В.Бианки "Сова"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения на тему В.Бианки "Сова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по литературному чтению В.Бианки "Сова" | 53.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема | В. Бианки «Сова» |
Цель деятельности учителя | Создать условия для ознакомления учащихся с рассказом В.Бианки «Сова», способствовать развитию навыков чтения, умения оценивать поступки героев |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: воспринимать на слух прочитанное, составлять план, подробно пересказывать по плану произведение; получат возможность научиться: определять героев произведений, характеризовать их, выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам героев. Метапредметные: Познавательные: отбирают адекватные средства достижения цели деятельности; ориентируются в речевом потоке, находят начало и конец фразы: Регулятивные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: имеют целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии |
Методы обучения | словесный, наглядный , практический |
Формы обучения | фронтальная. индивидуальная, парная, групповая |
Основные понятия | познавательная сказка, главный герой, |
Межпредметные связи | литературное чтение – окружающий мир |
Образовательные ресурсы: - основные -дополнительные | Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс. Уч. в 2 ч. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2015 Рабочая тетрадь карточки презентация, компьютер, проектор, экран |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | 1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на учебную деятельность - Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
2. Организует речевую разминку. Работа со скороговоркой. - Для чего проводим? С какой целью? Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог. Читаем громче целыми словами. Прорычал медведь в берлоге, - О ком говорится в скороговорке? | Работа над скороговоркой Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности. | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие. | |
3. Организует проверку домашнего задания. - С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? - Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант». | Пересказывают рассказ | Коммуникативные: Обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: высказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции | |
2. Актуализация знаний. | Организует беседу. - Что объединяет все произведения В.В.Бианки? - Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие. - Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки. Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку. «Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот» Организует работу по выявлению знаний о сове. - Ребята, что вы знаете о сове? - На кого сова охотится? - Что помогает ей охотиться? - Какую пользу приносит сова? Приметы, связанные с совой. Если много сов – урожай будет хороший. Сыч кричит ночью перед дождем и холодом. Филин кричит на оттепель. Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю. Сова кричит – на холод. «А вы знаете?» С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины. Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой. В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта). Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать. | Отвечают на вопросы. Отгадывают загадку Дети отвечают на вопросы. - Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся на мышей, лягушек, полевок, насекомых. - Сове помогают охотиться: а) Острый слух. Называют приметы, связанные с совой. Выступление подготовленного ученика. Внимательно слушают | Познавательные: осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из различных источников; умеют работать со справочной литературой Регулятивные: ориентируются в учебнике; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять познавательную рефлексию Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; высказывают и аргументируют свою точку зрения |
3. Сообщение темы и цели урока. | Организует работу над формулировкой темы и постановкой цели урока. Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор? - Какая нам предстоит работа? - Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, учиться пересказывать. | Формулируют тему урока, ставят цели. - Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». | |
4.Подготовка к восприятию нового материала. | Организует чтение слов (запись на доске):
| Читают слова | |
Организует словарную работу. - При чтении встретятся такие слова и выражения. Как можно заменить их? Утекает - убегает. Кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту. Цветень - пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. Хорониться - прятаться, таиться. Раздолье - много места. Как бы худа не вышло - как бы беды не было. Чай белить - добавлять молоко в чай. Пойло - питательное питьё для скота. | Дают толкование слов | ||
5.Первичное знакомство с текстом. | Организует чтение текста и беседу по прочитанному. - Понравилось ли вам это произведение? - Назовите главных героев. - Ребята, а почему текст назвали «Сова»? - Можно ли ему дать другое название? Какое? | Читают текст вместе с учителем, отвечают на вопросы. | |
Организует знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка», постановку проблемного вопроса. Организует выборочное чтение сказки детьми, анализ текста. - Скажите, сказку или рассказ мы читаем? - К какому виду сказок отнесете эту сказку? - Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? - Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке. - Какие вы уже читали? Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке. Организует выборочное чтение - Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите примером из текста. Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку. | Сказка о животных. Литературная, авторская. В ней есть сказочное и не сказочное. | ||
Физкультурная минутка «Сова». | В лесу темно, | Выполняют движения согласно инструкции | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Закрепление знаний и способов действий | Ответы найти по тексту сказки. - Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.) - Что же произошло, когда сова перестала летать на луг? - Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».) - Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.) - Что мы узнаем о природе из этого предложения? - На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.) - Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят?(Цветень с цветка на цветок переносят.) - Что произошло с клевером на лугу? - Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей). - Что же пришлось сделать старику? - Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.) - Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!») - Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.) Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» | Отвечают на вопросы Прослушивают аудиозапись | Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний; установление причинно следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания: составление логической цепи рассуждений, доказательства Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: формулируют и аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации. Личностные: оценивают усваиваемое содержание |
Работа над усвоением смысла прочитанного. | На доске:
- Какое из этих предложений можно назвать пословицей? - Объясните её значение. - Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста? - Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.) | Читают запись, определяют пословицу, объясняют её значение | |
Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке. | Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах. Проверка по слайду. (Слайд №7) | Работа в парах. Проверка по слайду. | |
Работа над выразительностью чтения. | Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки. - С какой интонацией будете читать слова старика? - Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.) - Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой. | Читают по ролям. Выборочное чтение. | |
Самостоятельная работа | Организует работу в группах. Создаёт условия для подготовки к пересказу по плану.
| Работа в группе Дети получают карточки с планом и восстанавливают деформированный план. Проверка по эталону | Личностные: оценивают усваиваемое содержание |
Подведение итогов урока | - Над каким произведением работали? - Какого жанра это произведение? - Какова главная мысль сказки? - А как вы, дети, можете помочь природе? | Отвечают на вопросы | Познавательные: ориентируются в системе знаний - отличают новое от уже известного Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний |
Домашнее задание | Даёт дифферецированное задание Выберите себе домашнее задание:
| Задают уточняющие вопросы | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Рефлексия | Закончите предложения: «Сегодня я узнал ….» «Было интересно ….» «Урок дал мне для жизни… | Отвечают на вопросы | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке |
На столах у вас лежат снежинки.
Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:
- всё получилось, доволен своей работой
- не всё получилось, но могу работать лучше
- ещё есть затруднения в работе