А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." 3 класс 2016-2017 уч.г.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Рукавишникова Светлана Владимировна

А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..." 3 класс 2016-2017 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.s.pushkin1.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество Александра Сергеевича Пушкина.

Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

Цели урока: расширить знания детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина, ввести детей в мир пушкинской сказки, совершенствовать навык выразительного чтения, обогащать словарный запас детей, развивать речь.

Оборудование: - портрет поэта, няни, жены

                          - выставка иллюстрированных сказок поэта,       рисунков.

6 июня 1799 год. Этот день подарил миру гения. Короткой была жизнь поэта, но им столько написано. Талант Пушкина неисчерпаем, творчество его неоценимо.

Сказки Пушкина, лирика Пушкина, повести Пушкина… Они никогда не уходят из жизни. Они всегда рядом с нами.

1.Орг.момент.

Долгожданный дан звонок

                                                 Начинается урок.

- Сегодня у нас необычный урок чтения. К нам на урок пришли гости, которые хотят посмотреть на вас. Как вы выросли, повзрослели, какими учениками стали.

2. Постановка цели урока.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Вы видите город. Есть что-то притягательное в этом городе, он зачаровывает своей стариной и бросает в поток спешащих людей, он поражает тишиной двориков и оглушает гулом мчащихся машин, он так противоречив, так многолик, что его узнаешь сразу, ведь это дорогой сердцу каждого русского человека, древний, но вечно молодой город – Москва.

- Москва всегда очаровывала всех, но особенно самих москвичей, и они отвечали ей любовью. Поэты посвящали ей стихи, композиторы – музыку.

Город начинался с Кремля, с маленькой деревянной крепости. А первым московским князем был Юрий Долгорукий. С Юрия Долгорукова начинается длинный ряд имён грозных царей, князей, отважных защитников Москвы, талантливых художников, музыкантов, поэтов, которые родились и жили в Москве.

Одним из восторженных сынов Москвы был Александр Сергеевич Пушкин. (указать на портрет)

Сегодня на уроке мы начнём знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

3. Работа по теме урока.

                                                 

                                                 Пушкин.

Это имя – знакомое с детства –

Вместе с грамотой впаяно в речь,

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

                                                 Пушкин.

Это имя – подростка смешного,

Что свечу до полуночи жёг

И строчил, и вычерчивал слово –

Свой весёлый сигнальный рожок.

Великий русский поэт А.С.Пушкин родился в Москве два века назад, 6 июня 1799 года.

И сейчас мы познакомимся с некоторыми страничками биографии великого русского поэта. ( Дети читают отрывки с печатного текста.)

6. Храм Вознесения Господня был построен в 1742 – 1751 гг. и до 1807 года являлся соборным храмом города Липецка. Вознесенская церковь знаменита тем, что в её стенах 9 ноября 1772 года венчались Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Пушкина – бабушка и дедушка великого поэта.

7. У Пушкина и Натальи Николаевны было много врагов, которые завидовали красоте Натальи и которые часто злословили. И среди этих врагов был француз Дантес, который на дуэли смертельно ранил А.С.Пушкина. Об этом узнал сразу весь Петербург. И люди, любившие Пушкина, сразу стали собираться около его дома. А около постели были самые близкие. Врачи знали, что Пушкин умрёт, потому что пуля вошла в живот. 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут дня Пушкин умер. Его смерть оплакивала вся Россия.

Прошло много лет, но мы, однако, сохранили один бесценный, навсегда принадлежащий нам клад – мы сохранили Пушкина.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

То были чудные мгновенья,

Когда стихи его читал.

«У лукоморья дуб зелёный

Я с упоеньем повторял.

Передо мною кот учёный

Ходил усатый и крутой.

Русалки на ветвях сидели

Одна красивее другой.

С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал.

И деда рыбака у моря

В походах к рыбке узнавал,

И злую, жадную старуху

Всем детским сердцем презирал.

И много-много дивных сказок

Нам Пушкин написать бы мог,

Но дерзкая рука Дантеса

Спустила роковой курок.

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

Произведения Пушкина живут в наших сердцах, в нашей душе. И, конечно, все мы любим его замечательные сказки. Его сказки – это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Сегодня мы войдём в замечательный мир сказок А.С.Пушкина. Сказки Пушкина, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! Прекрасного Гвидона и белую царевну Лебедь, бойкого Балду, чародея Черномора и славного Руслана.

Сегодня мы познакомимся со сказкой «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

4. Работа над произведением.

- Кто уже знаком с этим произведением?

- Можно ли по названию сказки сказать, о каких героях пойдёт речь? ( Впереди нас ждут чудеса, волшебство.)

Чтение сказки ( читает учитель).

По ходу чтения идёт словарная работа:

кабы – если бы

светлица – светлая чистая комната. В старину в таких комнатах жили девушки.

аршин – мера длины, равная 71 см

Как можно сказать по другому:

только вымолвить успела – сказала

полюбилася ему – понравилась

Чтение сказки учащимися.

Вопросы после чтения.

- Какой эпизод в сказке вас особенно взволновал?

- Как царь выбрал себе невесту?

- Что стало причиной несчастий молодой царицы? ( зависть)

- Кто ей завидовал?

5. Выборочное чтение.

- Как завистницы осуществили свой план? Прочитайте.

- Как отнёсся к этому известию царь? Прочитайте.

           В гневе начал он чудесить

           И гонца хотел повесить.

- Что означает фраза «начал чудесить»? Как можно сказать по-другому?

- Как поступили бояре с матерью и младенцем?

- Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли в бочке по морю? С какой интонацией нужно читать эти строки?

4. Физкультминутка.

- Сядьте свободно, сейчас вы немного отдохнёте.

Сидел со мной рядом за партой сосед.

Закрыл я глаза – а соседа уж нет!

Теперь головою крути, не крути,

А в классе у нас, никого не найти!

Хотим, чтоб скорее учитель сказал:

«Давайте, ребята, откроем глаза!».

5.Продолжение изучения нового материала.

Посмотрите на доску. Вы видите дом. Это дом, в котором жила няня А. С. Пушкина, Арина Родионовна.

 Его няня была простая крестьянка – мастерица петь песни и рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково матушкой. А начинались эти сказки так:                           «Некоторый царь надумал жениться»,                                                                                 «Поп поехал искать работника»,                                                                                             «Царевна заблудилась в лесу».

И сейчас я вам расскажу сказку Арины Родионовны.

Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском сукна оденет, третья – что родит царю чудесного сына. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решила её погубить. А царица тем временем разрешилась чудесным мальчиком: ножки у него по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу – звезда, в затылке – месяц. Послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца в дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала, что царица разрешилась «не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой». Царь опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться его приезда. Мачеха опять подменила письмо и написала повеление, чтобы царицу с сыном посадили в бочку и бросили их в море. Так и сделали. Долго плакала царица с царевичем в бочке. Но обручи лопнули, мать и сын вышли на землю. Сын избрал место, с благословения матери выстроил город и стали они в нём жить да поживать. И много чудес было в том городе!

    Что это за сказка? Какой вывод можно сделать?

Вывод:  Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки.

6. Работа с иллюстрациями.

- А сейчас мы прочитаем отрывок из сказки ещё раз.

Далее: найти и прочитать отрывок из сказки, который соответствует иллюстрации.

Какая из сестриц вам милее?

Кому бы вы хотели написать письмо царю или одной из сестёр и чтобы вы написали?

7. Итог урока.

- Знакомство со сказкой мы продолжим на следующем уроке. А сегодня за урок я поставлю след. оценки…

Ну, а закончить наш урок мне хочется такими словами:

 Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане" 1 класс (Начальная школа XXI века))

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе с презентацией (уроки литературного слушания) по теме"Развитие восприятия художественного произведения. Мир сказок. А.Пушкин "Сказка о царе Салтане...

Конспект урока по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс

Урок по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс (10.11.2015г.) с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИК...

Урок чтения "Сказка о царе Салтане" 3 класс Школа России

Чтение 3 класс "Сказка о царе Салтане"...

Уроч чтения Сказка о царе Салтане 3 класс

Урок 3 класса по чтению. Сказка о царе Салтане...

Технологическая карта урока по теме А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», 4 класс (ОС «Школа 2100»)

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме А.С.  Пушкин «Сказка о царе  Салтане...» (ОС «Школа 2100»)....

тест "Сказка о царе Салтане", 4 класс

Проверочный тест "Сказка о царе Салтане", 4 класс. Литературное чтение...