Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по учебнику Климановой Л. Ф. , Виноградской Л. А., Бойкиной М. В. Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование на 4 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx105.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Туголуковская средняя общеобразовательная школа

М. Горьковский филиал

Рассмотрена  и рекомендована

к утверждению  методическим

 советом школы

Протокол  № 1

от   27. 08. 2016 г.                              

      Утверждена приказом

МБОУ Туголуковской СОШ

№ 79 от 30. 08. 2016 г.  

         ___________/В. И.Фурсов/

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»

 для  4 класса

на 2016 – 2017 учебный год

Составитель:

учитель

Горнова Надежда Васильевна

2016 г.

Планируемые результаты изучения предмета «Литературное чтение»

Личностные результаты:

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

  1. Виды речевой и читательской деятельности.  

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или по  самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Ученик научится:

Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного текста;

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения;

Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

Участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт.

Ученик получит возможность научиться:

Удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;

Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

Различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста;

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

Высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

Составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий).  Книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Ученик научится:

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации);

Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного текста;

Читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

 Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения;

 Ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов, понимать их смысл.

Ученик получит возможность научиться:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

Устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

Самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях. Добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Ученик научится:

Определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;

Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;

Задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

Формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

Интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;

 Устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного текста, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Ученик получит возможность научиться:

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

Самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение тем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Ученик научится:

Определять основное содержание текста;

Озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;

Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;

Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с Использованием словарей и другой справочной литературы;

Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов;

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

Использовать различные формы интерпретации содержания текстов;

Формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста.

Ученик получит возможность научиться:

Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

Сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

Сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Ученик научится:

Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта;

Находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Ученик получит возможность научиться:

Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

Самостоятельно составлять аннотацию;

Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Ученик научится:

Осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;

Вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеурочной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

Составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу;

Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;

Ученик получит возможность научиться:

 Работать с тематическим каталогом;

 Работать с детской периодикой;

 Самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме);

Сравнивать былину и сказочный текст;

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;

Определять ритм стихотворения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях. Художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик).  Тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь). Отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования, описания, рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Ученик научится:

Выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

Определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора;

Выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

Вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

Определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

Различать жанры, преимущественно путём сравнения;

Находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

Отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

Различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

Выявлять особенности героя художественного рассказа;

Выявить особенности юмористического произведения.

Ученик получит возможность научиться:

Создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение;

Воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

Находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);

Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий  и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);

Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения. Чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование.  Использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий). Изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Ученик научится:

Читать по ролям художественное произведение; создавать текст на основе плана;

Придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

Писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

Участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

Создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

Восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

Составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;

Составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Ученик получит возможность научиться:

Создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

Создавать иллюстрации к произведениям;

Вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание;

Рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевлённого предмета;

Создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

Работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение;

Выразительно читать, выявляя авторское отношение к героям, передавать настроение при чтении;

Составлять самостоятельно тексты разных жанров;

Писать отзыв на книгу.

Содержание учебного материала.

Вводный урок. 1 ч.

Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

Книга в мировой культуре. 9 ч.

Основные понятия: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Проверочная работа. Проверка техники чтения.

Истоки литературного творчества.   22 ч.

Основные понятия: сказки, притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Сочинение на тему «Притчи, былины, мифы». Устное сочинение по картине. В. Васнецова «Богатырский скок». Наш театр. Подготовка сценария.  Обобщающий урок-игра по теме «Летописи, былины, сказания, жития».  Проверочная работа по теме «Истоки литературного творчества».

О Родине, о подвигах, о славе. 17 ч.

Основные понятия: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Стихи и рассказы о войне.

Творческий проект на тему « Нам не нужна война»

Проверочная работа на тему «О Родине, о подвиге, о славе».

Жить по совести, любя друг друга 17 ч.

Основные понятия: ответственность, совесть. Рассказы о дружбе, хороших делах.

Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.

Проверочная  работа по теме «Жить по совести, любя друг друга».

Литературная сказка. 29 ч. Основные понятия: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели народных сказок. Литературные сказки. Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование. Проверочная работа по теме «Литературная сказка».

Великие русские писатели. 39 ч.

Основные понятия: средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Сравнение произведений живописи и литературы.  Сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон».  Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и лисица. Инсценирование. Контрольная работа по теме «Великие русские писатели».

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения. 8ч.

Обобщение по курсу литературного чтения. Ритм и рифма. Самостоятельная работа  по рассказу И.Тургенева «Воробей».

 Урок – отчет «Путешествие по страницам любимых книг». Урок-игра «Литературные тайны»

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

№ п/п

Название раздела, темы раздела

Основные виды учебной деятельности

Количество

часов

В том числе

Практические и лабораторные работы

Контрольные и проверочные работы

1

Вводный урок.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название.

1 ч.

-

-

2

Книга в мировой культуре.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре.  Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.  Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом).

9 ч.

1 ч.

1 ч.

3

Истоки литературного творчества.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли. Инсценировать произведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

22 ч.

2 ч.

1 ч.

4

О Родине, о подвигах, о славе.  

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать произведения для заучивания наизусть.

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом).

17 ч.

1 ч.

1 ч.

5

Жить по совести, любя друг друга.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях.  Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным ответом).

17 ч.

1 ч.

1 ч.

6

Литературная сказка.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу  

в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом).

29 ч.

1 ч.

1 ч.

7

Великие русские писатели.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения А.С.Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.  Составлять рассказ по картине; представлять его в группе. Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.  Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом).

39ч.

2 ч.

1 ч.

8

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения.

Различать художественные и научно-познавательные тексты. Отличать стихотворный текст от прозаического текста. Устанавливать сходство и различие между стихотворением и стихотворением в прозе. Содержание данного раздела ориентировано на самостоятельную работу учащихся 4 классов с последующим самоконтролем и контролем со стороны учителя.

8 ч.

1

2 ч.

Согласно календарному учебному графику МБОУ Туголуковской СОШ продолжительность 2016 – 2017 учебного года на первой ступени обучения составляет 34 учебные недели.  В соответствии с  базисным учебным планом  календарно-тематическое планирование  составлено по  программе автора Л.Ф. Климановой на 34 учебные недели, из расчета  4часа в неделю, 136 часов в год.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» в 4 классе на 2016 – 2017 учебный год

п/п

Дата

Темы разделов и уроков

Кол-во

 час

Вид

контроля

Планируемые результаты

по плану

по факту

предметные

метапредметные

личностные

Введение. 1 ч.

1

02. 09

02. 09

Введение. Знакомство с учебником.

1

фронтальный

Умения называть элементы учебной книги.

Формулирование учебной задачи, планирование своей деятельности с учителем.

Проявление бережного отношения к книге.

Книга в мировой культуре. 9 ч.

2

03. 09

03. 09

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

фронтальный

Предметные:

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова. Прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям.

Регулятивные:

Формулировать учебную задачу и стараться её выполнить.

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления.

Коммуникативные:

Строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе. Составлять летописи современных важных событий (с помощью учителя).  Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы.

Личностные:

Формировать чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский народ.

 Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах.

Проявление уважения к истории своей Родины, бережного  отношения к учебной и художественной книге. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные

3

05. 09

05. 09

Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания о книгах известных людей.

1

текущий

4

07. 09

07. 09

Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни».

1

индивидуальный

5

09. 09

09. 09

«Повесть временных лет». Летописец Нестор.

1

текущий

6

10. 09

10. 09

М. Горький. «О книгах». Рассказ о домашней библиотеке.

1

текущий

7

12. 09

12. 09

История книги. Подготовка сообщения о книге.

1

индивидуальный

8

14. 09

14. 09

Удивительная находка. Пересказ текста.

1

индивидуальный

9

16. 09

16. 09

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах

1

работа в паре

Находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного произведения, выражать её своими словами.

Познавательные:

Анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.

Формирование умений осуществлять поиск необходимой информации в учебной книге, ориентироваться в ней.

моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

10

17. 09

17. 09

Проверочная работа. Проверка техники чтения.

1

итоговый

Истоки литературного творчества. 22 ч.

11

19. 09

19. 09

Виды устного народного творчества.

1

фронтальный

Предметные:

Различать последовательность событий и последовательность их изложения.

Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

Развитие воссоздающего воображения. Обучение адекватному восприятию читаемого.

Обогащение читательского опыта посредством накопления и

Регулятивные:

Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её.  Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока. Оценивание своей работы на уроке. Выполнение учебного задания, используя алгоритм.

Выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение.

Оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания.

Личностные:

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратности в её использовании. Проявлять интерес к книге как источнику информации. Воспитание чувства гордости за свою Родину, её историю, народ. Формирование уважительного отношения к иному

12

21. 09

21. 09

Пословицы разных народов.

1

текущий

13

23. 09

23. 09

Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

1

индивидуальный

14

24. 09

24. 0

Притча о сеятеле (из Нового Завета).

Смысл притчи.

1

текущий

15

26. 09

26. 09

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

1

текущий

16

28. 09

28. 09

Былины. Особенности былинных текстов.

1

текущий

17

30. 09

30. 09

Былина. Исцеление  Ильи Муромца.

1

текущий

18

01.10

01.10

«Ильины три поездочки».

1

индивидуальный

19

03. 10

03. 10

«Ильины три поездочки».  Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

1

текущий

систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, жанровой специфике.

Совершенствование всех сторон навыка чтения.

Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать  отношение  писателя к тому, о чем и о ком он написал.

Определять (на доступном уровне)  особенности малых жанров. Фольклор, народные сказки, мифы, былины, стихотворения, рассказы, повести, басни. Высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста.

Коммуникативные:

Высказывать свою точку зрения  на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. 

Уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи.

Работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.

Аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения.

Познавательные:

Использование различных способов поиска информации в справочниках. Анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли. Пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания. Осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия).

мнению, истории и культуре других народов. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Понимание чувств других людей и сопереживание им.

Различать жанры, преимущественно путём сравнения.  

20

05. 10

05. 10

Устное сочинение по картине. В. Васнецова «Богатырский скок».

1

индивидуальный

21

07. 10

07. 10

Особенности славянского мифа.

1

фронтальный

22

08. 10

08. 10

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

1

текущий

23

10. 10

10. 10

Мы идём в библиотеку. Мифы, легенды, предания.

1

Работа в паре

24

12. 10

12. 10

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

1

текущий

25

14. 10

14. 10

Тайская народная сказка. «Болтливая птичка».

1

текущий

26

15. 10

15. 10

Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.

1

текущий

27

17. 10

17. 10

Притча.  Царь и кузнец.

1

фронтальный

28

19. 10

19. 10

Притча.  Шрамы на сердце.

1

текущий

29

21. 10

21. 10

Наш театр. Подготовка сценария.

1

групповой

30

22. 10

22. 10

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития».

1

тематический

Обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию;

 ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.

Определять значение Библии и обосновывать своё мнение.  Определять смысл библейских высказываний и обосновывать своё мнение.

Определять главную мысль притчи и обосновывать своё мнение.

Определять качества человека, способного услышать слово, и обосновывать своё мнение.

Сказка - басня, сказка - былина, сказка – рассказ.

Находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

31

24. 10

Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества»

1

итоговый

32

26. 10

Внеклассное чтение.

Урок-дискуссия по теме «Былины».

1

тематический

О Родине, о подвигах, о славе. 17 ч.

33

28. 10

Пословицы о Родине.

1

фронтальный

Предметные:  Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

Регулятивные:

Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учётом характера сделанных ошибок. Сравнивать свой ответ с ответом одноклассников.

 Принимать и сохранять учебную задачу.  Уметь осознанно строить речевое высказывание.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

 вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Личностные:

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к истории России, которая представлена в художественных произведениях. Испытывать гордость за свою Родину. Развивать познавательный интерес; формировать определённые познавательные потребности и учебные мотивы.

34

29. 10

К.Ушинский. «Отечество». В.Песков. «Отечество». Сравнение текстов о Родине.

1

текущий

35

07. 11

Н.Языков. «Мой друг!»  А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. «Русь».

1

индивидуальный

36

09. 11

Александр Невский.  В. Серов. Ледовое побоище.

1

текущий

37

11. 11

Н. Кончаловская. Слово о побоище Ледовом.

1

текущий

38

12. 11

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

1

текущий

39

14. 11

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.

1

работа в паре

40

16. 11

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.

1

индивидуальный

Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать  отношение  писателя к тому, о чем и о ком он написал.

Обучение адекватному восприятию читаемого текста.

Формирование отношения

Коммуникативные:

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности.

Уметь формулировать своё мнение и позицию.

Уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывать мнение партнёра. Высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

Раскрывать смысл пословицы и обосновывать своё мнение.

Определять пословицу, в содержании которой отражается отношение к Родине. Определять роль истории страны для человека и обосновывать своё мнение.

Соотносить произведения разных жанров на одну тему и обосновывать своё мнение.

Определять главную мысль произведения,   эмоциональное настроение произведения,  обосновывать своё мнение, опираясь на  произведение.

Сопоставлять характер и поступки разных героев. Определять тему произведения,  анализировать лирический текст, находить опорные слова. Использовать приобретённые знания для создания творческого проекта.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания. Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и

41

18.11

А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.

1

текущий

42

19. 11

Е. Благинина. Папе на фронт. А. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений.

1

фронтальный

43

21. 11

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.

1

текущий

44

23. 11

С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета.

1

индивидуальный

45

25. 11

Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография  - источник  информации.

1

текущий

46

26. 11

«Маленькие и большие секреты страны Литературии».

Обобщение.

1

индивидуальный

47

28. 11

Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

1

групповой

48

30. 11

Проверочная работа по теме «О Родине, о подвиге, о славе»

1

итоговый

49

02. 12

Внеклассное чтение.

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

1

тематический

 к художественным произведениям как искусству слова.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. 

поступков окружающих людей.

Жить по совести, любя друг друга. 17ч.

50

03. 12

Вводный урок по содержанию раздела. А. Толстой.  Детство Никиты.

1

фронтальный

Предметные:

Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, понимать прочитанное произведение. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, жанровой специфике.

Совершенствование всех сторон навыка чтения. Находить ключевые слова,

Регулятивные:  Понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела.

Принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

Задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению. Следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением. Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций, умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать их.

 Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности, личной ответственности

51

05. 12

А. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказа.

1

текущий

52

07. 12

А. Толстой. «Детство Никиты».  Герои рассказа.

1

работа в паре

53

09. 12

И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.

1

текущий

54

10. 12

А.Гайдар. «Тимур и его команда»

1

фронтальный

55

12. 12

А.Гайдар. «Тимур и его команда». Смысл повести.

1

текущий

56

14. 12

А.Гайдар. «Тимур и его команда». Создание текста

по аналогии.

1

работа в паре

57

16. 12

М. Зощенко. «Самое главное». Смысл рассказа

1

текущий

58

17. 12

И. Пивоварова. «Смеялись мы -хи-хи…»

1

текущий

59

19. 12

И. Пивоварова. «Смеялись мы -хи-хи…» Соотнесение содержания текста с пословицей.

1

индивидуальный

определять основную мысль прочитанного произведения, выражать её своими словами.

Различать последовательность событий и последовательность их изложения.

Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям.

Соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Познавательные: Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Выделять в тексте основные части; определять темы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной темы.

Группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.            Устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Устанавливать аналогии.

 за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Формирование эстетических чувств

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей.

60

21. 12

Н. Носов. «Дневник Коли Синицына».

1

фронтальный

61

23. 12

Мы идём в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе.

1

текущий

62

24. 12

Н.Носов.

 «Метро»

1

работа в паре

63

26. 12

В. Драгунский. «…бы». Смысл рассказа.

1

текущий

64

28. 12

 Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома».

1

текущий

65

13. 01

Наш театр. Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование.

1

групповой

66

14. 01

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Проверочная работа

1

итоговый

Литературная сказка. 29ч.

67

16. 01

Вводный урок по содержанию раздела.

1

фронтальный

Предметные:  

Формирование положительной мотивации к чтению.

Создание условий для получения детьми

Регулятивные: Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.)

Личностные:  Посещать по – своему желанию библиотеку для подготовки к урокам чтения,  самостоятельно выполнять домашнее задание

68

18. 01

Собиратели русских народных сказок.

1

текущий

69

20. 01

Братья  Гримм - собиратели немецких н. сказок.

1

работа в паре

70

21. 01

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов.

1

текущий

эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

Развитие воссоздающего воображения.

Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано  литературное произведение.

Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной жанровой принадлежности.

 Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

 Формирование  умения определять   художественную ценность литературного

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления.  Работать с текстом сказки, используя алгоритм. Выполнять взаимопроверку, оценку учебного задания. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

С помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления.

 Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях.

Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Излагать понятно для партнёра содержание произведения. Уметь строить монологические высказывания по теме урока, получать нужную информацию, задавать вопросы.

Уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи.

по литературному чтению. Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Проявлять интерес к героям волшебных сказок.

Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

Развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей. Обучение ориентировке в мире

71

23. 01

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной  сказки.

1

индивидуальный

72

25. 01

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои сказки.

1

текущий

73

27. 01

Шарль Перро -собиратель народных сюжетов. Сказки.

1

работа в паре

74

28. 01

Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Герои сказки.

1

текущий

75

30. 01

Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета.

1

текущий

76

01.02

Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги.

1

индивидуальный

77

03. 02

Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг.

1

фронтальный

78

04. 02

Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.

1

текущий

79

06. 02

Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки.

1

работа в паре

произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

Освоение приемов изучающего  чтения литературы познавательного характера.

Пересказывать текст кратко, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.

Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Познавательные:  Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

 Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.  Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое). Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности.

нравственных, социальных и эстетических ценностей.

Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины.

Формирование привычки к  рефлексии.

Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

 Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

Развитие мышления, внимания, памяти. Ориентация на понимание причин успеха

80

08. 02

Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»

1

текущий

81

10. 02

Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки.

1

текущий

82

11. 02

Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки.

1

индивидуальный

83

13. 02

Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки.

1

текущий

84

15. 02

Создание сказки по аналогии.

1

работа в паре

85

17. 02

Мы идём в библиотеку.  «По дорогам сказки».

1

групповой

86

18. 02

И. Токмакова. Сказочка о счастье.

1

фронтальный

87

20. 02

С. Аксаков. Аленький цветочек.

1

текущий

88

22. 02

С. Аксаков. Аленький цветочек. Герои сказки.

1

работа в паре

89

24. 02

С. Аксаков. Аленький цветочек. Особенности литературной сказки.

1

текущий

90

25. 02

С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок

1

текущий

91

27. 02

 Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование.

1

групповой

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено. Выделять выразительные средства языка и на доступном уровне

Находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический). Сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.

в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

92

01.03

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

работа в паре

93

03. 03

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление каталога.

1

текущий

94

04. 03

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики».

1

тематический

95

06. 03

Проверочная работа по теме «Литературная сказка».

1

итоговый

Великие русские писатели. 39ч.

96

10. 03

Вводный урок по содержанию раздела.

1

фронтальный

Предметные:

Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

Обучение работе с книгой в единстве ее текстового  содержания.

 Развитие

Регулятивные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,

установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.  Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия

Личностные:

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,  культур и религий. Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребностей,

97

11. 03

А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки.

1

работа в паре

98

13. 03

К. Паустовский. Сказки А. С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

текущий

99

15. 03

Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина».

1

индивидуальный

100

17. 03

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

1

фронтальный

литературных способностей.  

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для

 в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

ценностей и чувств

 на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.  Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие этических чувств,

101

18. 03

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки.

1

текущий

102

20. 03

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои произведения.

1

работа в паре

103

22. 03

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Составление плана.

1

текущий

104

03. 04

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Волшебные предметы и помощники.

1

текущий

105

05. 04

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок.

1

индивидуальный

106

07. 04

Урок-КВН по сказкам Пушкина.

1

групповой

107

08. 04

А.С. Пушкин. «Осень». Е. Волков. «Октябрь». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

текущий

понимания и получения дополнительной информации.

Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту).

Составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.

Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Читать по ролям художественное произведение.

Создавать текст на основе плана.

Придумывать рассказы по результатами

Коммуникативные:

Активное использование речи  для решения познавательных и коммуникативных задач.

 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

Следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой  деятельности. Проявлять интерес к общению.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.

Формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.

доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества. Формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование эстетических чувств.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

108

10. 04

А.С. Пушкин. Осень. Гонимы вешними лучами…Средства художественной выразительности для создания образа весны.

1

работа в паре

109

12. 04

Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид…  А. Куинджи. Ранняя весна.

1

текущий

110

14. 04

И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон.

1

текущий

111

15. 04

Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон.

1

индивидуальный

112

17. 04

М. Лермонтов. Рождение стихов.  Сообщение о М. Лермонтове.

1

индивидуальный

113

19. 04

М. Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов.

1

групповой

114

21. 04

М. Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений литературы и живописи

1

текущий

115

22. 04

М. Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений литературы и живописи

1

работа в паре

наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.

Писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.

Выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.

Определять (на доступном уровне)  особенности малых жанров. Фольклор, народные сказки, мифы, былины, стихотворения, рассказы, повести, басни.

Выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев,

Познавательные:

 Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

 Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины.

Формирование привычки к  рефлексии.

Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

Формирование готовности

 к сотрудничеству

116

24. 04

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

1

текущий

117

26. 04

Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.

1

текущий

118

28. 04

Подготовка сообщения о Л. Толстом.

1

индивидуальный

119

29. 04

Л.Толстой. Маman (Из повести «Детство»). Герои произведения.

1

текущий

120

03. 05

Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа.  

1

фронтальный

121

05. 05

И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картин.

1

текущий

122

06. 05

И. Никитин. Когда закат прощальными лучами. И. Левитан. Тишина.

1

работа в паре

123

08. 08

И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет.

1

текущий

124

10. 05

И.А.Бунин.  Ещё холодно и сыро.

1

текущий

125

12. 05

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.

1

индивидуальный

их поступков, бытовые описания.

Вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование.

 Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности, Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).  Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

Регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Понимание чувств  людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках, эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

126

13. 05

Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии.

1

групповой

127

15. 05

Л. Толстой. «Был русский князь Олег».

1

индивидуальный

128

17. 05

Басни Л.Толстого. Специфические особенности басни как жанра.

1

текущий

129

19. 05

 Л. Толстой. Петя Ростов.

1

текущий

130

20. 05

 Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ.

1

индивидуальный

131

22. 05

Наш театр. И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование.

1

групповой

132

24. 05

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа.

1

итоговый

Литература – как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения. 4ч.

133

26. 05

Обобщение. Ритм. Рифма. Стихотворение  в прозе.

1

тематический

Предметные: Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России. Осознание значимости чтения

Регулятивные: Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Коммуникативные: использовать речевые средства для представления результата; уметь формулировать своё мнение и позицию.

Личностные: Познавательная мотивация учения.

Формирование личностного смысла учения.

Формирование эстетических и нравственных чувств.

134

27. 05

Самостоятельная работа по рассказу И.Тургенева «Воробей».

1

итоговый

135

29. 05

Урок – отчет «Путешествие по страницам любимых книг».

1

тематический

 для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении.

Познавательные: Самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Формирование нравственных чувств.

136

31. 05

Урок – игра «Литературные тайны».

1

тематический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...