рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов ЛНР:
- Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 г (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 г. № 22 - I, от 03.12.2014 г. № 11-II);
- Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.20414 г. № 72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных организаций ЛНР на временный государственный образовательный стандарт»;
- Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 01.06.2016 г. № 203 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в образовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа Луганской Народной Республики на 2016-2017 учебный год»;
- Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 08.06.2016 г. № 76 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2016-2017 учебный год»;
- Методические рекомендации по составлению рабочих программ по предметам в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики в 2016-2017 учебном году;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования РФ от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644));
- примерная основная образовательная программа начального общего образования (ПООП НОО)
- ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса»;
- Устав Государственного образовательного учреждения ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад № 31».
- Учебный план Государственного образовательного учреждения ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад № 31».
Рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению, которая разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее –ГОС НОО) к структуре основной образовательной программы,определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при полученииначального общего образования.При разработке ПООП НОО учтены материалы, полученные в ходе реализации целевых программ развития образования последних лет.
Изучение предмета направлено на достижение целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, формирование эстетического отношения к"искусству слова;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
- воспитание уважения к культуре народов.
Задачи рабочей программы
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- учить детей понимать образный язык художественного произведения; выразительные средства, создающие художественный образ; развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать у учащихся творческое и воссоздающее воображение, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух, воспитывать художественный вкус обучающихся;
- формировать потребность в постоянном чтении книг; развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщать к классике художественной литературы;
- обеспечивать глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- учить работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать у детей читательскую самостоятельность.
Роль ученого предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение литературного чтения в 3 классе выделяется 102 часа в год, что соответствует 3 часам в неделю. (34 учебные недели). Для реализации программного содержания курса используется учебник: Литературное чтение 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. – Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др., 2-е изд.-М.: Просвещение, 2016.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Учащиеся будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств,познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
Результаты изучения литературного чтения в 3 классе.
В конце третьего года обучения учащиеся должны уметь:
- читать вслух ориентировочно 70-75 слов в минуту,"про себя"- на 15-20 слов больше;
- менять темп и способ чтения в зависимости от задач;
- ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
- пересказывать текст кратко и с творческой обработкой;
- различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ;
- объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку;
- передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и свое внутреннее видение картины, нарисованной автором;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).
Основное содержание
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
Самое великое чудо на свете | 3 | |
Устное народное творчество | 10 | |
Поэтическая тетрадь 1 | 7 | |
Великие русские писатели | 20 | |
Поэтическая тетрадь 2 | 5 | |
Литературные сказки | 5 | |
Были – небылицы | 8 | |
Поэтическая тетрадь 1 | 3 | |
Люби живое | 11 | |
Поэтическая тетрадь 2 | 5 | |
Соберёшь по ягодке – наберёшь кузовок | 10 | |
По страницам детских журналов | 7 | |
Зарубежная литература | 8 | |
Всего | 102 |
Календарно-тематическое планирование литературному чтению
(3часа в неделю, 102 часа в год)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примеч. | |
по плану | по факту | ||||
1 | Самое великое чудо на свете (3 часа) Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с учебником. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | ||||
2 | Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове. | ||||
2 | Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений Тестирование по разделу «Самое великое чудо на свете» | ||||
1 | Устное народное творчество ( 10часов) Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические и шуточные. | ||||
2 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | ||||
3 | Сказки Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Работа над иллюстрацией к сказке. | ||||
4 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана. | ||||
5 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Работа над содержанием сказки. Проверка чтения вслух | ||||
6 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Составление плана. Сравнение художественного и живописного текстов | ||||
7 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | ||||
8 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Деление текста на части. Составление плана. | ||||
9 | Художники – иллюстраторы В.Васнецов, И. Билибин | ||||
10 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». | ||||
1 | Поэтическая тетрадь 1 ( 7 часов) Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи» ( на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского) | ||||
2 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». Русские поэты XIX-XX веков. Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья». | ||||
3 | А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…». А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой..» | ||||
4 | И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно». Подвижные картины природы в поэзии А. А. Фета и И. С. Никитина. | ||||
5 | И.С. Никитин «Встреча зимы» . Роль заголовка и олицетворения. | ||||
6 | И. З. Сурикова «Детство». Сказочность стихотворения. | ||||
7 | И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении | ||||
1 | Великие русские писатели (20 часа) А. С. Пушкин . Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | ||||
2 | Лирические стихи А. С. Пушкина о природе. | ||||
3 | А. С. Пушкин «Зимнее утро». Настроение стихотворения и прием контраста . | ||||
4 | А. С. Пушкин «Зимний вечер». Чтение и анализ. | ||||
5 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Тема сказки. | ||||
6 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» События сказочного текста. Деление сказки на смысловые части. | ||||
7 | Сравнение народной и литературной сказки. Особенности волшебной сказки. Составление картинного плана. | ||||
8 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. Анализ поступков главных героев сказки. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом | ||||
9 | Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет Крылову. Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». Анализ басни. | ||||
10 | И.Крылов «Зеркало и обезьяна» Характеристика главного героя басни. | ||||
11 | И.Крылов «Ворона и лисица» Мораль в басне. Характеристика главных героев басни. | ||||
12 | М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | ||||
13 | М.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко..». Анализ стихотворений. | ||||
14 | М. Лермонтов «Утёс», «Осень». Работа над характеристикой главного образа. | ||||
15 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя ). Подготовка сообщения. Обучение связному пересказу | ||||
16 | Л.Н. Толстой «Акула». Чтение по ролям. | ||||
17 | Л.Н. Толстой «Прыжок». Анализ поступка героя. | ||||
18 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | ||||
19 | Л.Н. Толстой» Какая бывает роса на траве» Л.Н. Толстой» «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. Отличие научного текста от художественного | ||||
20 | Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» Проверка техники чтения | ||||
1 | Поэтическая тетрадь 2 (5 часов) Знакомство с названием раздела. Н. А. Некрасов «Славная осень!» Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…». Чтение и анализ стихотворений. | ||||
2 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Деление текста на части. Работа над составлением плана. | ||||
3 | К. Бальмонт «Золотое слово». Чтение и анализ стихотворения. | ||||
4 | И. Бунин Выразительное чтение стихотворений . Понимание смысла прочитанного | ||||
5 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2». | ||||
1 | Литературные сказки (5 часов) Знакомство с разделом. Д.Мамин –Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка) . Педагогические заповеди в сказке. | ||||
2 | Д.Мамин –Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» Анализ поступков героев. | ||||
3 | В. Гаршин «Лягушка - путешественница». Знакомство с произведением. Работа над содержанием текста. | ||||
4 | В.Одоевский «Мороз Иванович». Знакомство с произведением. Сравнение героев в сказке. | ||||
5 | Обобщение материала по теме «Литературные сказки». Оценка достижений. Проверочная работа. | ||||
1 | Были – небылицы (8 часов) М. Горький «Случай с Евсейкой». Знакомство с творчеством писателя | ||||
2 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Работа над содержанием текста. | ||||
3 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Работа над содержанием текста. | ||||
4 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Знакомство с творчеством писателя. Анализ поступков и состояние героев. | ||||
5 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Выборочное чтение. | ||||
6 | А.Куприн «Слон». Знакомство с творчеством писателя | ||||
7 | А.Куприн «Слон» . Анализ характеров и поступков героев. | ||||
8 | А.Куприн «Слон». Деление текста на части. Составление плана. | ||||
1 | Поэтическая тетрадь 1 (3 часа) Знакомство с названием раздела. С. Чёрный « Что ты тискаешь утёнка ?..» С.Чёрный «Воробей», «Слон» | ||||
2 | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». Знакомство с творчеством писателя. Совершенствование умения читать стихотворное произведение. | ||||
3 | С.Есенин «Черёмуха». Чтение и анализ стихотворения. Обобщение по разделу. | ||||
1 | Люби живое (11 часов) М. Пришвина «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста | ||||
2 | И. Соколов – Микитов «Листопадничек». Знакомство с творчеством писателя Составление плана. | ||||
3 | В.Белов «Малька провинилась». Знакомство с жизнью и творчеством | ||||
4 | В.И.Белова. Краткий пересказ.«Ещё раз про Мальку». Выборочное чтение | ||||
5 | В.Бианки «Мышонок Пик». Ознакомление с рассказом. | ||||
6 | В.Бианки «Мышонок Пик». Связный пересказ текста.. Составление плана. | ||||
7 | Б.Житков «Про обезьянку». Знакомство с творчеством писателя | ||||
8 | Б.Житков «Про обезьянку». Выборочное чтение. Обучение пересказу. Работа над содержанием рассказа. | ||||
9 | В. Астафьев «Капалуха». Знакомство с жизнью и творчеством В.П.Астафьева. Работа на содержанием рассказа. Любовь и бережное отношение к природе в рассказе. | ||||
10 | В. Драгунский «Он живой и светится». Знакомство с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского. Чтение по ролям. | ||||
11 | Обобщающий урок по разделу « Люби живое» | ||||
1 | Поэтическая тетрадь 2 (5 часов) Знакомство с названием раздела. С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». Выразительное чтение и анализ стихотворений. | ||||
2 | А. Барто «Разлука». Знакомство с жизнью и творчеством писательницы. А. Барто «В театре». Чтение и анализ стихотворений. | ||||
3 | С.Михалков «Если», | ||||
4 | Е.Благинина «»Кукушка», «Котёнок» | ||||
5 | «Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». | ||||
1 | Собирай по ягодке- наберёшь кузовок (10 часов) Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. | ||||
2 | А. Платонов «Цветок на земле». Знакомство с творчеством писателя . | ||||
3 | А. Платонов «Цветок на земле». Работа над содержанием текста. | ||||
4 | А. Платонов «Ещё мама». Чтение по ролям. Уважение к пожилым людям в рассказе. | ||||
5 | М. Зощенко «Золотые слова». Работа над содержанием текста. | ||||
6 | М. Зощенко «Золотые слова». Уважение к старшим в рассказе. | ||||
7 | М. Зощенко «Великие путешественники». Работа над содержанием текста. | ||||
8 | М. Зощенко «Великие путешественники». Краткий пересказ. | ||||
9 | Н.Носов «Федина задача». Знакомство с творчеством писателя. Анализ поступка героя | ||||
10 | Н.Носов «Телефон». Работа над содержанием текста. Обобщение по разделу. | ||||
1 | По страницам детских журналов (7 часов) Знакомство с названием раздела. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | ||||
2 | Ю.Ермолаев «Проговорился». Знакомство с творчеством писателя | ||||
3 | Ю.Ермолаев «Воспитатели». Знакомство с детскими журналами. | ||||
4 | Г. Остер «Вредные советы». Знакомство с творчеством писателя . Юмор и сатира в творчестве писателя | ||||
5 | Г. Остер «Как получаются легенды» . Составление вопросов к тексту. | ||||
6 | Р. Сеф «Весёлые стихи» | ||||
7 | Оценка достижений. Проверочная работа по теме «По страницам детских журналов» Проверка чтения вслух. | ||||
1 | Зарубежная литература (8 часов) Мифы Древней Греции. Мифологические образы и сюжеты«Храбрый Персей». | ||||
2 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | ||||
3 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Знакомство с творчеством писателя | ||||
4 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» . Составление вопросов к тексту. Работа над содержанием текста. | ||||
5 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» Деление текста на части, составление плана. | ||||
6 | Контрольная работа | ||||
7 | Литературный «Брейн -ринг» | ||||
8 | Урок – обобщение за год. Что читать летом |
РАССМОТРЕНО:
на заседании
учителей МО начальных классов
Протокол№ ______
от « _____» сентября 2016г. Руководитель МО
__________ / Т.В Савченко./
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора поУВР
__________ / Я.В.Огиенко /
« _____» сентября 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...