Формирование читательской компетентности младших школьников
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Сорокина Энже Камиловна

В статье отражены такие приёмы как веб-квест, клоз-тест, которые используются учителем при формировании читательских компетенций во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_kompetentsiya_.docx19.39 КБ
Файл chitatelskaya_kompetentnost_.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской компетентности младших школьников

во внеурочной деятельности

        Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих ученику отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.         Для успешного формирования читательской компетентности  необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

Критериями развития интереса к чтению являются:

— активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности;

— положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;

— творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Давайте рассмотрим, какие современные технологии применяются при формировании читательской компетенции во внеурочной деятельности, если организовать работу над произведением:

– как театрализованное представление.

Особенность занятия - театрализованного представления заключается в том, что педагог организует театр во время занятия, материал подается в форме спектакля, инсценировки. Актерами, естественно, выступают ученики. Эти внеклассные занятия привлекательны своей праздничностью, ощущением театра, возможностью проявить творчество, массовым участием детей. Ребята увлечённо создают костюмы, рисуют декорации, репетируют роли. Ребята раскрываются совершенно с другой стороны.

Также при проектировании занятий  изучения современной детской литературы  можно  опираться на такие методические приемы, как

викторина ≪брейн-ринг≫;  виртуальную викторину;  викторину-диалог (вопросы составляются по алгоритму игры ≪Что? Где? Когда?≫).

Включение ИКТ во внеурочную работу позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.

Использование ИКТ позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

В качестве ИКТ средства формирования читательской компетентности рекомендуется также использовать технологию веб-квеста.

Веб-квест — это интерактивная образовательная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простейшего поиска информации в Интернете:

1. Наличие проблемы, которую необходимо решить;

2. Поиск информации по конкретной проблеме в компьютерной сети осуществляется группой учащихся. Каждый член группы имеет определенную роль и вносит свой вклад в решение существующей проблемы;

3. Решение проблемы достигается путем слаженной работы в группе.

Особенность технологии веб-квеста заключается в следующем: вместо того чтобы учащиеся бесконечно блуждали по Интернету в поисках нужной информации, педагог сам дает им список web-сайтов, которые соответствуют теме.

        Веб-квест можно использовать на любом этапе урока: для формирования новых знаний, при закреплении или обобщении материала.

Можно предложить веб-квест по литературному чтению на тему: Аленький цветочек. Предложенный веб-квест включает в себя следующие задания:

Группа Биографы

1. Найдите интересные факты биографии Аксакова С. Т. (http://www.aksakov.info)

2. Найдите фотографии данного писателя (3– шт.)

3. История написания сказки (http://mylitera.ru)

Группа Литературоведы.

1. Найдите в тексте сказки зачин, концовку, сказочные эпитеты (http://lib.ru/TALES/alenkij.txt)

2. Докажите, что эта сказка - волшебная.

Группа Языковеды.

1. Как можно перевести на современный русский язык старинные слова в сказке? (http://dal.sci-lib.com)

2. Почему важно знать происхождение слов?

3. Составьте толковый словарь к сказке Аленький цветочек.

4. Найдите пословицы и поговорки в тексте сказки (http://lib.ru/TALES/alenkij.txt)

        Для оценивания работ учеников могут использоваться такие методы как взаимооценка участников проекта и самооценка.

Для проверки вчитанности и начитанности можно использовать Клоуз-тест. Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для читающего, также по клоуз- тестам можно проводить олимпиады.

 Клоуз-тест - это особым образом организованная работа с деформированным текстом, в котором "закрыты" некоторые слова, важные для понимания смысла. Цель такой работы в формировании умения встраиваться в авторскую концепцию.

При этом каждое из вставленных ребенком слов может показывать противоречивость / непротиворечивость вставки по каждой из этих трех позиций. В результате определяется та или иная степень соответствия вставленных слов тексту.

Каждое слово оценивается из 5 баллов. Максимум (5 баллов) ставится, если слово не противоречит авторской концепции, всем трем названным позициям.

Баллы снимаются:

- если слово не соответствует авторской концепции - снимается 2 балла;

- если слово лексически и логически не соответствует смыслу соседних предложений – снимается 1 балл;

- если слово не соответствует ближайшему контексту (словосочетание, предложение) – снимается 1 балл;

Если слово вставлено, но не соответствует ни одному из трех уровней, оно оценивается в 1 балл.

Во внеурочной деятельности по развитию читательских компетенций среди учителей нашей школы стали популярны пособия курса «Речь», состоящих из рабочих тетрадей «Школа развития речи» для учащихся и методического пособия для учителя под авторством Т.Н.Соколовой. занятия по данному курсу способствуют решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся.

         Результативность работы по формированию читательских компетенций можно проследить по проводимым проверкам техники чтения в конце каждой четверти. По таблице видно, что дети успешно развиваются и достигают хороших результатов.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

I четверть

II четверть

Выше нормы

21уч

22уч

17уч

22уч

19уч

21уч

Норма

3уч

2 уч

6уч

2уч 

7уч

5уч

Ниже нормы

1уч

-

2уч

-

-

-

Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у моих учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и саморазвития.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование эффективной читательской компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» Сорокина Э.К.

Слайд 2

Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. Сесиль Лупан

Слайд 3

Что такое читательская компетентность ? Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Слайд 4

Театрализация художественных произведений во внеурочной деятельности «Внеурочное занятие - театрализованное представление» Особенность занятия - театрализованного представления заключается в том, что педагог организует театр во время занятия , материал подается в форме спектакля, инсценировки . Актерами, естественно, выступают ученики. Эти занятия привлекательны своей праздничностью, ощущением театра, возможностью проявить творчество, массовым участием детей.

Слайд 5

Викторина ≪ брейн-ринг ≫ У читель должен так построить занятие, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес. Для этого можно использовать викторину ≪ брейн-ринг ≫; виртуальную викторину; викторину-диалог (вопросы составляются по алгоритму игры ≪Что? Где? Когда?≫).

Слайд 6

Роль информационных технологий в формировании читательской компетенции Большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Информационные технологии можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Слайд 7

Веб-квесты Веб-квест — это интерактивная образовательная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простейшего поиска информации в Интернете: 1. Наличие проблемы, которую необходимо решить; 2. Поиск информации по конкретной проблеме в компьютерной сети осуществляется группой учащихся. Каждый член группы имеет определенную роль и вносит свой вклад в решение существующей проблемы; 3. Решение проблемы достигается путем слаженной работы в группе.

Слайд 8

Группа ≪Биографы≫ 1.Найдите интересные факты биографии Аксакова С. Т. (http://www.aksakov.info) 2. Найдите фотографии данного писателя (3– шт.) 3. История написания сказки (http://mylitera.ru) Группа ≪Литературоведы≫. 1.Найдите в тексте сказки зачин, концовку, сказочные эпитеты (http://lib.ru/TALES/alenkij.txt) 2. Докажите, что эта сказка - волшебная. Группа ≪Языковеды≫. 1.Как можно перевести на современный русский язык старинные слова в сказке? (http://dal.sci-lib.com) 2. Почему важно знать происхождение слов? 3. Составьте толковый словарь к сказке ≪Аленький цветочек≫. 4. Найдите пословицы и поговорки в тексте сказки (http://lib.ru/TALES/alenkij.txt) Задания веб-квеста по группам к сказке «Аленький цветочек»

Слайд 9

Что такое клоуз – тест? Текст с пропущенными компонентами. Задача выполняющего – вставить эти компоненты.

Слайд 10

Технология клоуз – теста. 1. Чтение текста с целью понимания смысла ( понимание по ремантическому компоненту: что создаёт образ текста). 2. Задать вопрос на восприятие текста и на диагностику восприятия (что заставило автора удивиться и описать увиденное) 3. Индивидуальная работа с текстом (3-5 мин.) 4.Фиксация возникающих в классе вариантов: Моя версия одноклассники авторская 5.Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков. 6.Подведение итогов обсуждения версий, оценка и самооценка результатов работы ( сравнение с авторским вариантом). 7.Чтение текста без пропусков. 8.Вопросы и задания, направленные на анализ языковых средств. 9.Рефлексия деятельности.

Слайд 11

2 класс ТЕСТ № 1 Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая … . На опушке в лицо вдруг … теплом. … оттаяла, согрелась за день, теперь воздух … об нее. Ю. Коваль. «Весенний вечер» 28 слов Карта текста Пропущенные слова: лужи, дохнуло, земля , греется .

Слайд 12

Учебные пособия для внеклассной работы

Слайд 13

Результативность работы 2015-2017уч.год I четверть II четверть III четверть IV четверть I четверть II четверть Выше нормы 21уч 22уч 17уч 22уч 19уч 21уч Норма 3уч 2 уч 6уч 2уч 7уч 5уч Ниже нормы 1уч - 2уч - - - Выполнение учащимися класса нормы чтения за 1 и 2 классы 2015-2017 уч.года

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Формирование читательской компетентности младших школьников

В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников.  Работа по ФГОС  в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер       Целью образования в современно...

Презентация "Формирование читательской компетентности младших школьников"

Данная презентация познакомит опытом работы по формированию читательской компетентности младшего школьника....

«Формирование читательской компетентности младших школьников»

Выступление на педагогическом совете. 2014 год. Ноябрь....

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....