Обучение произношению по орфоэпическим нормам. Ударение.
статья по чтению на тему
В статье дана информация, как улучшить качество чтения у детей начальной школы. Как помочь детям уяснить смыслоразличительную роль ударения в слове, развить скорость чтения и развить навык выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_proiznosheniyu_po_orfoepicheskim_normam._udarenie.docx | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение произношению по орфоэпическим нормам. Ударение
Проверяя у учащихся начальной школы навык чтения, касаешься не только темы осмысленного продуктивного чтения. Проверяя навык чтения обращаешь внимание на скорость чтения и ошибки, которые совершают дети при чтении. Каждый раз я задавала себе вопрос. Как улучшить качество чтения? Прочитав много соответствующей литературы, я остановилась на книге Т.А.Аристовой К.П.Н. «Учиться успешно». Оказывается скорость чтения зависит от орфоэпического стиля. Наиболее удобным для развития скорости, а также для понимания и сопереживания героям во время чтения является чтение нейтральным стилем. Темп чтения появляется за счёт сокращения пауз между СГ и звук вне слияния и модификации неударных гласных. В дальнейшем скорость чтения будет зависеть от темперамента ученика. Наибольшая скорость, при которой улавливается смысл и закладывается эмоции чтеца во время чтения, от 100 до 150 слов в минуту. Свыше этой скорости дети, улавливая смысл прочитанных слов, не могут уловить эмоции, заложенные автором. Они могут рассказать о том, что прочитали, но не могут дать эмоциональную оценку героям, так как при повышенной скорости эмоциональное сопереживание исключается. Нейтральный стиль характеризуется долготой ударного гласного и модификацией (заменой) неударных гласных. Эффективным приёмом при обучении модификации неударных гласных является наблюдение за произносимым словом. Произнося слово, в котором больше одной ученик учится переставлять ударение за счёт увеличения долготы одного и сокращения долготы другого гласного. Учащийся на практическом уровне убеждается, что слово «портится». Появляется другой смысл или звучание слова становится бессмысленным.
Это необходимо, чтобы путём сопоставления учащийся убедился, что в слове может быть несколько звучаний. Гласных может быть сколько угодно, но только в одном заключен смысл, в других он может исказиться или совсем исчезнуть. Сравнивая звучание всех позиций, дети приходят к пониманию, что ударный гласный в словах является смыслоразличителем. Произнося слова и меняя место их ударения, дети приучаются вслушиваться в звучание произносимого им слова и определять ударный гласный по его долготе.
Результаты не заставили долго ждать, орфоэпия, действительно, помогает ученикам уяснить смыслоразличительную роль ударения в слове, развивает скорость чтения и даёт первоначальные навыки выразительного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт
Разработка урока...
«Правильное произношение общеупотребляемых слов. Постановка ударения»
Данное занятие поможет ребятам правильно произносить и быстро запомнить иностранные слова....
«Правильное произношение общеупотребляемых слов. Постановка ударения»
Данное занятие поможет ребятам правильно произносить и быстро запомнить иностранные слова....
Орфоэпические нормы русского языка
Орфоэпические нормы русского языка...
Нормы ударения
Автор :Ранько Елена Сергеевна , тренажер по русскому языку...
Овладение орфоэпическими нормами – путь к культуре речи
Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современной школы проблема отсутствия у детей достаточного уровня овладения орфоэпическими нормами на этапе начального образования. Раскрываются прич...
орфоэпические нормы
Справочный материал...