Мастер-класс "Пословицы и поговорки"
материал по чтению по теме
Мастер-класс"Пословицы и поговорки" для учеников 1-4 классов. Даётся пояснение пословицам и поговоркам.Соотносят начало и конец пословиц,узнают пословицу по рисунку.Знакомство с пословицами и поговорками на адыгейском языке,перевод на русский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_i_pogovorki_-.odt | 39.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Пословицы и поговорки»
Презентация
- Сходство и различие пословицы и поговорки.
До сих пор люди путают, называя пословицы поговорками, и наоборот. И чтобы нам разобраться в этом вопросе, воспользуемся помощью пословицы «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».
Что значит слово «цветок»? Это что-то красивое и прекрасное, значит поговорка – это что-то красивое. Но мы не можем по отдельному цветку сказать, какой из него вырастет плод, следовательно, поговорка красива, прекрасна, но в ней ещё не совсем завершённая мысль. А о пословице сказано, что она ягодка; вспомним плоды земляники, смородины и т.д.
А раз ягода – это плод, а плоды – это не просто красиво, но ещё и полезно, значит, она помогает людям понять главное, в ней есть оценка хорошему и плохому, то есть в ней содержится пусть и короткая, но законченная мысль.
Что позволило пословице сохраниться в веках?
- Краткость, ритмичность, частое использование рифмы
Таким образом, пословица- это образное законченное предложение с нравоучительным смыслом, а поговорка-это словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни.
Пословицы и поговорки годятся на все случаи жизни. Горе, радость ли, – всегда они дадут разумный совет, наставление, утешение или даже развеселят. И о ком бы или о чем в них ни говорилось, они всегда обращены к человеку.
1.1. Практическое задание:
- Мир освещается солнцем, а человек знанием.
- Пословица это или поговорка? Докажите.
- Работа с выделением концепта текста
- Какие тексты лучше использовать в обучении пониманию текстовых смыслов?
Скорее всего те, основная цель чтения которых – понять скрытый «намек», извлечь «урок»: пословицы, басни, сказки, притчи. Особое место в решении этой задачи принадлежит пословице.
Пословица представляет собой мини-текст, а модель понимания его является базисной моделью понимания текстов в целом, т.к. в пословице основная мысль не растворена в сюжете. Следовательно, работа над пониманием пословицы позволяет целенаправленно обучать «вычерпыванию» смыслов из текста.
С методической точки зрения пословица привлекательна как богатейший дидактический материал, количественно неисчерпаемый и удивительно разнообразный.
Велики воспитательные возможности пословицы, ведь она опирается на базовые жизненные ценности, общие для различных культур.
Практическое задание
1.Разбор пословиц и поговорок по корзинам
2.Соотнесение начала и конца пословицами
3.Игра «Узнай пословицу и поговорку»
4.»Пополняем наш сундучок» (знание адыгейских пословиц и поговорок и перевод на русский язык)
(карточка №1)
Знакомство с пословицей на уроке можно построить следующим образом:
Понимание пословицы основано на поиске мысли, скрытой за явной мыслью. Пословица похожа на орешек: в ней есть «скорлупка» и «ядрышко». «Скорлупка» – это то, о чем говорится напрямую. Например, пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» можно понять так: чтобы поймать рыбу, надо потрудиться –приготовить удочку, наживку, подождать, пока рыбка клюнет.
«Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль. Она не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой». Чтобы понять скрытую мысль, нужно поразмышлять. В нашей пословице спрятана мысль: любое дело требует усилий и старания. Ее можно выразить и по-другому: надо упорно трудиться, чтобы получить нужный результат.
Выполните упражнение 1 « Скорлупка и ядрышко»
Карточка 1
Обучение пониманию пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»
Планируемый результат:
Знакомство со структурой пословицы
Понимание скрытой мысли пословицы
Упражнение 1 "Скорлупка- ядрышко"
Прочитайте и выполните задания.
Соотнесите «скорлупки» пословиц с их «ядрышками» мыслями ( 1-2)
Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда...)
Скорлупки (фактуальная информация) | Ядрышки ( концептуальная информация) | ответ | |
Вариант 1 | |||
I | 1. У короткого ума длинный язык. | 1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю. 2. Болтливый человек обычно не бывает умным. 3. По выражению глаз можно узнать о характере человека. | |
II | 1.Рот не огород: не затворишь ворот 2. На чужой стог вилами не указывай 3. Рыбак рыбака видит издалека | 1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга 2. Нехорошо заглядываться на чужое 3.Другому человеку не запретишь говорить | |
III | 1.Мал ёрш, да колюч 2.Конь корове не товарищ 3.Слепой всегда глазами мечтает. | 1.Разные люди друг друга не понимают 2.Каждый желает получить то, чего у него нет 3.И маленькое существо может за себя постоять |
Упражнение 2 "Пойми язык мысли"
Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните
Любишь кататься, люби и саночки возить. |
Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей |
Хорош садовник — хорош и крыжовник. |
|
Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых, потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.
Во-вторых, это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.
В-третьих, детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования
Упражнение 3
К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).
Пословицы разных народов | Русские пословицы |
1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.). | 1. Слово — серебро, молчанье — золото. |
2. Перо сильнее меча (английск.). | 2. За одного битого двух небитых дают. |
3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.) | 3. Гусь свинье – не товарищ. |
4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.). | 4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. |
5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.). | 5. Что написано пером, не вырубишь топором. |
6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.). | 6. Не все то золото, что блестит. |
7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.) | 7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно. |
8. Молчаливость лучше многословия (китайск.). | 8. Из огня – да в полымя. |
9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.) | 9. Поспешишь – людей насмешишь. |
Итог: Чтобы помочь детям выразить концепт пословицы своими словами, важно показать им, что скрытая в ней мысль формулируется на особом языке – «языке мысли». Если удалось найти обобщенную формулировку смысла, то легко будет применить данную пословицу в любой ситуации, аналогичной описанной в ней
Карточка 2
Исследования психологов доказали, что понимание смысла невозможно без актуализации образа, особенно если речь идет о ребенке. Без усиления образа решение задачи по выделению главной мысли текста часто оказывается невозможным.
Эта закономерность справедлива и по отношению к пониманию пословицы. Различению прямого и переносного смысла в ней способствует прием иллюстрирования. Словесное иллюстрирование это когда по пословице создается рассказ или сказка.
При работе с художественным произведением так же используются традиционные задания: подобрать тексту название в виде пословицы или закончить его народной мудростью; выбрать пословицу, отражающую главную мысль текста, или составить его план, используя народные речения. От разговора о «скорлупке» и «ядрышке» пословицы легко перебросить мостик к понятиям «фабула» и «мораль» в басне, «намек – добрым молодцам урок» в сказке.
Упражнение 4. «Объяснялки»
Прочитайте. Выберите пословицу для названия текста. Соедините.
Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: - Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье! - Правда, - отвечал ёж, -но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул К Ушинский | Вора выдала речь Не ладно скроен, да крепко сшит Шаловливая овца — волку корысть Кто малым недоволен, тот большого не достоин |
У священника Платона украли хомуты. Он распорядился совать всех на молитву и, войдя, обратился к ним с вопросом; - Усердно ли вы молитесь? Усердно, владыко. - Все ли вы молитесь? Все молимся, владыко -И вор молится? -И я молюсь | |
Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись. Л. Толстой | |
Овцы ходили под лесом; два ягнёнка отбежали от стада. Старая овца сказала: — Не шалите, ягнята, дошалитесь до беды. А волк стоял за кустом и сказал: — Не верьте, ягнята, старой овце; она говорит так потому, что у неё ноги не ходят от старости и ей завидно. Зачем вам скучать? Бегайте больше. Ягнята послушали волка и побежали, а волк поймал их и зарезал. Л. Толстой |
- Найдите лишнее изречение.
- Замените пословицей
Итог: В заключение отметим, что работа с пословицей способствует формированию умения выделять концепт текста в том случае, если она проводится систематически и носит активный, творческий характер. Детям, имеющим в своем интеллектуальном фонде большой запас народной мудрости, легче выражать концепт художественного текста. Они быстро подбирают концепт-синоним в виде пословицы, облегчая себе задачу перехода с «языка образов» на «язык мысли».
Вопросы заключения:
- преемственность начального и среднего звена;
- учителя предметники использование в практике
Адыгейские пословицы и поговорки.
Оглавление (Пословицы и поговорки)
Адыгейцы - народность Северного Кавказа. Проживают в Адыгеи, Турции и странах Ближнего Востока. Адыгейский язык входит в абхазско-адыгскую группу кавказской семьи языков.
Кто кормит ребенка, для него и мать
Болезнь приходит через проушину колуна, а уходит через ушко иголки
И капкан если не обманет, то не поймает
Если худую скотину выкормишь, то губы намажут жиром, а дурного человека воспитаешь, то он только лягнёт
Не брани и не хвали того, кто не испытан тобою ни в деле, ни в пути
Где шума много, там ума мало
Если сердце не смотрит, то и глаза не видят
В своей норке и мышь храбра
Если не с кем посоветоваться - положи шапку и посоветуйся с нею
Когда спросили, чья голова красивее, черепаха высунула свою
Ласковый теленок двух коров сосет
Если брюхо сыто, хлеб сырым становится
Что говорит мулла, выполняй, а что он делает, не делай
Если долго смотреть на молоко, и в нем увидишь кровь
Что приятно для души, то красиво для глаз
Если орел часто бьет крыльями - крылья ломаются
Испуганного всадника долго не преследуй
У одного девять шуб, а девять других - без шубы
Два камня в воде - и те сталкиваются
Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи
Кто раньше умер, того раньше и на кладбище несут
Две чесоточные лошади - друзья
Когда много чабанов, среди овец падеж
Всё село не бывает глупым, и среди глупых умные найдутся
Два ястреба дерутся - воробью корм достается
Голой рукой огня не взять
Кто не видит тебя, пока ты сидишь, - не заметит тебя, когда встанешь
Если один и тот же мужчина обманет тебя трижды - ты глуп, если в одну и ту же яму упадешь три раза - ты слеп
Два соседа корову доят, и то по-разному
Глупый свои запасы съедает сразу
Если ты, пока он похож на хворостинку, не согнёшь то когда он станет колом, совсем не согнешь
После дождя бурку не бери
Языком мастер, а делом левша
Своих птенцов и грач считает красивыми
Мулла знает "давай", но не признает "возьми"
И в смерти есть мужество
Есть вместе - вкуснее, работать вместе - веселее
Перепуганного всадника долго не преследуй
Кто долго выбирает, тот прогадает
Если ты прав - ты силен
Мех лисы её враг
Лучше хорошее оружие, чем плохой спутник
Кого не замечают, тот покашливает
Стонет и тот, на кого падает дерево, и тот, на кого падают листья
Если не ответишь тому, кто бьет тебя, он так и не узнает, есть ли у тебя руки
Кто своего места не знает, тот без места останется
Хвали старое, а выбирай новое
Наставляй дочь так, чтобы слышала невестка
Видишь голову медведя - не ищи его след
Если ребенок не плачет, не дают ему сосать
Рана от сабли заживет, от языка - нет
Лесу и темной ночи не доверяй своей тайны
Если слушать будешь много - говорить будешь мало
Разве нога коровы убьет теленка
Кому нет дела до тебя, тому о своей головной боли не рассказывай
Если спор кончается дракой, то и посторонние страдают
Ласковое слово смягчает сердце
Неумело посаженное дерево - высыхает
Вкусная еда человека веселит
Мачеха похожа на снег
Смотри на мать и женись
Разве от козы родится ягненок
Пеший всегда смеется над всадником
Если не знаешь, спрашивать не обидно
Не смейся над тем, кто падает первым
Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется
Говори подумавши, садись оглядевшись
Крупный дождь долго не идет
У мудрого завистников много
Кости красит мясо, а тело - одежда
Каким тебя видят - таким ты кажешься, каким кажешься - таким и считают
У всякого дела свой черед
Где нет кошки, там и мышам раздолье
У муравья перед смертью крылья вырастают
Золото ценится дороже там, где его добывают
Хорошего вола узнаешь еще теленком
Пастухи телят и те старшего имеют
Не вынимай не вовремя своей сабли, но коли вынул её, не клади обратно, не заслужив похвалы
Молодого наставляют, старого не поучают
Что говорят в народе, то правда
Доля слабого - остатки
Кого называешь князем, тот примет тебя за холопа
Соревнующиеся богатеют, а строящие друг другу козни разоряются
Кто от чумы уцелел, тот от хмеля умер
Если вожак зорок, то и тот, кто следует за ним, - неплох
У кого много недостатков, тот их легко находит и у других
Не вынимай дважды кинжала, не повторяй своего слова дважды
Глупый пестрое любит
Когда лгун правду говорит, никто не верит
Плохая весть быстро разносится
Чья речь сладка, тот и змею из норы выманит
Кто не постыдится сказать, тот и сделать не побоится
Кому ты не мил, для того у тебя не голова, а головища
Чем проторговаться, лучше все раздарить
Где пчелы, там и мёд
Если всадник падает духом, то и конь не скачет
У лжи ноги коротки
Кого не хотят в попутчики, того зовут мимоходом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки о дружбе и вражде
Пословицы и поговорки о дружбе и вражде...
Урок по литературному чтению в 3 классе "Русские народные пословицы и поговорки"
Тема:«Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки»Цель: «образование, развитие, воспитание».Метод работы учителя:эвристический.Формы организации учебной деятельности учащихся: - система в...
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки...
Пословицы и поговорки на уроках русского языка
Подборка пословиц и поговорок для отработки орфограмм в начальной школе....
презентация "пословицы и поговорки о воде"
данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, при подготовке внеклассных мероприятий...
Пословицы и поговорки (часть 1)
Материал удобно использовать при проведении недели "Пословицы и поговорки в нашей жизни", для оформления стендов в классе и рекреации школы....
Пословицы, поговорки и словарные слова на минутках чистописания.
Целью занятий чистописанием является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма. Предлагаю материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков у...