Урок литературного чтения в 4 классе "Характеристика героев рассказа В.П.Астафьева «Бабушка с малиной»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения на правлен на осмысление роли второстепенных образов, не являющихся образами-персонажами, в эпическом произведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_chteniya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 4 |
Тема | Характеристика героев рассказа В.П.Астафьева «Бабушка с малиной» |
Тип урока | Комбинированный |
Цель | Осмысление роли второстепенных образов, не являющихся образами-персонажами, в эпическом произведении |
Планируемые результаты | Предметные: Анализ художественного текста. Осознанно и выразительно читают художественные произведения. Метапредметные: Формирование эмоционально-ценностного отношения к содержанию литературных произведений; осознания нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей. Личностные: Выражают свои мысли в устной и письменной речи, строят монологи и участвуют в диалоге. |
Основные понятия | Литературный герой, характеристика литературного героя |
Ресурсы | Учебник Лазарева В.А. «Литературное чтение. 4 класс. Книга 1.», 2012; тетрадь, проектор, презентация, карточки с таблицей характеристики героев, самооценкой |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
Организационный момент | Настраивает детей на урок | Слушают учителя | Фронтальная | Личностные УУД: Формирование положительного отношения к литературному чтению |
Мотивация учебной деятельности | Задает вопросы -Из какого произведения эти строки: «На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская-Теплая гора» -А кто его автор? -Понравился ли вам рассказ? Чем? -Насколько внимательно вы его читали сейчас и узнаем. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. -Из рассказа «Бабушка с малиной» -Виктор Петрович Астафьев | Фронтальная, беседа | Личностные УУД: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: Развитие умения слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: Формирование умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
Актуализация знаний. Постановка цели урока | Дает задание -Ответьте на вопросы теста. (Приложение 1) -Проверим ваши ответы. (Презентация) Слушает. Корректирует. Задает вопросы -Назовите героев рассказа. -Они ведут себя одинаково? Почему? -Что у них разное? -Как вы думаете, какова тема нашего урока? -Определите цель урока | Слушают Отвечают на вопросы теста. Читают вопросы теста. Называют верный ответ. Отвечают на вопросы -Бабка, школьники, рыбаки. -Нет. Потому что герои разные. -Характеры. -Рассказ Астафьева «Бабушка с малиной» - Составить характеристику героев рассказа. | Индивидуальная, тест Фронтальная, групповая | Познавательные УУД: Формирование умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Нахождение ответов на вопросы в тексте. Регулятивные УУД: Принятие учебной задачи и следование инструкции учителя; понимание важности планирования своей деятельности. Коммуникативные УУД: Развитие умения слушать и понимать речь других. Оформление своих мыслей в устной форме. |
Сообщение нового материала | Задает вопросы. -Вспомните, как мы составляли характеристику героев. Таблица на слайде -Дома вы разделили текст рассказа на смысловые части. Давайте заполним таблицу (на слайде) по первой части рассказа. Помогает составлять таблицу. | Отвечают на вопросы. -Называли событие, как вели себя герои в этот момент, как их это характеризует. Работают с текстом. Читают выборочно. Анализируют текст. Характеризуют героев. Заполняют таблицу. | Фронтальная, выборочное чтение, анализ текста. | Регулятивные УУД: Работа с учебником, нахождение нужной информации. Познавательные УУД: Нахождение ответов в тексте. Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Умение работать по предложенному учителем плану. |
Закрепление изученного | Делит класс на группы -Я предлагаю разбиться на группы и составить характеристику героев на протяжении всего рассказа. Осуществляет контроль за выполнением задания в группах. Заслушивает ответы обучающихся. -Послушаем характеристики героев и заполним по ним таблицу в тетради (Таблица на слайде) (Приложение 2) Задает наводящий вопрос. -Всех ли героев мы назвали? -Что еще автор изображает в рассказе? -Обратите внимание на изображение фонаря, поезда. -Для чего автор вводит этих героев? | Работают в группах. Составляют таблицу по выбранному отрывку. Осуществляют проверку работы по группам. Заполняют таблицу в тетради. Читают отрывки в тексте о фонаре и поезде. Анализируют их. Читают отрывки. Анализируют. -Чтобы показать душевное состояние старушки. | Фронтальная, деление на группы. Групповая, составление характеристик. Индивидуальная, заполнение таблицы. | Познавательные УУД: Нахождение ответов на вопросы в тексте; умение ориентироваться в своей системе знаний. Личностные УУД: Развитие умения высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Коммуникативные УУД: Умение работать в паре и в группе. |
Итог урока. Рефлексия | Задает вопрос. -Какой вывод мы можем сделать? -Оцените свою работу на уроке по таблице. (Приложение 3) По итогам теста, который вы выполнили в начале урока и вашей самооценке будет выставлена оценка за урок. -Закончите предложения (на слайде) | Формулируют вывод. -Второстепенные персонажи тоже очень важны для создания полной картины произведения. Выполняют самооценку Осуществляют рефлексию | Фронтальная, индивидуальная, формулирование вывода Индивидуальная, самооценка Фронтальная, индивидуальная, рефлексия | Познавательные УУД: Формулирование вывода в результате совместной работы класса и учителя. Личностные УУД: Сопоставление самооценки собственной деятельности с оценкой учителя. Оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией. Коммуникативные УУД: Умение формулировать собственное мнение и позицию. |
Домашнее задание | Составить план рассказа. Вспомнить пословицу, которая определит главную мысль рассказа (по желанию) | Записывают домашнее задание. Определяют свой выбор. | Фронтальная, коллективная. | Познавательные УУД: Проявление самостоятельности и инициативности в решении учебных (творческих) задач. |
Приложение 1
1. На чем ехала бабушка? - на поезде; - на машине; - в автобусе. | 6.На какой станции зашли рыбаки? - Теплая Гора; - Лямино; - Коммуна-кряж. |
2. На каком километре происходят события? - сто девятом; - третьем; - сто первом. | 7.На мотив какой песни рыбаки сочинили свою песню? - Миллион алых роз; - Хуторянка; - Соловей, соловей – пташечка. |
3.Сколько стоял поезд на станции? - 2 минуты; - 1 час ; - 1 минуту. | 8.Как звали внука бабушки? - Васенька; - Юрочка; - Ванечка. |
4.В чем была малина у бабушки? - в кастрюле; - в берестяном туесе; - в бидоне. | 9.Кто поделился ягодой с бабушкой? - рыбаки; - грибники; - школьники. |
5.Почему бабушка стала грустной? - рассыпалась ягода; - ее толкнули; - у нее украли ягоду. |
Приложение 2
События | Герои | Поступки | Качества |
Приложение 3
На все вопросы теста ответил верно | Да | Нет |
Принимал участие в работе группы | Да | Нет |
Активно работал на уроке | Да | Нет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения "Фестиваль сказочных героев"
Презентацию "Фесиваль сказочных героев"можно использовать на уроке литературного чтения в 1 классе. Данная презентация составлена по народным и авторским сказкам....
Урок литературного чтения "Настоящие друзья детства (рассказ В. Драгунского "Друг детства"). 1 класс, ОС "Школа 2100"
1 класс (ФГОС)...
Презентация ко 2 уроку литературного чтения во 2 классе рассказ Н.Носова "Живая шляпа".
Литературное чтение 2 класс "Школа России". Рассказ Н.Носова "Живая шляпа"....
Урок литературного чтения "Чувства лирического героя и способы их передачи в стихотворении А.С.Пушкина "Няне", 3 класс
Публикация на Образовательном портале города Мурманска http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/tkachenko1.htm...
презентация к уроку литературного чтения "Характеристика героев рассказа В.П.Астафьева «Бабушка с малиной»
В презентацию включены материалы по основным этапам урока....
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Характеристика героев рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». 4 класс
Данный материал нацелен на знакомство с произведением Мамина - Сибиряка "Приемыш". Урок был проведен во время дистанционного обучения по платформе ZOOM....
- Мне нравится (3)