А.И.Куприн "Скворцы"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Годлевская Ирина Ивановна

Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством А.И. Куприна, рассказом «Скворцы»; способствовать развитию навыков чтения, умений определять жанр и тему произведения, составлять план рассказа; содействовать воспитанию интереса к чтению книг о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта 25.04 КБ
Файл Презентация147.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.И.Куприн  «Скворцы»  

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством А.И. Куприна, рассказом «Скворцы»; способствовать развитию навыков чтения, умений определять жанр и тему произведения, составлять план рассказа; содействовать воспитанию интереса к чтению книг о природе

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты

(предметные)

Умеют самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользуются справочными для понимания и получения дополнительной информации. Читают рассказ. Определяют самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, объясняют заголовок произведения, находят описания картин  природы, различают понятия «абзац», «эпизод». Составляют план произведения

Личностные результаты

Высказывают собственные суждения и дают им обоснование; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: пользуются аналитическим чтением: выделяют повторы, устойчивые эпитеты, описания героев, используют знаково-символическое моделирование.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Основное содержание темы, понятия и термины

А.Куприн «Скворцы». Жанр, тема, заголовок произведения. Описания картин природы в рассказе. Абзац, эпизод. План произведения

Класс: 4

Сценарий урока

Этапы урока

Цель деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемый результат

I. Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствую учащихся.

-Чему нас учат уроки литературного чтения?

-Каким вы хотите видеть наш урок?

-Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит положительными эмоциями.

-Проверим готовность к уроку

Приветствует учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные результаты:

проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Подготовка к основному этапу занятия

Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Постановка учебной задачи

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Александра Ивановича Куприна и его произведением.(Слайд 2)

Отгадайте загадку;

                               На шесте дворец,

                               Во дворце певец,

                               А зовут его…(скворец)

Сообщение о скворцах

Издавна любят эту птицу в народе. И не только потому, что от птиц этих много пользы. За лето пара скворцов вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона насекомых! 
Но скворцов любят и за весёлый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок и других птиц.
А иногда могут заквакать лягушкой или залаять собакой. Очень это хорошо у них получается!
Мы привыкли к тому, что скворцы живут в скворечниках, часто не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов в скворечниках появляются скворцы.
Скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, а даже тогда, когда и домов-то ещё не существовало. Скворец прилетел к человеку из леса – это лесная птица. 
И сейчас немало скворцов живёт в лесу. Гнёзда свои устраивают в дуплах. Но дупел часто не хватает всем.
Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах и парках, вывешивать их нужно и в лесу – это очень полезное дело!

 Предлагаю предугадать содержание произведения

-Произведение А.И.Куприна, с которым мы познакомимся, называется «Скворцы».

Слушают учителя.

Отгадывают загадку.

Слушают сообщение.

Предугадывают предстоящее чтение. Формулируют учебную задачу

Личностные результаты:

проявляют познавательный интерес, эмоционально воспринимают загадку.

Регулятивные УУД:

формируют, принимают и сохраняют учебную задачу

III. Усвоение новых знаний и способов действий

Ознакомление с жизнью и творчеством А.И.Куприна.

Ознакомление с содержанием произведения. Отработка навыков осмысленного,

выразительного чтения

Организую выступление учащихся с сообщением о жизни и творчестве А.И. Куприна.(Слайд 3)

Александр Куприн – выдающийся русский писатель-реалист конца XIX века. Писатель родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчат Пензенской области, в семье потомственного дворянина. Отец писателя, Иван Иванович, умер вскоре после рождения сына. Мать, Любовь Алексеевна, была из рода татарских князей. После смерти мужа она переехала в Москву, где Александр в возрасте шести лет был отдан в сиротский пансион. В 1880 году он поступил в Московский кадетский корпус, а в 1887 – в Александровское военное училище. О годах, проведенных в этом училище, он впоследствии напишет в повести «На переломе» и в романе «Юнкера». Первый литературный опыт писателя проявился в стихах, которые так и не были опубликованы. Впервые работа Куприна была опубликована в 1889 году. Это был рассказ «Последний дебют». Богатый материал для его будущих работ писатель собрал во время службы в Днепровском пехотном полку в 1890 году. Через несколько лет в свет вышли его произведения «Русское богатство», «Ночлег», «Дознание», «Поход» и другие. Считается, что Куприн был очень жадным до впечатлений человеком и любил вести страннический образ жизни. Его интересовали люди самых разных профессий, начиная от инженеров и заканчивая шарманщиками. По этой причине, писатель мог одинаково хорошо описывать в своих книгах разнообразные сюжеты. Переломным моментом в жизни Куприна явилась разразившаяся в стране революция. В 1920 году писатель эмигрировал во Францию, где провел почти семнадцать лет. Это был своеобразный период затишья в его творчестве. Однако после возвращения на родину он написал свой последний очерк «Москва родная». Писатель умер в ночь на 25 августа 1938 года и был похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Предлагаю прочитать текст рубрики «Обратите внимание».

Задает вопросы.

-Что нового вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна?

-Какие рассказы писателя вы уже читали?

Физминутка (Слайд 4)

Летят, летят в наш край скворцы,
(
Руки в стороны, взмахи руками имитируют полет птиц.)
Что молодой весны гонцы.
Летят над морем, над рекой,
Летят, спешат скворцы домой.
А дома ждут скворечни их,
И снова будут хлопоты у них.

Организую работу с рассказом А.И. Куприна «Скворцы».

-Прочитайте заголовок. Почему автор так озаглавил свой рассказ? Объясните

Словарная работа ( на доске записаны слова)(Слайд 5)

Взяток – нектар, собранный пчелой за один раз.

Золотник -  русская мера веса, равная 4г 260мг.

Снасти - приспособления для ловли рыбы.

Чётки – шнурок с нанизанными шариками или бусинками.

Верста – старинная русская мера длины, равная 1 км 60м.

Сажень - старинная русская мера длины, равная 2 км 13м.

Вздор (строительный) – здесь; мусор.

Малорусская мазанка – украинский сельский дом ( хата) из глины или обмазанного глиной дерева.

Читаю начало рассказа

  1. Понравилось ли вам произведение. Чем?
  2. Как начинается рассказ?
  3. Как автор описывает картину природы?
  4. Прочитайте первый абзац.
  5. Как люди готовились к встрече скворцов?
  6. Что удивило вас в этом произведении?
  7. Как вели себя птицы?
  8. Как скворцы берегли своё место и от кого?
  9. К какому литературному жанру относится это произведение?

Предлагаю продолжить чтение.

-Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?

-Можете определить его тему?

Выступают с сообщением. Слушают сообщение. Работают с текстом.

Отвечают на вопросы.

Слушают чтение учителя. Отвечают на вопросы. Осознанно, выразительно читают рассказ. Знакомятся с объяснением незнакомых слов

Личностные результаты:

проявляют познавательный интерес.

Предметные результаты:

отвечают на вопросы по содержанию услышанного и прочитанного.

Познавательные УУД:

осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Личностные результаты:

проявляют интерес к чтению.

Предметные результаты:

Осознанно, выразительно читают; определяют жанр произведения.

Познавательные УУД: овладевают навыками смыслового чтения

IV. Применение знаний и способов действий

Развитие навыков самостоятельной работы, составления плана. Поисковое чтения. Выразительное чтение

Предлагаю выполнить задания в РТ № 2 (с. 32-33, задания 1,2,4).

Организую составление плана произведения, выразительное чтение эпизода «Выселение воробьев»

Выполняют задания в рабочей тетради. Находят нужный эпизод в тексте, осознанно, выразительно читают его

Личностные результаты:

проявляют эмоционально-ценностное отношение к описанным событиям.

Предметные результаты:

осуществляют поисковое чтение.

Познавательные УУД:

структурируют знания

V. Рефлексия

Подведение итогов. Осуществление самоконтроля

Подводим итог. (Слайд 6)

-Чему мы сегодня учились на уроке?

-Что нового узнали?

-Поднимите руки те, кому сегодня было интересно и у кого все получилось!

-А кому сегодня было трудно на уроке?

Отвечают на вопросы. Дают оценку результатам деятельности на уроке

Познавательные УУД:

осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД:

адекватно оценивают себя

Домашнее задание

Совершенствование навыков чтения

Комментирую домашнее задание. (Слайд 7)

-Дочитайте рассказ А. Куприна «Скворцы»

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные УУД:

Принимают и сохраняют учебную задачу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.И. Куприн «Скворцы» Подготовил учитель начальных классов МОУ СОШ № 75 Годлевская И.И. 2017 г.

Слайд 2

Загадка На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его … ( скворец )

Слайд 3

Творчество А.И. Куприна

Слайд 4

Физминутка Летят, летят в наш край скворцы, ( Руки в стороны, взмахи руками имитируют полет птиц .) Что молодой весны гонцы. Летят над морем, над рекой, Летят, спешат скворцы домой. А дома ждут скворечни их, И снова будут хлопоты у них.

Слайд 5

нектар, собранный пчелой за один раз. русская мера веса, равная 4г 260мг. приспособления для ловли рыбы. шнурок с нанизанными шариками или бусинками. старинная русская мера длины, равная 1 км 60м. старинная русская мера длины, равная 2 км 13м. здесь; мусор. украинский сельский дом ( хата) из глины или обмазанного глиной дерева. Словарная работа Взяток – Золотник – Снасти – Чётки – Верста – Сажень – Вздор (строительный)– Малорусская мазанка –

Слайд 6

Подводим итог. -Чему мы сегодня учились на уроке? -Что нового узнали? -Поднимите руки те, кому сегодня было интересно и у кого все получилось! -А кому сегодня было трудно на уроке? Рефлексия

Слайд 7

Домашнее задание Дочитать рассказ А.И. Куприна «Скворцы» стр. 41-54