урок Справщик Савватий – первый детский поэт
методическая разработка по чтению на тему
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема раздела: У истоков русской детской литературы. 02.10.15
Тема: Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 2 3 1. Проверка домашнего задания. 1) Выразительное чтение текста «О поселянине и медведице». 1-е чтение – как бы эту историю прочитал посол Московский (весело и остроумно). 2-е чтение – как бы эту историю прочитал поселянин (он в отчаянии и напуган). 2) Пересказы текста «О поселянине и медведице» современным языком (как сказка, как информация в газете – сравнение вариантов). 3) Беседа: – Когда же появились первые книги, написанные специально для детей? – Какая книга была первой? – Что вы знаете о её авторе? – С какой целью писались летописи? (Сохранить историю.) – А книги для детей? (В первую очередь – учить их уму-разуму, иногда – развлекать.) – Хотите познакомиться с первым детским писателем? Тогда – в путь. 2. Путешествие первое. Чтение авторского текста. 1) Беседа: – В какой же век нам нужно отправиться? Выслушиваются аргументированные мнения. – Послушаем разговор наших героев и найдём правильный ответ. Чтение текста учебника – с. 45–47. – Почему так важно было изобретение книгопечатания? – Прочитайте выразительно отрывок из «Азбуки» Ивана Фёдорова, прямое обращение к нам, потомкам. – Где же искать истоки детской литературы? Куда следует отправиться? 2) Самостоятельное чтение или чтение вслух текста «Путешествие первое» (с. 47–52). 3) Беседа: – Почему именно в монастырь мы совершим первое путешествие? – Что вы знаете о Чудовом монастыре (с. 47)? – Прочитайте описание книгохранилища. Такими ли вы себе представляли древние книги (с. 48)? – Что нового узнали об отношении к книгам в Древней Руси? – Что в облике Терентия Васильева вам особенно запомнилось? – Почему у Васильева два имени – Терентий и Савватий? – Что значит «слагать» стихи? Как вы это понимаете? – Прочитайте стихи Савватия (с. 50). Переведите. Прокомментируйте последнюю строку. – Как Савватий отвечает на вопрос, почему он пишет именно для детей? – «Во младых ноктех учению прилежи» – когда, по-вашему, наступает это время – «с младых ногтей»? – Расскажите о самом Савватии, пользуясь материалами на с. 49, 51 (выборочный рассказ). – Поняли ли вы, почему должность Савватия на печатном дворе называлась «справщик»? Найдите в рассказе Николая Александровича (с. 51) однокоренное слово, объясняющее, чем занимался Савватий. (Исправлял.) – Найдите в ряду слов однокоренные слову «справщик»: справочник, справа, справка, исправить, правнук, правление, правка, правитель, правша. (Задание в тетради – урок 15, 1). | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
II. Развитие умений. | 2 4 2 3 2 3 4 Работа с текстами стихотворений во время чтения. 1) Самостоятельное чтение стихов Савватия. 2) Беседа: – Что объединяет оба текста? – С чем сравнивает книги Савватий? – С чем сравнивает неучёного человека? – Актуальны ли эти стихи сейчас? 3) Чтение и перевод (дословный) текстов, наблюдение над образностью языка. 4) Обобщающий вопрос: – Зачем нужны книги человеку, по мнению Савватия? Ответьте цитатой. («Книжное же писание душу просвещает». «Книжное же писание наводит на мысли благие».) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
ΙΙΙ. Итог. | – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? | |
ΙV. Домашнее задание. | Подготовить выразительное чтение отрывков из стихов Савватия, любой из них перевести письменно (задание 2 в тетради, урок 15). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские поэты и писатели.
Ресурс для начальной школы....
Детские поэты и писатели
Материал для проведения уроков литературного чтения....
Николай Ярославцев- детский поэт Забайкалья
Стихи Забайкальского писателя Николая Ярославцева известны не только в Забайкалье, но далеко за пределами края. Николай Ярославцев пишет для детей и о детях. Он победитель в номинации "Дети Азии"...
Презентация "Детские поэты и писатели"
Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения 1 -4 классов.Данная презентация обеспечивает мотивационные стороны ( желание вступить в общение с писателем посредством чтения ). Внимание...
"Своя игра" по произведениям детских поэтов
Учащиеся выбирают категорию и оценку вопроса в баллах....
Встреча с детским поэтом
Как полюбить детям книги и ктение? На этот вопрос смог ответить первоклассникам детский писатель Михаил Яснов. Поэт прочитал детям свои стихотворения, всесте с автором дети сочиняли небольшие че...
Современные детские поэты.
Сборник стихотворений с детскими современными поэтами "Живой мир вокруг нас"....