А.И.Куприн "Скворцы"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством А.И. Куприна, рассказом «Скворцы»; способствовать развитию навыков чтения, умений определять жанр и тему произведения, составлять план рассказа; содействовать воспитанию интереса к чтению книг о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 25.04 КБ |
Презентация | 147.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.И.Куприн «Скворцы»
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством А.И. Куприна, рассказом «Скворцы»; способствовать развитию навыков чтения, умений определять жанр и тему произведения, составлять план рассказа; содействовать воспитанию интереса к чтению книг о природе |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Умеют самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользуются справочными для понимания и получения дополнительной информации. Читают рассказ. Определяют самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, объясняют заголовок произведения, находят описания картин природы, различают понятия «абзац», «эпизод». Составляют план произведения |
Личностные результаты | Высказывают собственные суждения и дают им обоснование; принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: пользуются аналитическим чтением: выделяют повторы, устойчивые эпитеты, описания героев, используют знаково-символическое моделирование. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
Основное содержание темы, понятия и термины | А.Куприн «Скворцы». Жанр, тема, заголовок произведения. Описания картин природы в рассказе. Абзац, эпизод. План произведения |
Класс: 4
Сценарий урока
Этапы урока | Цель деятельности | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемый результат |
I. Организационный момент | Мотивирование к учебной деятельности | Приветствую учащихся. -Чему нас учат уроки литературного чтения? -Каким вы хотите видеть наш урок? -Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит положительными эмоциями. -Проверим готовность к уроку | Приветствует учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные результаты: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Подготовка к основному этапу занятия | Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Постановка учебной задачи | Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Александра Ивановича Куприна и его произведением.(Слайд 2) Отгадайте загадку; На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его…(скворец) Сообщение о скворцах Издавна любят эту птицу в народе. И не только потому, что от птиц этих много пользы. За лето пара скворцов вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона насекомых! Предлагаю предугадать содержание произведения -Произведение А.И.Куприна, с которым мы познакомимся, называется «Скворцы». | Слушают учителя. Отгадывают загадку. Слушают сообщение. Предугадывают предстоящее чтение. Формулируют учебную задачу | Личностные результаты: проявляют познавательный интерес, эмоционально воспринимают загадку. Регулятивные УУД: формируют, принимают и сохраняют учебную задачу |
III. Усвоение новых знаний и способов действий | Ознакомление с жизнью и творчеством А.И.Куприна. Ознакомление с содержанием произведения. Отработка навыков осмысленного, выразительного чтения | Организую выступление учащихся с сообщением о жизни и творчестве А.И. Куприна.(Слайд 3) Александр Куприн – выдающийся русский писатель-реалист конца XIX века. Писатель родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчат Пензенской области, в семье потомственного дворянина. Отец писателя, Иван Иванович, умер вскоре после рождения сына. Мать, Любовь Алексеевна, была из рода татарских князей. После смерти мужа она переехала в Москву, где Александр в возрасте шести лет был отдан в сиротский пансион. В 1880 году он поступил в Московский кадетский корпус, а в 1887 – в Александровское военное училище. О годах, проведенных в этом училище, он впоследствии напишет в повести «На переломе» и в романе «Юнкера». Первый литературный опыт писателя проявился в стихах, которые так и не были опубликованы. Впервые работа Куприна была опубликована в 1889 году. Это был рассказ «Последний дебют». Богатый материал для его будущих работ писатель собрал во время службы в Днепровском пехотном полку в 1890 году. Через несколько лет в свет вышли его произведения «Русское богатство», «Ночлег», «Дознание», «Поход» и другие. Считается, что Куприн был очень жадным до впечатлений человеком и любил вести страннический образ жизни. Его интересовали люди самых разных профессий, начиная от инженеров и заканчивая шарманщиками. По этой причине, писатель мог одинаково хорошо описывать в своих книгах разнообразные сюжеты. Переломным моментом в жизни Куприна явилась разразившаяся в стране революция. В 1920 году писатель эмигрировал во Францию, где провел почти семнадцать лет. Это был своеобразный период затишья в его творчестве. Однако после возвращения на родину он написал свой последний очерк «Москва родная». Писатель умер в ночь на 25 августа 1938 года и был похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге. Предлагаю прочитать текст рубрики «Обратите внимание». Задает вопросы. -Что нового вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна? -Какие рассказы писателя вы уже читали? Физминутка (Слайд 4) Летят, летят в наш край скворцы, Организую работу с рассказом А.И. Куприна «Скворцы». -Прочитайте заголовок. Почему автор так озаглавил свой рассказ? Объясните Словарная работа ( на доске записаны слова)(Слайд 5) Взяток – нектар, собранный пчелой за один раз. Золотник - русская мера веса, равная 4г 260мг. Снасти - приспособления для ловли рыбы. Чётки – шнурок с нанизанными шариками или бусинками. Верста – старинная русская мера длины, равная 1 км 60м. Сажень - старинная русская мера длины, равная 2 км 13м. Вздор (строительный) – здесь; мусор. Малорусская мазанка – украинский сельский дом ( хата) из глины или обмазанного глиной дерева. Читаю начало рассказа
Предлагаю продолжить чтение. -Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? -Можете определить его тему? | Выступают с сообщением. Слушают сообщение. Работают с текстом. Отвечают на вопросы. Слушают чтение учителя. Отвечают на вопросы. Осознанно, выразительно читают рассказ. Знакомятся с объяснением незнакомых слов | Личностные результаты: проявляют познавательный интерес. Предметные результаты: отвечают на вопросы по содержанию услышанного и прочитанного. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Личностные результаты: проявляют интерес к чтению. Предметные результаты: Осознанно, выразительно читают; определяют жанр произведения. Познавательные УУД: овладевают навыками смыслового чтения |
IV. Применение знаний и способов действий | Развитие навыков самостоятельной работы, составления плана. Поисковое чтения. Выразительное чтение | Предлагаю выполнить задания в РТ № 2 (с. 32-33, задания 1,2,4). Организую составление плана произведения, выразительное чтение эпизода «Выселение воробьев» | Выполняют задания в рабочей тетради. Находят нужный эпизод в тексте, осознанно, выразительно читают его | Личностные результаты: проявляют эмоционально-ценностное отношение к описанным событиям. Предметные результаты: осуществляют поисковое чтение. Познавательные УУД: структурируют знания |
V. Рефлексия | Подведение итогов. Осуществление самоконтроля | Подводим итог. (Слайд 6) -Чему мы сегодня учились на уроке? -Что нового узнали? -Поднимите руки те, кому сегодня было интересно и у кого все получилось! -А кому сегодня было трудно на уроке? | Отвечают на вопросы. Дают оценку результатам деятельности на уроке | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Регулятивные УУД: адекватно оценивают себя |
Домашнее задание | Совершенствование навыков чтения | Комментирую домашнее задание. (Слайд 7) -Дочитайте рассказ А. Куприна «Скворцы» | Записывают в дневник домашнее задание | Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его … ( скворец )
Творчество А.И. Куприна
Физминутка Летят, летят в наш край скворцы, ( Руки в стороны, взмахи руками имитируют полет птиц .) Что молодой весны гонцы. Летят над морем, над рекой, Летят, спешат скворцы домой. А дома ждут скворечни их, И снова будут хлопоты у них.
нектар, собранный пчелой за один раз. русская мера веса, равная 4г 260мг. приспособления для ловли рыбы. шнурок с нанизанными шариками или бусинками. старинная русская мера длины, равная 1 км 60м. старинная русская мера длины, равная 2 км 13м. здесь; мусор. украинский сельский дом ( хата) из глины или обмазанного глиной дерева. Словарная работа Взяток – Золотник – Снасти – Чётки – Верста – Сажень – Вздор (строительный)– Малорусская мазанка –
Подводим итог. -Чему мы сегодня учились на уроке? -Что нового узнали? -Поднимите руки те, кому сегодня было интересно и у кого все получилось! -А кому сегодня было трудно на уроке? Рефлексия
Домашнее задание Дочитать рассказ А.И. Куприна «Скворцы» стр. 41-54