Технология развития критического мышления
учебно-методический материал по чтению на тему
В докладе представлен материал, описывающий приемы и формы работы по технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc | 77 КБ |
razvitie_kriticheskogo_myshleniya_cherez_chtenie_i_pismo.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
« Технология развития критического мышления
через чтение и письмо»
п.Старый Просвет
2014 год
Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум – передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.
Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).
Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства.
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии).
Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.
Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, диаграмм Венна, дневников двойной записи; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» – чтение текста с пометками и т. д.
Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия – синквейна, кластера («пучок»), дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.
Авторы отмечают, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости своих учеников, целями урока и объемом учебного материала. Комбинирование приемов помогает достичь и конечной цели применения технологии РКМЧП – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли в полном объеме извлекать необходимую информацию из любого текста, могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Представлю краткое описание методов и приёмов данной технологии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Технологии РКМЧП Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения. Анализировать различные стороны явлений
Задачи технологии РКМЧП Формирование нового стиля мышления Развитие умения извлекать актуальную информацию Развитие умения систематизации своего и чужого опыта по изучаемым вопросам, анализа его ценности для развития собственного понимания Формирование способности к самостоятельной постановке цели обучения Формирование базовых качеств личности Формирование культуры чтения
Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией , учит учиться . Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Основные принципы организации воспитательного процесса Не навреди! Я не знаю другого превосходства, кроме ДОБРОТЫ! Не требуй от ребенка больше того, что он может! Всему надо учить: и любить и ненавидеть
Прием « Корзина» идей, понятий, имен… Этот прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся в начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме . На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по изучаемой теме
Обмен информацией проводится по следующей процедуре: Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все что он знает по данной проблеме Затем происходит обмен информацией в парах или группах Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в « корзинке» идей ( без комментариев) , даже если они ошибочны. В корзину идей можно « сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации
Чтение с разметкой – « Инсерт » « V » - уже знал «+» - новое для меня «--» - думал по- другому «?» - не понял, есть вопросы
Творческая форма рефлексии- Синквейн Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает « пять». Таким образом, синквейн-это стихотворение, состоящее из пяти строк
Правила написания синквейна 1 строчка- тема ( одно существительное) 2 строчка – описание темы в двух словах ( 2 прилагательных) 3 строчка- описание действия в рамках темы тремя словами ( 3 глагола) 4 строчка- фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме ( целое предложение) 5строчка- синоним из одного слова к теме
Синквейн по произведению А.А. Фета « бабочка» 1.Бабочка 2.Воздушная,яркая 3.Порхает, вьётся, радуется 4. Воздушное создание весело порхает. 5. Чудо
Правила составления Диаманты 1. тема ( существительное) 2.определение ( 2 прилагательных) 3. действие ( 3 глагола) 4.ассоциации ( 4 существительных-переход к антонимам) 5. действие ( 3 глагола) 6. определение (2 прилагательных) 7. тема ( существительное – антоним теме)
диаманта По произведению Гаршина « Жаба и роза» 1.Жаба 2.Завистливая, коварная 3.Угрожает, завидует, злится 4.Зависть,жестокость,красота, нежность 5.Радует, любуется, пахнет 6.Ароматная, удивительная 7. Роза
Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто будет героем произведения? К какому жанру относится произведение? Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? Таблица тонких и толстых вопросов.
(Наша тема) К.Г.Паустовский «Жильцы старого дома» «Старый дом» ФУНТИК (крупная смысловая единица) Кот СТЕПАН (крупная смысловая единица) РЫЖАЯ такса ЧЕРНАЯ курица (крупная смысловая единица) Петух ГОРЛАЧ (крупная смысловая единица) ЧЕРНЫЙ кот СВАРЛИВЫЙ петух ЦЫГАНКА гадалка ЛЯГУШКА Керосиновая лампа Пример кластера
Таблица «З-Х-У» Знаю Хочу узнать Узнал Таблица «Н-С-О» Наблюдаю Спрашиваю Отвечаю
Метод «Чтение с остановками» : Обсуждение названия произведения. Почему рассказ построен именно так? Как будут развиваться события дальше?
Двойной дневник Что привлекло мое внимание в тексте? Мои комментарии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления
Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...
Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления Ромашка Блума
технология развития критического мышления...
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
Государственное бюджетное общеобразовательное школа №54 Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...