М.М.Пришвин "Лимон"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Лихачева Ольга Александровна

На данном уроке ребята учились:

- определять жанр произведения, строить речевые высказывания, выдвигать гипотезы, самостоятельно формулировать цели урока, то есть развивались коммуникативные УУД учащихся;

- анализу  произведения с использованием технологий деятельностного типа (постановки проблемного вопроса к тексту, организация коллективной дискуссии)- развивались личностные УУД: умение оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы;

- использовались методики продуктивного чтения (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения); «вдумчивого чтения», отрабатывались навыки выразительного чтения;

- применялся деятельностный метод (использование технологий деятельностного типа)- учащиеся сами выдвигали гипотезы, делали предположения, определяли цели урока, анализировали свою деятельность;

- личностно- ориентированные технологии- индивидуальная работа с учеником (дифференцированное домашнее задание, ребенок может выбрать его по своему уровню развития, по интересу);

- здоровьесберегающие технологии- разнообразие видов деятельности, физкультминутка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_3_klasse.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по уроку литературы в 3 классе

Тема: М.М.Пришвин «Лимон»

Тип урока: комбинированный

Задачи: создать условия для развития внимания к состоянию рассказчика; способствовать формированию умений объяснять действия персонажей, аргументировать сделанные выводы; содействовать формированию умения создавать рассказы на основании впечатлений от прочитанного произведения.

Планируемые результаты

Предметные:

выразительно читают текст; вычленяют фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос; объясняют действия персонажей, определяют отношение автора к героям; определяют настроение, выраженное в произведении,  передают его при чтении; выражают свое отношение к прочитанному, обосновывают его; объясняют переносное значение слов, фразеологизмы.

Метапредметные:

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предложение на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: рассказывают об опыте общения с природой; привлекают свой жизненный опыт; рассказывая о своем впечатлении.

Коммуникативные: получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Личностные:

привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.

Межпредметные связи: история, ИЗО, культуроведение

      Ресурсы урока:

Информационно-методические:

  1. учебник литературы 3 класс, методическое пособие
  2. портрет автора,
  3. карточки со словами, таблица (раздаточный материал),

Материально-технические:

  1. компьютер,
  2. мультимедийный проектор,
  3. мультимедийная презентация.

Предварительное задание к уроку:  учащиеся читают произведение «Лимон»

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности

Приветствуют учителя , слушают вступительное слово учителя

Запись в путевом дневнике.

Приветствует учеников. На протяжении урока вы будете вести путевой дневник.

-Добрый день. Ребята, нравится ли вам любоваться природой? Любите ли вы животных?(СЛАЙД 1)

-Задала я свой вопрос не случайно: сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством писателя, который о себе говорил: «Я верстовой столб. Вокруг меня ездят в разные стороны, а я стою на месте».

-Русский советский писатель Михаил Михайлович Пришвин родился в деревне Хрущево Елецкого уезда 4 февраля 1873 года в купеческой семье. (СЛАЙД 2)

В шесть лет, благодаря стараниям матери, Михаил поступает в гимназию Ельца, но, проучившись там 4 года, был отчислен за дерзость по отношению к учителю (некоторые источники утверждают, что Пришвин был не только отъявленным хулиганом, но и двоечником).

Благодаря ходатайству родного дяди Миша отправился доучиваться в Тюменское реальное училище(СЛАЙД 3)

Затем, с 1893 по 1897 год будущий писатель становится студентом Рижского политеха, который также не заканчивает. (СЛАЙД 4) 

В 1900 году молодой Пришвин решает идет учиться на агронома в Лейпцигский Университет, после окончания которого, в 1902 году работает по специальности, а по вечерам занимается сочинительством. (СЛАЙД 5)

Известным имя Пришвина стало после публикации его «Путевых заметок», которые он публикует после окончания путешествия по крайнему северу, Карелии и Заволжью. Пришвин становится настоящим путешественником-краеведом. Он объездил весь Крым, Казахстан, побывал в Норвегии, был на Дальнем Востоке… (СЛАЙД 6)

Писатель делает вынужденный перерыв в своей работе только с приходом Первой Мировой. С 1918 года – он – военный корреспондент, с 1919-го – сельский учитель в Смоленске. (СЛАЙД 7)

 Начиная с 1940 года, Пришвин публикует свой дневник наблюдений в рассказах и очерках. После войны писатель едет «поближе к природе», он приобретает дачу и там работает не покладая рук. (СЛАЙД 8)

С именем Пришвина связывают произведения, которые так четко и натурально описывают природу. Его при жизни называли «певцом природы», который смог облечь свои записи в дневнике в настоящее искусство. Среди его литературного наследия – очерки, повести, и, главное, рассказы, те, что читали нам родители в далеком детстве. (СЛАЙД 9)

В сентябре 1941 года семья писателя вместе с ним переезжает в глухую деревню Усолье под городом Переславль Залесский и остается там до окончания войны. В 1943 году Михаила Пришвина награждают Орденом Трудового Красного Знамени. (СЛАЙД 10)

С 1946 по 1954 годы Михаил Михайлович проживает на своей даче под Звенигородом, где сейчас действует музей М.М.Пришвина. 

--Пришвин никогда не был детским писателем, но его произведения изучаются именно детьми. (СЛАЙД 11)

-Давайте подведем предварительный итог по биографии М.Пришвина. Что узнали?

Актуализация познавательной деятельности

Запись в путевом дневнике.

Словарная разминка

визг – весёлый, …

настроение – грустное,…

улыбка – смущённая,…

унижение – (обида, оскорбление)

дармоед – (бездельник, живущий за чужой счёт)

тиранить – (мучить, угнетать)

забияка – ( озорник)

-М.Пришвин написал много книг о животных. На прошлом уроке,мы с вами начали изучать произведение «Лимон»(СЛАЙД 12).  Сегодня на уроке будем работать с текстом рассказа, будем читать, пересказывать, характеризовать персонажей, оценивать их внутреннее состояние, делать выводы. И начнем со словарной разминки.

Словарная разминка

(СЛАЙД 13)

- Продолжи ряд слов:

визг – весёлый, …

настроение – грустное,…

улыбка – смущённая,…

(СЛАЙД 14)

Соедини линией слова и их определение.

Проверяем по доске.

унижение – (обида, оскорбление)

дармоед – (бездельник, живущий за чужой счёт)

тиранить – (мучить, угнетать)

забияка – ( озорник)

Организация познавательной деятельности

Записи в путевом дневнике.

Работа в группах.

Самая маленькая собачка

Вопрос-ответ

Задание

Дрожала, как самая тоненькая пружинка.

Глазища большие, черные, блестящие, как у муравья

Визгу много, шерсти мало.

Вопрос-ответ

Задание

Много шума, а толку мало.

Маленький тиран

Вопрос-ответ

Задание

Он никому в доме не давал покоя.

(Чувство обиды за других животных, неуважения, отвращения, чувство ненависти)

План спасения

Вопрос-ответ

Задание

Накрыл шляпой.

(Чувство жалости, чувство сострадания, любви, уважения, нежности и др.)

( Во всех 3-х произведениях собаки являются главными героями. Они маленькие, задиристые, но смело отстаивают своё положение несмотря на окружение.)

Выполняют инструкции учителя под музыку.

Запись в путевом дневнике.

Работа в группах.

Пускает пыль в глаза. (Обманывает, морочит голову, хвастается).

Нашла коса на камень. (Когда люди не хотят уступить друг другу).

Визгу много, шерсти мало. (Визгу, т. е. крику много, а толку мало).

Набрать в рот воды. (Молчать).

Предполагаемый синквейн.

1.Лимон.

2.Маленький, жёлтенький.

3.Кусал, визжал, властвовал. (Обижал, тиранил, будил)

4.Собачка стала доброжелательной, спокойной. (Пришвин перевоспитал злобного Лимона)

5.Друг! (Чихуахуа! ) 

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом М. Пришвина «Лимон», разделили его на части и составили план.

(СЛАЙД 15)

 (План рассказа)

1. Подарок от китайца.

2. Жильцы дома.

3. Самая маленькая собачка.

4. «Визгу много, шерсти мало».

5. Маленький тиран.

6. План спасения.

Работа по плану. (СЛАЙД 16)

1) Подарок от китайца.

- Какой подарок принёс китаец Елене Васильевне?

(Он принёс маленькую собачку).

2). Жильцы дома.

- Назовите животных, которые были в доме Елены Васильевны.

(СЛАЙД 17).

- А сейчас поработаем в группах. Нечетные столы работают по 3 и 4 пункту плана. Задание и вопросы в дневнике. А четные столы – по 5 и 6 пункту плана. (СЛАЙД 18)

Проверка.

3) Самая маленькая собачка. (СЛАЙД 19)

- Прочитать фрагмент текста по 3 п. плана

(Со слов «Но было уже поздно … до слов «И передал свой подарок хозяйке).

Чихуахуа известны как самая мелкая пород собак в мире. Величина и вес: рост в холке 15-23 см; вес не более 2,5 кг. Характер: Чихуахуа настороженно относятся к чужакам и обычно преданы одному хозяину. Они могут проявлять норов, но при этом очень сообразительны и живо интересуются всем происходящим вокруг, и нередко подают голос, чтобы выразить своё мнение.

- Какие сравнения использовал автор при описании внешнего вида Лимона?

4) «Визгу много, шерсти мало».(СЛАЙД 20)

- Пересказать этот пункт плана.

- Как понимаете смысл данного выражения?

Это устойчивое народное выражение. Оно пришло из легенды: давным- давно люди решили постричь свинью ради шерсти. Свинья не давалась, сопротивлялась, визжала изо всех сил. Люди намучились, но шерсти не настригли. Отсюда и появилось выражение «визгу много, шерсти мало».

5) Маленький тиран.

- Почему Лимона называли маленьким тираном?

- Зачитать фрагмент текста.

(Со слов «Услыхав визг и лай… до слов «… прыгнул обратно на колени… )

- Какие чувства вызвал у вас Лимон в начале рассказа?

… Да, в доме жизнь людей и животных стала невыносимо тяжёлой.

6) План спасения.

- Какой план спасения был разработан Пришвиным? - Зачитать фрагмент текста по 6 п. « План спасения».

(От слов «Ну, брат, … до слов «Лимон как будто набрал в рот воды»).

 - Какие чувства вызвал у вас Лимон теперь?

 - На каких известных вам персонажей похожа эта самая маленькая в мире собачка?

(На Моську из басни И.А. Крылова, которая «без драки» хочет «попасть в большие забияки», или на Мальку из рассказа Василия Белова).

 (СЛАЙД 21)

- Что объединяет все эти три произведения?

 Физкультминутка.

 Физкультминутка под музыку: Mix Pair Share“- ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по классу. Музыка останавливается - ученики образуют пары «дают пять». Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга. Учитель задает вопрос и дает 5сек. на размышление. Ученики делятся своими мнениями с партнерами, благодарят.

- Как относилась к Лимону Елена Васильевна?

- Как относился к Лимону Трофим Михайлович? И Пришвин?

Работа с фразеологизмами.

В этом произведении очень много устойчивых сочетаний слов.

-Как называются они в русском языке?(СЛАЙД 22)

Они украшают нашу речь, делают её выразительной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

- Ребята, я приготовила для вас фразеологизмы, которые встречаются в произведение. (Tick-Tack-Toe and Round Robin)- предлагается использовать карточки  – работа в группе: № 1-читает фразеологизм, №2 –изменяет текст этих фразеологизмов так, чтобы они приобрели обычный вид №3-записывает  ф, №4-объясняет смысл. Проверка

Синквейн.

(СЛАЙД 23) (Схема синквейна)

1. Кто? Лимон.

2. Какой? …, …

3. Что делал? …, …, …

4. Отношение автора. …, …, …, …,

5. Синоним темы. …!

 

Подведение итогов

обака – друг человека.)

Давайте вернемся к словам Пришвина, которые прозвучали в начале нашего урока.(СЛАЙД 24)

 - Какой главный вывод можно сделать из сегодняшнего урока?

Домашнее задание

1 вариант – задание №9 стр. 93. Найти описания к иллюстрациям.

2 вариант – задание №10 стр. 93. Составить рассказ от имени Елены Васильевны.

Выполнить оставшиеся задания в тетради по литературному чтению.