Урок по литературному чтению во 2 классе по системе Л. В. Занкова. А.С. Пушкин"Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок по литературному чтению во 2 классе по системе Л. В. Занкова. А.С. Пушкин"Сказка о рыбаке и рыбке"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Обобщающий урок.
Учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №1» г. Воскресенска
Крупнова Л. В.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.
Цели деятельности | Создавать условия для организации и проведения работы по сказке А.С.Пушкина способствовать развитию умений переводить зрительную информацию в словесную; работать со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; совершенствовать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к русской поэзии. Познакомить с нравственными представлениями русского народа, воплощенными в сказке А.С.Пушкина; развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь уч-ся; развивать творческие способности уч-ся; воспитывать доброту, благородство, умение держать данное слово |
Тип урока | Урок обобщения |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: пересказывать текст подробно и выборочно, называть волшебные события и предметы в сказках; - учащиеся должны уметь прогнозировать содержания произведения; - читать сказку с выражением; находить в сказке те слова, которые помогают представить героев; - объяснять отдельные выражения в произведении. получат возможность научиться: определять устно текст-описание героя, характеризовать героев сказки и авторское отношение к ним Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: проявлять интерес к изучению темы; интерес к чтению литературных сказок; желание составлять словесный портрет литературного героя для викторины. Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста; овладевают навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами; - определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; - описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение; - сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение; - определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение; - анализировать содержание иллюстраций к сказке регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; - планировать учебное сотрудничество; -формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности. коммуникативные: высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. - использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, то есть умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника. - Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; - умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному. Основные понятия: вымысел, фантазия. Мета предметные связи: изо, русский язык Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, в паре, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический |
Оборудование | Мульти проектор, компьютер,2часть учебника «Литературное чтение» 2 класс В.А.Лазаревой. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимо действия на уроке | Формируемые умения (УУД) |
1.Орг. момент
| Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность - Улыбнитесь друг другу и подарите мне свои улыбки. Сегодня у нас необычный урок. Мы всё обобщим, и пойдёт это впрок! Мы будем по ролям читать, Пословицы к характеру героя подбирать, Попробуем вместе секрет разгадать: Что автор нам сказкой стремился сказать! Чистоговорка. Т.к. мы сегодня будем много читать, давайте поработаем с чистоговоркой. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается. | Самоконтроль готовности, эмоциональный настрой на работу. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Познавательные: уметь выделять существенную информацию |
2.Сообщение темы, цели урока. ____________ 3.Анализ сказочных примет 4.Восстановление сюжетной цепочки сказки. | - Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать по сказке) - Кто является автором сказки? Что вы знаете об этом человеке? -Сколько сказок написал А. С. Пушкин? - А это действительно сказка? (Сл.1-7) Сказки А.С.Пушкина – это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы становимся богаче душой, щедрее, счастливее. Волшебство – великое чудо - рыбка золотая, исполняет желания. Сходство с народной сказкой: зачин, концовка, троекратный повтор (3 раза закидывал невод – 1 раз – с тиной, 2- травой морскою, 3- с золотой рыбкой), борьба добра со злом – зло старуха, добро – старик, добро побеждает зло А какие пословицы подходят к этой сказке? 1)Многое захочешь-последнее потеряешь. 2)Много желать- добра не видать. 3)Жадность всякому горю начало. 4)Ненасытному всё мало. 5) Без труда не вытащишь золотую рыбку 6) Не всё золотая рыбка, что блестит. 7) Мала золотая рыбка, да дорога. – Объясните смысл каждой пословицы -Давайте вспомним сказку. Восстановление сюжетной цепочки сказки. Даются элементы сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить детям (см. Приложение 1) У: Что необычного заметили? | Выполняют задания Рассуждают, предполагают свои варианты ответа Отвечают на вопросы ( 5,6-не дописал) ___________ Отвечают на вопросы Рассуждают, предполагают свои варианты ответа Пересказывают сказку кратко, используя сюжетную цепочку Отвечают на вопрос | Фронтальная, индивид- дуальная __________ Фронтальная, индивидуальная,коллективная Фронтальная, индивидуальная,коллективная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, вы- полнёные логических операций, извлечём- неё необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, _____________________ подведение под понятие, выявление сущности, особе- нести объектов Регулятивные: ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассужу дать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями трудолюб- беем. Коммуникативные обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
5.Постановка проблемного вопроса. 6.Физкультминутка 7.Анализ поступков героев 8. Работа над названием сказки . 9.Сравнительный анализ характера героя и его внешнего вида
| У: Почему старуха осталась у разбитого корыта? Море волнуется-раз, Море волнуется-два, Море волнуется-три, Морская фигура замри. . В ходе работы на доске появляется схема «система образов» (см. Приложение 2) - Назовите героев сказки - Что вы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте. - Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил? - Как ведет себя рыбка? - Объясните значение слова «откуп». - Почему откупалась рыбка? - Почему старик отпустил рыбку без откупа? - Что произошло дальше? Прочитайте. - Зачем старик обо всем рассказ старухе? - Каким видим здесь старика по характеру? - Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения «старуха забранила - Как ведет себя рыбка? - Почему она помогает старику? - Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать новое корыто»? - Как показывает это автор сказки? Расскажите. - Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем? - Кто из них решил не потворствовать старухе? - Как это видно? - Найдите строки, которые указывают, что рыбка сердится на старуху. - Как ведет себя море? Почему? - Давайте восстановим последовательность, каким было море. (выборочное чтение) Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой пощады не будет никому. При первой встрече старика и рыбки море было ласковым, при последней – сердитым и злым. Сдержанная спокойная рыбка в последний раз: Ничего не сказала Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море Почему? - Давайте вспомним, чем заканчивается сказка? - Почему старуха осталась у разбитого корыта? Как бы высоко не вознеслась старуха, но как во всех сказках «добро побеждает зло», так и здесь, завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы в крестьянку. Это связано с наказанием за ее самодурство и жадность. - Опишите отношение автора к своим героям. - В чем главная мысль сказки? - Почему А.С.Пушкин назвал свою сказку «Сказка о рыбаке и рыбке», а о старухе ни слова? Доброта, верность обещанному слову, щедрость – вот истинные качества, которые ценит народ, а вслед за ним и А.С.Пушкин. Это он и подтверждает названием сказки «Сказка о рыбаке и рыбке » Старик. Кроткий, мягкий, добрый, послушный, смиренный, бескорыстный, вежливый, покорный, безответный, безвольный, почтительный, отзывчивый. Старик искренний и простой, он все честно рассказал старухе. Но он слабый и покорный, привыкший подчиняться ей во всем. Он добрый, не привык извлекать корысть из чужого несчастья. Старается угодить старухе из любви к ней, надеется, что она насытится богатством, властью и угомонится. Почему же был наказан старик? Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответственность? Случается, ли такое в жизни? (в жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настоять, твердо сказать нет.) Старуха. Сварливая, злобная, властная, жадная, грубая, неуживчивая, жестокая, требовательная, неблагодарная, корыстная, (когда хотят ч-л. получить, ничего не отдавая взамен), самодурство. Могла ли допустить рыбка, чтобы эта сварливая старуха, злая и жадная, могла править добрым, благородным, свободолюбивым рыбьим царством? Рыбка. Добрая, держит данное слово, помогает старику, бескорыстная, справедливая, мудрая. А.С.Пушкин называет ее старухой. Почему не старушкой? Почему в названии нет старухи, хотя сюжет сказки строится вокруг нее? (злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии) - А как автор относится к своим героям? Рыбку любит, гордится ею, восхищается; Старику сочувствует, жалеет; Старуху осуждает, наказывает от имени рыбки. Море. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаково? В ходе работы на доске появляется схема «система образов» (см. Приложение 2) (Использовать рисунки учеников) Тест (игра) по сказке. | Читают Рассуждают, предполагают свои варианты ответа Рассуждают, предполагают свои варианты ответа, отвечают на воросы. Рассуждают, предполагают свои варианты ответа, отвечают на воросы. Рассуждают, предполагают свои варианты ответа, отвечают на воросы. | Работа в парах (* *) Коллективная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная,коллективная Фронтальная, индивидуальная,коллективная Фронтальная, индивид- дуальная, в паре Работа в группе | Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, вы- полнёные логических операций, извлечём- неё необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие, выявление сущности, особе- нести объектов Регулятивные: ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассужу дать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями трудолюб- беем. Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, вы- полнение логических операций, извлече- ние необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие, выявление сущности, особен- ности объектов Регулятивные: ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникатив ные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями трудолюб- беем. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения Коммуникативные Умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в ком муникации. Личностные: осуществляют смыслообразова неё, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознают ответственность за общее дело |
10 Рефлекссия. Итоги урока. | - Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта проходят праздники пушкинской поэзии, на которых звук-чат стихи великого поэта. Представим себя участниками одного из таких праздников и продекламируем наиболее понравившийся отрывок из сказки. - Что нового узнали? - За что похвалили бы себя? Просмотр видеоролика по сказке А. С Пушкина. - Что нового узнали? - За что похвалили бы себя? Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна Тепла и ласки! Д.З.Составить словесный портрет одного из героев сказки. | Выразительно читают отрывки из сказки. Смайликами или рыбкой оценить свою работу. | Фронтальная, индивидуальная Работа в группах по карточкам (****) | Коммуникативные формулируют и аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения, разные позиции, используют критерии для обоснования своего суждения Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний ,развитие чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной литературой. |
13.Рефлекс-сия. Итоги урока. | - Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта проходят праздники пушкинской поэзии, на которых звук-чат стихи великого поэта. Представим себя участниками одного из таких праздников и продекламируем наиболее понравившийся отрывок из сказки. - Что нового узнали? - За что похвалили бы себя? Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна Тепла и ласки! Д.З.Составить словесный портрет одного из героев сказки. | Выразительно читают отрывки из сказки. Смайликами оценивают свою работу Использовать памятку | Познавательные: ориентируются в системе знаний- отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственно нею деятельность на уроке Личностные: проявляют интерес к предмету |
Предварительный просмотр:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1.Сколько лет прожил старик со старухой?
а) 30;
б) 33;
в) 3.
2. Чем занимался старик?
____________________________, а старуха _________________________
3. Сколько раз закидывал старик в море невод?
а) 3;
б) 4;
в) 2.
4. Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи?
а) 4;
б) 5;
в) 6.
5. Соедините стрелочками все желания старухи по порядку.
1 изба
2 стать царицей
3 стать столбовой дворянкой
4 стать владычицей морской
5 корыто
6. Соедините стрелочками как менялось море.
1 не спокойно синее море
2 почернело синее море
3 помутилося синее море
4 на море черная буря
5 море слегка разыгралось
7. Сопоставь литературного героя с его словами.
Золотая рыбка «Дурачина ты, простофиля»
Старуха «Смилуйся, государыня рыбка»
Старик «Чего тебе надобно»
8. Сколько времени проходит между исполнением желаний старухи?
а) неделя;
б) две недели;
в) месяц.
9. Как старуха расправилась со стариком, став вольною царей?
а) послала служить на конюшню;
б) выгнала взашей;
в) оставила при дворце.
10. За что наказала рыбка старуху?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ИГРА «Путаница»
1. Соедините стрелочками все желания старухи
по порядку.
1 изба
2 стать царицей
3 стать столбовой дворянкой
4 стать владычицей морской
5 корыто
2. Соедините стрелочками как менялось море.
1 не спокойно синее море
2 почернело синее море
3 помутилося синее море
4 на море черная буря
5 море слегка разыгралось
3. Сопоставь литературного героя с его словами.
Золотая рыбка «Дурачина ты, простофиля»
Старуха «Смилуйся, государыня рыбка»
Старик «Чего тебе надобно»
ИГРА «Путаница»
1. Соедините стрелочками все желания старухи
по порядку.
1 изба
2 стать царицей
3 стать столбовой дворянкой
4 стать владычицей морской
5 корыто
2. Соедините стрелочками как менялось море.
1 не спокойно синее море
2 почернело синее море
3 помутилося синее море
4 на море черная буря
5 море слегка разыгралось
3. Сопоставь литературного героя с его словами.
Золотая рыбка «Дурачина ты, простофиля»
Старуха «Смилуйся, государыня рыбка»
Старик «Чего тебе надобно»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 3 класс по системе Л.В. Занкова
Презентация к произведению Ю. Дмитриева "Сколько глаз у стрекозы"...
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Развивающая система Л.В.Занкова
Развернутое тематическое планирование разработано на основе Примерной программы по литературному чтению, программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» Тематическое планирование по литератур...
Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД
Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....
Урок по литературному чтению 2 класс по системе занкова "именинный обед" В.Сухомлинский
Конспект к уроку...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).
Технологическая карта предназначена для проведения урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В. Занкова по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...
Урок литературного чтения, 1 класс. УМК "Система Л,В.Занкова"
Урок обучения грамоте по теме "Путешествие по сказке "Колобок". Чтение слов и предложений с изученными буквами"....