Внеклассное чтение: Андерсен
книга по чтению (4 класс) на тему

Ламзина Татьяна Александровна

Викторина по сказкам Андерсена и его биографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie._andersen.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ЧЕЛОВЕК МИРА

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Игра-викторина: «Сказки Г.-Х. Андерсена»

4 класс

Редкодубская средняя школа

Учитель: Ламзина Т. А.

I Организация класса к уроку.

II Рассказ учителя о творчестве Ханса Кристиана Андерсена.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в г. Оденсе в Дании. Отец его был башмачником, мать – прачкой; мальчик посещал школу для бедняков. В 13 лет переехал в Копенгаген, где пытался стать певцом и балетным актером. В 1823 году будущий писатель в 18 лет поступил в школу в Слагельсе, затем в Хельсингере, в 1828 – в университет в Копенгагене. С начала 30-х годов занялся профессионально литературной деятельностью и много путешествовал. Он побывал во Франции, Швейцарии, Италии, Греции, Испании.

Андерсен писал не только для детей, но и для взрослых. Но всемирную известность ему принесли его сказки.

Сказки Андерсена дороги  понятны людям разных возрастов, разных эпох, разных стран. Они способствуют формированию детского сознания, воспитывают в духе демократии. Язык сказок живой и эмоциональный, близкий к разговорному.

Андерсен наделяет мир игрушек, птиц, животных и растений чертами, присущими людям. Писатель сближает сказку с жизнью, с реальным миром. Но от этого сказка не теряет своего волшебства, фантастичности. Необычное становится обычным, а обычное перестает быть обычным и превращается в сказочное. Имя сказочника горячо любимо и почитаемо во всем мире.

Не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого датского сказочника. Это Международная золотая медаль Х.К. Андерсена, которую получили такие детские писатели, как Эрих Кёстнер, Джейли Крюсс, Астрид Линдгрен, Тубе Янсон и Джанни Родари.

В России имя Андерсена впервые прозвучало в конце 30-х годов. Первым переводчиком сказок датского писателя стал Р.К. Грот ( перевел сказку « Бронзовый кабан»). Огромную работу по переводу сказок Андерсена выполнили А.В. Ганзен и П.Г. Ганзен ( П.Г. – Петр Готфридович).

III Конкурсы на лучшего знатока сказок Андерсена.

Конкурс 1: «Разминка».

Назовите, из каких сказок Андерсена взяты эти отрывки:

а) «Жил-был тролль, злющий-презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя. Все же плохое, безобразное, напротив, выступало все ярче, казалось еще хуже».

(«Снежная королева»)

б) В какой сказке и как королева догадалась, что девушка, пришедшая во дворец, принцесса?

(«Принцесса на горошине»)

в) Назовите героя сказки по описанию:

«В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки»

(Эльф, «Дюймовочка»)

г) «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты…»

(«Снежная королева»)

д) В какой сказке придворные уверяли, что их король одет в роскошные одежды?

(«Новое платье короля»)

е) Герой какой сказки пел песенку:

«Ах, мой милый Августин,

Все прошло, прошло»

(«Свинопас»)

ё) Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете?

(«Оле-Лукойе»)

ж)«И вдруг раздалось чудесное пение. Это пел живой соловей. Он сидел за окном на ветке; он прослышал про болезнь императора и прилетел утешить и ободрить его своей песней»

(«Соловей»)

Конкурс 2: «Что произошло дальше».

(Отрывки читают сами дети)

1 «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета, он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотра по тому, в какую сторону повернется. Под мышками у него по зонтику!...»

(«Оле-Лукойе»)

2 «Как-то раз совсем темный был вечер, а солдат не мог купить себе даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда спускала его ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как …»

(«Огниво»)

3 « И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, убранную мягкими подушками и чудесным коврами, взяла трех жаб, поцеловала каждую и сказала первой…»

(«Дикие лебеди»)

4 «Утенок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.

-Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде?»

(«Гадкий утенок»)

5 «Кораблик развернуло три-четыре раза, залило водой до краев, и он стал тонуть. Солдатик оказался по шею в воде…Тут бумага окончательно расползлась и солдатик пошел ко дну…»

(«Стойкий оловянный солдатик»)

6 «-Знаю, знаю, зачем ты пришла! – сказала Русалочке морская ведьма. – Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя. Но ты должна заплатить мне за помощь, - сказала ведьма»

(«Русалочка»)

Конкурс 3: «Узнай предмет».

Ребятам дается рисунок или предмет, по которому они должны назвать героя сказки Андерсена, а также кому этот предмет принадлежит.

Зонтик («Оле-Лукойе»)

Горошина («Принцесса на горошине»)

Санки (Кай, «Снежная королева»)

Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»)

Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)

Крапива (Элиза, «Дикие лебеди»)

Утиное яйцо («Гадкий утенок»)

Можно предложить также рисунки с изображением музыкального горшочка, огнива и т.д.

Конкурс 4: «Подбери картину».

На доске выставка рисунков по сказкам Андерсена. Ребята выходят по очереди к доске. Ведущий дает отрывок из сказки. Ребенок читает его и показывает рисунок к этому отрывку. Анализирует рисунок, называет имя его автора.

Конкурс 5: «Угадай сказку»

Прочитай подборки слов, выбери из них те, которые подходят к той или иной сказке Андерсена. Назови эти сказки.

Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, воробей, дружба.

(«Снежная королева»)

Трава, карусель, крапива, кольцо, жаба, свет, терпение.

(«Дикие лебеди»)

Лебедь, книга, береза, утка, яйцо, мечта, мороз.

(«Гадкий утенок»)

Тюфяк, кресло, карета, ливень, река, калоши, принцесса, сказки.

(«Принцесса на горошине»)

Море, улица, корона, цветок, принц, сирень, боль, ветер, колдовской напиток. - («Русалочка»)

Нора, малыш, вода, полевая мышь, крыло, луна, эльф.

(«Дюймовочка»)

Дупло, ветер, принцесса, зонтик, труба, собака, колыбель.

(«Огниво»)

IV Выразительное чтение сказки Андерсена «Русалочка».

V Подведение итогов. Объявление победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное чтение . Андерсен. Снежная королева. 4 класс.

Презентация для проведения урока-викторины  внеклассного чтения в 4 классе...

Конспект урока внеклассного чтения. Г.Х.Андерсен "Сказки для детей".3 класс.

Конспект урока внеклассного чтения по сказкам Андерсена....

Презентация к уроку внеклассного чтения Г.Х. Андерсен "Пятеро из одного стручка"

Внеклассное чтение Г.Х. Андерсен "Пятеро из одного стручка"...

Урок внеклассного чтения по теме " Великий Андерсен и его сказочный мир"(2- 3 класс)

Интересный материал по анализу сказки Андерсена " Дюймовочка". Можно использовать на уроках чтения и для проведения внеклассных мероприятий....