой лучший урок в системе воспитания школы»).
Урок окружающего мира был проведен в третьем классе по теме «Природа в опасности. Охрана природы». Урок был направлен на воспитание способности воспринимать, чувствовать и правильно понима...