Технологическая карта урока.
Предметная область: Литературное чтение ( автор: Л.Ф.Климанова)
Класс: 4
УМК: Школа России.
Учитель: Радаева Т.В. МБОУ ООШ № 78
Тема урока: М.М.Пришвин «Выскочка»
Цель: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- воспитание лучших качеств личности: доброты, чуткости, сопереживания;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
- формирование умения работать в паре и группе;
- развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций;
- формирование грамотного, квалифицированного, интеллектуального читателя на основе учебной стратегии «Пирамида критика» в технологии РКМЧП.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»;
- развитие умения ориентироваться в тексте;
- развитие умения анализировать текст, поступки героев.
Ключевые вопросы для детей: ( Кого называют выскочкой? Почему сороке не удалось обхитрить Вьюшку? Какая главная мысль рассказа? Какими мыслями и чувствами хотел автор поделиться с читателями?)
Оборудование:
ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебник Литературное чтение, информационные листы по теме урока, инструкционные карты, расходный материал, наглядность по теме урока, выставка книг.
Этапы урока | Ход урока. | Оформление. |
Вызов. Организационно-мотивационный.
Выход на тему в сотворчестве.
Постановка учебных задач в сотворчестве. | Приветствие гостей. Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения: Какое прекрасное утро! Какое прекрасное утро! Какое прекрасное утро!
С этой мажорной нотки и начнем наш урок. И продолжим знакомства с произведениями, которые входят в раздел «Природа и мы».
Посмотрите внимательно на портрет писателя. Какие воспоминания, ассоциации у вас возникают с именем М.М Пришвина? Спасибо!
Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.
Очень любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.
Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. М. Пришвина.
Каким надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими? (Вдумчивым. Внимательным. Грамотным.) Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который называется «Выскочка». на доске тема М.М.Пришвин «Выскочка»
Попробуйте сформулировать цель нашего урока, а я вам покажу небольшую подсказку. - Именно такой читатель может создать (пирамиду критика). Цель урока: создание пирамиды критика по рассказу М.М.Пришвина «Выскочка».
-Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью. -Чему мы будем учиться? - Выразительно читать.
- Делить текст на части.
- Анализировать литературное произведение.
- Давать характеристику героям.
- Составлять план.
- Слушать и уважать мнение своих товарищей.
- Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.
- Работать в паре или группе
- Ориентироваться в тексте
- Давать оценку своей работе.
- Обоснуйте свой выбор.
|
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 2-2
Слайд 3.
Слайд 3-3
Слайд 4
Слайд 5
|
Осмысление.
- работа в парах | - Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». - А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.
- Обратимся к толковому словарю Ожегова. Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. (Из «Толкового словаря» Ожегова).
-Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? (предполагает тот, кто не читал рассказ)
-Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ. -А вот главных героев я предлагаю вам узнать сейчас. С хозяином дружит, Дом сторожит. Живёт под крылечком, А хвост колечком. (собака)
Трещала с самого утра: «Пор – р – ра! Пор – р - ра!» А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит…. (сорока)
-Перед чтением проведём словарно-лексическую работу. Командиры групп выдают листы для работы в парах. Кто закончит, покажите сигналом. Работу заканчивают все по моему сигналу. Правило «Стоп» Соедините слова и выражения с их значением: |
- С заскоком и с пыльцой в голове
| - нашла подходящее время (Словарь С.И.Ожегова ) – родственники.
– птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.
– не умная, глуповатая - не попорядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля) | Подберите синонимы к словам: | срам - разноцветный. бдительность - стыд, позор радужный – зоркость, настороженность |
Проверка с доской. |
Слайд 6
Слайд 6-6
Слайд 7.
Слайд 8 (выключить) |
Методический приём «Чтение с остановками». Чтение в группах по цепочке. | Открываем учебники с. 92 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу. ( с карандашом в руке) Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки» Вопросы после 1 остановки. - Кто является героем рассказа? - Какой породы была Вьюшка? - Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность? - Объясните значение слова БДИТЕЛЬНОСТЬ – (от бдительный – очень внимательный, неослабно настороженный), синонимы к слову – зоркость, неослабное внимание, настороженность.
- Как могут дальше развиваться события?
Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок» Вопросы после 2 остановки. - Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость? - Чем же отличалась одна из сорок? - Как про таких говорят? - Объясните выражение: «Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове». - Подберите синонимы к слову УКРАДЕННЫЙ (похищенный, сворованный, стянутый, стащенный, свистнутый, стыренный, уведённый и т.д.) -Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события?
Чтение 3 части до конца. Вопросы после прочтения всего текста. - Поднимите руки, чьи предположения оправдались? - Что же произошло между героями? - За что сороки осуждали Выскочку? - Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?
Физкультминутка для глаз, стоя
|
|
Анализ рассказа. (ответы на вопросы с обращением к тексту)
| Обратимся к тексту. - Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)
-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)
- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)
- Как автор описал Выскочку? (он использовал народную мудрость) -Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует.
- Прочитайте описание сороки после этого случая.
- Как автор относится к Выскочке?
- А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? ( стыд)
|
|
Стратегия «Пирамида критика» Планирование деятельности.
Самостоятельная работа учащихся.
Презентация «пирамид» | - Предлагаю поработать в группах и каждой группе составить свою пирамиду критика. - Вспомним правила работы в группе. - Активность всех членов группы
- Выслушивание точки зрения каждого
- Взаимоуважение и вежливость
- Правило «Стоп».
|
- Чтобы легче было организовать свою деятельность, предлагается инструкционная карта. Инструкционная карта. 1. Распределите обязанности в группе: - -чтец вопросов
- -регистраторы ( кто записывает ответы в пирамиду)
- - художник-оформитель
- - докладчик - выступающий
2.Составьте пирамиду по плану. - О чём рассказ? (Одно слово.)
- Особенности (Два слова.)
- Место и время действия. (Три слова.)
- Главные события в рассказе. (Четыре слова.)
- Главные герои, какие они? (Пять слов.)
- Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (Шесть слов.)
- О чём этот рассказ? (дополните первую строку семью словами.)
- Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов)
|
Дети, распределяют обязанности, выполняют анализ произведения, составляют «пирамиду критика», учитель выступает в качестве консультанта – фасилитатора.
Дети презентуют свои пирамиды.
|
|
Рефлексия.
| -Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно», «Трудно».
Интересно ___ зелёный кружок Не очень интересно - жёлтый скучно__ красный
| легко __ зелёный кружок Не очень трудно __ жёлтый кружок трудно ___ красный кружок
|
- «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о человеке только и думаю» М.Пришвин -Что хотел автор донести до читателей этим произведением?(быть всегда вместе, держаться друг за друга. Главная мысль «Один якал, якал, да заплакал», «Один в поле не воин».
-В завершении урока прошу заполнить листы самооценки.
- Командиры выдают листы самооценки. Листы самооценки Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства ________________________________ Рассказ помог понять __________________________________________________ На уроке мне понравилось______________________________________________
|
- 2-3 человека зачитывают листы самооценки. - Давайте вернёмся к цели урока. - Какие задачи мы решали, двигаясь к цели. Пирамида критика, одна из форм написания отзыва о рассказе, книге.
|
Включить компьютер
Слайд- 9-10 |
Домашнее задание. | Предлагаю выбрать домашнее задание: -подготовить подробный пересказ рассказа от лица автора; -составить свою пирамиду критика; Обычную сороку Пришвин описал в рассказе так, что она кажется необыкновенной. -попробуйте и вы описать любое животное, любой эпизод из его жизни так же умно – умно, хитро – хитро, просто – просто, как М.М.Пришвин.
Всем большое спасибо. Вы меня сегодня очень порадовали своей работой.
Урок закончен. Попрошу всех встать и попрощаться с нашими гостями.
| Слайд 11 |