К. Паустовский "Кот ворюга"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kot.doc | 936 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3-а классе
учитель: Лешкевич Т.П.
Тема урока: Всепобеждающая сила доброты в произведении К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Цели:
- Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову.
- Продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского, особенностями его произведений, наблюдение за тем, какими средствами удалось писателю подвести читателя к серьезной и важной идее.
- Развивать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Формирование УУД:
Личностные результаты:
- учебно - познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов;
- умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
- умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Познавательные действия:
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться в содержании учебника;
- обобщать и классифицировать учебный материал;
- формулировать несложные выводы;
- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
- подбирать слова-определения для характеристики героев;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Регулятивные действия:
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
- работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;
- корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала;
- оценивать результаты, работы, организовывать самопроверку;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку;
- самостоятельно работать с учебником;
- умение работать в группе.
Коммуникативные действия:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- участвовать в выразительном чтении по ролям;
- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
- уважать мнение собеседников;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые результаты:
- Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
- Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
- Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Ход урока:
Характеристика деятельности учителя | Характеристика деятельности учащихся |
I. Орг. момент - Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Садитесь. Эмоциональный настрой «Сотвори солнце» Прежде чем начать урок, закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро, здоровье, нежность, тепло, свет, радость. Ваша звездочка растет, растет, растет и становится огромной, как солнце. Теперь ваше внутреннее солнышко может поделиться с окружающими своим теплом, добром, светом, любовью, нежностью. Расставьте руки в стороны – это ваши лучики, поделитесь теплом своей души, своего внутреннего солнышка со своим соседом. | |
II. Актуализация знаний, мотивация, постановка цели. - Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями К.Г. Паустовского. - Дома вы должны были посмотреть биографию Паустовского. Кто может рассказать нам об авторе? - Есть ли у других дополнение? Кривонос Елена: - Родился Паустовский 19 мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь, занимался репетиторством. - После окончания гимназии Паустовский учился в Киевском и - Московском университетах. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. - В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы. Он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок. Много времени он проводил в маленьком городке Таруса. В Тарусе с 1991 года ежегодно в день рождения Паустовского проводятся праздники. Там же находиться и его могила. - Молодцы. - Ребята, угадайте, кто будет главным героем рассказа Паустовского, с которым мы сегодня познакомимся на уроке? Загадка: Без расчески причесался И умылся без воды, В кресло мягкое забрался И запел на все лады. - Кто же это? - Да, это кот - самое загадочное животное, которое живет рядом с человеком. - А что это за животное, о каких повадках кота мы знаем? - Какие произведения вы читали, где главным героем является кот? - Дома вы самостоятельно познакомились с содержанием рассказа Паустовского про кота. Как называется этот рассказ? - Давайте подберем к слову «ворюга» родственные слова. Объясните значение этих слов. - Почему автор выбрал именно слово «ворюга»? - Можно ли по этому слову определить, какое отношение у автора к этому герою? - Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? - Поставьте цель урока. Закончите предложения: Узнать… . Определить…. Развивать…. | - Это домашнее животное – кот. - Орел Катя (выступление о котах) - Кот Матроскин, кот Леапольд, кот Базилио, кот в сапогах. - Кот – ворюга. - вор, воришка - Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга – так говорят презрительно о том, кто совершает кражи. - грубое, отрицательное Узнать о коте. Определить главную мысль произведения. Развивать речь. |
III. Открытие нового знания.
- Сейчас я проверю, хорошо ли вы помните содержание рассказа? - Я покажу вам несколько картинок, а вы расскажите, что на них изображено. - Молодцы, вы, верно, угадали иллюстрации к рассказу. - Какие герои, кроме кота, есть еще в рассказе? - Имя «Рувим» часто упоминается во многих рассказах Паустовского. Это друг писателя Рувим Фраерман, тоже писатель. - А от чьего имени ведется рассказ? Кто такие – «мы»? 2) Художественный анализ текста. 1 часть – 1-9 абзац. - Найдите в тексте, как автор описывает кота и соответствует ли это слову, которым писатель называет кота в заглавии. Как автор об этом говорит? - Как он это делал? - А что вы можете сказать о жизни кота, судя по его внешнему виду? Легко ли ему жилось? - Что значит быть беспризорным? - А людям легко было от его проделок? - Найдите еще слова в этой части, которыми автор характеризует героя. А каково отношение автора к своему герою? - А какой абзац у вас вызвал улыбку? - А что такое кукан? - Прочитайте предложения 8 и 9 абзаца. Какими вам показались эти фразы: смешными или серьезными? - Значит, мы с вами уже почувствовали знакомый стиль Паустовского – добрый, мягкий юмор вызывает улыбку, а вовсе не злость на «проделки» главного героя – кота. 2 часть - А теперь прочитаем следующую часть рассказа. Найдите в ней предложения, которые являются главными для характеристики кота-ворюги. - Как вы поняли выражение «о босяцких выходках»? Кого называют «босяками»? - А как вы поняли слово «ужасающим»? Сравните его со словом «ужасный». Есть ли разница? - Какое сравнение автор нашел для удирающего кота? Как вы себе представили эту картину? - Какие художественные средства использовал автор, описывая удирающего кота? 3 часть - Как вел себя кот в ловушке? Как он там себя чувствовал? - Почему поручили вытащить кота Леньке? Как об этом говорит Паустовский? - А как ему это удалось? - К уроку вы нарисовали рисунки кота таким, каким увидели его в рассказе вы. - Расскажите, каким вы увидели внешний вид кота в своих рисунках? Какие чувства у вас вызвал внешний вид кота? - Прочитайте абзац, где рассказывается, как решили поступить люди с котом. Как это их характеризует?
| - Картинки по содержанию - Деревенские мальчишки, Ленька, сын сапожника, Рувим - Это дети, непосредственные участники и очевидцы описываемых в рассказе событий. - Кот полностью соответствует слову «ворюга». - Он воровал все…. - Ловко… - Не легко. Он был ничейным котом, «беспризорным» - Бездомный, лишенный присмотра. - Нет, не легко «мы пришли в отчаяние» - Это был кот, потерявший всякую совесть, - кот – бродяга и бандит - Автор его осуждает, но рассказывает о нем с юмором и улыбкой. - Это бечевка с нанизанной пойманной рыбой. - Смешными (это уже грабеж средь бела дня) - беспризорников, тех, у кого нет дома и живет на улице - «Ужасный» - очень страшный, «ужасающий» - наводящий страх и ужас. - Быстрый, проворный, ловкий, спасающий свою жизнь. - Сравнение - Выл и ругался под домом. - Ленька был бесстрашным и ловким. - Я ему очень сочувствую. - Люди оказались добрыми, сердечными. |
IV. Итог. Осмысление авторский идеи. - Какова же идея этого произведения? - Подходит ли эта пословица к этому тексту: Добро всегда добром возвращается. - Какова главная мысль этого произведения? - Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь: Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота. | |
V. Индивидуальная работа. Тест 1. Кот был: а) серый; б) белый; в) рыжий 2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо: а) через два дня; б) через неделю; в) через две недели 3. Хвост у кота был: а) пушистый; б) облезлый; в) грязный 4. Объевшиеся куры: а) стонали; б) кудахтали; в) молчали 5. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц; б) два месяца; в) две недели 6. В кукане жирных окуней было: а) 5 б) 10 в) 7 7. Кот полез с колбасой: а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу 8. Кот свалился с берёзы: а) как камень; б) как футбольный мяч 9. Будил всех: а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер 10. Чтобы заманить кота Лёнька прицепил: а) окуня; б) карася; в) плотицу 11. Поесть давали коту: а) сметану б) жареную свинину в) рыбу г) молоко д) творожники 12. Кот совершил «благородный и неожиданный поступок» а) на следующее утро б) через день в) через два дня. | |
VI. Домашнее задание. - Дочитать рассказ до конца и проанализировать его: проследить изменения в характере главного героя и подумать, почему это произошло. | |
VII. Рефлексия Продолжите фразу: Сегодня на уроке… Было интересно.. Я понял, что .. Мне захотелось … Урок дал мне для жизни .. Трудно было .. Я почувствовал … Я научился … Я смог … | самоанализ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-презентация и конспект урока К.Паустовский Кот ворюга.
Данное произведение изучается в 3 классе на уроках литературного чтения по программе УМК "Школа 2100"...
К.Паустовский "Кот-ворюга"
Презентацию можно использовать при работе над произведением....
К. Паустовский "Кот-ворюга" 3 класс
Автор конспекта: Анисимова С.А. , учитель начальных классовПредлагаемый конспект позволяет при минимальной подготовке провести глубокий анализ изучаемого произведения....
К.Паустовский "Кот-ворюга" презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК "2100"
Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом,звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном са...
Знакомство с рассказом К.Паустовского "Кот Ворюга"
План-конспект урока по литературному чтению в 3классе. Базовый учебник: УМК "Планета знаний" Э.Э.Кац....
Комбинированный урок с использованием ИКТ по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"
Тема урока: К. Г. Паустовский « Кот-ворюга» (2 урок) Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Дать характеристику главного героя, найти его положительн...
Презентация к уроку литературного чтения Паустовского "Кот-ворюга"
Презентация по рассказу "Кот -ворюга", представлены разные приемы работы с текстом, с загадками, пословицами. Групповая работа с текстом. Предназначена для 2-3 класса....