Краткий литературный словарь для начальной школы
материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данный литературный словарь поможет быстро найти значение литературных терминов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkiy_literaturnyy_slovar.odt | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Составила
учитель начальных классов
МБОУ «Майнский
многопрофильный лицей»
Дёмина Ольга Владимировна
Литературные жанры
Автобиография — это литературно — прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
Рассказ — небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.
Признаки рассказа:
- повествовательность;
- небольшой объём;
- небольшое число героев;
- описание одного эпизода.
Стихотворение - это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким — либо событием и имеющие стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму.
Признаки стихотворения:
- небольшие размеры произведения;
- изображения переживания или чувства;
- стихотворная форма.
Басня — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.
Признаки басни:
- небольшие размеры;
- иносказательность;
- высмеивание недостатков;
- поучительность.
Былина — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.
Признаки былин:
- сказание о богатырях и исторических событиях;
- сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
- неторопливое повествование.
Баллада — это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом.
Дразнилка — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения,характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель поддразнить.
Признаки дразнилки:
- короткие рифмованные фразы;
- цель — поддразнить;
- обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.
Драма — это произведение, предназначенное для постановки на сцене.
Загадка — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчёркивая их важные признаки.
Признаки загадки:
- известный загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты;
- названы важные признаки скрытого предмета или явления.
Поговорка — это краткое образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь», «чужими руками жар загребать», «после дождичка в четверг», «свалился, как снег на голову».
Признаки поговорки:
- краткость;
- образность;
- незаконченность предложения.
Пословица — это краткое, меткое,глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения ( т.е.пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «Жизнь прожить не поле перейти»; «Цыплят по осени считают»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Признаки пословицы:
- краткость;
- меткость и точность мысли;
- законченность предложения.
Прибаутка — это забавное сочетание слов, повествующее о каком — либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.
Признаки прибаутки:
- очень короткий эпизод;
- форма диалога;
- забавное сочетание слов.
Пример прибаутки:
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Не идёт!
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
Сказка — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.
Признаки сказки:
- наличие законченного сюжета;
- занимательность;
- необычность;
- наличие вымысла;
- воспитательная направленность.
Виды сказок:
1.Сказки о животных.(Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи.)
2.Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.)
3.Волшебные сказки.(Для них характерно наличие чудес, какой — либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба — Яга, падчерица, царевич, дурак и т.д.)
Считалка — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре.
Признаки считалки:
- краткость;
- стихотворная форма;
- цель — упорядочить игру.
Пример считалки:
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить!
Повесть — это один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Роман — это литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания
Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий. Мифы — это не рассказы и не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.
Легенда — это произведение, созданное нородной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Летопись — это памятники исторической прозы Древней
Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.
Отзыв — это оценочное устное или письменное высказывание о прочитанном произведении, о чьей — то работе, о фильмах и т.д.
План отзыва о прочитанной книге:
1.Автор и название произведения. Литературный жанр
( сказка, повесть, роман, стихотворение и т. д.) Что ты знаешь об этом авторе? Какие его произведения читал?
- О чём говорится в книге?
- Герои произведения.
- Какие эпизоды произведения произвели на вас
наиболее сильное впечатление?
- Как читается книга (увлекательно, скучно, трудно и т. д.)
- Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила вас задуматься?
- Если в книге есть предисловие или история написания этой книги, то обязательно скажи об этом.
Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.
Притча — это небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
Эпиграмма — это короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое — либо лицо или общественное явление.
Элегия — это стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутое грустью.
Ода — это торжественное стихотворение, посвящённое какому — то историческому событию или герою.
Поэма — это один из видов лиро — эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Литературные термины
Автор - это писатель, создавший одно или ряд произведений.
Аллегория — это иносказание, изображение какой — нибудь отвлечённой идеи в конкретном, отчётливо представляемом образе. Например, в басне «Стрекоза и муравей» Стрекоза - это аллегория легкомыслия, а Муравей — предусмотрительности.
Аллитерация — это повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность (например: «В сто сорок солнц закат пылал...» В. Маяковский).
Амфибрахий — это трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.
Анапест — это трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.
Аннотация — это краткое изложение книги, рукописи, статьи.
Антитеза — это художественное противопоставление характеров, образов, понятий и проч., создающее эффект резкого контраста.
Архаизмы — это слова и обороты, которые употреблялись в прошлом для обозначения каких — либо предметов, явлений или понятий, но вытеснены другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.
Афоризм — это обобщённая глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни, но в отличие от неё принадлежит определённому лиц пословице у (писателю, учёному и т. д.)
Беллетристика — это в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии, драматургии.
Бестселлер — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующийся читательским спросом.
Библия — это собрание древних текстов религиозного содержания, считающихся священными для иудеев и христиан.
Белый стих — это стихотворное произведение без рифмы.
Гипербола — это художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.
Гротеск — это предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Дактиль — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Деталь — это выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Диалог — это разговор двух или более лиц.
Жанр — это вих художественного произведения, напрмер басня, лирическое стихотворение, повесть.
Завязка — это начальный момент развития событий, изображённых в художественном произведении.
Звукопись в стихосложении — это система звуковых повторов, подобранных с расчётом на усиление звуковой выразительности речи.
Идея — это основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.
Инверсия — это необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.
Интервью — это предназначенная для печати беседа (журналист и писатель, учёный и студент, …).
Интерпретация- это истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.
Интонация — это выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.
Ирония — это скрытая насмешка.
Композиция — это расположение, т. е. построение произведения.
Конфликтная ситуация — в литературе — создание с помощью художественных средств такого положения в художественном мире произведения, которое требует от персонажей активных действий, ставит их перед необходимостью вступить в борьбу с противоборствующими силами.
Кульминация — это высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.
Лирика — это род литературных произведений, изображающих духовный мир человека, его чувства, настроения, переживания.
Метафора — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. (И золотеющая осень листвою плачет на песок... С. Есенин).
Монолог — это развёрнутое высказывание одного действующего лица или автора произведения.
Олицетворение — это наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. (Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами...А. Фет).
Параллелизм — это расположение рядом сходных элементов речи, тем, образов для создания единого поэтического образа; например: Едут по полю добры молодцы, летят по небу ясны соколы.
Повтор — это повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжении некоторого отрезка текста; используется для ритмичности, а также для выделения особо значимых мыслей, чувств, образов.
Пролог — это элемент композиции, который предшествует завязке.
Развитие действия — это ряд эпизодов литературного произведения между завязкой и кульминацией, в которых происходит движение основного конфликта, его обострение или смягчение.
Развязка — это заключительный момент в развитии действия художественного произведения.
Сравнение — это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Часто сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно, и другими. (Передо мною белый гриб стоял, как вежливый ребёнок... Л. Тимофеев). Сравнение должно быть основано на реальном сходстве предметов, явлений.
Сюжет — это цепь событий, которые развиваются в произведении.
Тема — это круг проблем, жизненных явлений, на которых сосредоточил своё внимание автор литературного произведения.
Фрагмент — это отрывок, часть произведения.
Эпиграф — это краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.
Эпизод — это относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.
Эпитет — это образное определение предмета или действия, выраженное преимущественно прилагательным.
Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, называются эпитетами.
Эпитеты чаще всего употребляются в художественном стиле. Они помогают автору нарисовать, а читателю представить какую — либо картину. Эпитеты обычно используются как цветопись для передачи чувств, настроения. Цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и пр. обозначают радостные, светлые чувства. (Заметался пожар голубой... С.Есенин). Эпитеты чёрный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания. (Вечер чёрные брови насупил...С. Есенин).
Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образные средства языка и обогащение словаря учащихся начальной школы».
Вашему вниманию предоставляется работа по русскому языку и методике его преподавания на тему: «Образные средства языка и обогащение словаря учащихся ...
Этимологический словарь для начальной школы
Собранный материал окажет существенную помощь учителю в организации учебного процесса. Для этого рекомендуется использовать этимологический анализ слова, подбор загадок, посло...
Статья на тему: Словообразовательные словари для начальной школы.
Для начальной школы предлагаются следующие словообразовательные словари. Например: Е.Г. Мережко «Словарик близкородственных слов»; А.П. Сдобновой, И.В. Курочкиной «Учусь правильно образовывать...
Советы по ведению словарей для начальной школы
Памятка по ведению словарей по английскому языку содержит ряд простых советов, а также список слов для второго и третьего класса (УМК М.З. Биболетовой)....
Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в процессе изучения слов из словаря в начальной школе"
По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми написаниями составляют 60-70% словаря человека в активном употреблении. И поэтому в настоящее время проблема словарной работы на уроках русско...
КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...