К. Паустовский. Кот-ворюга.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3
Тема: К. Паустовский. Кот-ворюга.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели урока:
1. Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения, развитию речи. Познакомить детей с повадками, с поведением,
особенностями характера кошки, выросшей на воле; Разбудить интерес, симпатию к этим
удивительно разным по своему характеру животным.
2. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать,
высказывать своё мнение, делать выводы.
3. Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы;
воспитывать чувства ответственности за всё живое на земле.
Ход урока.
«Кувшин счастья» Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд Портрет К. Паустовского . — Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека? Константин Георгиевич Паустовский – русский советский писатель. Работал водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом. Страсть Паустовского к путешествиям привела к созданию книг. Многие его произведения переведены на немецкий, французский и английский языки .
Рассмотрите выставку книг. Что вы об этих книгах можете сказать? Любимая тема писателя – тема природы. И часто главными героями в них становятся животные. Какие качества ценит автор и воспевает в своих произведениях? Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского -Вспомните, что такое рассказ? (Это жанр литературы, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героя).
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Откройте свои учебники. Прочитайте заглавие рассказа. -Как автор называет героя? (ворюга) -Что означает слово ворюга? (тот, кто ворует что-либо) -Подберите однокоренные слова. (воровать, вор, воришка, ворище, ворюга) -Какой оттенок у слова «ворюга»? (грубый, чувствуется отрицательное отношение автора к герою Почему автор назвал так свое произведение? Паустовский выражает своё отношение к герою. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.
- Каким вы представляете себе кота-ворюгу.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Послушайте рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».
-Подумайте, соответствуют ли ваши предположения содержанию рассказа, изменилось ваше предположение, отношение к коту.
(Комбинированное чтение: читает учитель и ученики)
Чтение рассказа с остановкам
– Как вы думаете, что сделают с котом? – Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть? – Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится?
Что показалось удивительным? необычным? смешным? Оправдались ли наши читательские предположения? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
В тексте нам встретились слова. Давайте научимся их правильно и понимать. Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород. Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека. Кукан – веревка, на которую надевают пойманную рыбу. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот – за ворот, за воротник. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало – производить сильный и глухой звук. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ромашка
Простые вопросы. Какие изменения произошли в поведении кота и как его назвали ребята? Милиционер.
Уточняющие вопросы. Почему именно милиционером назвали кота? (Кот был: благородный, довольный, уверенный, весёлый, важный, ласковый, мирный, кот- хозяин, кот – защитник).
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему именно за котом шла охота?
Творческие вопросы. Что было бы, если бы кота не поймали? Продолжал воровать?
Оценочные вопросы. Хорошо ли, что мальчика отказались наказать кота? А что могло бы произойти, если его наказали? Изменился бы кот?
Практические вопросы. Как бы ты поступил на месте кота? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Кто увидел и рассказал эту историю? (рассказчик и автор - одно лицо) Автор участник всех событий и рассказывает, что наблюдал. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке. У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька .И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот — ворюга. Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть») - Какой момент является завязкой? (Кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.)
- Кульминационный момент в рассказе. У героев встала цель, во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя — кота — есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом — никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.
- В чём заключается развязка в этом произведении? Кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работаем по исследованию текста. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. · Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. · Верхние косточки - основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. · Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. · Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Проведем работу по исследованию текста и дадим характеристику кота по данному описанию.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социальный ролик https://www.youtube.com/watch?v=HFEWJsUi4uM https://www.youtube.com/watch?v=9CHD7e5Enco
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление «Синквейна» 1 строка – одно имя существительное; 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – предложение 5 строка – синоним к 1строке. мальчики: Кот – в начале рассказа (до переломного момента). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Корзина мыслей»
- Какая проблема поставлена в рассказе? - В рассказе поставлена проблема - борьбы добра и зла. - Зло можно остановить только добром. - Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро (кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра. Продолжить фразы: -Быть добрым- это значит… -Быть добрым легко….. -Быть добрым тяжело…. главная идея творчества писателя — человек должен бережно и трепетно относиться к земле, на которой живет. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Написать письмо 1 группа – коту-ворюге, 2 группа – ребятам из рассказа, 3 группа – автору, 4 группа – всем людям. -Какой совет вы бы хотели им дать? |
|
.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 844.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ворюга Вор Воришка Что общего у всех слов? Вор Вор
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород . Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека. Кукан – веревка, на которую надевают пойманную рыбу. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва . Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть . Шиворот – за ворот, за воротник . Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало – производить сильный и глухой звук.
Составление « Синквейна » 1 строка – одно имя существительное; 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – предложение 5 строка – синоним к 1строке . Паустовский . Благородный, добрый. Оживляет ,сравнивает, описывает. Великолепный знаток русской речи. Писатель.
Человек должен любить животных и заботиться о них. «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей». «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Экзюпери Выбери главную мысль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-презентация и конспект урока К.Паустовский Кот ворюга.
Данное произведение изучается в 3 классе на уроках литературного чтения по программе УМК "Школа 2100"...
К.Паустовский "Кот-ворюга"
Презентацию можно использовать при работе над произведением....
К. Паустовский "Кот-ворюга" 3 класс
Автор конспекта: Анисимова С.А. , учитель начальных классовПредлагаемый конспект позволяет при минимальной подготовке провести глубокий анализ изучаемого произведения....
К.Паустовский "Кот-ворюга" презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК "2100"
Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом,звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном са...
Знакомство с рассказом К.Паустовского "Кот Ворюга"
План-конспект урока по литературному чтению в 3классе. Базовый учебник: УМК "Планета знаний" Э.Э.Кац....
Комбинированный урок с использованием ИКТ по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"
Тема урока: К. Г. Паустовский « Кот-ворюга» (2 урок) Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Дать характеристику главного героя, найти его положительн...
Презентация к уроку литературного чтения Паустовского "Кот-ворюга"
Презентация по рассказу "Кот -ворюга", представлены разные приемы работы с текстом, с загадками, пословицами. Групповая работа с текстом. Предназначена для 2-3 класса....