Урок по литературному чтению во 2 классе по системе Л. В. Занкова. А.С. Пушкин"Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Крупнова Лидия Владимировна

Урок по литературному чтению во 2 классе по системе Л. В. Занкова. А.С. Пушкин"Сказка о рыбаке и рыбке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Обобщающий урок.

                                                                                     

                                                                                                             

                                                                                                   

Учитель начальных классов

 МОУ «Гимназия №1» г. Воскресенска

 Крупнова Л. В.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.

Цели деятельности

Создавать условия для организации и проведения работы по сказке А.С.Пушкина способствовать развитию умений переводить зрительную информацию в словесную; работать со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; совершенствовать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к русской поэзии. Познакомить с нравственными представлениями русского народа, воплощенными в сказке А.С.Пушкина; развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь уч-ся; развивать творческие способности уч-ся; воспитывать доброту, благородство, умение держать данное слово

Тип урока

Урок обобщения

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

научатся: пересказывать текст подробно и выборочно, называть волшебные события и предметы в сказках;

- учащиеся должны уметь прогнозировать содержания произведения;

- читать сказку с выражением; находить в сказке те слова, которые помогают представить героев;

- объяснять отдельные выражения в произведении. получат возможность научиться: определять устно    текст-описание героя, характеризовать героев сказки и авторское отношение к ним

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:  

проявлять интерес к изучению темы; интерес к чтению литературных сказок; желание составлять словесный портрет литературного героя для викторины.

Метапредметные:

познавательные: используют простейшие виды анализа текста; овладевают навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами; 

- определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

- описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

- сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение;

- определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;

- анализировать содержание иллюстраций к сказке

 регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу;

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- планировать учебное сотрудничество;

-формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

коммуникативные: высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. - использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, то есть умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника.

- Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания;

- умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.

Основные понятия: вымысел, фантазия.

Мета предметные связи: изо, русский язык

Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, в паре, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Мульти проектор, компьютер,2часть учебника «Литературное чтение» 2 класс  В.А.Лазаревой.

Организационная структура урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

 учащихся

Формы организации

взаимо

действия на уроке

Формируемые умения (УУД)

1.Орг. момент

 

Приветствует учащихся, проверяет

готовность класса и оборудования,

эмоционально настраивает на учебную деятельность

- Улыбнитесь друг другу и подарите мне свои улыбки.

Сегодня у нас необычный урок.

Мы всё обобщим, и пойдёт это впрок!

Мы будем по ролям читать,

Пословицы к характеру героя подбирать,

Попробуем вместе секрет разгадать:

Что автор нам сказкой стремился сказать!

Чистоговорка.

Т.к. мы сегодня будем много читать, давайте поработаем с чистоговоркой.

Сказка от начала начинается,

до конца читается,

в середине не перебивается.

Самоконтроль готовности, эмоциональный  настрой на работу.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные: уметь выделять существенную

информацию

2.Сообщение темы, цели урока.

____________

3.Анализ сказочных примет

4.Восстановление сюжетной цепочки сказки.

- Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

(Работать по сказке)

- Кто является автором сказки? Что вы знаете об этом человеке? -Сколько сказок написал А. С. Пушкин?

- А это действительно сказка?

 (Сл.1-7)

Сказки А.С.Пушкина – это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

Волшебство – великое чудо - рыбка золотая, исполняет желания.

Сходство с народной сказкой:

зачин, концовка, троекратный повтор (3 раза закидывал невод – 1 раз – с тиной, 2- травой морскою, 3- с золотой рыбкой),

борьба добра со злом – зло старуха, добро – старик,

добро побеждает зло

А какие пословицы подходят к этой сказке?

 1)Многое захочешь-последнее потеряешь.

2)Много желать- добра не видать.

3)Жадность всякому горю начало.

4)Ненасытному всё мало.

5) Без труда не вытащишь золотую рыбку
из пруда.

6) Не всё золотая рыбка, что блестит.

7) Мала золотая рыбка, да дорога.

– Объясните смысл каждой пословицы

-Давайте вспомним сказку.

Восстановление сюжетной цепочки сказки.

 Даются элементы сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить детям

 (см. Приложение 1)

У: Что необычного заметили?

Выполняют задания

Рассуждают, предполагают свои варианты ответа

Отвечают на вопросы

( 5,6-не дописал)

___________

Отвечают на вопросы

Рассуждают, предполагают свои варианты ответа

Пересказывают сказку кратко, используя

сюжетную цепочку

Отвечают на вопрос

Фронтальная, индивид-

дуальная

__________

Фронтальная, индивидуальная,коллективная

Фронтальная, индивидуальная,коллективная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, вы-

полнёные логических операций, извлечём-

неё необходимой

информации из текста, осознанное

и произвольное

построение речевого высказывания,

_____________________

подведение под

понятие, выявление сущности, особе-

нести объектов

Регулятивные: ориентируются в

учебнике, контролируют учебные действия, замечают

допущенные ошибки, осознают правило контроля и

успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные обмениваются

мнениями, умеют

слушать друг друга, строить понятные

для партнера по

коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью

получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение

других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны

адекватно рассужу

дать о причинах своего успеха или

неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями трудолюб-

беем.

Коммуникативные обмениваются

мнениями, умеют

слушать друг друга, строить понятные

для партнера по

коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью

получения необходимой для решения проблемы информации.

5.Постановка проблемного вопроса.

6.Физкультминутка

7.Анализ поступков героев

8. Работа над названием сказки

. 9.Сравнительный анализ  характера героя и его внешнего вида

        

У: Почему старуха осталась у разбитого корыта?

Море волнуется-раз,

Море волнуется-два,

Море волнуется-три,

Морская фигура замри.

. В ходе работы на доске появляется схема «система образов» (см. Приложение 2)

- Назовите героев сказки

- Что вы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте.

- Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил?

- Как ведет себя рыбка?

- Объясните значение слова «откуп».

- Почему откупалась рыбка?

- Почему старик отпустил рыбку без откупа?

- Что произошло дальше? Прочитайте.

- Зачем старик обо всем рассказ старухе?

- Каким видим здесь старика по характеру?

- Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения «старуха забранила

- Как ведет себя рыбка?

- Почему она помогает старику?

- Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать новое корыто»?

- Как показывает это автор  сказки? Расскажите.

- Изменилось ли отношение старухи  к старику, слугам, рыбке в дальнейшем?  

- Кто из них решил не потворствовать старухе?

- Как это видно?

- Найдите строки, которые указывают, что рыбка сердится на старуху.

- Как ведет себя море? Почему? 

- Давайте восстановим последовательность, каким было море.           (выборочное чтение)

Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой пощады не будет никому. При первой встрече старика и рыбки море было ласковым, при последней – сердитым и злым.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море

Почему?

- Давайте вспомним, чем  заканчивается сказка?

- Почему старуха осталась у разбитого корыта?

Как бы высоко не вознеслась старуха, но как во всех сказках «добро побеждает зло», так и здесь, завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы в крестьянку. Это связано с  наказанием за ее самодурство и жадность.

- Опишите отношение автора к своим героям.

- В чем главная мысль сказки?

- Почему А.С.Пушкин назвал свою сказку «Сказка о рыбаке и рыбке», а о старухе ни слова?

Доброта, верность обещанному слову, щедрость – вот истинные качества, которые ценит народ, а вслед  за ним и А.С.Пушкин. Это он и подтверждает названием сказки «Сказка о рыбаке и рыбке »

Старик.

 Кроткий, мягкий, добрый, послушный, смиренный, бескорыстный, вежливый, покорный, безответный, безвольный, почтительный, отзывчивый. Старик искренний и простой, он все честно рассказал старухе. Но он слабый и покорный, привыкший подчиняться ей во всем. Он добрый, не привык извлекать корысть из чужого несчастья. Старается угодить старухе из любви к ней, надеется, что она насытится богатством, властью и угомонится.

Почему же был наказан старик? Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответственность?

Случается, ли такое в жизни? (в жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настоять, твердо сказать нет.)

Старуха.

 Сварливая, злобная, властная, жадная, грубая, неуживчивая, жестокая, требовательная, неблагодарная, корыстная, (когда хотят ч-л. получить, ничего не отдавая взамен), самодурство.

Могла ли допустить рыбка, чтобы эта сварливая старуха, злая и жадная, могла править добрым, благородным, свободолюбивым рыбьим царством?

Рыбка. Добрая, держит данное слово, помогает старику, бескорыстная, справедливая, мудрая.

А.С.Пушкин называет ее старухой. Почему не старушкой? Почему в названии нет старухи, хотя сюжет сказки строится вокруг нее? (злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии)

- А как автор относится к своим героям?

Рыбку любит, гордится ею, восхищается;

Старику сочувствует, жалеет;

Старуху осуждает, наказывает от имени рыбки.

Море. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаково?

 В ходе работы на доске появляется схема «система образов» (см. Приложение 2)

(Использовать рисунки учеников)

Тест (игра) по сказке.

Читают

Рассуждают, предполагают свои варианты ответа

Рассуждают, предполагают свои варианты ответа, отвечают на воросы.

Рассуждают, предполагают свои варианты ответа, отвечают на воросы.

Рассуждают, предполагают свои варианты ответа, отвечают на воросы.

Работа в парах

(* *)

Коллективная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная,коллективная

Фронтальная, индивидуальная,коллективная

Фронтальная, индивид-

дуальная,

в паре

Работа в группе

Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, вы-

полнёные логических операций, извлечём-

неё необходимой

информации из текста, осознанное

и произвольное

построение речевого высказывания,

подведение под

понятие, выявление сущности, особе-

нести объектов

Регулятивные: ориентируются в

учебнике, контролируют учебные действия, замечают

допущенные ошибки, осознают правило контроля и

успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные

обмениваются

мнениями, умеют

слушать друг друга, строить понятные

для партнера по

коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью

получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение

других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны

адекватно рассужу

дать о причинах своего успеха или

неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями трудолюб-

беем.

Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, вы-

полнение логических операций, извлече-

ние необходимой

информации из текста, осознанное

и произвольное

построение речевого высказывания,

подведение под

понятие, выявление сущности, особен-

ности объектов

Регулятивные: ориентируются в

учебнике, контролируют учебные действия, замечают

допущенные ошибки, осознают правило контроля и

успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникатив

ные:

обмениваются

мнениями, умеют

слушать друг друга,

проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение

других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны

адекватно рассуждать о причинах своего успеха или

неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями трудолюб-

беем.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения

Коммуникативные

Умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в ком

муникации.

Личностные: осуществляют смыслообразова

неё, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознают ответственность за общее дело

10

Рефлекссия.

Итоги урока.

- Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта проходят праздники пушкинской поэзии, на которых звук-чат стихи великого поэта. Представим себя участниками одного из таких праздников и продекламируем наиболее понравившийся отрывок из сказки.

- Что нового узнали?

- За что похвалили бы себя?

Просмотр видеоролика по сказке А. С Пушкина.

- Что нового узнали?

- За что похвалили бы себя?

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!

Д.З.Составить словесный портрет одного из героев сказки.

Выразительно читают отрывки из сказки.

Смайликами или рыбкой оценить свою работу.

Фронтальная, индивидуальная

Работа в группах по карточкам (****)

Коммуникативные

формулируют и аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения,

разные позиции, используют критерии для обоснования своего суждения

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний ,развитие чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной литературой.

13.Рефлекс-сия.

Итоги урока.

- Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта проходят праздники пушкинской поэзии, на которых звук-чат стихи великого поэта. Представим себя участниками одного из таких праздников и продекламируем наиболее понравившийся отрывок из сказки.

- Что нового узнали?

- За что похвалили бы себя?

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!

Д.З.Составить словесный портрет одного из героев сказки.

Выразительно читают отрывки из сказки.

Смайликами оценивают свою работу

Использовать памятку

Познавательные:

ориентируются в системе знаний- отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственно

нею деятельность на уроке

Личностные: проявляют интерес к предмету

                                                                                                                                                                       

система



Предварительный просмотр:

                            САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1.Сколько лет прожил старик со старухой?

а) 30;

б) 33;

в) 3.

2.  Чем занимался старик?

____________________________, а старуха _________________________

3. Сколько раз закидывал старик в море невод? 

а) 3;

б) 4;

в) 2.

4. Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи?

а) 4;

б) 5;

в) 6.

5.  Соедините стрелочками все желания старухи по порядку.

1         изба

2         стать царицей

3         стать столбовой дворянкой

4         стать владычицей морской

5         корыто

6.  Соедините стрелочками как менялось море.

1         не спокойно синее море

2         почернело синее море

3         помутилося синее море

4         на море черная буря

5         море слегка разыгралось

7. Сопоставь литературного героя с его словами.

Золотая рыбка                 «Дурачина ты, простофиля»

Старуха                 «Смилуйся, государыня рыбка»

Старик                         «Чего тебе надобно»

8. Сколько времени проходит между исполнением желаний старухи?

                   а) неделя;

б) две недели;

в) месяц.

9. Как старуха расправилась со стариком, став вольною царей?

                а) послала служить на конюшню;

б) выгнала взашей;

в) оставила при дворце.

10. За что наказала рыбка старуху?

___________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ИГРА «Путаница»

1. Соедините стрелочками все желания старухи

     по порядку.

1         изба

2         стать царицей

3         стать столбовой дворянкой

4         стать владычицей морской

5         корыто

2.  Соедините стрелочками как менялось море.

1         не спокойно синее море

2         почернело синее море

3         помутилося синее море

4         на море черная буря

5         море слегка разыгралось

3.  Сопоставь литературного героя с его словами.

Золотая рыбка         «Дурачина ты, простофиля»

Старуха                 «Смилуйся, государыня рыбка»

Старик                         «Чего тебе надобно»

ИГРА «Путаница»

1. Соедините стрелочками все желания старухи

     по порядку.

1         изба

2         стать царицей

3         стать столбовой дворянкой

4         стать владычицей морской

5         корыто

2.  Соедините стрелочками как менялось море.

1         не спокойно синее море

2         почернело синее море

3         помутилося синее море

4         на море черная буря

5         море слегка разыгралось

3.  Сопоставь литературного героя с его словами.

Золотая рыбка         «Дурачина ты, простофиля»

Старуха                 «Смилуйся, государыня рыбка»

Старик                         «Чего тебе надобно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 3 класс по системе Л.В. Занкова

Презентация к  произведению Ю. Дмитриева "Сколько глаз у стрекозы"...

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Развивающая система Л.В.Занкова

Развернутое тематическое планирование разработано на основе Примерной программы по литературному чтению, программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» Тематическое планирование по литератур...

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

Технологическая карта  предназначена для  проведения урока литературного чтения в 3 классе  по развивающей системе Л.В. Занкова  по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...

Урок литературного чтения, 1 класс. УМК "Система Л,В.Занкова"

Урок обучения грамоте по теме "Путешествие по сказке "Колобок". Чтение слов и предложений с изученными буквами"....