Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 кл.
рабочая программа по чтению по теме
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 кл. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_dlya_1-4_kl.doc | 633 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными типами текстов;
—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.
Планируемые результаты обучения
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2 – 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание).
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение:
Чтение вслух.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстра-тивный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения.
При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Письмо (культура письменной речи).
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, спра-зочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.-- Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
Содержание курса
1 КЛАСС (40 ч)
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. |
Жили-были буквы (7 ч) Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям. |
Сказки, загадки, небылицы (6 ч) Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора». |
Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч) Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание. |
И в шутку и всерьез (6 ч) Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя». |
Я и мои друзья (8 ч) Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию. |
О братьях наших меньших (8 ч) Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. Сравнение текстов разных жанров. |
2 КЛАСС (136 ч, из них 2 ч - резервные) |
Самое великое чудо на свете (5 ч) Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. |
Устное народное творчество (15 ч) Русские народные песни, потешки и прибаутки, считал ки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и пого ворки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и жу равль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»). |
Люблю природу русскую. Осень (8 ч) Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро». |
Русские писатели (14 ч) А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек». |
О братьях наших меньших (12 ч) Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок». |
Из детских журналов (9 ч) 1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя». |
Люблю природу русскую. Зима (9 ч) И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза». |
Писатели – детям (17 ч) Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»). |
Я и мои друзья (10 ч) В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее». |
И в шутку и всерьез (14 ч) 1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы». |
Литература зарубежных стран (12 ч) Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»). |
3 КЛАСС (136 Ч) |
Самое великое чудо на свете (5 ч) Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. |
Устное народное творчество (14 ч) Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»). |
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима». |
Великие русские писатели (24 ч) А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»). |
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) Н.А.Некрасов. («Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»). |
Литературные сказки (8 ч) Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»). |
Были-небылицы (10 ч) М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон». |
Поэтическая тетрадь 1 (5 ч) С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»). |
Люби живое (16 ч) М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». |
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»). |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч) Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»). |
По страницам детских журналов (8 ч) «Мурзилка» и «Веселые картинки». Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»). |
Зарубежная литература (9 ч) Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»). |
4 КЛАСС (136 ч, 1 ч резервный) |
Былины. Летописи. Жития (12 ч) О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского». |
Чудесный мир классики (22 ч) П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики». |
Поэтическая тетрадь (12 ч) Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад». |
Литературные сказки (16 ч) В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». |
Делу время — потехе сейчас (9 ч) Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». |
Стран детства (8 ч) Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка». |
Поэтическая тетрадь (5 ч) В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». |
Природа и мы (12 ч) Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». |
Поэтическая тетрадь (8 ч) Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка». |
Родина (8 ч) И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане». |
Страна Фантазия (7 ч) Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». |
Зарубежная литература (16 ч) Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете». |
Тематическое планирование
1 класс (132 ч)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» 1 четверть (36 часов) Добукварный период (14 часов) | ||
1 | «Азбука» – первая учебная книга. | 1 |
2 | Речь устная и письменная. Предложение. | 1 |
3 | Слово и предложение. | 1 |
4 | Слог. | 1 |
5 | Ударение. Ударный слог. | 1 |
6 | Звуки в окружающем мире и в речи. | 1 |
7 | Звуки в словах. | 1 |
8 | Слог-слияние. | 1 |
9 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 |
10 | Гласный звук [а], буквы А, а. | 1 |
11 | Гласный звук [о], буквы О, о. | 1 |
12 | Гласный звук [и], буквы И, и. | 1 |
13 | Гласный звук [ы], буква ы. | 1 |
14 | Гласный звук [у], буквы У, у. | 1 |
Букварный период (53 часа) | ||
15 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. | 1 |
16 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | 1 |
17 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. | 1 |
18 | Согласные звуки [т], [т′], буквы Т, т. | 1 |
19 | Согласные звуки [т], [т′], буквы Т, т. | 1 |
20 | Согласные звуки [л], [л′], буквы Л, л. | 1 |
21 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | 1 |
22 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | 1 |
23 | Гласные буквы Е, е. | 1 |
24 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | 1 |
25 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | 1 |
26 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | 1 |
27 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | 1 |
28 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | 1 |
29 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | 1 |
30 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | 1 |
31 | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 |
32 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | 1 |
33 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 1 |
34 | Гласные буквы Я, я. | 1 |
35-36 | Резерв. | 2 |
2 четверть (28 часов) | ||
37 | Гласные буквы Я, я. | 1 |
38 | Гласные буквы Я, я. | 1 |
39 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. | 1 |
40 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 |
41 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1 |
42 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1 |
43 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1 |
44 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1 |
45 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 |
46 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 |
47 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | 1 |
48 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1 |
49 | Гласные буквы Ё, ё. | 1 |
50 | Гласные буквы Ё, ё. | 1 |
51 | Звук [j’], буквы Й, й. | 1 |
52 | Звук [j’], буквы Й, й. | 1 |
53 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1 |
54 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1 |
55 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1 |
56 | Гласные буквы Ю, ю. | 1 |
57 | Гласные буквы Ю, ю. | 1 |
58 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 1 |
59 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 1 |
60 | Гласный звук [э], буквы Э, э | 1 |
61 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | 1 |
62-64 | Резерв. | 3 |
3 четверть (28 часов) | ||
65 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 1 |
66 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 1 |
67 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 1 |
68 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 1 |
69 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 1 |
70 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 |
71 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 |
72 | Русский алфавит. | 1 |
Послебукварный период (18 часов) | ||
73 | Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям. | 1 |
74 | Одна у человека мать – одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество». | 1 |
75 | История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». | 1 |
76 | В. Крупин «Первый букварь». | 1 |
77 | А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг. | 1 |
78 | Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка. | 1 |
79 | К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей. | 1 |
80 | К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей. | 1 |
81 | К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица». | 1 |
82 | В.В. Бианки «Первая охота». | 1 |
83 | С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». | 1 |
84 | М.М. Пришвин «Предмайское утро». | 1 |
85 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. | 1 |
86 | Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука». | 1 |
87 | Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука». | 1 |
88 | Проект «Живая Азбука». | 1 |
89 | Проект «Живая Азбука». | 1 |
90 | Наши достижения. | 1 |
91-92 | Резерв. | 2 |
4 четверть (40 часов) Блок «Литературное чтение» | ||
93 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 |
Жили-были буквы (7 часов) | ||
94 | Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. | 1 |
95 | Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. | 1 |
96 | Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. | 1 |
97 | Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. | 1 |
98 | Творческая работа: волшебные превращения. | 1 |
99 | Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы – герои сказок». | 1 |
100 | Конкурс чтецов. Оценка планируемых достижений. | 1 |
Сказки, загадки, небылицы (8 часов) | ||
101 | Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». | 1 |
102 | Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. | 1 |
103 | Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. | 1 |
104 | Потешки. Герои потешки. | 1 |
105 | Небылицы. Сочинение небылиц. | 1 |
106 | Сказки А.С. Пушкина. | 1 |
107 | Русская народная сказка «Петух и собака». | 1 |
108 | Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Оценка планируемых достижений. | 1 |
Апрель, апрель. 3венит капель! (5 часов) | ||
109 | Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. | 1 |
110 | Литературная загадка. Сочинение загадок. | 1 |
111 | Проект «Составляем сборник загадок». | 1 |
112 | Чтение стихотворений наизусть. | 1 |
113 | Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. Оценка планируемых достижений. | 1 |
И в шутку и всерьёз (6 часов) | ||
114 | Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова. | 1 |
115 | Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой. | 1 |
116 | Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева. | 1 |
117 | Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, К. Чуковского, И. Пивоварова,О. Григорьева, Т. Собакина. | 1 |
118 | Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского. | 1 |
119 | Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Оценка планируемых достижений. | 1 |
Я и мои друзья (6 часов) | ||
120 | Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. | 1 |
121 | Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. | 1 |
122 | Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. | 1 |
123 | Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. | 1 |
124 | Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Я. Акима, Ю. Энтина. | 1 |
125 | Оценка достижений. | 1 |
О братьях наших меньших (5 часов) | ||
126 | Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. | 1 |
127 | Рассказы В. Осеевой. | 1 |
128 | Стихи о животных Г. Сапгира, И. Токмаковой, М. Пляцковского | 1 |
129 | Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова. | 1 |
130 | Оценка достижений. | 1 |
131-132 | Резерв. | 2 |
2 класс (136 ч)
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | ||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 |
Самое великое чудо на свете (4 ч) | ||
2 | Игра «Крестики-нолики» | 1 |
3 | Самое великое чудо на свете | 1 |
4 | Библиотеки | 1 |
5 | Книги | 1 |
Устное народное творчество (15 ч) | ||
6 | Устное народное творчество | 1 |
7 | Русские народные песни | 1 |
8 | Русские народные потешки и прибаутки | 1 |
9 | Скороговорки, считалки, небылицы | 1 |
10 | Загадки, пословицы, поговорки | 1 |
11 | Народные сказки.Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…» | 1 |
12 | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 |
13 | Сказка «У страха глаза велики» | 1 |
14 | Сказка «Лиса и тетерев» | 1 |
15 | Сказка «Лиса и журавль» | 1 |
16 | Сказка «Каша из топора» | 1 |
17 | Сказка «Гуси-лебеди» | 1 |
18 | Сказка«Гуси-лебеди» | 1 |
19 | Викторина по сказкам | 1 |
20 | КВН «Обожаемые сказки» | 1 |
Люблю природу русскую. Осень.(8 ч) | ||
21 | Люблю природу русскую. Осень. | 1 |
22 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | 1 |
23 | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» | 1 |
24 | А.Фет «Ласточки пропали…» | 1 |
25 | Осенние листья. | 1 |
26 | В.Берестов «Хитрые грибы» | 1 |
27 | М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» | 1 |
28 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» | 1 |
Русские писатели (14 ч) | ||
29 | А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 |
30 | Стихи А Пушкина. | 1 |
31 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | 1 |
32 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 |
33 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 |
34 | Обобщение по теме «Сказки Пушкина» | 1 |
35 | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | 1 |
36 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | 1 |
37 | Л. Толстой «Старый дед и внучек» | 1 |
38 | Л. Толстой «Филипок » | 1 |
39 | Л. Толстой «Филипок » | 1 |
40 | Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» | 1 |
41 | Весёлые стихи | 1 |
42 | Обобщение по разделу «Русские писатели» | 1 |
О братьях наших меньших (12 ч) | ||
43 | О братьях наших меньших | 1 |
44 | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» | 1 |
45 | В.Берестов «Кошкин щенок» | 1 |
46 | Домашние животные | 1 |
47 | М.Пришвин «Ребята и утята» | 1 |
48 | М.Пришвин «Ребята и утята» | 1 |
49 | Е Чарушин «Страшный рассказ» | 1 |
50 | Е Чарушин «Страшный рассказ» | 1 |
51 | Б.Житков. «Храбрый утёнок» | 1 |
52 | В.Бианки Музыкант» | 1 |
53 | В.Бианки «Сова» | 1 |
54 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | 1 |
Из детских журналов (9 ч) | ||
55 | Из детских журналов | 1 |
56 | Д.Хармс «Игра» | 1 |
57 | Д.Хармс«Вы знаете?...» | 1 |
58 | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» | 1 |
59 | Д.Хармс «Что это было?» | 1 |
60 | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | 1 |
61 | Ю.Владимиров «Чудаки» | 1 |
62 | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» | 1 |
63 | Обобщение по разделу «Из детских журналов» | 1 |
Люблю природу русскую. Зима (9 ч) | ||
64 | Люблю природу русскую. Зима | 1 |
65 | Стихи о первом сентября | 1 |
66 | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» | 1 |
67 | С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» | 1 |
68 | Сказка «Два Мороза» | 1 |
69 | С.Михалков«Новогодняя быль» | 1 |
70 | А.Барто «Дело было в январе» | 1 |
71 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | 1 |
72 | Игра «Поле чудес» | 1 |
Писатели детям (17 ч) | ||
73 | Писатели - детям | 1 |
74 | К.Чуковский «Путаница» | 1 |
75 | К.Чуковский «Радость» | 1 |
76 | К.Чуковский «Федорино горе» | 1 |
77 | К. Чуковский «Федорино горе» | 1 |
78 | С.Маршак «Кот и лодыри» | 1 |
79 | С.Маршак«Мой секрет», «Сила воли» | 1 |
80 | С.Михалков«Мой щенок» | 1 |
81 | А.Барто «Верёвочка» | 1 |
82 | А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | 1 |
83 | А.Барто «Вовка добрая душа» | 1 |
84 | Н.Носов «Затейники» | 1 |
85 | Н.Носов «Живая шляпа» | 1 |
86 | Н.Носов «Живая шляпа» | 1 |
87 | Н.Носов «На горке» | 1 |
88 | Н.Носов «На горке» | 1 |
89 | Обобщение по разделу«Писатели- детям» | 1 |
Я и мои друзья (10 ч) | ||
90 | Я и мои друзья | 1 |
91 | Стихи о дружбе и обидах | 1 |
92 | Н.Булгаков«Анна, не грусти» | 1 |
93 | Ю.Ермолаев«Два пирожных» | 1 |
94 | В.Осеева«Волшебное слово» | 1 |
95 | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 |
96 | В.Осеева «Хорошее» | 1 |
97 | В.Осеева «Почему?» | 1 |
98 | В.Осеева «Почему?» | 1 |
99 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | 1 |
Люблю природу русскую. Весна (10 ч) | ||
100 | Люблю природу русскую. Весна | 1 |
101 | Стихи Ф.Тютчева о весне | 1 |
102 | Стихи А.Плещеева о весне | 1 |
103 | А.Блок «На лугу» | 1 |
104 | С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» | 1 |
105 | И.Бунин «Матери» | 1 |
106 | А.Плещеев «В бурю» | 1 |
107 | Е. Благинина «Посидим в тишине» | 1 |
108 | Э.Мошковская «Я маму мою обидел» | 1 |
109 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | 1 |
И в шутку и всерьёз (14 ч) | ||
110 | И в шутку и всерьёз | 1 |
111 | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1 |
112 | Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха | 1 |
113 | Б.Заходер Песенка Винни-Пуха | 1 |
114 | Э.Успенский «Чебурашка» | 1 |
115 | Э.Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…» | 1 |
116 | Стихи Э.Успенского | 1 |
117 | Стихи В.Берестова | 1 |
118 | Стихи И.Токмаковой | 1 |
119 | Г.Остер «Будем знакомы» | 1 |
120 | Г.Остер «Будем знакомы» | 1 |
121 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 |
122 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 |
123 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» | 1 |
Литература зарубежных стран (12 ч) | ||
124 | Литература зарубежных стран | 1 |
125 | Американская и английские народные песенки | 1 |
126 | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети» | 1 |
127 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | 1 |
128 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | 1 |
129 | Ш.Перро «Красная Шапочка» | 1 |
130 | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 |
131 | Э.Хогарт«Мафин и паук» | 1 |
132 | Э.Хогарт «Мафин и паук» | 1 |
133 | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» | 1 |
134 | КВН «Цветик-семицветик» | 1 |
135 | Резервный: повторение пройденного | 1 |
136 | Резервный: повторение пройденного | 1 |
3 класс (136 ч)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Вводный урок(1ч) | ||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 |
Самое великое чудо на свете (4 ч) | ||
2 | Знакомство с названием раздела | 1 |
3 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщений | 1 |
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 |
5 | Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений Тестирование по разделу «Самое великое чудо на свете» | 1 |
Устное народное творчество (14ч) | ||
6 | Знакомство с названием раздела. | 1 |
7 | Русские народные песни. | 1 |
8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 |
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 |
10,11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 2 |
12,13,14 | Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк». Проверка техники чтения. | 3 |
15,16 | Русская народная сказка «Сивка – бурка» | 2 |
17 | Художники – иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин | 1 |
18 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»). Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Устное народное творчество» | 1 |
19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений (Тестирование «Устное народное творчество») | 1 |
Поэтическая тетрадь 1- (11 ч) | ||
20 | Знакомство с названием раздела | 1 |
21 | Как научиться читать стихи? Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | 1 |
22 | Ф. И. Тютчев «Листья» | 1 |
23 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» | 1 |
24 | А.А.Фет «»Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 |
25 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …» | 1 |
26 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | 1 |
27,28 | И. З. Суриков «Детство» | 2 |
29 | И. З. Суриков «Зима» | 1 |
30 | Путешествие в литературную страну. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1» | 1 |
Великие русские писатели (24 ч) | ||
31 | Знакомство с названием раздела | 1 |
32 | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышала…», «В тот год осенняя погода…» | 1 |
33 | А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» | 1 |
34 | А.С.Пушкин «Зимнее утро» | 1 |
35 | А.С.Пушкин «Зимний вечер» | 1 |
36,37,38 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 3 |
39 | Иван Андреевич Крылов. «Мартышка и очки» | 1 |
40 | Диагностика усвоения прочитанного. | 1 |
41 | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | 1 |
42 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица» | 1 |
43 | Знакомство с названием раздела. Михаил Юрьевич Лермонтов | 1 |
44 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 |
45 | М. Ю. Лермонтов «Утёс» | 1 |
46 | М.Ю. Лермонтов «Осень» | 1 |
47 | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | 1 |
48 | Л. Н. Толстой «Акула» | 1 |
49 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 |
50 | Л.Н.Толстой «Прыжок» | 1 |
51 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 1 |
52 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» | 1 |
53 | Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?» Проверка техники чтения за 1 полугодие. | 1 |
54 | Обобщающий раздел по теме «Великие русские писатели» Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Великие русские писатели» | 1 |
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | ||
55 | Знакомство с названием раздела. Н. А. Некрасов «Славная осень!» | 1 |
56 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | 1 |
57 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы | 1 |
58 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | 1 |
59 | И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» | 1 |
60 | Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2». Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2» | 1 |
Литературные сказки (8 ч) | ||
61 | Знакомство с разделом. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» | 1 |
62,63 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 2 |
64,65 | В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | 2 |
66,67 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 2 |
68 | Обобщение материала по теме «Литературные сказки». Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Литературные сказки». | 1 |
Были – небылицы (10 ч) | ||
69 | Знакомство с названием раздела. | 1 |
70,71 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 2 |
72,73,74 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 3 |
75,76,77 | А. Куприн «Слон» | 3 |
78 | Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Проверочная работа по теме «Были – небылицы». | 1 |
Поэтическая тетрадь 1 (5 ч) | ||
79 | Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...» | 1 |
80 | Саша Черный «Воробей», «Слон» | 1 |
81 | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны» | 1 |
82 | С. А. Есенин «Черёмуха» | 1 |
83 | Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1» | 1 |
Люби живое (16 ч) | ||
84 | Знакомство с названием раздела. М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) | 1 |
85 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 |
86 | Диагностика усвоения прочитанного | 1 |
87 | В. И. Белов «Малька провинилась» | 1 |
88 | И.В. Белов «Ещё раз про Мальку» | 1 |
89,90 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 2 |
91,92,93 | Б. Житков «Про обезьянку | 3 |
94 | В.Дуров «Наша Жучка» | 1 |
95 | В. П. Астафьев «Капалуха» | 1 |
96 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» | 1 |
97 | Обобщающий урок по разделу « Люби живое» | 1 |
98 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». | 1 |
99 | Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Люби живое» | 1 |
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | ||
100 | Знакомство с названием раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» | 1 |
101 | А. Л. Барто «Разлука» | 1 |
102 | А.Л.Барто «В театре» | 1 |
103 | С. В. Михалков «Если» | 1 |
104 | Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | 1 |
105 | «Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». | 1 |
106 | Оценка достижений. Тест Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2» | 1 |
107 | Наши проекты | 1 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч) | ||
108 | Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 1 |
109,110 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | 2 |
111, 112 | А. П. Платонов «Ещё мама» | 2 |
113 | М. М. Зощенко «Золотые слова» | 1 |
114 | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 |
115,116 | Н. Н. Носов «Федина задача» | 2 |
117 | Н. Н. Носов «Телефон» | 1 |
118 | Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 |
119 | Оценка достижений Проверочная работа по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 1 |
По страницам детских журналов (8 ч) | ||
120 | Знакомство с названием раздела. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 |
121 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился» | 1 |
122 | Ю. И. Ермолаев «Воспитатели» | 1 |
123 | Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» | 1 |
124 | Диагностика усвоения прочитанного | 1 |
125 | Р. С. Сеф «Весёлые стихи». Читательская конференция «По страницам детских журналов». | 1 |
126 | Проверочная работа по теме «По страницам детских журналов» | 1 |
Зарубежная литература (9 ч) | ||
127 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции | 1 |
128, 129 | Миф Древней Греции «Храбрый Персей» | 2 |
130 | Контрольная работа за 2 полугодие. | 1 |
131,132,133 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 3 |
134 | Оценка достижений. | 1 |
135 | Что читать летом. | 1 |
136 | Урок – обобщение за год | 1 |
4 класс (136 ч)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | ||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь | 1 |
Летописи, былины, жития (11 ч) | ||
2 | Знакомство с названием раздела «Летописи, былины, жития». Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда | 1 |
3 | События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников | 1 |
4 | Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | 1 |
5 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | 1 |
6 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | 1 |
7 | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри | 1 |
8 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского | 1 |
9 | В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского | 1 |
10 | Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукции картин | 1 |
11 | Проект «Календарь исторических событий» | 1 |
12 | Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 |
Чудесный мир классики (22 ч) | ||
13 | Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики». | 1 |
14 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | 1 |
15 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Характеристика героев | 1 |
16 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. | 1 |
17 | А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому. | 1 |
18 | А.С. Пушкин «Туча». Авторское отношение к изображаемому. | 1 |
19 | А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» Авторское отношение к изображаемому. | 1 |
20 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной | 1 |
21 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. Характеристика героев, отношение к ним. | 1 |
22 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. | 1 |
23 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пересказ сказки. | 1 |
24 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение | 1 |
25 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. | 1 |
26 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев. | 1 |
27 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа | 1 |
28 | Л.Н.Толстой. «Детство». Характеристика главного героя Л.Толстого. | 1 |
29 | Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал» | 1 |
30 | А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа. | 1 |
31 | А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста. | 1 |
32 | А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста. | 1 |
33 | Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики». Внеклассное чтение. «Знакомство с книгами справочниками» | 1 |
34 | Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики». | 1 |
Поэтическая тетрадь (12 ч) | ||
35 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания. | 1 |
36 | Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | 1 |
37 | Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. | 1 |
37 | А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении | 1 |
39 | А.А. Фет «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения | 1 |
40 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» Передача настроения и чувства стихотворения | 1 |
41 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | 1 |
42 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении | 1 |
43 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». Выразительное чтение | 1 |
44 | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | 1 |
45 | Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 |
46 | Литературные сказки (16 ч) | |
47 | Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» | 1 |
48 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои | 1 |
49 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра. | 1 |
50 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ. | 1 |
51 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра. | 1 |
52 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного произведения. Главная мсль | 1 |
53 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения.. | 1 |
54 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 |
55 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | 1 |
56 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения. Авторское отношение. | 1 |
57 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 |
58 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении. | 1 |
59 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление на части. | 1 |
60 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ. Словесное иллюстрирование. | 1 |
61 | Обобщающий урок-игра по разделу «Литературные сказки» | 1 |
62 | Проверочная работа по разделу «Литературные сказки». | 1 |
Делу время – потехе час (9 ч) | ||
63 | Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час» | 1 |
64 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл. | 1 |
65 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения. | 1 |
66 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение. | 1 |
67 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 |
68 | Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского | 1 |
69 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. | 1 |
70 | Обобщающий урок-игра по разделу «Делу время – потехе час» Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе | 1 |
71 | Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час». | 1 |
Страна детства (8 ч) | ||
72 | Знакомство с названием раздела «Страна детства». Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 |
73 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. | 1 |
74 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий. | 1 |
75 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. | 1 |
76 | М.М. Зощенко «Елка» Герои произведения | 1 |
77 | М.М. Зощенко «Елка». Составление плана. Пересказ. | 1 |
78 | Обобщающий урок-игра по разделу «Страна детства» | 1 |
79 | Проверочная работа по разделу «Страна детства». | 1 |
Поэтическая тетрадь (5 ч) | ||
80 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». | 1 |
81 | В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении | 1 |
82 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворении. | 1 |
83 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях. | 1 |
84 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 |
Природа и мы (12 ч) | ||
85 | Знакомство с названием раздела «Природа и мы» | 1 |
86 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка | 1 |
87 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. | 1 |
88 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. | 1 |
89 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя. | 1 |
90 | М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. | 1 |
91 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе произведения. | 1 |
92 | Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе поступка. | 1 |
93 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | 1 |
94 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. | 1 |
95 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ. | 1 |
96 | Проверочная работа по разделу «Природа и мы». Проект «Природа и мы».
| 1 |
Поэтическая тетрадь (8 ч) | ||
97 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь» | 1 |
98 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени | 1 |
99 | С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в произведении. | 1 |
100 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета вы произведении. | 1 |
101 | Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображении природы в лирическом стихотворении. | 1 |
102 | С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения. | 1 |
103 | Обобщающий урок-конкурс «Поэтическая тетрадь». | 1 |
104 | Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 |
Родина (8ч) | ||
105 | Знакомство с названием раздела «Родина» | 1 |
106 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | 1 |
107 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | 1 |
108 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | 1 |
109 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение. | 1 |
110 | Проект «Они защищали Родину» | 1 |
111 | Обобщающий урок по разделу «Родина». Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | 1 |
112 | Проверочная работа по разделу «Родина». | 1 |
Страна Фантазия (7 ч) | ||
113 | Знакомство с названием раздела «Страна фантазия». Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра. | 1 |
114 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. | 1 |
115 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | 1 |
116 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности жанра. | 1 |
117 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов. | 1 |
118 | Обобщающий урок по разделу « Страна Фантазия | 1 |
119 | Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия». | 1 |
Зарубежная литература (17 ч) | ||
120 | Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература» | 1 |
121 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе | 1 |
122 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческих рассказов. | 1 |
123 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. | 1 |
124 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части. | 1 |
125 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» словесное рисование. | 1 |
126 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Сравнение с героями русских народных сказок | 1 |
127 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о русалочке. | 1 |
128 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. | 1 |
129 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. | 1 |
130 | С. Лагерлеф «Святая ночь». | 1 |
131 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 |
132 | С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 |
133 | С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 |
134 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». | 1 |
135 | Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература». | 1 |
136 | Урок-игра «Литературные тайны» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...